Какое усилие для затяжки болта м10. Затяжка динамометрическим ключом - моменты усилия

Динамометрический ключ достаточно интересный и крайне полезный инструмент с фиксированным моментом затяжки. Он используется при проектировании строительных конструкций и объектов, где предполагается монтаж и демонтаж, для затяжки резьбовых соединений. Зачастую динамометрическим ключом удобно пользоваться при установке колес, он предотвращает повреждение головки болта или резьбы, а так же способствует надежному креплению колес, что необходимо для быстрого и надежного процесса. Этот инструмент отличается от обычных гаечных встроенным динамометром.

Применение динамометрического ключа

В последнее время на литые алюминиевые диски часто устанавливаются облегченные колесные гайки. Как не крути, но это достаточно мягкий металл, поэтому во избежание повреждений затяжка должна быть верно рассчитанной. Каждый производитель имеет свой момент затяжки, то есть усилие, которое следует приложить, чтобы не сорвать резьбу, но хорошо затянуть гайки колес. Динамометрическим ключом удобно и просто затягивать болтовые соединения. В технической литературе определенный момент обозначается Н*м, например, гайка, затянутая с моментом 10 Ньютон, который приложен к плечу длиной 1 метр (10 Н*м). Чтобы избежать спонтанного отворачивания, затяжка соединения должна быть надежной. Однако, следует делать это аккуратно, чтобы не сорвать резьбу и не деформировать поверхность.

Разновидности динамометрических ключей

В настоящее время ассортимент инструментов весьма широк. Автовладелец может выбрать, каким динамометрическим ключом ему удобнее пользоваться. В зависимости от операций, которые необходимо провести, подбирается нужный инструмент (20-360 Н*м). Погрешность любительского ключа, как правило, составляет около 5 %, для профессиональных - не превышает 1-3 %. Известны несколько разновидностей:

  • стрелочные, на рукоятке имеется шкала с делениями. Ключи просты по конструкции и относятся к дешевой категории инструментов. Однако, не стоит надеяться на надежность и точность показаний, которые могут отличаться от реальных в пределах ± 10 %. А также визуализация показаний допускает некую погрешность.
  • щелчковые или передельные, относящиеся к специализированному инструменту. В конструкцию входит муфта передельного момента, срабатывающие, если затяжка превысила заданный параметр.
  • электронные, имеющие цифровую шкалу и расширенные функции. Звуковое оповещение проводится при достижении необходимого значения.

Последовательность выполнения действий по затяжке

В конструкции каждого инструмента имеются свои особенности. Хотя определенный порядок действий использования распространяется на любое устройство и состоит из следующих этапов:

  • повернуть стопорную гайку по часовой стрелке и разблокировать рукоятку;
  • поставить ручку к требуемой отметке и установить подходящую силу нажатия;
  • начать заворачивать гайки и болты.

Например, для установления усилия на 56 Н*м требуется выполнить следующие действия:

  1. сопоставить деление 0 с отметкой 50 Н*м;
  2. установить ручку до нужной отметки;
  3. зафиксировать на 56 Н*м.

Стопорную гайку необходимо поворачивать по часовой стрелке и зафиксировать. Затяжка ключом проводится до характерного звукового сигнала.

Правила работы с ключом

Работать динамометрическим ключом довольно просто. Однако, при не квалифицированном использовании можно повредить инструмент. Чтобы исключить поломку, необходимо придерживаться нескольких правил. Итак, затяжка производится следующим образом:

  1. запрещается делать дозатяжку после щелчка, особенно при низком крутящем моменте;
  2. после долгого простоя инструмента для равномерного распределения смазки необходимо начинать работу с низкого уровня крутящего момента;
  3. запрещается поворачивать рукоятку в положении, когда стопорная гайка затянута;
  4. при очищении нельзя применять очистители, чтобы не повредить заводскую смазку;
  5. хранить ключи необходимо с низким значением крутящего момента;
  6. нельзя опускать и поднимать рукоятку ниже и выше допустимого значения.

Работа динамометрическим ключом помогает точно рассчитать прикладываемое усилие. Хотя важно учитывать факт, что затяжка подразумевает возникновение между крепежными элементами силы трения, следовательно, указанный параметр напрямую от нее зависит.

Как правильно работать с динамометрическим ключом

Чтобы не повредить инструмент, затяжка не должна проводиться после щелчка. Кроме того, нельзя бросать, стучать, отворачивать крепежные соединения или разбирать, следует оберегать от влаги. Продление срока службы эксплуатации возможно при бережном обращении с динамометрическим ключом. В момент затяжки требуется выдержать крутящий момент, то есть прилагаемое усилие, который зависит от трения на опорной поверхности гайки и в резьбе. Поскольку показатели значения силы трения значительно колеблются, болты также могут нагружаться по-разному, хотя затяжка производилась с одинаковым крутящим моментом. Чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом, необходимо:

  • определить из технической документации оптимальный момент затяжки.
  • проконтролировать калибровку ключа. Следует учитывать, что иногда шкала выражается в разных единицах измерения.
  • отрегулировать ключ, поставив требуемый момент затяжки и зафиксировать на инструменте на нужной отметке. Если потребуется, нужно перевести момент затяжки в нужную систему измерения. При указании производителем диапазона, а не конкретного показания, можно использовать промежуточное число. Например, при указанном диапазоне от 8 до 11 Н*м можно выбрать число 9. Удобно пользоваться динамометрическим ключом с функцией фиксации, что позволяет не волноваться о случайном изменении заданного положения.
  • установить элементы крепления в соответствующее положение и наживить их. Безусловно, все соединения должны быть чистыми и сухими, если не говорится о смазке элементов крепежа. При необходимости производитель укажет необходимость использования контрящего состава.
  • затянуть элементы соединения в установленной последовательности до нужного момента. Как правило, вначале затягиваются элементы крепления с большим диаметром резьбы.
  • проверить, как была выполнена затяжка.
  • снять фиксацию и убрать настройки. Инструмент нельзя оставлять в фиксированном положении.
Некоторые производители для дотягивания болтов указывают значения в градусах. Как правило, это значение применяется после определенного значения затяжки. В подобных случаях можно воспользоваться угломером или присоединить к гнезду колесо с градусами.

С какой последовательностью производить затяжку

Устройство сразу с несколькими крепежными элементами требует особого обращения, в противном случае возможна деформация поверхности. Следовательно, необходимо затянуть все гайки равномерно. Этого особенно следует придерживаться в соединениях, которые с высокими нагрузками сжатия, в частности, блок цилиндров. Некоторые производители указывают требуемую последовательность. При отсутствии подобной информации затяжку гаек динамометрическим ключом необходимо осуществлять от центра крест-накрест. Сначала болты затягиваются вручную, а потом используют инструмент до получения показателя момента затяжки. Следовательно, обеспечивается надежная и равномерная фиксация устройства и предотвращается деформация поверхности. Важные соединения, как правило, затягиваются динамометрическим ключом в несколько этапов.

Динамометри́ческий ключ - гаечный ключ со встроенным динамометром.

Назначение динамометрических ключей

Динамометрический инструмент - это прецизионный инструмент для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом. При проектировании любых строительных конструкций, любого промышленного или строительного оборудования, любой техники, предполагается её сборка с определенным значением крутящего момента для каждого конкретного соединения. Для начала необходимо определиться с типом динамометрического ключа: предельного типа - стрелочный, шкальный. Если вам необходимо видеть значение крутящего момента, выбирайте стрелочный или шкальный ключ. На циферблате стрелочного ключа 2 стрелки: первая показывает номинальное значение величины крутящего момента, вторая стрелка фиксирует максимальное значение момента затяжки. На шкальном ключе можно увидеть значение момента только когда вы им затягиваете. Для затягивания с особо высокой точностью (сборка узлов двигателя, ответственных строительных конструкций) используйте стрелочные ключи; для быстрой сборки с нужным моментом затяжки (затягивание анкерных болтов, затяжка болтов при шиномонтаже) применяйте ключи предельного типа.

Правила работы с динамометрическими ключами

Прежде всего необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации на инструмент. Необходимо подбирать модель ключа так, чтобы нужный вам момент затяжки находился примерно в середине диапазона работы ключа. Ни в коем случае не превышайте максимальный момент на который рассчитан ключ, это повредит его механизм. Динамометрические ключи предельного типа следует хранить с установленным нулевым значением. Берегите корпус ключа от деформаций и повреждений - это может привести к подклиниванию внутреннего механизма и неточности показаний.

Думаю, что многие знают о том, что большинство ответственных резьбовых соединений на автомобиле Лада Калина должны соответствовать определенному моменту затяжки. То есть, каждый такой болт или гайка должны затягиваться с определенной силой. Это нужно для того, чтобы:

  1. Не свернуть резьбу, как это довольно часто получается в практике отечественных автовладельцев. А то многие привыкли тянуть со всей силы, не задумываясь о последствиях. Я, кстати, тоже иногда тянул с такой силой крепления некоторых узлов и деталей, что приходилось нередко менять болты с гайками из-за свернутой резьбы.
  2. Во-вторых, для того, чтобы соединение было закручено достаточно жестко и не возникало самопроизвольного откручивания.

До недавнего времени необходимость в моментах затяжки для меня отсутствовала, но после эти данные стали для меня актуальными. Надеюсь, что и многим другим владельцам Калины они тоже будут полезны. Таблицу недавно нашел на просторах Интернета, да и во многих руководствах она есть, но чтобы не отправлять своих постоянных читателей на другой ресурс, решил все же выложить ее здесь. Думаю, что лишней эта информация никак не будет.







Как видите сами, перечень очень большой и кто-бы мог подумать, что даже для болтов колеса есть строго определенный момент силы и по правилам нужно использовать динамометрический ключ. Но теперь даже ради интереса, пройдусь по основным элементам своей Калины и проверю, насколько все соединения соответствуют данным, представленным в приведенных таблицах.

Что касается болтов головки блока цилиндров, то ее затяжка осуществляется в 4 этапа. Ниже приведен порядок действий более подробно:

  1. Затягиваем болты с моментом 20-25 Н*м
  2. Еще раз крутим каждый до 70-85 Н*м
  3. Тянем все болты на 90 градусов
  4. Последний прием — окончательно закручиваем еще на 90 градусов

Порядок и схему протяжки всех 10 болтов описывать здесь не буду. Все сделаю чуть позже, когда буду описывать процедуру по снятию и установке ГБЦ на своей Калине. Надеюсь, что в течение лета подготовлю данный материал и тогда уже все распишу все деталях и с подробными фотографиями ремонта.



Поделиться