Пол Пот. История крестьянина, заставившего мир содрогнуться

Пол Пот (1925-1998) – кровавый диктатор, уничтоживший за 3,5 года своего правления 3 миллиона соплеменников. Находясь на вершине власти, он вел аскетичный образ жизни, не имел даже собственного дома. Несчастного художника, который однажды осмелился его нарисовать, забили мотыгами. Пол Поту удалось сделать то, что не удавалось прежде ни одному из революционных вождей – он полностью отменил институт семьи и брака, и в коммунах женщины становились собственностью нации.

Салот Сар (партийная кличка - Пол Пот) родился в небольшой деревне в семье зажиточного крестьянина китайского происхождения. В девять лет родители отправили его в Пномпень, где он прислуживал в буддийском монастыре, изучал кхмерский язык и основы буддизма.

Далее он получает основы классического образования в католической школе и даже едет во Францию, где в Сорбонне изучает радиоэлектронику. В Европе в его голове поселяются идеи марксизма и он теряет интерес к учебе. Его отчисляют из университета и в 1953 году он возвращается в Камбоджу, где начинает свою партийную деятельность.

С 1963 года он становится Генеральным секретарем Коммунистической партии Кампучии. Но постепенно сторонники Салот Сара (Пол Пота) стали ядром красных кхмеров, отделившись от коммунистической партии. Их численность стремительно росла за счет вступления в ряды малограмотных крестьян, которыми руководит Товарищ 87 (конспиративная кличка Пол Пота).

В 1975 году, победив в кровопролитной гражданской войне, красные кхмеры вошли в Пномпень. Посол США бежал, держа в одной руке чемодан, а в другой - американский флаг. Вскоре было объявлено, что Камбоджа будет называться Кампучией, и за несколько дней превратится в коммунистическую.

Все преобразования Пол Пот решил делать тайно от мирового сообщества, обидев даже своих «братьев» - Советский Союз, ответив грубым отказом на приглашение посетить с дружеским визитом Москву. Диктатор разорвал дипломатические отношения со всеми странами мира, запретил почтовую и телефонную связь, въезд и выезд из государства. Даже КГБ не удалось создать в новоиспеченном государстве свою агентурную сеть.

Таким образом, из Кампучии практически никакой информации не поступало. То, что там творилось, стало известно через несколько лет, поселив ужас в самые жестокие сердца.

Войдя в Пномпень, Пол Пот приказал взорвать национальный банк, ведь теперь деньги были не нужны. После взрыва над домами долго кружились банкроты, но революционеры расстреливали на месте тех, кто пытался их собирать. Также была прекращена подача воды и электричества в дома.

Утром три миллиона горожан проснулись от приказов, несшихся из громкоговорителей – немедленно покинуть город. Чтобы люди поторапливались, красные кхмеры в черной форме колотили в двери прикладами и стреляли в воздух. Позже они стали стрелять в людей, которые либо замешкались, либо выражали недовольство. Инвалидов обливали бензином и поджигали.

Начался настоящий хаос. Вояки отделяли детей от родителей, жен от мужей. Даже те, кто безропотно подчинялись, оказались в критическом положении - под открытым небом без еды и воды. Отчаявшиеся люди пили из сточных канав, а потом умирали от кишечной инфекции.

Через неделю Пномпень опустел, а на некогда оживленных красивых улицах лежали трупы, да рыскали стаи одичавших собак, ставших людоедами. Только на окраине теплилась жизнь. Здесь жили вожди «красных кхмеров», а также находился «объект С-21», куда привозили «врагов народа», которых после пыток скармливали крокодилам или сжигали на железных решетках.

Пол Пот объявил, что теперь все население будет заниматься сельским хозяйством по 18 часов в день, живя в коммунах, где мужей отделялись от жен, так как женщины становились собственностью нации. Сельский староста сам составлял новоиспеченные пары, но это происходило раз в месяц, да и то на исходе дня, а весь день, который считался выходным, замученные люди слушали политические доклады.

Естественно, крестьянам были не нужны автомобили, строительная техника и электроника. Поэтому все это уничтожили обезумевшие красные кхмеры при помощи кувалд и ломов. В немилость попали даже электробритвы, швейные машинки, магнитофоны и холодильники. Сжигались библиотеки, театры и кинотеатры, национальные архивы.

Интеллигенция планомерно уничтожалась, а выжившие работали на рисовых полях, как каторжане. При этом человека могли расстрелять лишь за то, что он носил очки. Убивали врачей, так как Пол Пот считал, что будущая счастливая нация должна быть здорова. С монахами также особенно не церемонились, а в храмах разместились казармы и скотобойни.

Когда надо было казнить много людей, их собирали в группу, опутывали стальной проволокой и пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму. Детей же связывали по рукам и ногам, и кидали в ямы, заполненные водой, где те тонули.

Впоследствии Пол Пота спросили: «Зачем вы убивали детей?», на что тот ответил: «Потому что из них могут вырасти опасные люди». Армия красных кхмеров состояла из подростков двенадцати – пятнадцати лет, которых приучали к убийствам, спаивая смесью пальмового самогона с человеческой кровью.

Несмотря на творящийся ужас, было запрещено плакать, жалеть слабых и больных. Впрочем, без особого политического повода смеяться также было запрещено. Если же кто-то не соблюдал эти революционные правила, то его зарывали по шею в землю, а затем голову отрезали и выставляли на кольях с табличками: «Я – предатель революции!». Трупы преступников запахивали в болотистую почву в качестве удобрения. Люди даже придумали название своему многострадальному отечеству – Страна Ходячих Мертвецов.

За один год Пол Поту с соратниками удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты. И лишь Мао Цзэдун высоко отозвался о достижениях Пол Пота: «Вы одержали блестящую победу. Одним ударом вы покончили с классами. Народные коммуны в деревне, состоящие из бедных и средних слоев крестьянства, по всей Кампучии – вот наше будущее».

Неизвестно, сколько бы времени продолжалось кровавое правление Товарища 87, но он совершил ошибку, начав этническую чистку вьетнамцев. В декабре 1978 года вьетнамские войска перешли кампучийскую границу и, не встречая серьезного сопротивления, вступили в Пномпень. Остатки десятитысячной армии вместе с Пол Потом бежали в джунгли на север страны, где начали партизанскую войну.

Новые власти Кампучии вынесли диктатору заочно смертный приговор, обвинив в геноциде. Однако полностью разгромить красных кхмеров не удалось. Пол Пот обосновался на границе с Таиландом, получая помощь от врагов Вьетнама. В джунглях он прожил еще несколько лет.

В конце семидесятых годов стали ходить слухи, что Пол Пот умер, но потом поступило опровержение. В 1981 году он даже вернулся в Камбоджу, где на тайном собрании среди своих старых друзей заявил, что ни в чем не виноват, а слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали его приказы.

«Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать», - высказывался Пол Пот. Незадолго до своей смерти семидесятидвухлетний Пол Пот успел дать интервью западным журналистам. Он также сказал, что ни о чем не жалеет.

Вначале объявили, что причиной смерти послужила сердечная недостаточность, но последующая медэкспертиза показала, что смерть наступила в результате отравления. Товарищ 87 ничего не оставил жене и четырем дочерям: все его скудное имущество состояло из пары заношенных гимнастерок, палки для ходьбы, да бамбукового веера. Его тело со скудным имуществом сгорело на костре из старых автомобильных покрышек, который разожгли соратники в джунглях.

В истории любого народа есть периоды, которые хочется вычеркнуть, выжечь из памяти – столько горя и страданий они принесли людям, откинули страну в экономическом и эволюционном развитии на десятки лет назад. Таким периодом по праву можно назвать время правления режима Пол Пота в Камбодже.

Детство и юность Салот Сара

Биография Салот Сара, именно так в действительности звали Пол Пота, до сих пор скрывает в себе множество тайн и неизвестных моментов. Однако как бы диктатор не пытался скрыть свое прошлое, все же некоторые факты из его жизни стали достоянием общественности.

Родился будущий диктатор 19 мая 1925 года в крохотной рыбацкой деревушке Прексбаув расположенной на берегу озера Тонлесап на северо-востоке Камбоджи. Он был восьмым из девяти детей в зажиточной крестьянской семье этнических кхмеров.

В детские годы маленький Сара, не без помощи довольно влиятельных родственниц, служивших при королевском дворе, смог получить образование в различных учебных заведениях страны, а позже воспользовавшись государственной стипендией, отправился продолжать обучение во Францию.

В Париже, сблизившись с другими студентами из юноша впервые проникся коммунистической идеологией. Вместе с единомышленниками он создал марксистский кружок и вступил в Коммунистическую партию Франции.

Начало революционного пути

Однако в настоящую борьбу за «светлые» идеалы коммунизма Салот Сара вступает, вернувшись из Франции в Камбоджу. Остановившись в Пномпене, столице Камбоджи, молодой человек вскоре пополняет ряды Коммунистической партии Кампучии, а спустя десять лет становится её генеральным секретарем.

К этому времени в стране начинается активная фаза борьбы партизан с правительственными войсками. Салор Сара вместе с группой соратников создает коммунистическое течение аграрного толка – красные кхмеры. Наиболее фанатичные сторонники Салот Сара становятся ядром нового движения. Боевые отряды состояли в основном из 12–15-летних этнических кхмеров, представителей беднейших слоев общества.

Как правило, это сироты, люто ненавидящие представителей интеллигенции и просто жителей городов, которых они считали предателями и пособниками капиталистов.

Новая реальность – Демократическая Кампучия

Весной неспокойного 1975 года, под грохот проходившего по всему миру парада суверенитетов, почти незамеченным в прессе остался факт прихода к власти в Камбодже Коммунистической партии во главе с Пол Потом. Именно в эти апрельские дни, по легенде, в бою якобы погибает Салор Сара.

И уже в середине апреля, после ожесточенных боев, в столицу Камбоджи Пол Пот вводит отряды красных кхмеров. Жители города радостно встретили победителей, еще не догадываясь, что с этого дня жизнь большинства из них превратится в кромешный ад.

С первых дней после захвата власти коммунисты начали воплощать в жизнь свои жуткие планы. Так как новое провозглашенное Пол Потом коммунистическое государство Кампучия является аграрной страной, то соответственно, все население превращается в крестьянское.

В течение нескольких дней все жители Пномпеня и других крупных городов, независимо от возраста и пола, были принудительно собраны в колонны и под конвоем вооруженных отрядов красных кхмеров, отправлены в дальние провинции. После насильственной эвакуации население Пномпеня сократилось с 2,5 миллиона до 20 тысяч жителей.

В трудовых концентрационных лагерях, по замыслу Пол Пота, жители городов должны были перевоспитываться созидательным трудом на благо Коммунистической Кампучии. Однако в сущности, миллионы людей были обречены на мучительную смерть от болезней, голода и холода в трудовых лагерях.

Буквально с первых дней правления Пол Пота в Камбодже установилась жесточайшая диктатура. Он имел грандиозные планы по превращению когда-то красивой процветающей страны в аграрный коммунистический рай, поэтому на принудительном выселении горожан новая власть не собиралась останавливаться.

Полпотовцами методично уничтожалось все, что хоть как-то могло связывать страну с человеческой цивилизацией. Указами партии в одночасье были упразднены медицина, образование, науки, коммерция, торговля. По всей стране были закрыты или разрушены сотни больниц, школ, институтов и лабораторий.

Особым образом полпотовцы решили вопрос религии. Её просто объявили вредоносной и отменили. Храмы и мечети стали использовать как скотобойни и склады. Служители культа были либо казнены на месте, либо сосланы в трудовые лагеря.

Не лучшим образом дело обстояло и с этническими меньшинствами. В стране была провозглашена кхмерская гегемония, которая не оставляла шансов на выживание представителям других народов. Всем гражданам не кхмерской национальности предписывалось изменить имя и фамилию на кхмерскую, а в случае отказа их ожидала мучительная смерть. За короткие сроки в стране были казнены десятки тысяч представителей различных национальностей.

Одним из необходимых элементов построения успешного коммунистического государства, по мнению диктатора, являлось тотальное уничтожение интеллигенции.

Опьяневшие от безнаказанности малолетние головорезы из отрядов красных кхмеров, устраивали облавы и без суда и следствия истязали и казнили представителей духовенства, врачей, инженеров, учителей. Даже ношение очков обрекало человека на смерть, так как являлось признаком интеллигентности.

Новая власть разорвала дипломатические связи со всеми странами, запретила телефонную и телеграфную связь, наглухо закрыла границы. Страна полностью отгородилась от внешнего мира.

За всю историю человеческой цивилизации существовало множество диктаторских режимов. Однако очень сложно найти аналог организованного Пол Потом ужасного эксперимента над собственным народом в Кампучии.

Но к счастью в 1979 году, над истерзанной кровавым диктатором страной, забрезжил робкий луч рассвета. Осмелевший от своей безнаказанности внутри страны, Пол Пот начал все чаще напоминать о легендарном прошлом Кампучии, о Великой Ангкорской империи, которая располагалась там, где сейчас находятся Камбоджа, Таиланд, Лаос и Вьетнам. Он призывал начать борьбу за возрождение империи «в её былых границах».

После многочисленных пограничных конфликтов с Вьетнамом противостояние перешло в фазу полномасштабной войны. Вьетнамские войска, наголову разбив отряды полпотовцев, вошли в Пномпень. Кровавый режим красных кхмеров пал, а сам Пол Пот сбежал.

Скончался 73-летний Пол Пот в Камбодже, так и не построив свою ужасную империю на костях. Но даже его смерть окутана тайной и до сих пор неясно умер Пол Пот сам или был отравлен.

Страшные итоги коммунистического эксперимента

Результаты управления Камбоджей Пол Потом и красными кхмерами ужасают.

За неполные четыре года кровавый режим уничтожил, по разным данным, от 1,5 до 3 миллионов своих граждан. Сотни тысяч детей остались сиротами.

Некогда процветающее государство превратилось в средневековую пустошь. Все народное хозяйство нужно было поднимать с нуля. А невосполнимые утраты в среде интеллигенции ощущаются в стране по сей день.

В чем же заключался феномен этого человека? Как он смог повести за собой миллионы сограждан, благословив их на совершение страшных преступлений во имя утопической идеи? Возможно, благодаря своей фанатичной вере в построение идеального коммунистического государства, а также редкому аскетизму, который был образцом для многих.

Как бы там ни было, но это был зловещий период ужаса и безысходности.

История жизни
Салот Сар, прославившийся под партийной кличкой Пол Пот, был совершенно нетипичным диктатором. Находясь на вершине власти, он придерживался абсолютной аскезы, питался скудно, носил неброскую черную гимнастерку и не присваивал ценности репрессированных, объявленных врагами народа. Огромная власть не развратила его. Для себя лично он ничего не хотел, всего себя посвятив служению своему народу и построению нового общества счастья и справедливости. Он не имел ни дворцов, ни автомобилей, ни роскошных женщин, ни личных счетов в банке. Перед смертью ему нечего было завещать жене и четырем дочерям – у него не было ни своего дома, ни даже квартиры, а все его скудное имущество, состоявшее из пары заношенных гимнастерок, палки для ходьбы, да бамбукового веера, сгорело вместе с ним в костре из старых автомобильных покрышек, в котором его кремировали бывшие соратники на следующий же день после его смерти.
Не было никакого культа личности и не было никаких портретов вождя. Никто в этой стране даже не знал, кто ими правит. Вождь и его соратники были безымянны и называли друг друга не по именам, а по порядковым номерам: «товарищ первый», «товарищ второй» – и так далее. Сам же Пол Пот взял себе скромный восемьдесят седьмой номер, он так и подписывался под своими декретами и приказами: «Товарищ 87».
Пол Пот никогда не позволял себя фотографировать. Но один художник как-то по памяти набросал его портрет. Потом рисунок был размножен на ксероксе, и изображения диктатора появились в казармах и бараках трудовых лагерей. Узнав об этом, Пол Пот приказал все эти портреты уничтожить, а «утечку информации» пресечь. Художника забили мотыгами. Та же участь постигла и его «сообщников» – копирователя и тех, кто получил рисунки.
Правда, один из портретов вождя все-таки успели увидеть его родные брат и сестра, отправленные, как и все прочие «буржуазые элементы» на перевоспитание в трудовой концлагерь. «Оказывается, нами правит маленький Салот!» – в шоке воскликнула сестра.
Пол Пот, конечно, знал, что его близкие родственники оказались репрессированными, но он, как истинный революционер, считал, что не имеет права ставить личные интересы превыше общественных, и потому не предпринял никаких попыток облегчить их участь.
Имя Салот Сар исчезло из официальных сообщений в апреле 1975 года, когда армия «красных кхмеров» вошла в столицу Камбоджи Пномпень. Был пущен слух, что он погиб в боях за столицу. Позже было объявлено, что главой нового правительства становится некто по имени Пол Пот.
На первом же заседании политбюро «верхних товарищей» – Ангка – Пол Пот объявил, что отныне Камбоджа будет называться Кампучией, и пообещал, что за несколько дней страна превратится в коммунистическую. А чтобы в этом благородном деле ему никто не помешал, Пол Пот сразу отгородил свою Кампучию «железным занавесом» от всего мира, разорвал дипломатические отношения со всеми странами, запретил почтовую и телефонную связь и наглухо закрыл въезд и выезд из страны.
СССР «горячо приветствовал» появление на карте мира еще одной маленькой ячейки, закрашенной красным цветом. Но очень скоро «кремлевских старцев» ждало разочарование. На приглашение советского правительства посетить с дружеским визитом СССР руководители «братской Кампучии» ответили грубым отказом: приехать не можем, очень заняты. КГБ СССР пытался создать в Кампучии агентурную сеть, но даже советским чекистам это оказалось не под силу. О том, что творилось в Кампучии, практически никакой информации не поступало.

Смерть очкарикам!
Едва армия «красных кхмеров» вошла в Пномпень, Пол Пот сходу издал декрет об отмене денег и приказал взорвать национальный банк. Всех, кто пытался собирать разлетевшиеся по ветру банкноты, расстреливали на месте.
А уже на следующее утро жители Пномпеня проснулись от выкрикиваемого в громкоговорители приказа Ангки незамедлительно покинуть город. Красные кхмеры, одетые в традиционную черную форму, колотили в двери прикладами и беспрерывно стреляли в воздух. Одновременно с этим была прекращена подача воды и электричества.
Однако было невозможно сразу вывести из города организованными колоннами три миллиона горожан. «Эвакуация» растянулась почти на неделю. Отделяя детей от родителей, расстреливали не только протестующих, но и непонятливых. Красные кхмеры обходили жилища и стреляли в каждого, кого находили. Другие же, безропотно подчинившиеся, в ожидании эвакуации оказались под открытым небом без еды и воды. Люди пили из пруда в городском парке и сточных канав. К числу павших от рук красных кхмеров добавились еще сотни умерших «естественной» смертью – от кишечной инфекции. Через неделю в Пномпене остались лишь трупы и стаи собак-людоедов.
Инвалидов, не способных идти, обливали бензином и поджигали. Пномпень стал городом-призраком: находиться там запрещалось под страхом смерти. Только на окраине уцелел квартал, где поселились вожди «красных кхмеров». Рядом находился «объект С-21» – бывший лицей, куда привозили тысячами «врагов народа». После пыток их скармливали крокодилам или сжигали на железных решетках.
Та же участь постигла и все остальные города Кампучии. Пол Пот объявил, что все население превращается в крестьянское. Интеллигенция объявлялась врагом номер один и подвергалась поголовному уничтожению или каторжным работам на рисовых полях.
При этом интеллигентом считался всякий, кто носил очки. Очкариков красные кхмеры убивали сразу, едва завидев на улице. Не говоря уже об учителях, ученых, писателях, артистах и инженерах, были уничтожены даже врачи, так как здравоохранение Пол Пот отменил, считая, что тем самым освобождает будущую счастливую нацию от больных и хворых.
Пол Пот не стал подобно коммунистам других стран отделять религию от государства, он попросту ее отменил. Монахи были безжалостно уничтожены, а храмы превращены в казармы и скотобойни.
С той же простотой был решен и национальный вопрос. Все другие нации в Кампучии кроме кхмеров подлежали уничтожению.
Отряды красных кхмеров при помощи кувалд и ломов уничтожали по всей стране автомобили, электронику, промышленное оборудование и строительную технику. Уничтожались даже бытовые приборы: электробритвы, швейные машинки, магнитофоны, холодильники .
За первый год своего правления Пол Поту удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты. Были уничтожены библиотеки, театры и кинотеатры, запрещены песни, танцы, традиционные празднества, сожжены национальные архивы и «старые» книги.
Подверглись уничтожению и деревни, так как отныне крестьянам надлежало жить в сельских коммунах. Население тех деревень, которые не соглашались на добровольное переселение, истреблялось почти полностью. Прежде чем столкнуть в яму, жертвам наносили лопатой или мотыгой удар в затылок, и сталкивали вниз. Когда ликвидации подлежало слишком много людей, их собирали в группы по несколько десятков человек, опутывали стальной проволокой, пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму. Детей связывали в цепочку и всем скопом сталкивали в залитые водой ямы, где они, связанные по рукам и ногам, тут же тонули.
На вопрос «Зачем вы убиваете детей?», заданный Пол Поту одним журналистом, тот ответил: «Потому что из них могут вырасти опасные люди».
А чтобы из детей выросли «настоящие коммунисты», их еще в младенчестве отнимали у матерей и из этих «кампучийских янычар» воспитывали «солдат революции».
В проведении своих «реформ» Пол Пот опирался на армию, почти сплошь состоявшую из фанатиков двенадцати – пятнадцати лет, ошалевших от власти, которую давали им автоматы. Их приучали к убийствам с детства, спаивали смесью пальмового самогона с человеческой кровью. Им внушалось, что они «способны на все», что они стали «особыми людьми», потому что выпили человеческую кровь. Потом этим подросткам разъясняли, что, если они проявят жалость к «врагам народа», то после мучительных пыток будут убиты сами.
Пол Поту удалось сделать то, что не удавалось прежде ни одному из революционных вождей – он полностью отменил институт семьи и брака. Прежде чем попасть в сельскую коммуну, мужья отделялись от жен, и женщины становились собственностью нации.
Каждой коммуной руководил сельский староста, камафибал, который по собственному произволу назначал мужчинам партнерш. Однако мужчины и женщины жили раздельно в разных бараках и могли встречаться лишь один раз в месяц, в выходной день. Правда, и этот единственный день можно было назвать выходным лишь условно. Вместо работы на рисовых полях коммунары по двенадцать часов подряд работали над повышением своего идеологического уровня на политических занятиях. И лишь на исходе дня «партнерам» предоставлялось время для краткого уединения.
Существовал всеобъемлющий свод запретов, который распространялся на всех кхмеров. Запрещалось плакать или каким-либо еще образом демонстрировать негативные эмоции; смеяться или радоваться чему-либо, если для того не было должного социально-политического повода; жалеть слабых и больных, автоматически подлежащих уничтожению; читать что-либо помимо составленной Пол Потом «Маленькой красной книги», являющейся его творческой переработкой цитатника Мао Цзэдуна; жаловаться и просить для себя какие бы то ни было льготы…
Порой виновных в несоблюдении запретов зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения с табличками: «Я – предатель революции!». Но чаще всего людей попросту забивали мотыгами: в целях экономии пуль расстреливать «предателей революции» запрещалось.
Трупы преступников также являлись общенациональным достоянием. Их запахивали в болотистую почву в качестве удобрения. Рисовые поля, задуманные Пол Потом как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, очень быстро превратились в огромные братские могилы для захоронения людей, забитых мотыгами или умерших от истощения, болезней и голода.
Незадолго до своей кончины Мао Цзэдун, встретившись с Пол Потом, очень высоко отозвался о его достижениях: «Вы одержали блестящую победу. Одним ударом вы покончили с классами. Народные коммуны в деревне, состоящие из бедных и средних слоев крестьянства, по всей Кампучии – вот наше будущее».
Прощай, оружие
Большая ошибка Пол Пота состояла в том, что он поссорился с соседним революционным Вьетнамом, когда красные кхмеры принялись за этническую чистку, уничтожая всех вьетнамцев. Вьетнаму это не понравилось, и в декабре 1978 года вьетнамские войска перешли кампучийскую границу. Мао к тому времени умер, и заступиться за Пол Пота было уже некому. Вьетконговские бронетанковые войска, не встречая серьезного сопротивления, вступили в Пномпень. Пол Пот во главе уцелевшей десятитысячной армии бежал в джунгли на север страны.
Как-то жена перед сном пришла натянуть над его кроватью сетку от москитов и увидела, что муж уже окоченел. Пол Пот скончался от сердечного приступа 14 апреля 1998 года. Его тело возложили на груду ящиков и автомобильных покрышек и сожгли.
Незадолго до своей смерти семидесятидвухлетний Пол Пот успел дать интервью западным журналистам. Он сказал, что ни о чем не жалеет...

Владимир Симонов

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.
Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.
О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.
По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.
В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения во всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационнопропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".
Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившем страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами" из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.
В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".
"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела - своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Сим он Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в силах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Геноцид в Камбодже возник из-за насильственной попытки лидера красных кхмеров Пол Пота национализировать и централизовать камбоджийские крестьянские хозяйства в соответствии с сельскохозяйственной моделью коммунистического Китая. Это привело к истреблению более 25% населения страны в течение трёх лет.

Режим Пол Пота: геноцид в Камбодже

Камбоджа – небольшая страна (в два раза меньше штата Калифорния) в Юго-Восточной Азии, её столица Пномпень. Страна граничит на западе и северо-западе с Таиландом, на северо-востоке с Лаосом и на юго-востоке с Вьетнамом. Южные границы Камбоджи проходят по пляжам Сиамского залива.

В 1953 году, после 100 летнего колониального правления Франции, Камбоджа получила независимость.

Избранный премьер-министр Камбоджи принц Н. Сианук принял политику нейтралитета, отказался от американской помощи и разорвал дипломатические отношения с США. В годы, предшествующие геноциду, население Камбоджи составляло более 7 млн., в основном это были кхмеры, исповедующие буддизм.

Что предшествовало геноциду?

Принц Сианук и его верные последователи объединились с коммунистической организацией партизанского движения, известной, как «красные кхмеры». Вскоре после этого в Камбодже началась гражданская война.

В это же время юго-восточный сосед Вьетнам воевал за независимость против французов. В 1954 году он разделился на коммунистический Северный Вьетнам и прозападный Южный Вьетнам, которые продолжали воевать между собой.

В 1964 году США ввязались в гражданскую войну во Вьетнаме, что в итоге привело к смерти более трёх миллионов американских и вьетнамских жителей.

Принц Сианук во время войны во Вьетнаме сохранял нейтралитет, предоставлял поддержку обеим сторонам. В 1970 году новый премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке США совершил государственный военный переворот и стал президентом новой кхмерской республики.

В 1975 году северовьетнамские войска захватили столицу Южного Вьетнама Сайгон, а в Камбодже лидер красных кхмеров Пол Пот со своей армией вошёл в Пномпень. После свержения правительства Лон Нола в 1975 году красными кхмерами и захвата власти Пол Потом начался геноцид, который продолжался до 1978 года, пока красные кхмеры не были свергнуты вьетнамцами.

Правление красных кхмеров

Красные кхмеры, пришедшие к власти, намеревались мгновенно совершить революцию камбоджийского общества. Это была жестокая революционная группа с радикальными взглядами.

17 апреля 1975 года армия красных кхмеров вошла в Пномпень, современную столицу Камбоджи. Необразованная молодёжь из крестьянских провинций ворвалась в город, они стали заставлять всех городских жителей покинуть город, бросить все свои вещи и направиться в деревни. Плачущих детей гнали прочь от их родителей.

После тяжёлых бомбардировок США и сотрудничества правительства Лон Нола с США, многие камбоджийцы надеялись, что коммунизм Пол Пота принесёт новую спокойную жизнь.

К 1975 году армия Пол Пота выросла до 700 000 солдат.

Коллективизация в Камбодже

После захвата власти Пол Пот сразу же начал свою политику коллективизации. Было конфисковано, национализировано и взято под контроль всё имущество, включая школы, больницы, общественные институты. Пол Пот учился во Франции, был последователем и страстным поклонником Мао Цзэдуна и собирался внедрять маоизм (китайский коммунизм) и сталинизм.

Он собирался создать новую Камбоджу на основе маоистской модели. Целью красных кхмеров было превратить Камбоджу в примитивную страну, в которой все граждане будут работать в аграрном секторе, а любые западные инновации будут удалены.

Воинствующий коммунизм

Чтобы достичь «идеальной» коммунистической модели, все камбоджийцы должны были стать колхозниками, кто против этого, должны быть устранены. Под угрозой смерти люди должны были покинуть свои родные города и сёла.

Инвалидов, молодых и старых, которые не могли отправиться в коллективные хозяйства, убивали на месте. Тех, кто отказался покинуть дома, убивали, как оппозиционеров новому режиму. Городских жителей насильно эвакуировали в сёла, никто не имел никаких гражданских и политических прав. Детей отрывали от родителей, их направляли в разные трудовые лагеря.

Камбоджийцы были вынуждены жить в общественных коммунах, подобных военным казармам, с постоянной нехваткой продовольствия. В условиях рабского труда, голода и болезней многие становились неспособны выполнять тяжёлую работу, после чего их убивали.

В список «потенциальных оппозиционеров» вносили журналистов, юристов, врачей, представителей интеллигенции, студентов и профессоров. Фабрики, школы, университеты, больницы были закрыты.

Руководство и их сотрудники были убиты вместе с семьями. Владение иностранным языком было поводом к расстрелу. Читать, писать, и даже носить очки было чертой Запада, за это могли расстрелять.

Воинствующий коммунизм внушал веру, что журналисты и интеллектуалы несут угрозу государству. Красные кхмеры преследовали также и за различные религиозные взгляды: буддистов, мусульман, христиан, этнических китайцев, вьетнамцев, тайцев и камбоджийцев.

Ведущие буддистские монахи и христианские миссионеры были убиты, а храмы и церкви сожжены. Национальные меньшинства насильственно переселялись, использование языков меньшинств было также запрещено.

Красные кхмеры приветствовали доносы по подозрению в предательстве и саботаже. Выживание людей зависело от их трудоспособности. Пожилые люди, инвалиды, больные и дети в Камбодже несли огромные потери, так как были неспособны на ежедневный тяжёлый физический труд.

Пока кхмеры набирали силу, США не проявляло интереса к событиям в Юго-Восточной Азии. Американское посольство не сильно беспокоил режим Пол Пота, для них главнее было влияние Камбоджи на войну во Вьетнаме.

Жертвы режима Пол Пота

Только по приблизительным подсчётам Исследовательского комитета по геноциду режима Пол Пота всего от рук красных кхмеров погибло от полутора до трёх миллионов камбоджийцев. В выпущенном комитетом отчёте были данные о смертности порядка 3 314 768 человек. Это 25 % от общей численности населения Камбоджи до начала режима. Такое количество людей погибли из-за политики принудительного переселения из городов в деревни, пыток, казней, недоедания и принудительного труда.

Народ Камбоджи продолжал страдать и после падения режима Пол Пота. Тысячи людей были вынуждены бежать в Таиланд, многие из них голодали, ели листья и корни. Кто-то умер от голода в пути, кто-то подорвался на минном поле, так как кхмеры заминировали местность вдоль западной границы. Из лагерей беженцы в Таиланд принесли малярию, тиф, холеру и множество других болезней. По оценкам специалистов, после падения режима в течение года умерло ещё более 650 000 человек.

Поля смерти

Большинство красных кхмеров пострадали от посттравматического стрессового расстройства. В 1990-х годах никто такого не определял и не предлагал никакого лечения. Болезнь продолжалась долгие годы, иногда прогрессировала. Те, кто страдали таким стрессовым расстройством, периодически впадали в панику, которая могла спровоцировать сердечный приступ. В начале 1990-х годов по всей территории Камбоджи проводились массовые захоронения. В каждом из них складывали десятки и сотни останков. Даже спустя десятилетия жители часто находят черепа на поверхности.

Международная реакция

Довольно трудной задачей стало привлечение виновных к ответственности. Через три десятилетия после изгнания Пол Пота и красных кхмеров из Пномпеня, правительство Камбоджи обратилось за помощью к Организации Объединённых Наций в преследовании за преступления в период между 1975 и 1979 годами.

Изначально ООН собирался создать суд, напоминающий Международный трибунал по Югославии, но правительство Камбоджи отказалось от предложения ООН, опасаясь западного влияния в преследовании виновных в режиме красных кхмеров. После долгих переговоров через Генеральную Ассамблею ООН, были созданы чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (ЧПСК). Пока так долго создавались эти судебные органы, многие виновные уже умерли.

Судьба членов верхушки режима Пол Пота

Среди умерших были: Пол Пот, Сон Шен (министр обороны ответственный за политическую полицию). Многие министры и подозреваемые были убиты в столкновениях со Вьетнамом.

Когда полицейские нас арестовывали и вымогали деньги, когда в 5-ти звездочном отеле нам объясняли, почему у них водятся крысы, во многих других ситуациях объяснение этих явлений самими фигурантами было удивительно схожим: "Мы бедная развивающаяся страна, поэтому а) заплатите взятку, б) у нас крысы, в) все плохо". Мне кажется, основная ловушка бедных недоразвитых стран, включая Россию, кстати, в том, что бедность и недоразвитость стала оправданием, едва ли не гордостью местного населения. Так иногда нищие гордятся своей нищетой и даже считают, что богатые им за это что-то должны... Welcome to Cambodia!

Камбоджа - феодальное государство. После Ангкора, начиная с 13 века, на страну обрушилось 33 несчастья, страна была завоевана Сиамом, потом стала французской колонией, все это сопровождалось постоянными войнами, разрухой и нищетой. Самые страшные времена для страны наступили с 1963 года по 1990-е, когда началась гражданская война, а потом к власти пришел Салот Сар по кличке "politique potentielle" (политика возможного), сокращенно "пол пот". Пол пот учился во Франции и там же стал психом-революционером. Вообще, почти все колонии Франции во второй половине 20 века стали самыми кровавыми территориями в мире с гражданскими войнами и тиранами, учившимися в Париже. Но вернемся в Кампучию.

Если спросить меня, то я бы назвал Пол пота не только психом, но еще и убежденным агентом Китая. Потому как кроме выгоды Китая логики в его действиях не прослеживается ровно ни-как-ких. И плюс эта звериная жестокость по отношению к соотечественникам, включая членов семьи, братьев например. Такое впечатление, что под видом Пол пота в лидеры революции выдвинули китайца-спецагента. Прийдя к власти, за 3,5 года Пол пот все усилия сконцентрировал на 3-х направлениях.

Первое направление - это выселение 100% населения из городов. Из Пномпеня, города с населением 2,5 млн, в 72 часа было выселено все население. При этом закрывались все школы, не кхмерская национальность или ношение очков было достаточным, для расстрела или, в случае экономии патронов, казни мотыгой. Невозможно посчитать количество казней, историки оценивают от 1 до 3,2 млн человек, плюс еще надо учитывать голодные смерти и смерти от болезней во время адского переселения народов. Это происходило в 1975-1978 годах, т.е. сейчас живо старшее поколение. Как говорят в Камбодже, правление Пол пота затронуло все активные слои населения, прямо 100% людей. По утверждению самого Пол пота, выселение городов и уничтожение системы образования делалось для того, чтобы предотвратить восстание оппозиции. Формально он пришел к власти в результате крестьянского восстания, вот их вроде как и защищал, планируя 100% населения страны сделать необразованными крестьянами. Для дешевого тотального контроля и гарантии, что эта страна никогда не будет играть независимо - вполне здравое решение.

Кстати, гиды говорят о Пол поте весьма умеренно осторожно, что-то вроде: "Все не так однозначно, нельзя все вешать на одного Пол пота, война уже 30 лет как шла гражданская..."

* - это мы с директором деревенской школы.

Пару слов о геополитике - в конце 70-х в Индокитае триумфально воцарялся СССР благодаря победе Северного Вьетнама в войне. США сдавали позиции, оставаясь по сути только в Тайланде. СССР также имел неограниченное влияние на Лаос и в общем имел определенные виды на Камбоджу. К концу 70-х СССР был уже геополитическим противником Китая в регионе и Китай решил играть в свою игру, сделав ставку на поддержку Пол пота. Потом к Китаю в этой поддержке присоединились и США.

Второй фокус Пол пота вытекал из первого. Пол пот увеличивал количество крестьян и площади под посевы, основная государственная задача была - увеличение производства риса. Это в 12-м веке Ангкор увеличивал производство риса и добивался 4 урожаев за счет систем ирригации и технологий, Пол пот действовал гораздо тупее и результаты были соответствующие. Как и во время голодомора на Украине в 30-х, урожай у крестьян отбирали. Но если СССР хотя бы этот урожай перераспределялся в рамках одной страны, то Пол пот весь рис гнал в Китай, где в это время новый лидер Китая Дэн Сяопин вовсю проводил промышленную революцию, которая по своей сути была полной противоположностью стратегии Пол пота. Дэн наоборот, заставлял крестьян бросать сельское хозяйство и переселяться в города, заниматься производством. При этом с продовольствием было не так чтобы все отлично, поэтому выпадающие урожаи надо было как-то компенсировать.

Третий фокус Пол пота был совершенно безумным, но тоже чрезвычайно нужным Китаю. Самыми эффективными бойцами Индокитая всегда были вьетнамцы, они только что доказали это в очередной раз, разбив лучшую в мире американскую армию и создав социалистическое государство с поддержкой СССР. Дэн Сяопину, который наоборот, начал выстраивать отношения с США и говорить о рыночном социализме, сильное социалистическое государство представляло угрозу его новой политики.

Пол пот со своей относительно небольшой армией, довольно слабо вооруженной начал с постоянных провокаций, а потом дошел и до полноценной агрессии в отношении Вьетнама, вторгшись в страну. Если посмотреть на вытянутую карту Вьетнама, то провокации находящейся на юге Камбоджи очень сильно отвлекали Вьетнам от северной угрозы от Китая, где был сосредоточен 600 тысячный контингент китайской армии.

В итоге Вьетнам вторгся в Камбоджу и молниеносно разбил войска Пол пота, вооруженные едва ли не мотыгами, и установил там власть коммунистической партии во главе с Хенг Самрином, одним из переметнувшися на сторону Вьетнама соратников Пол пота. Почти сразу же Китай напал на Вьетнам, впрочем Вьетнам довольно быстро отбил это нападение, несмотря на многократно превосходящие силы противника. Китая на своей шкуре понял, что закаленная в боях армия это страшное оружие и конфликт постепенно сошел на нет. В процессе этого конфликта Пол пота пытались вернуть к власти уже не только Китай, но и США, снабжая его оружием. Такой штрих - делегация во главе с Пол потом выступала в ООН, жалуясь мировому сообществу на зверства вьетнамской военщины. Циничная все же штука политика, причем циничной ее сделали французы и англичане, американцы, но никак не азиаты или русские. А ООН защищала Пол пота, да...

Кстати, верный Китаю Пол пот еще почти 20 лет партзанил в лесах, но это были уже столкновения местного уровня, потому как большие державы это уже не интересовало. Если вы хотите узнать факт о времени правления Пол пота, который меня больше всего шокировал - средняя продолжительность жизни в стране в 1977-1979 годах составляла около 19,5 лет, это статистический факт! Девятнадцать с половиной лет!!! Сейчас 70.

В дальнейшем политическое устройство Камбоджи стало действительно напоминать феодальное государство, на ведующих ролях были и есть все те же красные кхмеры, посадили буквально несколько человек за зверства, даже Пол пот умер своей смертью. И еще восстановили марионеточную фигуру короля. Но абсолютным властителем камбоджийского феода является командир красных кхмеров Хун Сен, парень из народа, повоевал, в боях потерял глаз, вовремя переметнулся на сторону вьетнамцев. Вторым человеком в Камбодже он стал уже в 1985 году, а с 1991 года, можно сказать, абсолютный правитель. Это самое долгое правление в Азии, с Зимбабве не сравнить конечно, но тем не менее.

Да, король в Камбодже тоже есть. Википедия пишет: "Хун Сену удалось сохранить власть, даже когда в Камбодже восстановили монархию". Действительно, монархия была восстановлена, таким образом решили положить конец многолетней гражданской войне, это было неким компромиссом в 1993 году, еще за 5 лет до смерти Пол пота, за власть уже дрались противники Пол пота. Король Сианук даже добился правления двух премьеров - Хун Сена и своего сына, Нородома Ранарита.

В 1997 году Хун Сен окончательно победил, он все же красный кхмер и отчаянный боевик. В ходе самых настоящих боев его группировка оказалась отчаянней и победила, хотя силы были в общем равны. Он не стал свергать Сианука, просто ограничил его в правах и возможностях. А после его смерти выбрал себе другого короля, самого безобидного из сыновей короля Сианука, Нородома Сиамони. 63-летний король всю жизнь прожил в Праге и Париже, занимался бальными танцами. На пост короля он взошел с позиции президента Кхмерской ассоциации танцев. В Камбодже все жители абсолютно уверены в его нетрадиционной сексуальной орентации, в 63 года он не женат и у него нет детей. В общем, несопоставимые величины, чисто помахать перед Западом монархией.

Хун Сен построил абсолютно феодальное государство 21-го века. Особенно это чувствуется за пределами столицы Пном-Пеня. В городе вроде Сием Рипа сотрудник налоговой приходит в массажный салон, например, и начинается торг. Таких понятий как отчетность, чеки и кассы нет в природе. По сути налогом является взятка тому должностному лицу, которого поставили кормиться на этот район. Полицейские живут исключительно на взятки, министерство туризма - на поборы туркомпаний и так далее. Высшее руководство страны делает деньги на проектах с китайскими инвесторами. Например, жене премьер-министра принадлежит единственный частный пляж в стране, длиной километра 3, что позволяет ставить лежаки каждые 10 метров и только в один ряд. На таком же пляже в любом другом месте построят 10 отелей. А вообще частные пляжи в стране запрещены. И так во всем. Надо ли говорить, что на публичных пляжах мусор и куча народу, а вдоль пляжа тянутся ужасные забегаловки с едой, которая готовится чуть ли не на кострах?


Население Камбоджи очень быстро растет, за 40 лет выросло в 3 раза. ВВП растет тоже очень быстро, около 7% в год, немного опережая рост населения. Поэтому ВВП на душу населения в прошлом году впервые превысил $1000 в год. На самом деле, я думаю в серой зоне 70-80% экономики, которая не учитывается в статистике. Ну не бывает, что подушевой доход $80 в мес, а аренда самой дешевой квартиры $150 в мес не в столице, продукты стоят примерно как и в других странах Азии, если не дороже из-за отсутствия ритейла и логистики в стране.

Вот так вот живут в столице, в Пном-Пене. Конечно, есть и элитное жилье для немногих избранных, но в целом вся страна живет в нищете. И предпосылок выбраться из нищеты нет - растущее население, отсутствие инфраструктуры и тотальная коррупция. Что говорить, если местная валюта риель не является средством платежа. Везде и всегда все платежи совершаются в долларах, даже если это покупка билетов в государственных кассах Ангкора. Риели используют вместо центов, когда заплатить нужно сумму, не кратную доллару. Поскольку курс риеля 4000 к 1 доллару, как раз это удобно. А вот центы никто не возьмет, американские деньги меньше доллара не в ходу.

Единственный раз я увидел много местных денег на рынке в столице, хотя и в столице все расчеты и цены только в долларах. А еще много денег на фотографиях в отделении полиции. Кстати, мы 2 раза попадали в полицию. Полицейские в Камбодже - этакие гопники, в Грузии в 90-х меня такие доставали, вымогая деньги под каким-то идиотским предлогом.

В Камбодже гидом может быть только гражданин страны. Вообще, найти гида в Камбодже - большая проблема, потому что их там просто нет как класса. Но мне очень повезло и я нашел гида Александра, который полностью отвечал моим высочайшим требованиям к знанию истории, кроме того оказался увлеченным и очень эрудированным специалистом по Индии и Индокитаю. В такой стране, как Камбоджа это вообще была огромная удача. У нас к тому времени было уже все забронировано и оплачено, но ради Александра мы все отменили и сделали заново. Александр, в свою очередь, любезно согласился перенести свой отпуск с родителями на несколько дней, чтобы сопровождать нас.

Так вот, в тех местах, где присутствовали гопники из министерства туризма, вроде Ангкора, мы брали местного гида, который ходил за нами и молчал. И вот к этому гопники из министерства туризма вместе с полицией и прикопались. Якобы должен был говорить "сертифицированный" гид, а наш молчать, а все было наоборот. Саша сделал большую ошибку, которую нельзя допускать в общении с гопниками, он попытался сослаться на его договоренность с министерством туризма работать именно так, это было его 493-я экскурсия в Ангкор. Он пытался объяснить еще несколько совершенно логичных вещей этим придуркам. Но с гопниками логика не работает, главный гопник с пистолетом начал орать "это моя страна", "позорите великое культурное наследие кхмерского народа", размахивать руками и брызгать слюной. Тут уже нам пришлось подключиться к диалогу, приехала еще полиция и в итоге нам пришлось ехать в участок.

Мы находились на территории при храме, куда нельзя заезжать на машине и где нельзя курить. Гопники заехали туда на своих машинах и постоянно курили, причем у главного гопника был большой черный джип Lexus без номеров, это у них считается самая почетная машина. Тут надо еще понять весь цинизм гордости гопников за "культурное наследие". Эти храмы 800 лет лежали в руинах и сейчас только малая часть восстановлена. 100% работ ведется на деньги многих разных стран: Японии, Германии, Индии, Китая и других, Камбоджа ничего не финансирует. Более того, они берут деньги и заставляют встридорога платить своим подрядчикам, по сути налог на право восстанавливать храмы. Бюджеты там десятки миллионов долларов, на Ангкоре гигантские для Камбоджи деньги пилятся, не случайно Ангкор Ват даже изображен на флаге страны.

В итоге после 2-ух часового разбирательства с участием 15 полицейских/чиновников Саше сообщили размер взятки: $500. Это уже после торга и после того, как из Сием Рипа приехали полицейские, знакомые Саши.

Второй раз мы в полицию попали не из-за гида, а из-за меня. Я решил полетать на коптере над другим храмом, который стоял в лесу. На самом деле я не раз летал на коптере над храмами, реально запрещено только в Ангкоре. Но обычно я это делал, находясь за километр до объекта, а тут стоял всего в паре сотен метров и меня поймали с поличными. Второй раз тоже чуть не поймали, но я уже все убрал, они просто поъехали и спросили "не мы ли летали", оказалось "не мы".

В общем опять те же пляски с подвыванием, что "мы осквернили храм", что это запрещено, что у нас "big big problem", чуть ли не министру обороны сейчас будут звонить. Это все выглядело очень забавно, чувак кричал, чуть не плакал от обиды за поруганный храм, воздевал руки к небу. Потом закончил представление, минут 10 "смотрел бумаги", сказал обреченно "very big problem" и передал мне листок, на котором было написано $250.

Я ему говорю, друг, у вас такие заросли, что ничего не видно сверху, кадры получились очень плохие (это правда). Мы завтра улетаем, денег не осталось, ничем не можем тебе помочь. Он мне начал показывать фотографии людей с деньгами, коптером, паспортом и рассказывать кто сколько ему заплатил. На фотографии выше видно, что у них прямо похожие фотографии висят в полицейском участке. Я сказал, что полностью осознал свою вину, но могу предложить ему $20, больше нету. Он опять начал воздевать руки к небу и что-то говорить об осквернении храма и страшном преступлении.

Минут 20 мы спорили $20, нет $250, $20, нет $250. Потом он сказал: эврика! И побежал за другим смартфоном, на котором показал мне фотку китайца с коптером и сказал, что вот этот китаец ему заплатил $350, а значит $250 это очень выгодно! На что я сказал, что Китай это большая и богатая страна, а я из маленькой и бедной России. Он говорит: "Не Россия, а правильно СССР, очень большая страна". Пришлось ему сказать, что СССР развалился на 15 государств, он был в шоке и долго не верил, но другой полицейский что-то про это слышал и подтвердил правоту моих слов. Его требование снизилось до $150, "что ж, придется пойти тебе, нищеброду из маленькой страны, навстречу". Вот так вот я практически нажился на развале СССР...

В общем я ему предложил $45, он долго не соглашался и хотел $150, звонил "министру" и так далее.

В итоге "мы выгребли все из карманов, что было", набралось $63 и $0,75 местными тугриками. Я пихал ему эти деньги в руки, он продолжал упираться и в итоге сдался: "Накидываете еще $20, мы с вами и коптером фотографируемся и вы свободны". Уже хотелось ехать дальше, так что мы заплатили $83,75 и разрешили сделать фотографию. Теперь он будет показывать людям мою фотографию с коптером, а я еще был в футболке с надписью СССР и говорить: "Вот парень из СССР мне $500 заплатил!" Не верьте. СССР развалился! Да, Саше днем ранее меньше повезло, зато он получил от нас мастер-класс, как общаться с гопниками, благо опыт у меня богатый.

А мы полетели в Сиануквиль в отель жены премьер-министра. Кстати, такой забавный факт, что как только где-нибудь в Камбодже местным в отеле, например, высказываешь претензии, они вместо простите/извините говорят с упреком: "у нас очень бедная развивающаяся страна, должны понимать, не критикуйте, а лучше денег дайте!" Такое воинственное нищебродство, когда нищий винит в своей нищете "зажравшийся запад". Сам отель Сохо Бич, конечно, на 5 звезд не тянет, цены по камбоджийским меркам заоблачные, но по сравнению со всем остальным конечно выделяется в лучшую сторону. Весь остальной Сиануквиль - та еще помойка, но несколько интересных ресторанчиков можно найти. Море весьма среднее, слишком теплое, зато шикарный песчаный пляж. В Сиануквиле куча казино, но уровень ниже плинтуса, конечно же. А вот я сходил в покер-клуб, который держат русские, тоже помойка, конечно, но такая душевная атмосфера, видно в основном завсегдатаи сюда приходят, в общем мне понравилось. Русских в Сиануквиле много, есть даже богатые семьи. Дело в том, что около 1500 работников большого посольства СССР остались после развала Союза в Камбодже, потому как их отозвали обратно, а там были русские из Узбекистана, например. Вот они и не решились ехать в Узбекистан, где непонятно было то ли война начнется в 91 году, то ли что.

Мы спрашивали про Полонского, которого в Камбодже посадили, а потом экстрадировали. На самом деле он неплохо устроился в Камбодже, начал бизнес проект с одной из богатых русских семей, все такое. Но потом сначала с ними испортил отношения, а потом и с властями, когда те начали наезжать. А даже очень богатый иностранец все равно человек второго сорта в Камбодже, поэтому его взяли в оборот и вот так получилось все.

В Пномпене мы были проездом один день. В город идет одна дорога, вдоль которой постоянный рынок, поэтому пробки на въезде сумасшедшие, опять же правила не соблюдает почти никто. В Пномпене уже много черных Lexus, многие на блатных номерах полиции или правительства, там цвет номеров другой и поставить такие номера очень дорого.



Сам центр города почти что современный, строятся приличные дома. Столица выглядит бурно развивающейся. Поскольку аэропорт находится почти в центре города, иностранец, который прилетает и едет в сити, может даже подумать, что Камбоджа - приличная азиатская страна.

Но в самом центре этой "приличной" страны в буддистском храме в каменные статуи засовывают сырое мясо, такое вот языческое жертвоприношение. Вообще, общество очень сильно искорежено, мне показалось. Почти 100% населения старше 50 лет так или иначе участвовало или страдало от военных действий, очень многие мужчины воевали, по всей стране огромное количество инвалидов-попрошаек, обычно они играют на каких-то музыкальных инструментах в местах скопления туристов. И при этом дочь Пол пота является этакой "перисхилтон" местного пошиба, ведет богемный образ жизни и постоянно мелькает в светской хронике, всегда в розовом. Такая фифа. Вышла замуж за какого-то богатого чиновника, дома, виллы, роллс-ройсы. Да, в Пном-Пене я видел не только феррари, но и роллс-ройс. А правая рука Пол пота, один из главных живодеров, до сих пор губернатор одной из провинций.


На набережной Пном-Пеня флаги "стран-друзей". Много у Камбоджи друзей, флагов 50 там. Ну так Пол пот вообще в ООН выступал и его считали жертвой вьетнамского вторжения.

В городе есть несколько приличных французских заведений еще колониального периода. И есть замечательной особняк с богатой историей, который находится под защитой ЮНЕСКО. Он уже много лет заброшен, потому что идет торг, за сколько денег власти разрешат его восстанавливать зарубежным спонсорам. Пока во дворе этого особняка устраивает дискотеки какой-то предприимчивый кхмер, а сам особняк закрыт для посещения. Кстати, предприимчивый кхмер отпер нам особняк не заикнувшись о взятке, пустил просто так. У него в особняке склад алкоголя, какое-то неимоверное количество на первом этаже. А второй пустой.



Все, пора валить из этой сказочной страны. Ангкор стоит посещения, а все остальное сильно на любителя. Грязь, мусор, плохой сервис, гопники в погонах, плохая инфраструктура и все такое.

Меня спросила соседка в Москве: "Как же Настя выдержала в Камбодже?!" - Ответ Насти: "100 грамм коньяка с утра и золотая карта, и даже в Камбодже жизнь прекрасна!" Так что вы не подумайте, что нам не понравилась поездка...

Наш смелый отряд.



Поделиться