Сергей Есенин — Русь советская: Стих. Сочинение: Анализ стихотворения С.А

Анализ стихотворения С.А. Есенина

«Русь советская».

Середина 20-х - время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны - Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 - 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением - приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… - и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения - квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель - служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального - образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя - основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина, какой я стал смешной!
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его - и этак и раз-этак,-
Буржуя энтого… которого… в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют -
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,-
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь. У вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Есенин, подобно многим поэтам, был увлечен возможностями, которые сулила революция. Он с большим энтузиазмом воспринял ее и посвятил этим событиям большое количество стихотворений. Но постепенно поэт осознавал иллюзорность своих взглядов. Суровая действительность показала, что на смену старым общественным проблемам пришли новые, некоторые из которых обещают стать намного страшнее. Если в крупных городах перемены ожидались и были не так заметны, то Есенина поразили изменения в деревне. В 1924 г. он посетил родное село Константиново и не узнал его. Свои впечатления он выразил в стихотворении «Русь советская».

Есенин никогда не выступал с прямым обличением советской власти, он просто отстаивал право на сохранение крестьянского уклада с его любовью к родной природе. Поэт не был в родной деревне долгое время, но постоянно обращался к ней в воспоминаниях. Он считал, что в Константиново всегда встретит участие и поддержку, обретет душевный покой. Вернувшись, он увидел, как революция уничтожила все, что было ему дорого. Жители не знают или не помнят его. Родной дом, который должен был стать приютом для измученного странника, давно сожжен. Вместо тихой деревенской идиллии вокруг него суетятся новые люди, напоминая о городской жизни.

Поэт напоминает сам себе, что он к этому и стремился. Революция зажгла «новый свет» и породила «другое поколение». В социалистическом обществе небольшой клочок земли не может быть родиной. Новые люди считают себя хозяевами всего мира.

Есенин описывает свои непосредственные впечатления. За ними скрываются намеки на убожество нового строя, возомнившего себя вершиной человеческой мысли. Русский язык, которым поэт восхищался, грубо исковеркан новыми словами и выражениями. Обсуждение крестьянами своей «жиси» выглядит пародией над неумелыми большевистскими политиками и начальниками. Воспоминания красноармейца о героических сражениях крайне примитивны. От них становится стыдно даже природе («клены морщатся»). Финальным аккордом звучат «агитки Бедного Демьяна», безграмотные «произведения» которого пользовались в то время большой популярностью.

Есенин понимает, что произошло чудовищное падение культурного уровня. Старые ценности были уничтожены, а новые еще не появились. Он желает счастья нынешним и будущим поколениям, но сам не может принять участия в строительстве нового мира. Поэт остается верен своим вечным идеалам, главным из которых является простое и краткое слово – «Русь».

Сергей Есенин

Русь советская

А. Сахарову

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать".

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают "жись".

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.

"Уж мы его - и этак и раз-этак, -
Буржуя энтого... которого... в Крыму..."
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют -
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

Читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучают в 11 классе. Узнайте о нем больше, ознакомившись с кратким анализом «Русь советская» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.

Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа - октава (восьмистишье).

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры - «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».

Эпитеты «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».

Сравнения - «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».

История создания

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.

Тема

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Пережив их, лирический герой возвратился в « край осиротелый» . Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением « скандального пиита ».

Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: « клены морщатся ушами длинных веток ». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.

Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.

Композиция

Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа - октава (восьмистишье).

Жанр

Жанр – поэма, так как в стихотворении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух-, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.

Средства выразительности

Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты - «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения - «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон - «грустная радость».

1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская ». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел. / Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг. В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями. Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться». Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.
В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии. Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».
Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная » — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.
В «Руси уходящей » поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками:

Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать.
Скольжу и падаю другою.



Поделиться