Упражнения на ущ ющ ащ ящ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных

    от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий .

    от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящий, видящий

Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

    1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,

    2-го спряжения - -им: любимый, видимый

Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем поднимаемый, люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

    с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять ,

    с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.

Выполняй задания

Задание из демоверсии ФИПИ 2015:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    преобразу...мый

    распущ...нный

    засмотр...шься

    сломл...нный

    омыва...мый

Выполнение:

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр...шься - засмотреться.

2. Определи спряжение: засмотреться - глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотр и шься. Пропущена буква И.

4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый .

1) преобразу...мый, омыва...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу...мый - от преобразовать (1-е спр.), омыва...мый - от омывать (1-е спр.), пишем гласную е : преобразуемый, омываемый.

2) распущ...нный, сломл...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ...нный - от распустить, сломл...нный - от сломить . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную е : распущенный, сломленный .

Для правильного выбора суффикса причастия необходимо знать условия их написания!

1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени -ИМ-,-ЕМ- зависит от СПРЯЖЕНИЯ исходного глагола.

Исключение: ДВИЖИМЫЙ

3. Правописание гласной буквы перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени подчиняется особому правилу.

Перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме исходного глагола.

увидЕ ть – увидЕ вший, услышА ть - услышА вший.

Примечание: чтобы правильно написать гласную букву перед суффиксом -ВШ-, СПРЯЖЕНИЕ исходного глагола определять НЕ НАДО.

Правописание гласной буквы перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или на - ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА исходного глагола.

Примечание:

Правописание гласных перед одной Н в кратких страдательных причастиях подчиняется тому же правилу, что и правописание гласной перед НН в полных страдательных причастиях:



услышА тъ - услышА нный - услышА на.

Алгоритм выполнения задания

1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:

· в окончании

· в суффиксе.

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределённой форме установите спряжение глагола:

· в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы Е, У, Ю (ЕдУ);

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я (ослик ИА).

3) Если гласная буква пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная буква в суффиксах причастий -УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- .

· пропущена гласная буква перед суффиксом причастий -ВШ- и -НН-.

4) Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- зависит от пряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-;

· в причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-;

5) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий -ВШ- и -НН- зависит от того, на -АТЬ, -ЯТЬ или -ИТЬ, -ЕТЬ оканчивается начальная форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени;

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только Е;

· перед суффиксом -ВШ- сохраняется та же гласная, что и перед окончанием -ТЬ в начальной форме .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

постел..шь / провер..нный / развеянный / слыш..мый / выруч..нный

Ответ:___________________.

Задание № 2.

приемл..емый / тащ..шь / невидимый / выскоч..шь / значимый

Ответ:___________________.

Задание № 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

выгор..шь / задерж..шься / дремл..шь / вер..шь / слыш..мый /

Ответ:___________________.

Задание 4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

задерж..шься / выгляд..шь / прос..шь / предвид..вший / выполн..шь

Ответ:___________________.

Задание 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

завис..шь / задерж..шь / бор..шься / верт..шься / невид..мый

Ответ:___________________.

Задание № 6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

притерп..шься / откликн..шься / прилепл..нный /скач..шь / спор..щие

Ответ:___________________.

Задание № 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?

бор..шься / сфотографиру..шься / движ..мый / повал..нный / наде..шься

Ответ:___________________.

Задание № 8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

предъявля..шь / загон..шь / закле..вший / свер..шь / увид..шься

Ответ:___________________.

Задание № 9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

терп..шь / проветр..шь / вылеч..шься / неотъемл..мый / муч..мый

Ответ:___________________.

Задание № 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е?

брод..шь / выуч..шь / выточ..шь / увид..шься / исчезн..шь

Ответ:___________________.

Каждый тест данного рездела включает 15 заданий.

Для перехода к следующему тесту необходимо кликнуть по названию теста.

§ 58. -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) :

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3-го лица мн. ч. тех же глаголов (см. ):

у (ю ) - в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий ;

а (я ) - в причастиях глаголов II спряжения, напр.: значащий, пилящий, клеящий, дышащий, видящий, стоящий, строящий .

Исключения: причастия брезжущий (от брезжить, брезжит ) и зиждущий (ся ) (от зиждить (ся ) пишутся с суффиксом -ущ- .


§ 59. -ем-, -им- :

В суффиксах страдательных причастий настоящего времени и соотносительных с ними прилагательных пишется буква е - в образованиях от глаголов I спряжения, буква и - в образованиях от глаголов II спряжения, напр.: колеблемый, читаемый, организуемый, просматриваемый, неиссякаемый; видимый, слышимый .

Исключение: причастие движимый (от двигать, движет ) пишется с суффиксом -им- .

-емость, -имость. Аналогично суффиксам страдательных причастий распределяются суффиксы отглагольных существительных -емость и -имость . Буква е пишется в суффиксе в образованиях от глаголов I спряжения, буква и - в образованиях от глаголов II спряжения. Ср., напр.: успева́ емость, рожда́ емость, сопротивля́ емость и сто́ имость . Под ударением в суффиксе существительных этого типа - только гласный и : реши́ мость, проводи́ мость .

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 432 с. - (Справочники русского языка).

§ 60. -анн- (-янн-) и -ан- (-ян-); -енн- и -ен- :

Следует различать страдательные причастия (а также отглагольные прилагательные) на -анный (-янный ), -аный (-яный ), с одной стороны, и на -енный, -еный - с другой. Буква а (я ) пишется в этих причастиях и прилагательных, если соответствующий глагол в инфинитиве (неопределенной форме) оканчивается на -ать (-ять ), напр.: привязанный (от привязать ), вязаный (от вязать ), изваянный (изваять ), настоянный (настоять ), расковырянный (расковырять ), посеянный (посеять ), развеянный (развеять ), веяный (веять ), валяный (валять ).

Исключения: в страдательных причастиях глаголов -равнять и -ровнять с приставками пишется в суффиксе буква е , напр.: выравненный (выравнять ), приравненный (приравнять ), выровненный (выровнять ), заровненный (заровнять ).

Буква е перед нн (н ) пишется в причастиях и прилагательных, образованных от всех остальных глаголов, напр.: увиденный (увидеть ), израненный (изранить ), раненый (ранить ), замороженный (заморозить ), мороженый (морозить ), выкрашенный (выкрасить ), крашеный (красить ), измеренный (измерить ), мереный (мерить ), замученный (замучить ), мученый (мучить ), намасленный (намаслить ), выведенный (вывести ), остриженный (остричь ), поверженный (повергнуть ). Буква е в таких образованиях (в суффиксе -енн- или -ен- ) проверяется ударной позицией, напр.: варёный (варить ), занесённый (занести ), приведённый (привести ).

В соответствии с этим правилом различается написание таких причастий и прилагательных, как, напр., завешанный, навешанный (от завешать, навешать ) и завешенный, навешенный (от завесить, навесить ); смешанный, размешанный, замешанный, мешаный (от смешать, размешать, замешать, мешать ) и замешенный, вымешенный, мешеный (от замесить, вымесить, месить ); выкачанный, закачанный (от выкачать, закачать ) и выкаченный, закаченный (от выкатить, закатить ); расстрелянный (от расстрелять ) и застреленный (от застрелить ).

Примечание. Аналогично пишутся слова, производные от таких причастий и прилагательных: ср., напр., крашенина (от крашеный ) и мешанина (от мешаный ).

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 432 с. - (Справочники русского языка).

1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

— глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

2) Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом «Л» ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растая ть, значит, перед «Л» пишем букву «Я»

3. Причастия настоящего и прошедшего времени (правило)

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будь осторожны при определении инфинитива. Часто встречаются:

Ковры развеша ны во дворе (развешать ) – продукты в магазине развеше ны (развесить )

Обвеша нные лентами (обвешать ) – обвеше нные продавцом (обвесить )

Замеша нные в преступлении (замешать ) – замеше нное тесто (замесить )

Расстреля нные партизаны (расстрелять ) – подстреле нные охотниками (подстрелить )

Пристреля нное ружье (пристрелять ) – пристреле нный заяц (пристрелить )

Выкача нная из бака вода (выкачать ) – выкаче нная из подвала бочка (выкатить )

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Суффикс – морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание –ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса – образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Эта морфема настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и –ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово – деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.

  1. Формообразующие. Это те, которые участвуют в образовании форм одного и того же слова. Отличительная их особенность – эти морфемы наряду с окончанием слова не входят в его основу. Например, форма прошедшего времени имеет характерный суффикс -л-: протирала, готовила, читала. Кроме того, некоторые лингвисты считают -ть- в инфинитиве также формообразующим суффиксом. Напомним, что при изучении вопроса о том, какие бывают суффиксы в русском языке (3 класс), школьникам представляют его как окончание. Также если интерпретировать причастие и деепричастие как глагольные формы (у лингвистов нет однозначного ответа на этот вопрос), суффиксы этих слов выделяются как формообразующие и в основу не входят: думающий, думая, гонимый (морфемы действительного причастия -ющ-, деепричастия -я- и страдательного причастия -им-). К словоизменительным также относятся суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (сильнее, глубже).
  2. Словообразовательные. Эти морфемы более распространены: они используются при возникновении новых слов. Чаще всего они участвуют в образовании имен существительных и прилагательных. Причем с помощью данной морфемы может появляться слово как той же части речи, так и другой. К примеру, слова «лес», «лесник», «лесной.» Первое существительное образовалось при помощи суффикса -ник-, второе слово, прилагательное, при помощи суффикса -н-. Иногда суффиксальным способом образуются и глаголы: обдумать – обдумывать. Здесь в образовании глагола несовершенного вида был использован суффикс -ыва-.

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец – красавчик; ребенок – ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения. Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • «Радостная, она сообщила об этой новости». В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • «Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии». Обособленным определением является причастный оборот.
  • «Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости». Здесь прилагательное с зависимыми словами – это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • «Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку» — «Мама перенесла ребенка в его кроватку».
  • «Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену» — «Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену».

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным – с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением – с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным – дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием – в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • «Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление». Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • «Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя». Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • «Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр». Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное согласованное определение (примеры это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание – это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: «Он любит яйца (какие?) всмятку».
  2. Управление – это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: «девочка села на стул (какой?) из дерева».

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами – Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» – это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) – родить ребенка.
  • Сравнительная степень прилагательного с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами – дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений – дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже — тире (например, самая большая удача (какая?) – сорвать куш в лотерею).

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие (причастный оборот). Запятые при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс –ущ –ющ (думает – думающий, пишут – пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют –ащ-ящ (дымит – дымящий, жалят – жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса –вш (писал – писавший, говорил – говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов –нн-енн в прошедшем времени (придумал – придуманный, обидел – обиженный) и –ем, -ом-им и –т в настоящем (ведет – ведомый, любить – любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).
  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, «Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.
  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях обособленные определения несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

Большинство школьных учебников относит слово «должен» к кратким прилагательным.

(полная форма «должный»). При этом еще говорится, что некоторые прилагательные (в их числе упоминается и «должен») употребляются только в краткой форме.

Слово «должен» (должна, должны) часто причисляется к прилагательным, точнее к кратким прилагательным в роли модальных слов. Хотя модальные слова выражают необходимость действия, и по своим функциям они близки очень к глаголам.

Это же слово иногда причисляют и к наречиям, особенно когда оно употребляется с окончанием «-о» — «должно».

Приведу пример: он должен мне 50 рублей. Здесь слово «должен» по смыслу можно заменить глаголом «задолжал».

Пример 2: с этим не должно быть проблем. Опять-таки, слово «должно» это точно не прилагательное, по форме напоминает наречие, но по сути своей выражает действие и наречием не является.

Слово «ДОЛЖЕН» -это краткое прилагательное.Образовано от прилагательного полной формы «Должный».

Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.

Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.

Я сейчас должен делать письменную работу по русскому языку.

Мне больше верится, что слово «должен» относится к кратким прилагательным. Какой? — должный (полная форма), каков? — должен (краткая форма).

Отвечает свойству кратких прилагательных: не склоняется по падежам, имеет только род и число.

В «Большом толковом словаре» Кузнецова сказано, что слово «должен» является наречием.

Но я с этим не согласен, поскольку наречие является неизменной частью речи, а слово «должен» мы можем изменять по числам и родам.

В других словарях (к примеру, в словарях Ушакова и Ожегова) данный вопрос вообще обходят стороной.

А вот в школьных учебниках слово «должен» относят к кратким прилагательным. Ведь полная форма данного прилагательного: «должный».

Ни причастиями, ни глаголами «должный» и «должен» не могут быть: ведь глаголы обозначают действие, а у причастий есть свои специфические суффиксы: НН, Ш, АЩ, УЩ, ЕНН, ОМ, ЯЩ, ЁНН, ЮЩ, ИМ, ВШ, Т, ЕМ. Ничего подобного в слове «должный» мы не наблюдаем. К тому же причастия образуются из глаголов.

Следовательно, слово «должен» действительно является кратким прилагательным .

Помогите ответить на вопросы по русскому языку: 1. Дайте определение причастию. 2. В чем заключается разница между действительными

страдательными причастиями.

1) в чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

2) что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
3) какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах ущ, ющ;ащ,ящ;?в суффиксах ем, им?
4)в каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я) в каких е?
5)сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
6)когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных,образованных от глаголов?
7)напишите о правописании не с причастиями
8)что такое причастный оборот? когда он на письме выделяется запятыми?

Помогите ответить на вопросы по русскому языку:

1. Дайте определение причастию.

2. В чем заключается разница между действительными

Страдательными причастиями.
3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия.

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-.

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я),в каких- е?

6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий.

7.Когда пишется однв и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилпгптельных,образованных от глаголов?

8.Расскажите о правописании не с причастиями.

9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

1.Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
3.Что общего и чем различаются полные и краткие причастия?
4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-?
5.В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких- е?
6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
7.Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
8.Расскажите о правописании не с причастиями.
9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?



Поделиться