Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе "волшебница вода". Конспект занятия для средней группы "свойства воды"

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)

Ход экспериментальной деятельности.

Детям загадывается загадка о воде:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут её -…(вода)

Где в природе можно встретить воду?

(в реке, озере, ручейке…)

А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.

Может кто-нибудь знает, как она называется?

А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?

(вода, моря и океаны)

Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: - вода, которую можно пить, называется пресной.

А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)

А как будет называться вода в море? (морская)

А в озере? (озёрная)

В реке? (речная)

В роднике? (родниковая)

А в болоте? (болотная)

Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)

А ещё кому нужна? Для чего?

Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.

(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)

Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Внимательно меня слушать.

2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.

3. Ничего не трогать на столе без разрешения.

4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.

(дети занимают места в «лаборатории»)

1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".

2. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.

(выкладываем картинку-символ на доску).

3. Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

(выкладываем картинку-символ на доску).

4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

(выкладываем картинку-символ на доску).

В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Ну, вот закончилась игра

Нам на занятие пора!

(проходят к стульчикам, садятся)

В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?

(роса, лед, туман…)

Давайте ещё поиграем с водичкой.

Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.

(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти

подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)

В: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла!

Ко мне капелька пришла,

Только в садик я вошла.

Плачет бедная, грустит,

А потом и говорит:

Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!

И сказала я в ответ:

Нет, таких детей здесь нет!

Мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

И с подарком я осталась!

Но сначала вы ответить мне должны,

Что же будет без воды?

(ответы детей)

В: Ни умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»

Давайте повторим все вместе.

(повторяют)

Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.

(смотрят мультфильм)

В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)

Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.

Давайте попробуем.

(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)

В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?

(называют свойства воды)

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно - то тучке.

Конспект занятия в средней группе

МБДОУ № 136 г. Рязани

на тему: «Кому нужна вода».

Воспитатель: Демина О.И.

Программное содержание: дать представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В городе вода приходит в дом по трубам водопровода из реки. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран.

Активация словаря: трубы, горячая и холодная вода, колодец.

Ход занятия:

В гости приходит Лесовичок и загадывает загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …(воды).

Правильно, это вода. Давайте все вместе обойдем группу и выясним, кому и зачем нужна вода. (Дети останавливаются у комнатных растений, затем у аквариума, мойки, туалета, около игрового уголка и клетки с попугаем).

Зачем нужна вода растениям? (Их нужно поливать, иначе они засохнут).

Почему вы остановились у аквариума? (Рыбы и улитки живут в воде, им нужно много воды, чтобы рыбки могли плавать, без нее они погибнут.)

А мойку – это и есть мойка. Там моют руки дети, а помощник воспитателя здесь моет посуду; правильно я догадался? (Да).

Почему вы остановились у игрового уголка, я не понимаю, ведь игрушки не живые, они не моют руки и лицо, не пьют. (Дети объясняют, что вода нужна, чтобы помыть грязные игрушки и постирать бельё и одежду кукол.)

Лесовичок, а теперь ты ответь на вопрос: Зачем нужна вода попугаю? (Лесовичок долго думает: «Чтобы снимать перья и стирать их». Дети смеются).

Нет, попугай живой, поэтому ему нужна каждый день вода, чтобы пить, в ней он любит купаться.

Ребята, Лесовичок, а вы знаете, откуда берется вода, как она попадает в дома? (Нет).

В городе вода попадает в дома из реки. Течет она по трубам, ее очищают на очистных сооружениях. (Дети осматривают трубы, трогают их, определяют, какая холодная или горячая – течет по ним вода).

А в сельской местности выкапывают колодцы и оттуда черпают воду ведрами. (Показывают изображение колодца).

Вот так попадает вода в разные дома. (Рассказ о необходимости бережного отношения к чистой воде).

Лесовичок предлагает детям разделиться на группы и помыть мелкие игрушки, и полить растения.

В завершение Лесовичок дарит детям ароматное мыло и все идут мыть руки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад «Медвежонок»

671561 Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Латвийская19.

Согласовано

Старший воспитатель

Казанцева Н.В.______

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Воспитатель средней группы «Голубичка»

Герасимович Кристина Игоревна

Таксимо 2015

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи:

Образовательная

Исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.

Развивающая

Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.

Воспитательная

Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.

Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.

Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .

Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды

Ход занятия:

I Организационный момент.

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

II Целеполагание и мотивация.

Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .

Итак, представьте, что вы учёные.

Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.

Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.

Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.

Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)

А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.

У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .

Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)

Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .

Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.

Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

А теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .

А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)

Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

V Обобщение и систематизация знаний.

Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .

VI Рефлексия.

У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске) .

Цель: закрепление у детей знания о разных состояниях воды, ее свойствах и качествах.

  1. Рассказать детям о значении воды в жизни людей и всего остального.
  2. Развивать речь, внимание, память.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.
  4. Создать у детей радостное веселое настроение.

Предварительная работа : заучивание наизусть стихов и потешек о воде; просмотр изображений различных состояний воды, подвижные игры.

Оборудование : игрушка Поросенок, мыльные пузыри, зонт, таз с мыльной водой, эмблема в виде капельки на каждого ребенка, накидка тучки для воспитателя.

Ход праздника.

Ведущий: Ребята, у нас сегодня необычный праздник- праздник волшебной воды.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже в луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить-
Без воды нам не прожить!
Вот какая вода разная, поэтому мы ее называем волшебной. Сегодня мы с вами превратимся в капельки. А вместе мы - море!

Игра «Море волнуется»

Ведущий: ребята, а вы можете найти воду в природе? Где вода бывает, где путешествует?
Ребята: да, можем.
Ведущий: тогда отгадайте мои загадки!
Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня,
Из далека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
Чуть дрожить на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий в - море.
(Река)
Кругом вода, а пить ее нельзя
Очень соленая она.
(Море)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе
Воробьи во мне купались на потеху детворе.
Но до завтрашнего дня солнце высушит меня.
(Лужа)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинки).
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду.
Покуда он идет.
(Дождь)
Ведущий: про дождь наши ребята знают стихи.
Дождик, дождик, мой дружок,
Ты пролейся на лужок.
По деревьям, по лицу.
По резному по крыльцу!
Напои землицу
До сыта водицей.
Будет расти,
И цветочки расти.
Станут теплыми деньки,
Запорхают мотыльки…..
Дождик, дождик продолжай!
Будет добрый урожай.
По проселочной дороге
Топал дождик длинноногий.
Барабанил, шелестел:
-«У меня так много дел,
Я полью все по порядку,
Лес, поля, сады и грядку
Окна вымою и крыши»
А потом пошел потише
Кап, кап, кап, ….
И перестал,
Потому что дождь устал!
Ведущий: ребята, а у дождика есть сестричка, кто же она нам сейчас расскажет Коля Кораблев.
Есть дождика сестричка.
С-с-с, она свистит, поет.
И струей из крана льет.
Эту песенку послушай:
«Мойте чисто с мылом уши»
Ведущий: а теперь давайте отправимся в путь. Я превращусь в тучку, а вы будите моими детками - капельками (раздаю всем эмблемы в виде капельки.)
Пальчиковая гимнастика « Капля раз, капля два»

Ведущий: полетели капельки из тучки на землю. Попрыгали поиграли (дети прыгают, играют). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались все капельки вместе, и потекли маленькими веселыми ручейкам (берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются большой цепочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют (ходьба змейкой, держась «паровозиком») Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан. (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали -плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (дети присели на корточки). Стали капельки легкими потянулись вверх и вернулись к маме тучке.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Ведущий показывает детям игрушку -поросенка, испачканного в грязи.
Ведущий: здравствуй, Хрюша!
Хрюша: здравствуйте, ребята!
Ведущий: Хрюша, какой же ты грязный. Ты, наверное своим пяточком землю рыл, вот весь и испачкался. Ребята, а что бы Хрюша стал вновь чистым, красивым, что для этого нужно?
Дети: вода.
Ведущий: Хрюша, тебя нужно умыть!
Хрюша: я не хочу умываться никогда! Зубы чистить - незачто на свете! Я и так красивый, симпатичный и хороший.
Ведущий: Хрюша, наши детки все чистые и опрятные, хочешь с ними поиграть?
Хрюша: да, конечно!
Ведущий: тогда разреши нашим деткам - капелькам умыть тебя, потом мы с тобой весло поиграем.
Хрюша: хорошо!
Дети моют Хрюшу (чтение потешки «Водичка, водичка»)
Ведущий: А теперь, Хрюша, какой ты стал чистый! Если ты хочешь быть сильным, здоровым, смелым, бодрым, красивым, веселым, умелым. Должен ты подружиться с водой.
Давайте купаться, нырять, кувыркаться.
В ушане, корыте, лохани, в реке, в ручейке, в океане.
Всегда и везде!
Вечная слава воде!
Ведущий: смотри, Хрюша, у меня есть красивые мыльные пузыри. Сейчас мы все весело поиграем с ними.
Игра с мыльными пузырями.
Праздник окончен.

I. Образовательные:

1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.

2. Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

3. Выявление свойств воды: вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; может быть тёплой и холодной; может менять свой цвет; некоторые вещества в воде растворяются, может менять свой цвет.

II. Речевые:

1. Активизация и обогащение словаря детей за счёт слов: прозрачная, непрозрачная, мутная; льётся, булькает, журчит, переливается, выливается; примеси, фильтр, очистные сооружения; наводнение, паводок, водяной.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.

4. Продолжение знакомства с разными способами образования слов (с помощью суффиксов, соединительных гласных).

5. Упражнение в образовании однокоренных слов.

6. Продолжение формирования умения составлять рассказ по моделям.

III. Воспитательные:

1. Воспитание у детей умения слушать друг друга и взрослых.

2. Воспитание бережного отношения к воде.

Оборудование:

· Аудиозапись звуки природы.

· Игрушка Капелька.

· Модели свойств воды.

· Модели образования сложных слов: водопад, водолаз, водоворот,

водопровод.

· 2 тазика, стаканчики, разные сосуды, мерные ложки, краски, пакетированный чай, марганцовка, палочки для размешивания, трубочки для коктейля, клеенки.

· Слайд-шоу «паводок», «наводнение», «водяной» и др.

Ход занятия:

I .

Звучит музыка дождя.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, кто пришёл к нам в гости? (Капелька)

Воспитатель:Ребята, капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать о свойствах воды.

Капелька: Чтобы узнать свойства воды нам нужно провести разные интересные опыты.

У вас на столах стоят стаканчики, (один пустой – другой с водой) перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что делает вода? (льётся) Почему? (потому что она жидкая).

Капелька: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Она может течь, это свойство воды называется текучестью. (Предложить детям повторить слова: жидкая – жидкость, течёт — текучесть.)

Воспитатель:Вот этот символ будет означать, что вода течёт, льётся. (Модель).

II .

— Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей)

— Как это можно доказать? (Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы.)

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель.)

Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите? А в ручье, когда вода быстро бежит, мы говорим, что она… что делает? (Журчит).

Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте в них вытянутыми вперёд губами, не надувая щеки. Какой звук сейчас издаёт вода? (Булькает.)

Воспитатель:Понюхайте воду, чем она пахнет? (Нет запаха). В один из ваших стаканчиков я выжму несколько капель лимонного сока. Понюхайте воду теперь. Что можно о ней сказать? Чем она пахнет?

Вывод: Вода не имеет запаха (Модель). Она начинает пахнуть добавленными в неё веществами (травами, фруктами, мясом.)

III .

Капелька:Ребята, давайте немного поиграем.

Игра: «Что вы увидели?» (через стеклянную ёмкость показывать картинки, а дети отгадывают, что нарисовано).

Воспитатель:Как вы думаете, почему были видны картинки? (Вода прозрачная). Как вы догадались? Добавим в прозрачную воду земли, размешаем. Что изменилось?

Вывод: Значит, вода прозрачная. Этот символ будет обозначать прозрачность. (Модель.) Но при попадании в неё примесей, она становится … какой? мутной.

Где можно встретить в природе мутную воду? (В болотах, грязных реках.) Вот почему на таких реках ставят специальные очистные сооружения. А дома как мы очищаем воду? (С помощью бытовых фильтров.)

Воспитатель: Ребята, как можно окрасить воду? (Добавить краску) Фокус с окрашиванием воды в трех стаканчиках.

Что получилось? (Вода окрасилась).

Вывод: Краска медленно, неравномерно растворяется и окрашивает воду.

Воспитатель: Чем ещё можно окрасить воду? Как вы думаете? (Предположения детей). В стакан с горячей водой я положу пакетик с заваркой. Как вы думаете, что получится? (Вода окрасится, получится заварка.)

Вывод: Заварка, как и краска, медленно, неравномерно растворяется в воде и окрашивает её. (Модель.)

Воспитатель:Что лежит у меня на блюдце? (Сахар, соль.) Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Растворятся, пузырьки воздуха поднимутся вверх).

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются . (Модель.)

IV .

Воспитатель:Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используйте модели. (Рассказ детей по моделям).

V .

Воспитатель: Вода – источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Этим словом мы часто пользуемся.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Подберите такие слова к слову «вода».

— Транспорт какой? (Водный.)

А сказочный герой? (Водяной)

Ласково скажем …(водичка.)

Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? …(наводнение.)

Весной река разливается … (половодье, паводок.)

— Есть сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»:

Вода поворачивается – водо …ворот,

Вода падает – водо…пад,

В воду лазает – водо …лаз,

Вода проведена — водо …провод,

Воду возит – водо…воз.

В дальнейшем мы ещё проведём много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.



Поделиться