Повесть отличается от рассказа тем что. Повесть и рассказ: чем отличаются и что общего

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

В современной литературе жанр рассказа определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.

Повесть относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.

Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголь

Выводы сайт

  1. Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
  2. Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
  3. В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
  4. В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

РАССКАЗ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ (в более узком значении) и новелла. С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с «физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование, он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. Предельная краткость повествования требует особого внимания к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную характеристику героя.

Рассказ, по своей жанровой природе, должен усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный» образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное представление…». Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой

Рассказ остается продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический, фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически бессюжетный.

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань, Повесть о Калкской битве, Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна. Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно). Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Повесть – вид эпического произведения средней формы, построенного в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Граница между повестью и романом не в объеме, а в композиции. В повести материал излагается хроникально. В древнерусской лит-ре повесть – всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть временных лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»). Постепенно значение термина сузилось до настоящего. Единого сюжета с причинно-следственной связью в повести не существует. Есть отдельные эпизоды, которые соединены друг другом по принципу хроники.

Рассказ – малая эпическая прозаическая форма. Это небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (1-2). В рассказе обычно сужены время и место действия. Рассказ характеризуется однопроблемностью и однособытийностью. Среди рассказов различают произведения очеркового (описательно-повествовательного) и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типов. Рассказ с остро развивающимся сюжетом и неожиданной концовкой называют новеллой. Новелла – это правдоподобный рассказ о неслыханном и занимательном событии. Новелла в отличие от рассказа не несет в себе глубокой психологической разработки образа, герой раскрывается в моральной сущности. Очерк – разновидность малой формы, отличающаяся от рассказа отсутствием единого и остро развивающегося конфликта. Условно очерки можно разделить на художественны и худ-документальные. В первых изобр-ся вымышленные лица и события, а во вторых – подлинные лица и факты жизни с точным обозначением мест, дат, имен.

Малые жанры тяготеют к циклизации.

В данном материале мы рассмотрим различия между литературными произведениями.

В данной статье мы разберемся в различиях сказок от повести, стихотворения, басни. А также разберем каждый из этих литературных видов подробней.

Чем отличается сказка от рассказа: сравнение, разница и сходство

Сказка и рассказ относятся к прозаичному изложению какого-либо сюжета, во многом есть сходство между ними, а также разница. Схожая манера повествовательного описания, наличие героев первого и второго плана, а также присутствие захватывающего сюжета и развязки истории.

Различие состоит в том, что сказка основана больше на выдуманных событиях, с нотками волшебства и фантазии и практически всегда имеют счастливый конец. Конечно, поэтому сказки так легко запоминаются детям и взрослым. В сказках часто скрывается очень важная мораль, а благодаря тому, как ее преподносят в виде волшебных историй, эту мораль легко донести деткам.

Рассказ же основан на реалистичных событиях, чаще всего в рассказах используют небольшое количество героев и участников, и зачастую небольшой объем произведения. Благодаря присущим монологам, логическим рассуждениям, образ главного героя кажется достаточно правдоподобным и реальным.

Основные отличия:

  • В сказке с каждым эпизодом, открываются новые приключения. Рассказ – то и есть краткий эпизод, который для героя становится главным
  • В сказке используется вымысел и аллегория, а в рассказах – реалистические события
  • В рассказе время ограничено и пространство, вот в сказке наоборот
  • В рассказе не используют много действующих лиц, в отличие от количества героев сказки

Чем отличаются сказки от рассказов о животных: сравнение, разница и сходство

В сказках всегда присутствуют элементы выдуманного, чародейства и волшебства, в рассказах же повествуется о более реальных событиях, даже если они взяты не из настоящей жизни, то основаны на реальных действиях.

Сказочные животные всегда имеют человеческие черты, например, в сказках животным присуще умение разговаривать, ходить как человек и многое другое. В то время когда в рассказах используют животных в их обычной интерпретации.



С детства каждый может вспомнить чудесные сказки на ночь, в которых рассказывается о различных животных и выдуманных персонажей, которые своим поведением напоминают людей. В сказках действующие лица в виде животных наделены эмоциями и чувствами, чего нельзя встретить в обычных рассказах о жизни.

Чем отличаются сказки от фантастических рассказов: сравнение, разница и сходство

Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором используется элементы чего-то странного, необычного, выходящего за рамки привычной жизни. Такой жанр однозначно присущ всем известным сказкам, но также используется и в реальных рассказах.



  • Одно из главных отличий сказок и рассказов – это то, что в рассказах всегда есть автор, а в сказки зачастую имеют фольклорное происхождение.
  • Второе отличие заключается в том, что фантастические рассказы не направлены на то, чтобы научить чего-то, в то время, когда в сказках всегда присутствует скрытая мораль и учит нас зачастую любви, добра, уважения и т.д. Другими словами фантастические рассказы существуют для развлечения, а сказки — для обучения.
  • Третье отличие фантастических рассказов и сказок – это конец истории. Всегда сказки заканчиваются хорошо и счастливо, что очень привлекает маленьких читателей, а вот рассказы не всегда имеют благоприятное окончание, по крайней мере, целевая аудитория рассказов рассчитана на более старшее поколение.

«Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?

Сказка «Храбрый утенок» стала классикой в художественной литературе и бесспорно пользуется широкой популярностью среди юных читателей. Вводят в программу уже во втором классе и детки с радостью слушают и перечитывают эту сказку.

  • Несмотря на то, что у данного произведения есть автор и сюжет достаточно небольшой, это не рассказ, а сказка, т.к. животные определенно наделены человеческими качествами, эмоциями.
  • Также, данное произведение имеет мораль и учит маленьких читателей храбрости, силы воли и смелости, необходимости иметь внутренний стержень и веру. Автор подчеркивает важность дружбы, ведь в одиночку противостоять врагу очень сложно. Всем вместе можно стать непобедимой силой.
  • После прочтения данного произведения, можно понять важность храбрости и бесстрашия, ведь все что кажется, нам страшным не всегда является таким на самом деле. Сказка учит смотреть в глаза своему страху, и дает мотивацию для того чтобы перебороть его.

Благодаря тому, что произведение имеет мораль, главные герои в виде утят, которые наделены человеческими качествами, и счастливый конец – можно с легкостью определить что «Храбрый утенок» Бориса Житкова – это сказка.

Чем отличается повесть от рассказа и сказки?

Для того чтобы разораться в чем разница между рассказом, повестью и сказкой, сначала нужно понять определение этих терминов.

  • Сказка, как нам известно, это художественное произведение, которое основано на выдуманных и нереальных событиях. Всегда имеет счастливый конец, и целенаправленна на то чтобы донести мораль, и чего-то научить читателя.
  • Рассказ – это короткое произведение, основанное на более реалистичных событиях и описывает какой-то фрагмент из жизни главного героя. Конец не всегда заканчивается хорошо, и зачастую используется небольшое количество действующих лиц.
  • Повесть – это исключительно жанр русской литературы, в остальных же такого термина нет. Грубо говоря, повесть – это что-то среднее между романом и рассказом. Имеет достаточно большое количество действующих лиц, которые могут меняться в ходе рассказа. Также повесть больше по объему чем рассказ.


Отличие повести от рассказа и сказки

Основные отличия:

  • Количество персонажей в сказке и повести может быть одинаковым и доходить до большого количества героев, которые меняются на протяжении истории. А в рассказах всегда используется небольшое количество действующих лиц.
  • Объем повести намного больше чем в рассказах.
  • Для жанра повести, а также для сказки характерно отслеживания ряд событий, которые переплетаются между собой, а в рассказах встречается всего лишь одно авторское событие, или взят фрагмент из жизни, истории.
  • В повести можно встретить предысторию, плавно развивающийся сюжет, чего не встретишь в рассказах и сказках.

Чем отличается быль от повести, рассказа и сказки?

Быль – это один из жанров фольклорной литературы, события передаются на «народном языке», другими словами, как пересказ. Если сравнивать с рассказом, повестью и сказкой, то были больше схожая с последним жанром.

Разница между сказкой и былью:

  • Сказка имеет более устойчивую структуру, чем быль
  • Быль имеет неповторяющийся сюжет, главная мысль сохраняется, но могут поменяться герои, место происхождения и др.
  • Героем были, чаще бывает человек, который совершил захватывающие подвиги, такой сюжет также интригует, как и сказка, но в отличие от сказки используется меньше волшебства и чародейства
  • В рассказе и повести всегда есть автор, в отличие от были и сказки, т.к. это народное творчество
  • Конец у сказки всегда счастливый, чего не скажешь об остальных жанрах. Быль может заканчивается даже трагедией или драмой

Чем отличается басня от сказки и рассказа?

Басню от сказок отличить не всегда получается, т.к. у них достаточно много общего и схожего. Рассказ же имеет большинство различий с таким жанром, как басня.

  • Басня относится к эпическим жанрам, и основана на мифологии, которая возникла в процессе расцвета античной культуры. Так же как и сказка, у басни есть мораль, имеет поучительный и развлекательный характер. Сходство фигурирует и в конце сюжетов, как и в сказке, так и в басне – всегда добрый и нравоучительный конец, зачастую описывается в форме пословицы или присказки.
  • Отличительной чертой сказки есть то, что в ней развитие сюжета происходит как цепь событий. Сюжет басни развивается как одно целое.
  • В басне можно встретить мифических созданий и животных, которые символизируют определенные человеческие качества, например: лиса – это символ хитрости, волк – алчности, сова – мудрости, заяц – трусости и мн.др.


Также различие между басней, сказкой и рассказом, в том что басня – это сатирическое произведение, чаще написанное в стихах, а вот рассказ и сказка – в прозе. Басня, как и рассказ – это короткое произведение, а сказка не имеет четких границ написания.

Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?

Стихотворение – это поэтическая форма лиро-эпичного жанра художественной литературы. Отличить стихотворение от сказки сможет даже начинающий читатель, т.к. особенностью стихотворений является ритмичная форма написания. Рифма – не читается отличительной характеристикой стихов, т.к. в белом стихотворении она отсутствует.

Чаще в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания и эмоции. В отличии от сказок и рассказов, стихи нельзя пересказать. В стихах всегда упорядочен текст, автор задает определенный ритм произведения, который при пересказе можно утратить.

Основные отличия:

  • Рассказ и сказка – это прозаичные произведения, а стихи – имеют свою упорядоченную структуру
  • В рассказах не используется рифма, в то время, когда в большего количества стихов – рифма это обязательное условие написания, не считая белых стихов
  • В стихотворениях отсутствует сюжетная линия, в отличие от рассказов и сказок
  • Рассказы и сказки основаны на эпичном сюжете из жизни героя, а благодаря стихотворению автор может передать свое эмоциональное состояние
  • Пересказать рассказ и сказку возможно, а вот если пересказать стихотворение – его смысл утратится.

Чем отличается басня от стихотворения?

Стихотворением называется небольшое произведение с рифмой, через которое автор передает внутреннее состояние, эмоции и переживание читателю. Ритм и рифма такому виду произведения присуща не во всех случаях, например при написании белого стиха, но определить стихотворение можно благодаря повышенной эмоциональности и небольшому объему произведения.

Басня – это небольшое произведение основано на мифологии и выдуманных историях, также написана как и в стихах, так и в прозе. По своим характеристикам такой жанр очень схож со сказками, но имеет также отличительные черты.

  • В отличие от басни стихи не ограничены в своих целях, то есть в стихах отсутствует мораль и поучительный характер. А басня всегда несет в сюжете нравоучительный характер.
  • Отличие между басней и стихом – это действующие лица. В басне чаще используют героев животных, которые наделены человеческими чертами. В то время, когда героем стиха может быть кто угодно.
  • Также, отличительная черта стихов и басни – это то, что произведения в стихах может быть тесно связанно с реальностью и действительностью, но это не является главным условием. Также в стихах нет описания конкретного события.


В то время, когда басня основана на вымысле, описывается воображаемый и несуществующий мир. А в ходе сюжета описывается «наболевшая» проблема, которая касается человечества и общества.

Видео:«Храбрый утёнок». Б.Житков

Рассказ и повесть очень похожи друг на друга. Порой даже опытные филологи не могут сходу определить, в каком жанре написано произведение - рассказа или повести. Тем не менее, в большинстве случаев можно понять, какой перед вами жанр. Для этого нужно знать, чем отличается рассказ от повести.

Рассказ и повесть: отличия

  • Оба жанра прозаические, однако чаще повесть по размеру больше рассказа.
  • Рассказ отличается точностью (четко указывается время и место действия), напряженностью, четким сюжетом, малым количеством событий, в нем описан один или несколько эпизодов из жизни героя. Сюжет рассказа однолинейный. В повести могут быть лирические отступления, размышления автора, описания пейзажа, обстановки и т. д. Течение повествования там более спокойное и плавное, повесть охватывает несколько событий из жизни героя, описывает некий период его жизни. В повести наряду с основной сюжетной линией могут присутствовать дополнительные, которые переплетаются с основной.
  • В рассказе очень мало действующих лиц, может быть даже всего один - главный герой. В повести действующих лиц больше, но имеется главный герой, вокруг которого и строится все повествование.
  • В повести автор часто стремится к фактической или исторической достоверности, рассказ же - это правдоподобный вымысел.

Термин "повесть" также имеет и исторический смысл. В Древней Руси повестью называли любое повествование. Это были устные рассказы о тех событиях, которые видел или слышал рассказчик. Важным источником старинных повестей являлись летописи.



Поделиться