Старинные самовары: обзор, описание, стоимость. Оценка антикварных российских самоваров Найти самоварные клейма

На протяжении почти полутора веков самовар был неотъемлемой частью русского быта. В. И. Даль, так описывал самовар в своем словаре: «Водогрейный для чаю сосуд с трубою и жаровнею внутри». В Европе самовар называли «Русской чайной машиной».

В наше время уже нет жаровых самоваров, они давно вышли из употребления, на смену самовару пришли электросамовары и электрочайники. Однако за последнее время интерес к таким самоварам стал неуклонно возрастать, в первую очередь это связано с массовой застройкой пригородов. Такая тяга к самовару с жаровней вполне объяснима, он был и остается воплощением русского гостеприимства.

Желающие иметь у себя в загородном доме или коттедже антикварный самовар, могут без особых проблем приобрести его на антикварном рынке, который довольно успешно снабжает всех желающих старинными самоварами. Самоваров на рынке достаточно, но внешний вид, качество и художественные достоинства различны. Они различаются по времени изготовления, объемом, внешним видом, ценой. Простому покупателю, в отличие от коллекционера, очень сложно разобраться во всех тонкостях, хотя и коллекционеры порой не знают, как оценить тот или иной самовар. Ведь, к примеру, только одна самоварная фабрика В. С. Баташева в Туле производила более пятидесяти форм различных самоваров. Еще больше самоваров различных форм и размеров, выпускала фабрика И.Ф. Капырина, а если еще учесть и других производителей самоваров, то становится не так-то просто определить методы расчета цены этого популярного рыночного товара.

Главный вопрос рынка - что почем? Ответить на него можно, лишь зная все о товаре. Кроме, того покупателю, нужно знать о состоянии раздела антикварного рынка в целом. Решение такого сложного вопроса при наличии большого числа материала, всегда связано с систематизацией предмета исследования.

Проведем свою систематизацию. Условно все самовары мы разделим на три категории. К первой категории отнесем самовары редкие, они, как правило, изготовлены на высоком художественном уровне и из дорогих материалов. Редкие самовары на антикварный рынок попадают не часто, и цену здесь определяет продавец, и покупатель либо приобретает за ту цену, которую дает продавец, либо начинает поиски самовара по другой цене. Ко второй категории относятся самовары, изготовленные с хорошей художественной проработкой имеющие нестандартную форму, покрытые серебром. На рынке, таких самоваров гораздо больше, и здесь и продавец и покупатель могут достигнуть договоренности в цене. Здесь покупатель также должен иметь представление о состоянии рынка и предлагаемого товара. К третьей категории самоваров относятся изделия, которые выпускались массово, обыкновенные, чисто функциональные. Цену на такие самовары, как правило, предлагает сам покупатель, которую он сможет заплатить, но и здесь ему необходимо знать конъюнктуру рынка на подобные самовары.

Категория первая. К ней относятся самовары экстра-класса, которые изготавливались в штучном экземпляре по индивидуальным заказам, либо малыми сериями. Такие самовары, как правило, изготавливались в стиле русской классики и ампира, а благодаря своей высокохудожественной отделке, становились предметами декоративно прикладного искусства, которые в большинстве случаев использовались в качестве украшения интерьера, чем в качестве сосудов для приготовления чая. Самовары, которые изготавливали по индивидуальным заказам, делали, как правило, из серебра, реже из меди покрытой серебром, и очень редко из меди или латуни.

Вот несколько примеров. Один из редких экземпляров самоваров, который выполнен в стиле ампир, форма его напоминает классическую вазу, которая покоится на бронзовом квадратном основании, декорированном растительным узором, с четырьмя круглыми с вертикальной насечкой ножками. Сам самовар украшен позолоченным ажурного литья бронзовым поясом в виде лозы с гроздьями винограда. Слив крана, сделан в виде стилизованной морды коня, верток в виде маленькой птицы, ручки изготовлены в виде крылатых божеств, с цветочными гирляндами. Материал, из которого изготовлен самовар в основном медь и латунь, большинство деталей самовара покрыто золотом.

Для определения его стоимости, в данном конкретном случае, необходимо знать: 1) когда он был изготовлен - начало 19-го века, 2) какой художественный стиль - это ампир, 3) качество изготовления самовара - высокое, 4)на российском антикварном рынке, самовары такого уровня очень редки, они практически не встречаются.

Антикварные салоны, видимо ориентируясь на эти особенности, установили цену на самовар в пятьдесят тысяч долларов.

Еще один пример из той же категории, это самовар, изготовленный московской фабрики Карла Фаберже - «Леший». Самовар изготовлен в необычном стиле, который подсказали русские народные сказки. По своей форме, самовар представляет собой классический образец - вазу с двумя ручками. Поверхность вазы самовара, выполнена в виде стилизованной головы человекообразного существа, причем ручки выглядят, как оттопыренные уши этого существа. Кран выполнен в виде сучка с листьями, а верток крана, это несколько соединенных вместе листочков. Выполненное в ажурном стиле основание-поддувало в виде переплетенных корней и веток, дополняет общий вид этого редкостного предмета. Основным материалом, из которого изготовлен самовар, является серебро, некоторые детали самовара покрыты позолотой. На основании стоит именное клеймо фирмы «К. Фаберже». Самовар был изготовлен в период между 1899 и 1908 годами.

Интересной является и судьба самовара. В 1917 году он был вывезен из России, а в последние годы несколько раз выставлялся на аукционах в Лондоне, с начальной ценой от 80 тысяч фунтов стерлингов, до 120 тысяч. На аукционе в 2004 году, один из российских коллекционеров-антикваров, купил его не аукционе за 274 тысячи 400 фунтов и вернул в Россию.

Для определения цены этого конкретного самовара необходимо 1) на самоваре стоит клеймо фирмы «К. Фаберже», что доказывает его изготовление на всемирно известной фирме, 2) сам самовар является эксклюзивным изделием, 3) известен провенанс самовара. Трех показателей достаточно, для изделия с брендом Фаберже, чтобы определить его рыночную стоимость. Цена за самовар «Леший», в России в несколько раз выше той цены, за которую он был куплен на аукционе в Лондоне.

Ко второй категории, как правило, относятся самовары редких форм, изготовленные из посеребренной латуни, реже из накладного серебра или мельхиора, меди или латуни. Под эту категорию самоваров попадают, и самовары изготовленные в Польше, которые отличаются особой изысканностью, и самовары, которые изготавливались в «самоварной столице» в Туле, и самовары, которые изготавливались в Москве и в других промышленных центрах. Особняком стоят самовары, которые изготавливались в Варшаве, на самой известной фирме «Фраже». На этой фирме впервые был применен способ гальванического покрытия серебром, самоваров изготовленных из меди, латуни, мельхиора. Самовары поставлялись из Польши в Россию не только фабрики «Фраже», но и других не менее известных фирм В. Норблина, Р. Плевкевича и других. Самовары, этих фирм, украшенные гравировками, литыми гирляндами и маскаронами, в России были популярны вплоть до 1910 года.

Несколько примеров из этой категории. Один из самых красивых самоваров фирмы Р. Плевкевича, является образец самовара, выполненный из плакированного серебра. Изготовлен самовар в виде вазы, с двумя ручками в виде растительных побегов, украшенных маскаронами сатиров. В основании ручек есть отверстия для отвода тепла, которые отделены от верхней части костяными прокладками. Нижняя часть самовара украшена живописным декором, средняя часть самовара украшена нитью «жемчужника». Краник у самовара литой, стилизованный под конскую голову, с пробковым ключом. Основание литое, заканчивающееся четырьмя фигурными ножками из стилизованных растительных побегов. На самоваре стоит клеймо «Plewkiewic w Warszawie».

Так же необычен и великолепен и другой самовар, изготовленный на фабрике Б. Геннеберга. Самовар так же изготовлен в виде вазы из посеребренного мельхиора, с двумя ручками в виде растительных побегов. На зольнике стоит именное клеймо «HENNEBERG - WARSZAWA - 985». Время изготовления самовара - середина 19-го века. самовар выполнен в стиле ампир, на передней стороне самовара располагается картуш, для дарственной надписи, украшенный розами, перевязанными бантом. Сливной кран литой, изготовлен в виде стилизованной головы лошади, с перекидным ключом с костяным хватом. Термоизоляцию ручек обеспечивают костяные шайбы. Верхняя часть самовара декорирована цветочными растительными побегами, перевитыми лентой.

Практика антикварного рынка показывает, что цена на самовары второй категории, колеблется в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. Что определяет стоимость самоваров. Так как, практически у всех самоваров этой категории практически одинаковый объем 5-7 литров, то этот фактор исключим из дальнейшего рассмотрения. Другие же два фактора являются существенными в рассмотрении этого вопроса. Первый фактор, это время изготовления самовара и художественный стиль. Второй фактор, это из какого материала изготовлен.

К третьей категории относятся самовары, которые выпускались массово, для использования их в быту каждый день. Цена на такие самовары на антикварном рынке колеблется от 300 долларов до 3000 долларов. Чтобы стало яснее, почему именно в такой диапазон цен попадают бытовые самовары, необходимо хотя бы в общих чертах представлять процесс изготовления самоваров и их особенность, отчего зависела цена того или иного самовара.

Единичные, уникальные самовары изготавливали мастера, в то время, как для массового производства технология производства самых дешевых самоваров основывалась на кооперации и специализации отдельных производителей. Самовар состоит из большого числа деталей. Для их производства существовали артели, которые изготавливали различные детали. Затем все детали доставляли на фабрику, где из них собирали самовар. Порой на одном самоваре было несколько клейм, разных мастеров. Все это способствовало снижению себестоимости самоваров, а в конечном счете и снижению цен на них. Именно самовары самых простых форм, были самыми массовыми, а поэтому и самыми дешевыми.

На цену самовара влиял и материал, из которого он изготавливался. Наиболее распространенным и дешевым материалом, во второй половине 19-го века была латунь. Нередко для изготовления самоваров использовались и заменители серебра, мельхиор и нейзильбер, которые хорошо имитировали дорогие серебряные самовары, такие самовары стоили гораздо дешевле серебряных, а спрос на них, у населения был велик. Для большего сходства с самоваром из серебра, самовары из латуни производители часто никелировали, никелировали и сопутствующие им предметы, чаши и подносы. В таком случае, цена на никелированные самовары, была выше, чем на самовары, изготовленные из латуни.

Производители самоваров, зачастую завышали цену на самовар, не особо увеличивая затраты на его производство. Иногда, производитель самоваров, просто ставил клейма на нем, с разнообразными медалями с различных выставок, как отечественных, так и зарубежных. Практически все крупные производители самоваров, клеймили свою продукцию, оттисками медалей всемирных выставок. Самовары с медалями, стоили гораздо дороже награжденных аналогов. Цена на такой самовар была 15-20 рублей, в то время, как обычный самовар стоил 8-10 рублей. Именно из-за разницы в цене, некоторые производители и ставили на своих самоварах клейма, не принадлежавшие им по праву.

В стоимости товара немалую роль играет форма и размер самовара. В начале второй половины 19-го века происходит стандартизация форм и декора. Самыми распространенными формами были, вазы, дули, желуди, банки и рюмки. Часто встречаются самовары, у которых была форма шара и яйца. Самовары в форме шара очень ценились в Средней Азии и Персии, куда их в большом количестве вывозили торговцы. Большим спросом пользовались самовары бытовые, украшенные каким либо узором. Цены на самовар зависели от размеров самовара, которые в то время были разнообразны, маленькие самовары, емкость которых была рассчитана на один стакан, и большие самовары, емкостью в несколько ведер. Большие самовары использовались в трактирах и гостиницах, емкость таких самоваров доходила до десяти ведер воды. Для путешественников выпускались самовары с небольшим объемом, компактным корпусом, съемными ножками и необычайной формы. Такие самовары выпускал один из самых известных мастеров из Тулы, Назар Лисицин. На своих самоварах он ставил именное клеймо. Такие самовары выпускали и еще несколько фабрик. Так называемые трактирные самовары, емкостью 35-50 литров, отпускались по весу, и были гораздо дороже своих менее вместительных собратьев.

Проследим описанные выше тенденции по «Прейскуранту «Наследников В. С. Баташева в Туле», который был выпущен 18 февраля 1914 года. В прейскуранте указаны цены, как на простые самовары простых форм, так и на самовары сложных форм. Отдельно указаны цены на самовары, которые изготовлены из различных материалов, имеющие разные объемы и т. д.

Что же мы видим по этому прейскуранту. В первую очередь зависимость цены самовара от его формы. Цена на самовары простых форм, которые продавались оптом, приводится в прейскуранте в расчете на пуд. Цена на самовары более сложных форм, которая приводится в прейскуранте, была определена на поштучный товар. Такие самовары магазины продавали поштучно. Материал, из которого были изготовлены самовары, является другим фактором, от которого зависела цена. Если цену на самовары, изготовленные из латуни, принять за основу, то никелированные самовары таких же форм, уже стоили на 5% дороже, такие же самовары, но изготовленные из томпака, оценивались уже на 10% дороже латунных. Третий фактор, который влияет на цену самовара, это его объем. Цена за пуд таких самоваров была по прейскуранту 28 рублей.

Естественно не все случаи, из практики антикварного рынка укладываются в эти рамки. Такие, например самовары, как «тет-а-тет», не укладываются в эти рамки. Имея свою необычную форму, такие самовары пользуются у коллекционеров повышенным спросом. Так же в особом ряду стоят и самовары, изготовленные из чистой меди, так как, таких самоваров очень мало на антикварном рынке. Объяснение этому факту очень простое, для чистки самоваров использовали золу или глину, в результате таких чисток, стенки самовара протирались насквозь, после этого самовары просто выбрасывались. Также в рамки описанной схемы не укладываются и дорожные самовары, так как, прейскурант рассчитан на самовары, которые выпускались в массовом количестве, которое соответствовало спросу покупателей.

За прошедшие годы, когда производство самоваров было прекращено, какие то, самовары утилизировали, какие то, из них сохранились, но их очень мало. Самые редкие экземпляры самоваров, это трактирные. На рынке самоваров, редко встречаются самовары необычных форм. Так же мало на антикварном рынке и самоваров изготовленных из серебра.

Антикварный рынок на сегодняшний день представляет разрезанный на разные куски пирог. И каждому покупателю предлагается, исходя из его финансовых возможностей, вкусов, определенный кусок пирога. Редкостью стали высокохудожественные самовары, которые стали предметами декоративно прикладного искусства. Коллекционеру, чтобы приобрести такой самовар, нужно не только иметь деньги в достаточном количестве, но и доля везения и удачи, ведь цены на такой самовар достигают шестизначных цифр. Покупатель, который поставил перед собой цель, приобрести самовар среднего достоинства, работы среднего мастера, но интересной формы и хорошо декорированный, изготовленный не из серебра, а из материалов попроще и подешевле, ему повезет больше. Цены на такие самовары колеблются в пределах от 3 тысяч долларов до 10 тысяч долларов. На антикварном рынке простых самоваров из латуни большое изобилие, и цены на них вполне приемлемы.

Клейма и медали на самоварах

Историки не могут однозначно указать дату производства первого самовара и проставления на нем клейма. Чаще всего утверждают, что изделие было сделано оружейниками еще в 17-м веке. Самовар оказался дорогим предметом, для его производства требовалось особое искусство, поэтому мастера обязательно проставляли отметки о месте и имени изготовителя.

История развития самоварного клейма

Первые метки на самоварах проставляли кустарные мастера. Как правило, это были оттиски в виде надписей. Изготовитель указывал свою фамилию, имя и город или село. В 19-м веке клеймо стало фирменным обозначением. Оттиск содержал информацию о месте выпуска, принадлежности фабрики, мастере и заказе, по которому был сделан самовар. Кроме того, наиболее известные и крупные производители проставляли оттиски наград, присвоенных их продукции на самоварных выставках.

Собственные клейма ставили такие известные производители как Ломовы, Лисицыны, Морозовы, Капырзины и, конечно, Баташевы. Официальные метки регистрировались Правительством страны.

Еще в девятнадцатом веке появились псевдомедали. Их ставили с целью увеличения стоимости самоваров, выпущенных в кустарных условиях. Это была своего рода фальсификация. Сегодня также встречаются подделки.

Изображения на клеймах

Первые штампы и эмблемы, проставляемые на самоварах, представляли собой оттиск наименования фабрики в оригинальной рамке. С появлением крупных заводов на клеймах стали появляться изображения гербов знаменитых фамилий. Ярким примером такого варианта является клеймо Баташевых. На самоварах Тейле выгравировали пушку, которая считалась напоминанием того, что производство начиналось с оружейного дела.

Символику известных производителей, качество продукции которых было подтверждено на многочисленных выставках и отмечено экспертами, часто подделывали. Фальсификаторы использовали самые различные приемы. Например, признаком подделки считается:

    изображение, напоминающее государственный герб со значительными отклонениями;

    указание известных фамилий с добавлением надписей «правопреемник», «последователь» (как правило, фамилия истинного производителя специально затиралась или отпечатывалась мелкими буквами).

Самые ценные самовары с клеймом

Антикварные самовары имеют высокую стоимость. На цену изделия влияет:

    дата изготовления и проставления клейма (оригинальные изделия с меньшим количеством клейм изготовлены раньше, чем продукция того же производителя с многочисленными наградными знаками);

    характер оттиска (стоимость зависит от производителя);

    состояние клейма (внимания заслуживают именно читаемые оттиски).

По мнению коллекционеров, наиболее ценными сегодня являются самовары с клеймом заводов Дубинина, Кондратьева, Севрюгина, а также коллекционные и выставочные работы известных фабрик Баташевых, Тейле, Лисициных.

Клеймо на самоваре фабрики Воронцова

Точная дата появления первого самовара до сих пор историками точно не указана, как и дата первого проставленного на самоваре клейма. Наиболее часто встречается утверждение, что первое изделие изготовлено оружейниками в XVII веке. Особое искусство, которое требовалось для создания самовара, сделало его предметом достаточно дорогим, поэтому отметки с именем изготовителя и месте изготовления обязательно ставились.

История появления самоварного клейма и его развития

Штемпель для оттиска медали на самоваре

Кустарные мастера первыми начали ставить метки на элементах самоваров. В основном такими метками становились оттиски в виде надписанных фамилии, имени и города или села. С началом массового выпуска в XIX веке, клеймо уже представляло фирменное обозначение с указанием места выпуска, владельцев фабрики, имени мастера и заказа, по которому был изготовлен самовар. Крупными известными производителями, помимо этого, на самоварах делали оттиски присвоенных на самоварных выставках наград.

Клеймо на самовары ставили горячим способом. Штемпель и участок самовара, на который ставилось клеймо, нагревали до нужной температуры. После этого к разогретой поверхности прижимали штемпель, и мастер специальным молотком делал удар.

Проставленное таким способом на самоваре клеймо или название фабрики получалось не слишком глубоким. Это, вкупе со способом чистки поверхности самоваров в те времена песком, привело к частичному или полному исчезновению надписей.

Наиболее известными производителями ставились собственные, зарегистрированные правительством страны, метки. Такими производителями были Баташевы, Капырзины, Лисицыны, Ломовы и Морозовы.

Увеличить стоимость выпущенных кустарными мастерскими самоваров пытались с помощью псевдомедалей уже в XIX веке. Такие «фальсифицированные» изделия встречаются и сегодня среди антиквариатных самоваров.

Изображения на клеймах

Медали на самоваре фабрики Тейле

На самоварах первые эмблемы и штампы имели вид оттиска наименования фабрики, размещенного в оригинальной рамке. Появление крупных предприятий изменило клеймо – теперь оно представляло оттиск герба знаменитой фамилии владельцев завода. Яркий пример – клеймо тульских фабрикантов Баташевых. Напоминание о том, что производство самоваров началось с оружейного дела, стала гравировка пушки на самоварах Тейле.

Частой подделке подвергалась символика известных производителей. Качество их продукции, подтвержденное многочисленными выставками и отмеченное экспертами, делало их самовары ходовым, по сравнению с конкурентами, товаром.

Подделку отличить от оригинального изделия легко по некоторым признакам: если изображение государственного герба имеет значительные отклонения или в указании известных фамилий добавлены надписи «последователь», «правопреемник». В последнем случае фамилия настоящего производителя печаталась мелким шрифтом или намеренно затиралась.

Наиболее ценные самовары с клеймом

Медали на самоваре фабрики Баташева

Стоимость, иногда очень высокая, антикварных самоваров зависит от следующих их характеристик:

  1. даты изготовления и количества оттисков. О более ранних сроках изготовления свидетельствует меньшее количество клейм, продукция, имеющая изображения многочисленных наградных знаков, произведена позже;
  2. характер клейма. Стоимость и качество определяются производителем.
  3. состояние оттиска. Внимание следует обращать на изделия с хорошо читаемыми надписями.

Продукция заводов Севрюгина, Кондратьева и Дубинина, согласно мнению коллекционеров, сегодня считается наиболее ценной. Выставочные и коллекционные самовары фабрик Тейле, Баташевых и Лисицыных также относятся к уникальным и редким работам, имеющим высокую стоимость.

Медали на самоваре

Изображения на самоварах королевских медалей, дававших изготовителю статус царского поставщика, также поднимали цену изделия. Такие работы не только пользовались спросом на родине, но и были известны за рубежом.

Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что о высокой стоимости самовара не всегда свидетельствует большое количество клейм. Часто оттиски бывают малоинформативны для определения цены изделия. Коллекционеры интересуются, прежде всего, клеймом на работе, по которому можно точно определить наименование производителя, год и место производства, а иногда и назначение изделия – выставочное, подарочное, юбилейное и тому подобное.

На протяжении полутора веков самовары были неотъемлемой частью русского быта. Они представляют собой устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в них нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой наполняемую древесными углями высокую трубку. Чуть позже появились керосиновые, электрические и прочие виды самоваров. В настоящее время они практически повсеместно вытеснены чайниками.

Старинные самовары: немного истории

Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей.

В Россию традиции чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера.

Точную дату появления таких изделий назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век. В это время было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию. Но среди них особенно прославились именно мастера Тулы. Такие фабриканты, как Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.

Первыми производителями самоваров в Туле стали братья Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.

Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.

Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя. Через некоторое время мастера стали использовать латунь и мельхиор.

Виды конструкций

По способу нагрева воды старинные самовары подразделяются на:

  • Жаровые (угольные, дровяные), с которых собственно и начиналась история самоварного дела. Для нагрева воды можно использовать практически любые древесные горючие материалы (уголь, дерево, шишки, и т. д).
  • Электрические. Вода нагревается с помощью нагревательного элемента. Основным достоинством является отсутствие дыма и копоти.
  • Комбинированные, совмещающие в себе два типа нагрева воды - от электричества и от тепла сгорающего топлива.

На рубеже XIX-XX века стали выпускаться новые виды самоваров: керосиновые, изделия «Паричко» и медные приборы Черниковых с боковой трубой.

Также старинные самовары различаются по форме. Самыми дешевыми считаются банки, затем по возрастанию цены рюмка, шар и далее ваза, яйцо.

Объем самоваров

Данные устройства различаются по литражу.

Самые ходовые старинные самовары - угольные от 3 до 7 литров. Изделия менее 3 литров обычно стоят дороже своих больших аналогов, поскольку они сложнее в изготовлении и встречаются реже.

Самовары электрические бывают от 1,5 до 3 л. Большие размеры встречаются довольно редко.

Материал для изготовления

Самовары изготавливаются из разных материалов. Самыми распространенными являются латунные изделия, а также из меди, мельхиора и томпака.

Медные самовары считались праздничными, поэтому они самые дорогие. Сейчас продаются в основном латунные с медным покрытием изделия, но можно найти и старинный медный самовар. В продаже же чаще всего встречаются латунные устройства золотого цвета (выглядят они очень нарядно, но нуждаются в тщательном уходе за своей поверхностью) и латунные с никелированным покрытием (имеют серебристый цвет, выглядят тоже красиво, но не требуют особого ухода).

Широко распространены также латунные самовары с росписью.

Жаровые самовары

С точки зрения антикварной ценности наибольшую привлекательность имеют именно самовары на угле, где основное топливо - уголь. Поскольку что в те времена уголь по карману был далеко не всем, для топки зачастую использовали дрова, которые закладывали во внутреннюю трубу.

В среде антикваров не менее востребованы старинные самовары на дровах. Визуально от угольных аналогов они мало чем отличаются. Но истинные ценители древности их различат мгновенно.

Наибольшую ценность имеют подлинные изделия 17 - начала 19 веков, каждое из которых по-своему уникально и является произведением искусства. Стандартом высочайшего качества старинного самовара считается клеймо мастера.

Достоинства и недостатки дровяных самоваров

Это настоящие старинные самовары, а, значит, можно прикоснуться к настоящей русской традиции чаепития, которой уже почти две сотни лет. Плюс жаровых изделий - нагретая вода в них медленнее остывает.

Среди недостатков можно выделить:

1) Жаровые самовары старинные (цены на них самые разные) нужно нагревать, когда они заполнены полностью водой. Если это правило не соблюдать, они могут распаяться. Поэтому при необходимости в остывшем устройстве подогреть воду нужно обязательно долить жидкость, а уже потом заново разогреть. Однако растопить потухший самовар непросто, поэтому, скорее всего, придется не доливать, а слить воду, убрать старое топливо, налить воду и вновь растопить.

2) Растапливать угольные самовары можно только в открытых помещениях, либо трубу вставлять в специальную вытяжку.

3) Жаровые самовары гораздо дороже подобных электрических.

Электрические самовары

Эти изделия пришли на смену жаровым аналогам уже в эпоху развитого социализма. По своей конструкции они устроены гораздо проще и не имеют традиционной изысканности форм и элементов. Именно поэтому самовары электрические обладают наименьшей коллекционной ценностью.

Достоинства и недостатки электрических самоваров

Электрические варианты удобнее разогревать, причем при любом объеме воды (лишь бы был покрыт ТЭН). Они могут использоваться в закрытых помещениях. У большей части электросамоваров имеется термовыключатель.

Главным минусом электрического самовара является то, что это не самовар, а, скорее, электрочайник нестандартной формы. Здесь нельзя почувствовать запах шишек или яблоневых веточек. После нагревания он быстрее жарового остынет, поскольку внутри него нет медленно остывающих углей. Им нельзя пользоваться на природе, так как там нет электричества.

Комбинированные старинные самовары

Поскольку прогресс не стоит на месте, покупка самовара комбинированного будет очень удачным приобретением, объединяющим достоинства жаровых и электрических собратьев. Растопить такое устройство можно дровами, а когда остынет вода, подогреть ее электричеством. Использовать его можно как на природе, так и в помещении.

Единственный минус комбинированных самоваров - их стоимость, которая выше и дровяного, и электрического варианта подобного объема и формы.

Сколько стоит старинный самовар?

Желающие иметь у себя в доме старинный самовар без особых проблем могут его приобрести на антикварном рынке, который очень успешно снабжает всех желающих такими изделиями, которые отличаются внешним видом, качеством, художественными достоинствами, временем изготовления, объемом и ценой. Простым покупателям, в отличие от коллекционеров, разобраться во всех тонкостях довольно сложно, хотя порой даже коллекционеры не знают, как оценить то или иное изделие. Ведь, например, только одна тульская фабрика В. С. Баташева изготавливала более 50 форм и размеров различных самоваров, а если учесть еще и других производителей, то не так-то уж просто становится определить цену этого популярного товара.

Как мы уже сказали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.

Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.

Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.

Все самовары условно можно разделить на 3 категории:

  1. Самовары старинные (цены на них самые разные). Изготовлены они, как правило, на самом высоком художественном уровне и выполнены из дорогого материала. На антикварный рынок такие экземпляры попадают нечасто, и стоимость здесь определяет, как правило, продавец. Покупателю остается либо приобретать за эту цену, либо же искать по другой цене. Стоимость такого товара доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
  2. К этой категории относятся изделия, которые имеют хорошую художественную проработку, нестандартную форму, покрыты серебром. Таких самоваров на рынке гораздо больше, поэтому продавец с покупателем могут договориться в цене. Диапазон цен колеблется в пределах 10 тыс. долларов.
  3. В эту категорию входят массово выпускаемые изделия, обыкновенные и чисто функциональные. Цену на такой товар предлагает, как правило, покупатель. Стоить такие самовары могут приблизительно 500 долларов.

В наши дни старинные самовары переживают свое второе рождение, являясь наиболее востребованным видом антикварных самоваров. Материальная культура прошлого находит горячий отклик в сердцах современных людей. И дело не только в «моде на старину». Прикасаясь к сохранившимся до 21 века «представителям» отечественного самоварного производства, коллекционеры и просто любители пытаются проникнуться духом ушедших времен и восстановить связь прошлого с будущим, помогающую ответить на сложный вопрос – кто мы, откуда и куда идем. Наверное, многие хотели бы узнать больше о таком красивом, полезном и популярном у наших предков предмете быта, как самовар. А самые наблюдательные идут дальше в изучении «самоварной» истории и интересуются таким вопросом, как значение медалей на антикварных самоварах.

Медали – признание качества

В промышленности, как и в других сферах жизни, прогресс происходит благодаря соревновательному духу, являющемуся локомотивом для всех человеческих достижений. Российская самоварная промышленность, зародившись в мелких кустарных мастерских, в течение 19 века совершила свое победное шествие не только по родной стране, но и покорила рынки многих стран мира. Самовар стал известен в европейских странах как красивый, оригинальный и функциональный предмет быта высокого качества, изготовленный с большим мастерством и любовью, а в более широком смысле он символизировал Россию с ее богатой и самобытной культурой.

Главным признаком качества продукции самоварных компаний стали наряду с клеймом той или иной фабрики клейма в виде медалей. Заслужить право на такой знак было непросто, ведь медали присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня – выставок. Фабрика, продукция которой часто оказывалась в числе призеров на выставках, отечественных и международных, украшала самовары полученными наградами. Медали должны были свидетельствовать о качестве фирменных моделей самоваров и привлекать внимание покупателей.

По медалям на антикварных самоварах можно изучать историю отечественного самоварного производства, так как на клеймах наград содержится много информации о промышленных выставках, в которых участвовала продукция известных брендов. Клеймо медалей и название производителя помещались на корпусе, крышке или поддоне самовара. Оно наносилось специальным чугунным штемпелем, нагревающимся до необходимой температуры и прижимаемым к горячей поверхности при помощи удара молотка. Глубина оттиска не могла быть слишком глубокой, так что со временем стиралась, если самовар чистился песком.

Нанесение медалей и клейм с названиями фабрик строго регламентировалось государством, чтобы исключить возможность подделки. Производитель, чтобы получить право на то или иное клеймо, должен был пройти процедуру правительственной регистрации, в противном случае ему грозил большой штраф или тюремное заключение.

Какие медали на антикварном самоваре лучше?

Достоинство медалей на антикварных самоварах зависело от уровня промышленной выставки или ярмарки, где присуждалась награда. В условиях распространения самоварного производства по всей России в регионах проводилось большое количество подобных состязаний в качестве товаров. Награды, полученные производителями на местных ярмарках-выставках, ценились не слишком высоко. Совсем другой уровень представляют собой медали международных или всероссийских выставок. Продукция, участвовавшая в подобных соревнованиях, должна была пройти строгий отбор, предусматривавший высокое качество изготовления и художественного оформления товара. Компании, получавшие право представлять самовары на выставках высокого уровня, как правило, имели продукцию авторской работы известных мастеров. Наиболее почетно было иметь награды, дававшие фабрикам высокий статус поставщиков царского двора. Такие самовары охотно покупали не только в России, но и на зарубежных ярмарках.

Современные коллекционеры антиквариата обращают внимание на «достоинство» медалей, заключающееся в уровне выставок, на которых побывала русская «чайная машина». Самыми ценными считаются самовары, на которых есть медали с международных выставок. Общее количество медалей тоже говорит о высоком качестве товара и респектабельности производителя. Специалисты называют в числе наиболее дорогих антикварные самовары, имеющие клеймо фабрик Дубинина, Кондратьева, Севрюгина. Большую ценность представляют собой коллекционные и выставочные образцы самоварных компаний Тейле, Баташовых и Лисициных.



Поделиться