Жан фуке диптих из мелена. Этьен шевалье со святым стефаном

Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг. Фуке в начале 1440-х гг. учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. поехал в Италию. По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. До 1461 г. он работал при дворе Карла VII; осенью этого же года, после смерти Карла, Фуке руководил подготовкой торжественной церемонии въезда в Тур нового короля Людовика Хi. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции. Фуке работал в Туре до конца своей жизни. Точная дата его смерти неизвестна. Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников.

Годы творческого формирования Жана Фуке совпали с периодом величайших бедствий и разрушений, причиненных Франции Столетней войной с Англией. Многие города лежали в руинах, сотни деревень были стерты с лица земли, повсюду свирепствовали голод и эпидемии. Война изменила соотношение общественных сил в стране. Королевская власть опиралась теперь в своей политике на города, которые, оправившись от разрушений, становились центрами экономического, социального и культурного развития. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Ближайшие сподвижники Карла VII — финансист Жак Кёр, канцлер Жювенель Дезюрсен‚ казначей Этьен Шевалье и его преемник Лоран Жирар — были выходцами из буржуазии. Именно они становятся главными меценатами при дворе короля. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке.

Война надолго задержала культурное развитие , отодвинула начало нового художественного движения. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Здесь обосновываются Карл VII и Людовик XI, здесь, в их резиденции, развивается придворное искусство. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Тур избежал военных действий. Это был город со старыми культурными традициями. В Туре родился Жан Фуке, здесь же после обучения в Париже и поездки в Италию он провел всю свою жизнь при королевском дворе.

Знакомством с художественной культурой своих предшественников и современников Фуке обязан юношеским годам, проведенным в Париже. Этот город произвел огромное впечатление на молодого художника прекрасными образцами готической архитектуры. Расцвет таланта Жана Фуке-миниатюриста был подготовлен развитием французской книжной миниатюры всего предшествующего периода. Испытав на себе влияние парижской школы, используя традиционный набор форм, типов и композиций, Фуке тем не менее оставил далеко позади своих учителей и поднял французское изобразительное искусство на качественно иную ступень.

Вероятнее всего именно в столице Фуке видел произведения новой масляной живописи нидерландцев. Реалистические завоевания нидерландских мастеров не могли оставить Фуке равнодушным. Его художественный идеал складывается под влиянием Яна ван Эйка. Трехчетвертной разворот фигуры в портрете (неизвестный еще итальянцам), замкнутое пространство вокруг модели — Фуке позаимствовал эти приемы, позволявшие сконцентрировать внимание на портретируемом и глубже выявить его индивидуальность.

Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. Месяцы, проведенные Жаном Фуке в Италии в атмосфере ренессансной художественной культуры, научили его по-новому воспринимать окружающую действительность. В сознании Жана Фуке утверждалось новое понимание человеческой личности, привлекающей характером деятельным и целеустремленным. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Главным же результатом итальянского путешествия Фуке-живописца стала новая трактовка человеческой фигуры, а также основанная на открытии законов перспективы новая конструкция живописного пространства.

Необходимо отметить, что ни одной достоверной работы Фуке доитальянского периода не сохранилось. Первые произведения вернувшегося из Италии художника обнаруживают уже яркую самобытность, то неповторимое своеобразие, где итальянские и нидерландские мотивы, переплетаясь с национальной традицией, складываются в единую художественную систему. Влияние позднеготической традиции украшения рукописей, нидерландской реалистической живописи и искусства итальянского кватроченто Жан Фуке подчинил своему индивидуальному стилю. С его именем во французском изобразительном искусстве связаны первые значительные успехи в портретном жанре и последний расцвет книжной миниатюры.

Жанр портрета явился одним из первых светских жанров в изобразительном искусстве эпохи поздней готики. Обращение Жана Фуке к этому жанру отвечало духовным исканиям эпохи. В его искусстве портрет освобождается от традиционной готической условности, от сковывающей образы религиозной отрешенности. В истории французской живописи турскому мастеру принадлежит роль основоположника национальной ренессансной школы портрета.

Сохранилось три достоверных портретных образа кисти Фуке: король Карл VII, казначей Этьен Шевалье (портрет является левой створкой «Меленского диптиха») и канцлер Жювенель Дезюрсен. Фуке не датировал своих картин, не осталось о них и документов, позволяющих судить об условиях заказов.

Датировка портрета Карла VII колеблется в пределах целых полутора десятилетий, от 1445 до 1461 гг. На портрете король изображен в обрамленной занавесями церковной ложе во время молитвы, его руки покоятся на парчовой подушке. Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом. Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. Карл VII лишен традиционных атрибутов власти и парадных аксессуаров: избегая внешних эффектов, Фуке целиком сосредоточился на лице короля.

Больше не нужно тратить своё свободное время в походах по магазинам и торговым центрам. Всё, что вам необходимо, есть на http://www.well-body.ru/ . В этом интернет-магазине товаров вы сможете найти всё, начиная от подарков для детей и заканчивая электроникой и компьютерной техникой.

Портрет Карла VII

Поразительна откровенность, с которой Фуке рисует этого малопривлекательного человека: у короля маленькие, настороженно смотрящие глазки, слишком массивный нос и капризно сложенные губы. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля. Но живописец середины XV в. ставит перед собой более сложную задачу: соотнести человеческую фигуру в портрете с окружающим ее пространством. Подчеркнуто рельефно исполненное лицо Карла повернуто в полупрофиль‚ тогда как плечи даны почти в фас, параллельно плоскости картины. По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости — обманчиво.

Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. Фуке выбирает поясной срез и низкую точку зрения, что сразу возвышает фигуру портретируемого и как бы отдаляет зрителя на должное расстояние. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость. Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем. Основные цвета — красный‚ белый и зелёный — составляли гамму герба Валуа. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности. Эти черты портретного образа Фуке с особой отчетливостью выступают в портретах приближенных короля.

«Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. Диптих находился в церкви до середины XVII в., затем створки диптиха были украдены из церкви. Портрет Этьена Шевалье попал в начале XIX в. к немецкому коллекционеру Брентано-Ларошу, а Мадонну с младенцем привез из Парижа мэр Антверпена Ван Эртборн. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде. Левая, изображающая Этьена Шевалье со св.Стефаном, хранится в музее Берлин-Далем, правая, изображающая мадонну с младенцем, — в Королевском музее изящных искусств в Антверпене.

Левая створка. Портрет Этьена Шевалье со св.Стефаном

Правая створка. Мадонна с младенцем

Изображая Этьена Шевалье, Фуке пользуется средневековым иконографическим типом — донатор и святой. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость. Четкость и выразительность силуэтов донатора и святого усиливаются тем, что фигуры помещены на более светлом фоне стены, украшенной классическим ордером. Словно изваяние стоит святой Стефан, правой рукой едва касаясь плеча донатора и в левой держа Библию и камень — атрибут своего мученичества. Лицо святого выглядит отрешенным, хотя с головы на воротник капают густые капли крови, напоминающие зрителю сцену из жития.

На правой створке Мадонна изображена в роскошных одеждах, за ней возвышается спинка богато украшенного трона. Тип ее лица (высокий выбритый лоб, маленький рот), белая кожа, постановка головы, изящество позы и костюм характерны для придворной дамы того времени, привыкшей диктовать моду, вкусы и свою волю.

«Меленский диптих» датируется приблизительно началом 1450-х гг. По старой укоренившейся традиции принято связывать его заказ со смертью фаворитки Карла VII Аньес Сорель, облик которой Фуке по просьбе заказчика воспроизвел в правой створке. Из истории известно, что, будучи умной и образованной женщиной, Аньес Сорель участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Этьен Шевалье был ее ближайшим другом и душеприказчиком. Аньес Сорель умерла 9 февраля 1450 г. в возрасте 41 года.

Сохранилось два изображения Аньес Сорель — графическое и скульптурное. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок, изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Рисунок датируется 1520-ми гг. и является, как предполагают, копией с рисунка середины XV в., возможно, выполненного самим Фуке. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. Более надежная опора для аналогий — надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Сходство опять-таки не вызывает сомнений.

Портрет Аньес Сорель

Фигуры донатора со святым патроном помещены у основания резных пилястр, устремляющихся вверх и дающих представление об огромных размерах зала. На сферической поверхности шишечки трона Марии видно отраженное окно, а хорошо известно, что окна были в домах самых богатых людей Франции. И тем не менее огромное пространство зала пожалуй, единственный намек на богатство и высокое общественное положение заказчика. Пуританская простота костюма, строгость и сдержанность облика, мягкость и приглушенность цветового строя подчеркивают глубокую набожность заказчика, который, будучи во власти молитвы, как бы отступает в тень перед сиянием жемчуга и драгоценных камней, украшающих Богоматерь.

Художник трактует фигуры левой и правой створок по-скульптурному компактно и осязаемо. Так же как и в портрете Карла VII, Фуке конструирует пирамидальную фигуру Богоматери с помощью геометрических тел (легко угадываются шары, призмы и так далее), драпировки, жесткими складками спадающие на колени Марии, ее лицо, фигурка младенца кажутся высеченными из мрамора, а херувимы и серафимы — обрамляющими трон скульптурными украшениями. Объемно-пластическое решение фигур правой створки напоминает рельеф.

Фуке по-разному трактует пространство обеих створок, потому что они совершенно различны по своей природе. Слева представлен земной мир - Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, поэтому они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее). Фуке, насколько это возможно, придвигает трон к переднему краю картины и почти полностью закрывает его мантией, лишая возможности судить о глубине пространства, которое в данном случае абстрактно и не поддается измерению.

Идея противопоставления двух миров, восходящая к предшествующим столетиям, у Фуке получает новое художественное решение. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. Главным композиционным центром является младенец Христос. На него смотрит святой Стефан, взглядом как бы выражая просьбу о посредничестве перед Богоматерью за своего подопечного, который не осмеливается поднять глаза на Мадонну и лишь обращает к ней в молитве сложенные руки. Мария также смотрит на сына, склонив голову в знак согласия быть заступницей Этьена Шевалье перед богом. Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику.

Главный результат пребывания Фуке в Италии - это новая пространственная композиция в целом. Ренессансный дух его произведений делает художника во Франции провозвестником новой эпохи.

В Лувре хранится еще один портрет кисти Фуке. На нем изображен Гийом Жювенель Дезюрсен, который в течение пятнадцати лет был королевским канцлером и хранителем печати при дворе Карла VII, а затем, после нескольких лет опалы, вернулся на этот пост уже при Людовике XI. Портрет канцлера датируется второй половиной 1450-х гг.

Портрет Гийома Жювенела Дезюрсена

Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. В портрете Жювенеля Дезюрсена святой покровитель отсутствует, и, несмотря на молитвенную позу, портрет приобретает совершенно светский характер. Причем большое внимание уделяется внешним признакам и атрибутам высокого общественного положения изображенного на портрете. Даже стена украшена намного богаче: резные золоченые пилястры венчают гербы Дезюрсенов, а мраморные филенки обрамлены резным орнаментом с вплетенными в него фигурками животных. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов.

Подготовительный рисунок к портрету Жювенеля Дезюрсена

Уникальную ценность представляет чудом сохранившийся подготовительный этюд с натуры к портрету Жювенеля Дезюрсена. Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Этот этюд называют «инкунабулой пастели»: своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. Художнику удалось не только портретное сходство. Он сумел с удивительным мастерством изобразить как бы двух разных Дезюрсенов: Дезюрсена-человека и Дезюрсена-королевского канцлера. В рисунке это усталый, мягкий и добродушный старик — таким, видимо, мог наблюдать его Фуке в домашней обстановке. В живописном портрете эти черты характера отходят на второй план, и здесь мастер выделяет в Дезюрсене властность, волю и собранность государственного деятеля.

Жану Фуке приписывают еще два рисунка: «Портрет мужчины в шляпе» и «Портрет папского легата». Прекрасная техника сочетается в них с умением передать индивидуальные, характерные для модели черты.

Портрет мужчины в шляпе

Портрет папского легата

Портрет папы Евгения IV

С именем Жана Фуке связано два медальона, выполненных в технике эмали. Один из них автопортрет художника — хранится в Лувре, другой — на сюжет, известный под названием «Сошествие Святого Духа на верующих и неверующих», — находился в Шлоссмузеуме в Берлине и исчез во время второй мировой войны.

Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Во французском изобразительном искусстве это первый известный живописный автопортрет, его появление в середине XV в. закономерно. Фуке изобразил себя погруженным в глубокое раздумье: брови сдвинуты так, что на переносице обозначились складки, сосредоточенный взгляд направлен мимо зрителя, губы плотно сжаты. Минимальными художественными средствами Жан Фуке достигает эмоциональной выразительности образа. Эта глубина характеристики, не свойственная его большим портретам, открывает нам еще одну грань художественного дарования мастера.

Автопортрет

Сошествие Святого Духа на верующих и неверующих

Будучи наследником традиций монументального искусства, Жан Фуке выступает подлинным новатором: используя новые живописные средства, художник находит новые образные решения. «Пьета» из Нуана стала одним из наиболее значительных памятников французской монументальной живописи середины XV в. Этот алтарный образ был обнаружен в 1931 г. в церкви Нуан-ле-Фонтен в окрестностях Тура.

Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа. Но с еще большей ясностью о большом мастере говорит новое отношение к человеку, выразившееся в трактовке образа нуанского донатора. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа. Но главное отличие заключается в том, что сцена оплакивания отнесена влево: донатор становится ее непосредственным участником, как бы принимая и на себя часть бремени страданий Богоматери над телом сына.

В залах Художественно-исторического музея в Вене находится портрет шута Гонеллы. Улыбающийся Гонелла — знаменитый шут феррарского дома д’Эсте, состоявший на службе у герцога Никколо III, изображен погрудно, со скрещенными руками и наклоненной головой. Его фигура буквально втиснута в отведенное ей пространство. Портрет Гонеллы относят к середине 1440-х гг., то есть ко времени итальянского путешествия Фуке.

Портрет шута Гонеллы

Волею судьбы в историю французской живописи художник Жан Фуке вошел как мастер портрета и основатель нового портретного стиля. Культуру линии и цвета искусства готики Фуке унаследовал от своих великих предшественников. Но в отличие от художников начала XV в. Фуке помещает свои персонажи в трехмерное пространство, построенное по законам перспективы.

Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Создавая живописные образы, художник не ограничивается изображением внешних черт, его характеристики сложнее и глубже, хотя в них нет еще того психологизма и внутренней напряженности, которые отличают портреты нидерландских мастеров. Все его персонажи занимают высшую ступень в сословно-иерархической лестнице, и, глядя на них, зритель ни минуты не сомневается в их социальной принадлежности. Именно эти качества определяют индивидуальный подход Жана Фуке к трактовке портретного образа, и его влияние на сложение национального художественного идеала бесспорно.

В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы ("Часослов Этьена Шевалье", 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; "Большие хроники короля Франции", 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод "Жизни знаменитых мужчин и женщин" Джованни Боккаччо, 1458, Государственная библиотека, Мюнхен; "Иудейские древности" Иосифа Флавия, 1470-1476, Национальная библиотека, Париж) Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом и воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов, отказывался от средневекового принципа размещения планов по вертикали. Любовью к предметному миру, торжественным композиционным ритмом, звучным, насыщенным колоритом отличаются религиозные композиции Фуке (правая часть диптиха "Мадонна с младенцем", около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Исключительно правдивы и очень характерны выполненные Фуке портреты (короля Франции Карла VII, канцлера Гуллиаме Жювенеля дез Юрсен, обе картины в Лувре, Париж).

Картина Жана Фуке "Мадонна с младенцем".
Религиозный образ Мадонны с младенцем на троне изображает также и более земной сюжет. Распространено мнение, что Мадонна на самом деле – это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 – 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. Происходила, по-видимому, из небогатых дворян. Была фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии, жены короля Рене Анжуйского, на сестре которого, Марии Анжуйской, был женат Карл VII. Ее связь с королем началась в 1444 году. В 1445 родился ее первый ребенок, после чего Аньес близко сошлась с королевой Марией, став ее фрейлиной. Современники единодушно называли ее прекраснейшей из женщин (даже папа Пий II оставил восхищенный отзыв о ее внешности). При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь. В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» (игра слов; на французском языке Dame de Beaute означает также владелицу замка Боте-сюр-Марн). Фаворитке короля Карла VII были подарены замки, земли; она получала огромные денежные доходы. Умерла она после родов четвертого ребенка.

Во Франции широко распространены легенды, представляющие Аньес Сорель патриоткой, вместе с героиней Жанной д"Арк, способствовавшей освобождению страны от англичан. Авторы подобных легенд относят дату рождения Аньес Сорель к первому десятилетию 15 века, а поворот короля от светских удовольствий к воинским подвигам приписывают ее влиянию. Эти предания, в частности, отражены в поэме Вольтера «Орлеанская девственница». В середине 15 столетия, один из крупнейших французских живописцев того времени, Жан Фуке, известный своими миниатюрами, совершил путешествие в Италию, где он должен был видеть работы Пьеро делла Франчески и других ренессансных художников. Необходимо отметить, что острое внимание Жана Фуке к деталям восходит к северным художникам, таким как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны Мадонны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.

Агнесс Сорель и картина «Мадонна с младенцем»

Жан Фуке. Этьен Шевалье и Св. Стефан. Левая створка Меленского диптиха. ок. 1450. Картинная галерея. Берлин

Жан Фуке. Дева Мария. Правая створка Меленского диптиха. Ок. 1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен


Сегодня только в воображении можно представить эту картину единым целым. «Меленский диптих» был создан французским художником Жаном Фуке в середине XV века. Полотно заказал придворный муж Этьен Шевалье для одной из церквей города Мелена. На левой створке, которая теперь хранится в картинной галерее Берлин-Далем, Фуке изобразил самого Шевалье с его покровителем святым Стефаном. На правой створке, принадлежащей ныне Королевскому музею изящных искусств в Антверпене, художник создал композицию «Мадонна с младенцем».

Поражает цветовое решение картины - ярко-красные и синие ангелы, мраморная кожа Мадонны и Младенца, глубокий синий тон фона. Но еще больший интерес вызывает сама Мадонна, а вернее - Ее прообраз. Считается, что на картине Фуке изобразил Агнессу Сорель. Кто же эта женщина, вдохновившая знаменитого французского художника на создание одного из лучших образов Богоматери в мировом искусстве?

Мировая история хранит множество фактов и свидетельств женского влияния на власть. Особенно, пожалуй, в этом смысле показательна история Франции. Их было множество, этих ярких красавиц-фавориток. Имена большинства из них давно забыты, но некоторые остались в истории благодаря своему уму, красоте и благотворному влиянию на королей.

И первой в этом ряду стоит Агнесса Сорель.

Дата ее рождения точно не известна - одни историки утверждают, что Агнесса появилась на свет в 1409 году, другие, и, скорее всего, это ближе к правде, - в 1422-м. Ее отец, Жан Сорель, придворный графа Клермона, поняв, что из красоты дочери можно извлечь определенные выгоды, устроил так, что Агнесса сначала стала фрейлиной герцогини Изабеллы Лотарингской, а потом и самой королевы Марии Анжуйской, супруги короля Карла VII. Агнесса пользовалась при дворе огромным успехом. Не мог не заметить эту красавицу и король. Ей тогда было, по всей видимости, чуть больше двадцати.

Карл был сложным человеком. Все знали, что законы морали и нравственности его волнуют мало, он был страстным, увлекающимся, трусоватым и жестоким, но при этом неплохо образованным и большим любителем чтения. Уже вечером того дня, когда Агнесса впервые попалась на глаза его величеству, он увел фрейлину в свою спальню и признался в нежных чувствах. Агнесса не ожидала ничего подобного и в смятении выбежала из королевских покоев. Однако вскоре она сдалась на уговоры государя. Так началось пятилетие ее власти над королем.

Как водится, законная супруга узнала новость последней. Поняв, что страсть Карла велика, и тут ничего не поделаешь, она, порыдав несколько дней, смирилась, более того - подружилась с Агнессой. Они вместе ездили на охоту и гуляли. Такое разрешение проблем весьма порадовало Карла.

В течение нескольких лет, как свидетельствует тогдашний Папа Римский Пий II, «король не мог прожить и часа без своей подружки и был более озабочен совершенствованием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел». Он осыпал Агнессу украшениями, дарил поместья - замок Иссуден в Берри и усадьбу Вернон в Нормандии, награждал титулами, один из которых узнали все. Мадам Боте, мадам Красота - так ее стали звать после того, как король подарил ей поместье Боте-сюр-Марн, Красота на Марне. А в июне 1444 года Карл вместе со своим шурином Рене Анжуйским устроил большой рыцарский турнир в честь прекрасной Агнессы.

Фаворитка родила королю четырех дочерей, и всем им король, несмотря на протесты высоких родственников, даровал родовые титулы Валуа. Это было, пожалуй, высшим проявлением его любви.

Далеко не высокородная аристократка, Агнесса вела образ жизни королевы. До нее брильянты разрешалось носить только мужчинам монаршего рода. После нее это позволяли себе все дамы, которые могли себе это позволить. Она была одной из лучших клиенток крупного негоцианта и королевского казначея Жака Кера. Он поставлял ей мех куницы, восточные шелка, египетские золототканые материи, из которых она шила потрясающие туалеты. Агнесса поражала современников дерзостью и разнообразием своих нарядов. Именно она впервые ввела в моду облегающие фигуры платья и длинные шлейфы, которые очень не понравились Церкви - священники называли их «дьявольским хвостом» и запрещали носить благородным дамам. Агнесса же ввела в моду и декольте.

Возмущенный ее неподобающим поведением, архиепископ Жан Жувенель дез Юрсен приводил факты огромных трат на шлейфы и гребни, золотые украшения, драгоценные камни и дорогие ткани и замечал, что «закрывая лицо вуалью, она придумала такие разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь». К декольте при дворе привыкли не сразу, но вскоре аристократки, заметив заинтересованные взгляды своих мужей в сторону Агнессиных прелестей, пошипев для приличия, вынуждены были надеть - а может, они это делали с радостью - туалеты с глубоким вырезом. Так Агнесса победила в этой войне с Церковью и Приличиями.

Однако обожаемая королем, осыпанная всеми возможными монаршими милостями, мадам Красота не могла чувствовать себя счастливой. Она купалась в роскоши - только стоимость драгоценностей, принадлежавших ей, составила двадцать тысяч шестьсот экю золотом! - а народ жил трудно. Напрасно сердобольная Агнесса тратила целые состояния на подаяния нищим и дары монастырям. В ней видели лишь алчную фаворитку, из-за которой король забыл о королеве и подданных. Во всех своих бедах - в нищете, болезнях, тяжких налогах - простые французы обвиняли королевскую фаворитку. И Агнесса решила, что обязана принести народу пользу.

В стране действительно было неспокойно: шла Столетняя война, длившаяся с перерывами с 1337 по 1453 год. После победы при Азенкуре англичане захватили север Франции, включая Париж. Благодаря Орлеанской деве Жанне позже военное счастье перешло на сторону французов, и они смогли отвоевать у англичан некоторые свои земли. Было заключено перемирие, но большая часть французских земель по-прежнему находилась под управлением английской короны.

Бездействие короля не устраивало ни народ, изнывавший от нищеты и тягот налогов, ни Агнессу, чувствовавшую себя ответственной за то, что происходило в ее стране. Однажды она рассказала возлюбленному, как астрологи предсказали, что ее полюбит самый храбрый и мудрый король на свете. «Я думала, - говорила Агнесса, - это вы, мой король, но, по-видимому, я ошиблась - вы слишком изнежены и совсем забыли о государственных делах. Возможно, тот, предсказанный мне астрологом, король - правитель Англии, который создает сильные армии и захватывает ваши прекрасные города. Пожалуй, я отправлюсь к нему».

«Такие слова столь сильно уязвили сердце государя, что он разрыдался. Вскоре, набравшись мужества, он взялся за оружие. Карл действовал так успешно, что мы выбили англичан из своего королевства», - писал историк Брантон, считавший, что Агнесса Сорель заслуживает признательности французов в не меньшей степени, чем Жанна д’Арк. Вдохновленный Агнессой, Карл в течение нескольких месяцев вернул Франции все захваченные англичанами земли и положил конец Столетней войне. Карл Победитель - так стали его называть с тех пор.

Однако Агнессе этого триумфа Карла и триумфа своих усилий увидеть не удалось.

Шел январь 1450 года. Король готовился к осаде города Арфлера, который еще находился в руках врага. Его волновало не только будущее сражение, но и состояние Агнессы - она ждала его в замке Лош и должна была вот-вот подарить ему четвертое дитя. Вдруг он увидел бегущего к нему монаха. «Государь! Там привезли мадам Сорель. Она в ужасном состоянии».

Агнесса, утомленная и беременностью, и тяготами пути, сказала, что ей пришлось приехать, поскольку она никому не могла доверить важное известие: среди его подданных есть враги, и они готовят против него заговор - собираются выдать англичанам. «Я приехала вас спасти», - прошептала она. Был ли в действительности этот заговор? Никто не знает. Возможно, Агнесса все-таки спасла любимого - вероятно, заговорщики, узнав, что королю все известно, действовать побоялись.

Вскоре после приезда Агнессы в ставку короля у нее начались роды. Подарив государю четвертую дочь, Агнесса никак не могла оправиться и чувствовала себя очень плохо - беспокоили боли в животе. Во время болезни она много общалась со своим духовником, каялась в грехах, молилась. Предчувствуя скорую смерть, завещала большие суммы церкви и 60 тысяч экю всем тем, кто помогал ей в жизни. Отец Дени, духовник Агнессы, отпустил ей все грехи, и 11 февраля 1450 года в 6 часов вечера самая красивая женщина XV века умерла.

Над местом захоронения ее сердца и внутренних органов в капелле Нотр-Дам в Жюмьеже высится великолепное надгробие из черного мрамора. На нем стоит статуя из белого мрамора - молящаяся Агнесса с собственным сердцем в руках. Тело же ее было погребено в саркофаге из черного мрамора в соборе Лоша (ныне церковь Сент-Урс). На надгробной плите из белого мрамора барельеф - Агнесса в отороченном мехом платье, в окружении двух ангелочков и двух агнцев.

Жан Фуке написал Деву Марию - сплошную загадку. Но она потрясающе прекрасна, такой современной, индивидуальной к тому же красотой. Она не похожа на образы мадонн Средневековья, её высокая грудь - не грудь кормящей матери.
«Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность» - историк Йохан Хёйзинга видел в ней дуновение декадентской безбожности.
Этому образу, выходящему за рамки канонов, ищут объяснение.
Вероятней всего в виде Богородицы на картине изображена Агнесса Сорель — возлюбленная короля Карла VII, умершая в 1450 г. К этому склоняется большинство и вот ее портрет, можете сравнить.

Портрет Агнессы Сорель работы Жана Фуке


Меленский диптих
Жан Фуке
Дата: c.1450

А придворный художник Фуке, конечно, мог ее отобразить по просьбе заказчика и видя в ней почти совершенный образ. И тогда объясняется явная эротичность девы Марии. Даже папа Пий II был покорен ее красотой.
"Самой красивой на свете из всех красавиц" считал её летописец Жан Шартье. Оливье де Ла Марш признавался: "Она самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видел".

Не удивительно, что сорокалетний король, увидев впервые юную Агнессу Сорель, влюбился в нее без памяти.
Ей суждено было остаться в истории первой официально признанной королевской фавориткой.

Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королём часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте.

У Фуке дева Мария - средневековая светская дама, одета по моде - в смело декольтированные платья с тугим корсетом, подчеркивающим ее стройную фигуру. Она с нежностью смотрит на ребенка.

На счету Агнессы — трое детей короля (она умерла как раз в 1450 году при родах четвертого) и дружба с королевой. Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей — набожная и с «лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху».

Вот она:

Мария Анжуйская, жена Карла VII

А еще у Агнессы было умение составить протекцию людям честным, умным и честолюбивым, таким, как Этьен Шевалье.

Это знаковая фигура, вот он, в красном, коленопреклоненный. Он заказчик диптиха и написан под собственным именем. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком, неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком.

По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.

Диптих - шедевр, который разъединен и хранится в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно предполагали, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного ок. 1446 года.
Диптих получил название Меленского по городу Мелен, в соборе Нотр-Дам которого он находился. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.

«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне.

С 15 сентября 2017 года до 7 января 2018 года воссоединенный диптих можно увидеть в Берлине.


Жан Фуке.Богоматерь с младенцем. ок. 1450.Холст, масло. 91 ; 81 см
Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Жан Фуке.Этьен Шевалье и святой Стефан. ок. 1450
Холст, масло. 91 ; 81 см Берлинская картинная галерея, Берлин

Жан Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.

После пребывания в Италии Фуке вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (в 1461 году) и Людовика XI. В 1475 году получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.

Сегодня мы посмотрим его Миленский диптих.Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка - в Берлине, правая - в Антверпене.Сначала рассмотрим Мадонну.

Заказчиком картины являлся Этьен Шевалье (1410-1474), королевский казначей. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти.

Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея - это знак того, что его мольбы были услышаны. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр-Дам. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.

«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне. Этьен одет в праздничный, подбитый мехом, наряд, с модными в то время широкими плечами. Он служил сначала секретарем у Карла VII, потом нотариусом и налоговым ревизором. В середине века он отвечал за финансы королевства. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком.

На самом деле Жан Фуке изобразил в виде мадонны фаворитку Карла VII Аньес Сорель. По отзывам современников, она была одной из самых красивых женщин своего времени. Красота Аньес пленила французского короля, как только он ее увидел.Спустя некоторое время ему удалось добиться благосклонности девушки.

В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король влюбился в неё до беспамятства. Об этом свидетельствует придворный хронист Шастилье. А Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал в своих мемуарах:

"Во время трапезы, в постели, на королевском совете - она всегда должна была быть вместе с ним."

Дама де Боте была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Одним из них был Этьен Шевалье. Он сделал блестящую карьеру, быстро пройдя путь от секретаря, затем финансового советника до королевского казначея. Этьен Шевалье стал другом Карла VII и его сына Людовика XI.

Именно Шевалье после смерти Аньес Сорель заказал Жану Фуке диптих, на правой створке которого была изображена его покровительница в образе богоматери. Самого заказчика художник запечатлел коленопреклоненным на левой створке вместе с его святым покровителем.

Аньес Сорель родила королю троих девочек, и в благодарность за это монарх подарил ей свой замок, расположенный в месте, которое называлось Боте-сюр-Марн - «красота на Марне». Вместе с поместьем Аньес получила дворянский титул Дамы де Боте, соответствующий ее пленительной внешности. Ее связь с королем продолжалась почти двадцать лет. Аньес Сорель умерла от родов в 1450 году.

Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей - набожная и с лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху.

Нидерландский историк, критикуя «Меленский диптих» за опасное сближение религиозного и эротического чувств, отмечал его высокие живописные достоинства.Правая створка диптиха исполнена в сине-бело-красных тонах - гербовых цветах короля. И это действительно так, ведь создатель этого произведения - крупнейший французский художник XV века. Имя Жана Фуке было заново открыто лишь немногим более ста лет тому назад.



Поделиться