Отделочные. Технологии облицовки мебельных материалов Отделка для корпусной мебели на края

Инструменты для отделки мебели

После того, как вы определились с лакокрасочными материалами, которыми вы будете отделывать сделанную вами мебель надо уточнить технологию проведения отделочных работ с деревянной мебелью. Чтобы ваше изделие украсило жилище, все его детали нужно тщательно подготовить к отделке. Каждую пылинку, оставшуюся на деталях, лак выявит. Удалить пыль с поверхностей можно липкой тряпкой, которой протереть поверхности всех деталей. Делают её окунув чистую безворсовую ткань в разбавленный уайт-спиритом полиуретановый лак или в вареную олифу. Водный лак для этого не годится.

Прозрачная отделка мебели предусматривает следующую последовательность процессов: шлифовка, изменение цвета и выявление текстуру древесины протравами морилками (в случае необходимости), порозаполнение и грунтование,лакирование или полирование. Для укрывистой отделки мебели предусматривается следующая последовательность процессов: шлифовку, грунтование, шпатлевание, окраску.

При всех способах отделки мебели самая первая стадия — шлифовка, которая обеспечивает устранение дефектов облицовки (неровности, шершавость поверхности, трещины) для должной подготовки поверхностей детали для лакокрасочных покрытий, определяя этим окончательный вид готового изделия. Без должной подготовки поверхности к прозрачной отделке она становится бессмысленной. Шлифовка производится шкуркой. Шлифуют древесину стеклянной водостойкой шкуркой. Чем меньше номер шкурки, тем мельче ее зернистость и лучше качество шлифовки.

Протравы и морилки осторожно наносят на поверхность деталей в зависимости от размера детали при помощи ватного тампона, широкой кистью или губкой. Они быстро впитываются и высыхают, причем часто меняют цвет. Поэтому, чтобы не получить такой сюрприз, лучше проверить действие морилок на небольшом куске дерева, которое собираетесь отделать. Имейте в виду, что торцевые поверхности детали впитывает краску интенсивнее, чем боковые поверхности, и поэтому они приобретает более темный цвет. Чтобы они не выделялись в изделии по цвету, перед окраской их следует смачивать водой. Надо также учитывать, что водные краски по мере высыхания становятся светлее. Протравленная поверхность должна сохнуть не менее чем 4 часа после чего ее окончательно шлифуют самой мелкой шлифовальной бумагой и пемзой. Учтите, что применяемые морилки должны соответствовать применяемым лакам.

Грунтование отделываемой поверхности необходимо для частичного заполнения пор и лучшей связи отделочного материала с древесиной. Грунтовки наносят на поверхность кистью вдоль волокон и через 20-30 мин лишнюю массу удаляют при помощи шпателя или тряпки из грубой ткани движениями поперек волокон. Оставшуюся грунтовку втирают поперек волокон пробкой. После высыхания грунтовки поверхность окончательно шлифуют мелкими шкурками и тщательно очищают от пыли.

Окрашенную морилкой или протравой и загрунтованную поверхность лакируют или полируют . Первый слой лака надо втереть в поверхность дерева чистой безворсовой тканью (кисть для этого не годится).

Перед началом лакирования не взбалтывайте банку с лаком а перемешайте лак чистой планкой, чтобы в нем возникли воздушные пузырьки, которые испортят полировку. Лак с кисти не должен капать, поэтому нужно набирать на кисть понемногу. Чтобы на поверхности не было пузырьков, надо удалить их из кисти, опустив ее в емкость с лаком и прижав к ее стенке. Если для полировки дерева используется водный лак, то его волокна набухают, что делает поверхность шершавой.Чтобы избежать этого можно предварительно смочить деревянную поверхность водой, волокна от нее расширятся, их можно будет зачистить с помощью шлифовальной шкурки и отлакировать. Можно просто отшлифовать поверхность после первого слоя лака. Покрывать поверхность надо длинными и ровными мазками, тонким слоем, так, чтобы не проводить два раза по одному месту. Растушевка лака не допускается. Необходимо следить, чтобы кисть была все время «наполнена» лаком, тогда он будет сам растекаться по поверхности без дополнительной растушевки. Неудачно наложенный слой лака можно удалить, протерев поверхность растворителем.

Немного об особенностях лакировки с использованием лака холодного отверждения. Он существенно отличается от обычного лака. Его наносить не трудно если соблюдать все правила его подготовки. Смешение отвердителя и лака необходимо проводить в стеклянной посуде. Смесь в рабочем состоянии он находится до трех дней. Для увеличения срока хранения необходимо герметизировать сосуд. Цветовое покрытие и грунтовка должны соответствовать требованиям производителя. Работы проводить в теплом и хорошо вентилируемом помещении. Наносить лак можно толстым слоем, избегая подтеков. Лак подсыхает «на отлип» через 15 минут. Повторный слой можно наносить через 1 час. Третий слой, при необходимости, наносите на следующий день. Если дефектов нет то шлифовка не проводится. Необходимую шлифовку проводить со смазкой в виде стирального порошка. По её завершению протрите зашлифованную поверхность разбавителем для лака. Работы по получению идеального глянца по прошествии нескольких дней после нанесения последнего слоя. Прошлифуйте поверхность шкуркой с водой, пока вся поверхность не станет матовой (блестящие участки останутся только во впадинах). Заполируйте поверхность полировальной пастой на слегка увлажненной ткани, потом протрите тряпкой для стирания пыли. Если есть желание получить полуматовую (сатинированную) поверхность натрите её сверхтонкой проволочной мочалкой, смазанной полировальным воском. По завершению обработки заполируйте поверхность тряпкой для пыли. Матовая поверхность получается при использовании более крупной мочалки.

Полировка — это наиболее высококачественный и трудоемкий вид прозрачной отделки. Полируют только совершенно сухую древесину, не допуская в процессе работы попадания влаги на изделие и материалы. Первый признак попадания влаги — это появление белесых пятен на полируемой поверхности. Хорошо полируются только мелкопористые породы дерева: орех, клен, береза ольха, липа и др. Дуб и ясень относятся к породам с крупными порами, и их обычно отделывают каким-либо другим способом. При полировке на поверхность детали наносят очень большое количество тончайших слоев политуры. Чем больше слоев и чем лучше каждый из них просушен, тем выше качество покрытия.При нанесении политуры осуществляется тампонами при этом отделываемая поверхность должна находиться в устойчивом горизонтальном положении. Держать тампон нужно всей кистью руки или только пальцами, но так, чтобы вся рабочая поверхность тампона была вся задействована. Для защиты руки, держащей тампон, от налипания лака, рекомендуется надевать на нее резиновую перчатку. Соблюдайте следующие важные правила. Нельзя накладывать тампон на отделываемую поверхность сверху, прерывать движение тампона, а также отрывать тампон от поверхности, поднимая его вверх. Поскольку при этом из тампона выделяются излишки лака или политуры, которые могут растворить уже затвердевшую пленку и оставить на поверхности неустранимые блеклые пятна - ожоги. Заходить тампоном на отделываемую поверхность и сходить с нее можно только с краев боковыми скользящими движениями.При этом работы проводятся в следующей последовательности. Наносится слой шеллачной политуры и тщательно растирается круговыми движениями. Для заполнения пор во время этой операции поверхность посыпают пемзой, для чего два куска пемзы трут друг о друга прямо над поверхностью. Повторное полирование с растительным маслом проводится через двое суток, когда первый слой высохнет. После двухдневной выдержки более жидкой политурой поверхность снова полируют с маслом. Перед нанесением последнего слоя поверхность сушится не менее 6 суток. Для получения зеркального блеска ее протирают тампоном, смоченным спиртом. Полируют шерстяным тампоном. Этот тампон похож на ватный, только вместо ваты используют кусок чистой шерстяной ткани завернутый в полотно, который смачивают политурой. Политуру наносят на изделие тонкими слоями с легким нажимом, который усиливаете по мере израсходования политуры, круговыми перекрывающими движениями. Тампон не следует отрывать от поверхности, пока в нем не израсходуется весь запас политуры.Работу вновь смоченным тампоном начинают с края изделия, а кончают натирать поверхность соскальзывающим в сторону движением. После каждого наполнения тампона политурой на его рабочую поверхность необходимо капнуть одну-две капли льняного или подсолнечного масла — тампон будет легко скользить по поверхности.После окончания полировки ваше изделие станет таким «настоящим» на вид, что вы получите огромное удовольствие от выполненной трудной работы.

Вопрос о том, что в вашем изделии лакировать, а какие полировать, решать вам. Обычно полируют только дверки и крышки, находящиеся на самом виду, причем кромкам можно придавать глянцевый блеск, а дверкам матовый. Остальные поверхности обычно лакируют.

Теперь об укрывистой отделке мебели. После шлифовки деталей мебели необходимо провести их грунтовку . Её цель - создание тонкой пленки, обеспечивающей необходимое сцепление древесины со шпатлевкой и краской. Это необходимо сделать для того, чтобы не отслаивалась краска. Вид грунтовки должен соответствовать красящим материалам. Нанесение грунтовки проводится кистями-ручниками. Грунтовка должна наноситься без пропусков. Прогрунтованная поверхность должна сохнуть не менее 24 часов чтобы на окрашенной поверхности не появились трещины. После просушки надо прошлифоввать поверхность вдоль волокон среднезернистой шкуркой и приступить к шпатлеванию.

Шпатлевание производят с целью полного устранения всех дефектов имеющихся на отделываемой поверхности и создания совершенно гладкой основы для последующего окрашивания. Для устранения мелких дефектов и повреждений применяют местное шпатлевание, а для полного выравнивания всей поверхности - сплошное шпатлевание. Естественно, что начинать надо с местного шпатлевания. Шпатлевку в местных подмазках наносите шпателем. По окончании подмазки всех проблемных мест просушите изделие в течение 24 часов, после чего прошлифуйте прошпатлеванные места сначала крупнозернистой, а затем среднезернистой шкуркой. Для лучшего сцепления сплошного слоя с местными подмазками дополнительно прогрунтуйте подмазанные места, вновь просушить деталь и только после этого приступайте к сплошному шпатлеванию. Шпатлевку наносите шпателем в одном направлении, а разравнивайте в другом. Старайтесь уложить её как можно более тонким слоем. После 24-часовой просушки тщательно прошлифуйте поверхность среднезернистой и мелкозернистой шкуркой. От тщательности шлифования зависит качество окраски. После завершения шлифовки нанесите на грунтовку после высыхания которой можно приступать к покраске.

Успехов вам при отделке собственной мебели!

Декоративная отделка мебели своими руками — один из способов обновить, изменить и улучшить ее внешний вид. Не обязательно подвергать декору только старую мебель, например, можно просто изменить новую, придав ей совершенно иной вид. Как вам такой вариант?

Перед полировкой поверх шпаклевки нужно загрунтовать поверхность политурой в несколько слоев.

Из обычного скучного комода сделать детский вариант. Чтобы осуществить эту задумку, вам не потребуется тратить много сил и средств, достаточно ознакомиться с некоторыми существующими на сегодняшний день вариантами декора и воспользоваться одним из них. Но сначала расскажем о различных составах, используемых в декорировании мебели своими руками.

Подготовительный этап

Итак, для того чтобы подготовить поверхность мебели к декорированию, чаще всего используют такие строительные материалы, как шпатлевка, мастика, протрава, грунтовка, отбеливатель, порозаполнитель и другие.

При восковании на поверхность мебели наносится тонкий слой воска и растворителя, которые затем обрабатываются лаком.

  1. Шпатлевка, а также мастика предназначаются для того, чтобы осуществить выравнивание отделываемой поверхности. Подойдут они только в том случае, если декоративная отделка мебели носит непрозрачный характер. Для этих целей используют и воск, и парафин, а также другие составы, в основе которых есть смола (нитроцеллюлозная или полиэфирная).
  2. Если же запланирована прозрачная отделка поверхности мебели, то здесь подойдут специальные грунтовки и порозаполнители. Они качественно заполняют все мельчайшие трещины, поры и щели, а еще предупреждают так называемое «проседание» лакового покрытия. В основе этих химических составов лежат либо эмульсии, либо пасты, включающие в себя смолы поливинилацетатного характера.
  3. Если вы хотите придать дереву другой тон, напоминающий оттенок более дорогой породы древесины, либо усилить его естественный цвет, то в этих целях вам понадобятся протравы (красители). При правильном подборе они легко имитируют именно ту цветовую гамму, которая вам необходима. Основным компонентом этих составов являются водные и спиртовые растворители.
  4. Использование отбеливателей обусловлено наличием на мебели темных пятен различного характера. Заменить отбеливатель можно, например, щавелевой кислотой или хлорной известью, точнее 15%-ым раствором.
  5. Для финального покрытия в декоре мебели используют такие материалы, как лак, краска, полимерная пленка и т.д. Это могут быть полиэфирные, нитроцеллюлозные и другие лаки.
  6. При применении полиэфирного (полиуретанового) лака на обрабатываемой поверхности образуется пленка. Она достаточно твердая и обладает высокой устойчивостью к химическому и тепловому воздействию. Ее отличает качественный зеркальный блеск. Более низкое качество присуще нитроцеллюлозному лаку. Он достаточно быстро сохнет, но уступает по своим физическим и химическим свойствам предыдущему образцу.
  7. Еще один вид отделочного материала, используемого при — полировальные пасты (жидкости). Они хорошо устраняют различные неровности на лаковой поверхности и придают ей блеск, т.е. облагораживают внешний вид.
  8. Использование краски наиболее целесообразно в случаях декоративной отделки кухонной мебели. С ее помощью можно выполнить отделочные работы непрозрачного вида. Все краски на основе нитроцеллюлозы или полиэфирных составов обладают высоким качеством, устойчивы к механическим повреждениям и воздействию химических, а также различных моющих средств.

Вернуться к оглавлению

Простой вариант обновления мебели

Для удаления старого лака лучше всего подойдет наждачная бумага с мелкой или средней зернистостью.

Как уже отмечалось выше, для того чтобы просто обновить старую мебель, можно использовать различные лакокрасочные составы. Но в любом деле есть ряд своих нюансов. Обновление мебели не исключение. Вам понадобится:

  • наждачная бумага;
  • кусок любой мягкой ткани;
  • лак для мебели.

Порядок работы по обновлению мебели включает в себя следующие этапы.

  1. Сначала необходимо снять с мебели слой старого лака. Делается это при помощи наждачной бумаги.
  2. Далее нужно при помощи мягкой ткани протереть обрабатываемую поверхность, чтобы удалить загрязнения и пыль.
  3. После вышеназванных процедур можно приступать к обработке поверхности лаком. Покрывать нужно минимум в три слоя. Обратите внимание на то, что каждый следующий слой лака должен быть менее вязкой консистенции, чем предыдущий (то есть более жидкий).

Для того чтобы просто обновить поверхность мебели, этого будет достаточно. После такой обработки мебельная поверхность обретет блеск и будет радовать вас не один год.

Если же вы хотите не просто обновить поверхность, а добавить каких-нибудь элементов декора, то самый простой способ — использовать строительный скотч.

С его помощью очень легко выполнить рисунок, например, на поверхности стола. Далее поверх рисунка из скотча наносим краску нужного цвета. Снимаем скотч, стол готов.

Вернуться к оглавлению

Декор детской мебели

Рисунки из декупажной бумаги нужно поместить на поверхность стола и покрыть слоем акриловой краски.

Декоративная отделка мебели для детской — очень увлекательное и полезное занятие, так как заниматься этой работой можно вместе с детьми. Это может быть старая мебель или новая, но очень скучная.

В любом случае после осуществления декорирования вы получите абсолютно другую мебель, которая, скорее всего, придется по душе вашим малышам и станет гордостью совместного творчества.

Итак, вам понадобится:

  • как и в первом случае, наждачная бумага;
  • бумага для декупажа;
  • грунтовочный состав;
  • шпатлевка для деревянных поверхностей;
  • краски масляного и акрилового характера;
  • мебельный лак;
  • кисточки, валик и т.д.;
  • трафареты.

После того как все необходимые материалы подготовлены, можно приступать к работе. Подготовительный этап будет таким же, как при обычном обновлении мебели: снятие старого слоя лака, обработка при помощи мягкой ткани, затем слой шпатлевки, после грунтовки, затем краска и т.д. А теперь непосредственно о декупаже мебели.

Для отделки мебели мозаикой потребуется клей для керамической плитки.

  1. Для начала нужно вырезать необходимую часть рисунка из декупажной бумаги и наложить на выбранный участок мебели.
  2. Далее поверх него наносится слой акриловой краски.
  3. На заключительном этапе работ можно выполнить тонирование поверхности в углах при помощи масляной краски.
  4. После того как поверхность полностью высохла, можно устанавливать новую яркую мебель в детскую.

По завершению сборки своими руками по собственному проекту очередного образца деревянной мебели стоит задуматься о его красивой и качественной отделке. Этого результата можно достичь если при выборе лакокрасочных материалов отделки деталей деревянной мебели будет учтен вид древесины, в части её структуры, высокой пористости, низкой термостойкости, гидрофильности, наличие сучков со смолой и предполагаемая технология отделки. Каждой породе древесины свойственны вполне определенная текстура и цвет, придающий ей декоративный вид поэтому вопрос её сохранения - важнейший фактор при выборе того или иного вида отделочных материалов. При этом все окрашиваемые поверхности должны быть чистыми, неповрежденными, сухими и без органических образований.

Отделку древесины подразделяют на прозрачную и укрывистую. Прозрачная выполняется бесцветным или окрашенными прозрачными лакокрасочными материалами, которые усиливают естественный цветовой тон древесины, подчеркивают её текстуру, а также служат для придания ей специфических эффектов (окраска под старину или в деревенском стиле), обеспечивают имитации дешевых пород под ценные (например,сосны под вишню или красное дерево), или выравнивание цветового тона деталей, имеющих различную окраску или текстуру, изготовленных из массивной древесины, При укрывистой отделке окрашиваемые детали получают непрозрачные покрытия, цвет и декоративные свойства которых полностью определяются используемыми пигментированными лакокрасочными материалами (эмалями или красками).

По своему назначению отделочные материалы делятся на группы:

  1. материалы для подготовки поверхности древесины к отделке (красящие составы, порозаполнители, шпатлевки, грунтовки, отбеливающие и обессмоливающие средства и т.д.);
  2. основные материалы, создающие основной лакокрасочный слой (лаки, краски, эмали);
  3. материалы для облагораживания покрытий (полирующие и шлифующие пасты, разравнивающие жидкости и т.д.).

Отделку поверхности мебели нельзя начинать экспромтом, вернее каждый такой экспромт должен быть подготовлен. Это объясняется тем, что в зависимости от породы древесины она может быть крупнопористой (дуб, ясень) или мелкопористой (береза, осина,бук). Для подготовки к отделке деталей из крупнопористых материалов необходимо проводить операцию порозаполнения. На мелкопористых — операцию грунтования. Для мягких хвойных пород необходимо проводить операцию её укрепления специальными грунтующими составами.

Порозаполнители и грунтовки образуют плотный и твердый нижний слой отделочного покрытия, уменьшающий расход лака. Они должны легко наноситься на поверхность древесины, быстро высыхать, хорошо шлифоваться. Грунтовки под прозрачные покрытия не должны вуалировать текстуру древесины. Основные виды грунтовок для мебели- полиэфирные, нитроцеллюлозные, амино-алкидные. Шпатлевки предназначены для выравнивания поверхностей под прозрачные покрытия и содержат минеральные наполнители. Основные их виды - те же, что и грунтовок. Отбеливающие составы (раствор перекиси водорода, раствор щавелевой кислоты и др.) используются для удаления смоляных и иных пятен, а также для выравнивания цвета древесины. Необходимы также обессмоливающие составы, поскольку смола препятствует адгезии лакокрасочных покрытий; это составы, содержащие щелочь и органические растворители (спирт, ацетон, бензин).

Чтобы придать древесине желаемую окраску используются морилки для древесины (пропитки), которые впитываются в неё достаточно глубоко, но не обеспечивают никакой защиты. Каждый последующий слой покрытия пигментированной морилкой делают древесину более темной. Слои непигментированой морилки меньше изменяют ее цвет. Имеются следующие типы морилок:

  1. масляные морилки;
  2. спиртовые морилки;
  3. морилки на водной основе;
  4. акриловые морилки.

Масляные морилки это широкий ассортимент цветов растворимых в маслах красителей, которые разводятся уайт-спиритом. Очень легко наносятся равномерным слоем, быстро сохнут и не поднимают древесные волокна.

Спиртовые морилки это растворы анилиновых красителей в денатурате, которые быстро высыхают и потому требуют определенного навыка, чтобы избежать появления темных пятен в местах наложения слоев.

Морилки на водной основе это кристаллы красителя или порошок, растворимый в горячей воде. Сохнут долго, поднимают волокна древесины, Поэтому перед их применением надо надо смочить водой деталь и зашкурить древесину.

Акриловые морилки это водные морилки на основе акриловых смол в виде эмульсии. При выыхании они образуют на древесине тонкую цветную пленку. Они меньше поднимают волокна древесины и меньше выцветают. Твердые сорта древесину нужно обрабатывать такой морилкой, разведенной на 10%.

Протравы - это химикаты (хлориды и сульфаты железа, меди и др.). Не являясь красителями, они вступают в химическую реакцию с дубильными веществами некоторых пород древесины и продукт такой реакции окрашивают ее. Хорошей черной протравой может служить водный раствор анилиновой краски нигрозина. 10 %-ный раствор дает черный цвет с синим оттенком. Раствор с меньшим содержанием нигрозина (около 1 %) дает серый цвет.В черный и серый цвет хорошо окрашиваются береза липа, мелкослойная и очень сухая сосна. Дуб и ольха легко травятся крепким водным раствором железного купороса. Цвет зависит от крепости раствора.Чаще других применяется протравливание в коричневый цвет, который придает любой древесине вид доро­гого орехового дерева. В качестве красителя для березы пользуются ореховым бейцем (5-6 %-ный раствор). Марганцевокисльш калием (0,2 %-ный раствор) протравливают сосну, березу и липу. Ель хорошо окрашивается хлорис­тым калием. Под красное дерево, березу и ольху протрав­ливают раствором красного бейца или бисмарка (1 %-ный раствор). Используя анилиновые краски, которыми обыч­но окрашивают ткани, можно получать тона практически любых цветов. Растворяют их в горячей воде.

Лаки образуют на поверхности твердые блестящие или матовые прозрачные покрытия равномерной толщины с хорошей адгезией к обработанной поверхности.Основные виды лаков для отделки мебели - масляные, акриловые, нитроцеллюлозные, холодного отвердения, двухкомпонентные полиуретановые.

Масляные лаки

Натуральный масляный лак состоит из застывшей древесной смолы смешанной с натуральной олифой из льняного масла и разведенной скипидаром. В современных масляных лаках натуральную смолу заменяют синтетическими (фенольной, алкидной, полиуретановой), а в качестве растворителя используется уайт-спирит. Для мебели чаще используются тощие масляные лаки с полиуретановой основой (шлифующиеся), которые быстро высыхают и дают более твердую пленку, которую можно шлифовать до глянца. Лаки на масляной основе подходят для большинства деревянных поверхностей в помещении.

Акриловые лаки

Акриловый лак является водным раствором акриловой смолы в виде эмульсии. При нанесении лак имеет молочно-белый цвет. Он становится прозрачным после двухэтапного процесса испарения. Поэтому с ними можно работать в помещении с теплыми и сухими условиями. Эти лаки не токсичны и практически без запаха.

Нитроцеллюлозные лаки

Покрытия на основе нитроцеллюлозных лаков хорошо шлифуются и полируются, но плохо переносят как тепло так и мороз, имеют слабую химическую стойкость и плохо сопротивляются истиранию. Однако благодаря обратимости пленки эти покрытия ремонтопригодны. Они малопригодны для толстых полированных покрытий.

Лаки холодного отверждения

Лаки холодного отверждения застывают в процессе «кросс-полимеризации» поэтому для начала этой реакции нуждаются в кислотном катализаторе. В итоге получается не желтеющая исключительно прочная, необратимая пленка стойкая к растворителям, нагреву и истиранию. Этот слой можно сделать относительно толстым. Существуют не прозрачные и черные лаки.

Двухкомпонентные полиуретановые лаки

Отверждение такого лака требует, чтобы перед началом работы с ним следует добавить точно отмеренное количество изоцианатного отвердителя. Этот лак дает прозрачную и прочную отделку, которая на много лучше в износостойкости чем полученная при применении масляного лака. Основным недостатком этого покрытия является его опасность для вашего здоровья, если вы проводите работу без надежной вытяжной вентиляции.

Политуры по составу близки к лакам на основе природных восков, но менее концентрированны и применяются для освежения покрытий и придания им зеркального блеска. При этом толщина покрытий несколько увеличивается. С той же целью применяются полировочные пасты, но при их использовании толщина покрытия уменьшается.

Эмали используются в основном для декорирования детской и кухонной мебели. Наиболее распространены нитроцеллюлозные и полиэфирные эмали со свойствами, аналогичными свойствам лаков.

Подводя итоги выше сказанному можно сказать, что самыми лучшими для отделки деревянной мебели являются двухкомпонентные лаки, лаки холодного отвердения и водные. Они высыхают быстрее, чем полиуретановые, лакированная поверхность не успевает запылиться, остается светлой и со временем не желтеет. Светлое покрытие дает и целлюлозный лак, но оно уступает по прочности выше названным.

Какие материалы и технологии используются при финишной отделке мебели? И что получается в результате их применения? Изучаем современные отделочные материалы для мебели.

  • 1 из 1

На фото:

В одном предмете может быть использовано несколько вариантов отделки. Этот комод частично тонирован, окрашен лессировочной краской и покрыт лаком.

Основное отличие отделочных материалов от конструкционных и облицовочных — их эфемерность. Понятием «отделочные материалы» названа большая группа химических составов, пропиток, затирок. То есть отделка мебели — это результат, который мы получим применив тот или иной реагент, ту или иную технологию обработки поверхности.

Составы

  • Морилка для дерева. Применяется для окрашивания древесины или шпона одних пород в тон других: светлый клен или дуб тонируют под вишню, орех, махагони. Морилка для дерева может быть на водной основе или на растворителе. Одну проще наносить, она бережет экологию. Другая (морилка для дерева на основе растворителя) быстрее сохнет, впитывается и имеет более широкую цветовую гамму. Полупрозрачные краски (лессировки) применяют для той же цели: окрашивают дуб в любой цвет. Такая отделка мебели не закрывает фактуру и рисунок древесины.
  • 1 из 5

На фото:

Полупрозрачные лессировочные краски и лаки не скрывают природную фактуру древесины.

Мебельная затирка Подобным образом можно наносить любое вязкое вещество на поверхность древесины. Например, воск или масло (защищает от влаги). Для создания декоративных белесых прожилок в поры древесины «загоняют» гипсовую массу.

На фото: модель 5007 P фабрики Chelini, дизайн Bonan Michele.

  • Мебельный лак Различают лаки «видимые», пленка которых отливает на поверхности готовой мебели и модные «экологические» лаки-невидимки. Мебельный лак-невидимка не закрывает текстуру и рисунок деревянной мебели. Кажется, будто поверхность вообще ничем не обрабатывали.
  • Мебельная эмаль Европейские производители называют такую отделку мебели «лакированием»: на поверхности образуется цветное непрозрачное покрытие. Качество основы роли не играет: с одинаковым декоративным эффектом можно лакировать древесину, МДФ или стекло. Цветные лаки обязательно имеют насыщенный цвет; различают матовые, полуматовые и глянцевые покрытия.

  • 1 из 4

На фото:

Под слоем эмали почти невозможно определить «исходный» материал: лакируют и стекло, и МДФ, и натуральное дерево. После обработки они выглядят одинаково.

Технологии

  • Полировка мебели Полированная мебель — это мебель, обработанная до сияющего блеска, вручную или с помощью специальной машины. Вопреки распространенному заблуждению, особый состав (полироль) не всегда требуется.
  • Высокотемпературная обработка В печь отправляют самые разные материалы. При подобном «запекании» древесина меняет цвет, получаются неожиданные насыщенные оттенки. На предмет мебели из металла или стекла наносят красящий пигмент: он накрепко срастается с основой. Предметы, которые прошли через такое «окрашивание порошковым способом» отличает одинаковый тон.

  • 1 из 3

На фото:

После «запекания» в печи светло-бежевый ясень приобретает насыщенный коричневый тон с сероватым отливом.

  • Химический процесс Металлический предмет погружают в гальваническую ванну или проводят напыление в электромагнитном поле (например, нитридом титана имитируют позолоту на столовых приборах, люстрах или ручках мебели).

Виды отделки

  • Отделка-функция Отделочный материал также может выполнять защитные функции. Например, антикоррозийные составы для металлической мебели на улице или антистатическая облицовка-напыление на ткань, отталкивающая пыль и влагу.

  • 1 из 3

На фото:

Окрашивание порошковым способом, хромирование и покрытие лаком «металлик» — три наиболее распространенных варианта антикоррозийной отделки стали.

  • Нетрадиционная отделка Для каждой группы отделочных материалов существуют традиционные и нестандартные варианты отделки. Например, древесину покрывают лаком гораздо чаще, чем обжигают газовой горелкой. Равно как и резьба по дереву воспринимается как классический тип декора, тогда как вьетнамские прорезные орнаменты по лаку европейцу не кажутся традиционными.

Имитации в моде Если взять в руки шило и хорошенько поколотить им по поверхности буфета, будет очень похоже на жучка-древоточца. Или при помощи химикатов пустить патину по металлу: особенной популярностью пользуется позеленевшая бронза, состаренная латунь и ржавое железо. Силой трения можно накинуть десяток-другой лет кожаной обивке. Или поцарапав особыми щетками массивный топ стола, получить брашированную доску с выраженной фактурой. Естественно, производители делают все так аккуратно, что разоблачить «подделку» практически невозможно.

На фото: комод tra-closto-016 фабрики Caracole.

  • Отделка-обманка Имитация дорогого материала при помощи дешевого. Например, чтобы «превратить» дуб в седой, выбеленный или шпон венге, необходимо тонировать его красящими растворами или, наоборот, обесцветить хлорсодержащими компонентами. Сегодня мастера-виртуозы научились отшлифовывать верхний дефектный слой кожи и наносить принт под кожу слона на шкуру среднестатистической европейской коровы.
  • Искусственное состаривание. Мастера виртуозно превращают новое, только что сошедшее со станка изделие, в состаренную мебель. Например, лак-кракле создает сетку прожилок на деревянной поверхности. И состаренная мебель ничем не будет отличаться от старинной, «пожившей». Можно еще особым образом стереть краску на углах и стыках комода: более глубокие слои начнут проступать через поздние. Это даст право написать производителям в своем каталоге: отделка черный «антик».

  • 1 из 4

На фото:

Нередко состаривание поверхности сочетают со старинными техниками, например, ручной росписью или резьбой по дереву.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Не каждому по карману покупка антиквариата. Но если у вас есть время и желание, вы можете сами создать предметы «с историей». Причем состарить можно не только корпусную, но и мягкую мебель.

На строгий европейский взгляд американские интерьеры отличаются безудержной эклектичностью. Однако и в ней есть определённые принципы, позволяющие создать уютный дом с яркой индивидуальностью.

2. Материалы для непрозрачной отделки (покраски или облицовки) .

Такие материалы применяются для отделки мебели, изготовленной из продуктов деревопереработки - всяких разных щитов типа ДСП, МДФ, OSB и др. Облицовочные материалы не только придают листовым материалам красивый внешний вид, но и часто являются более надежной защитой, чем лаки или полироли. В свою очередь шпон, являющийся материалом для непрозрачной отделки, нуждается в последующей обработке материалами для прозрачной отделки.

В зависимости от различных факторов, таких как наличие дефектов, степень блеска, прозрачность и др. принято различать 3 категории качества отделки:

Технология выполнения облицовочных работ в данной статье не рассматривается. А теперь рассмотрим по большей части отечественные материалы, использующиеся для отделки деревянной мебели, более подробно

Материалы для предварительной обработки

Грунтовки, мастики, шпаклевки

Для выравнивания обрабатываемой поверхности, повышения твердости и адгезии при нанесении последующих покрытий могут использоваться грунтовки, мастики, а также шпаклевки. Причем в качестве грунтовки может быть использован тот же лак, разведенный соответствующим растворителем. Мастики сами по себе имеют тонирующие свойства, а вот при использовании шпаклевок самая сложная задача - подобрать цвет. Как правило сначала шпаклюется образец и затем покрывается лаком, а после высыхания лака принимается решение: использовать эту шпаклевку или искать другую.

Порозаполнители

Сейчас порозаполнителям уделяется все больше внимания при обработке древесины. Они используются создания более равномерной плотности древесины, препятствуют проседанию лаковой пленки и впитыванию лака в древесину. Порозаполнители могут быть как бесцветными так и тонированными.

К порозаполнителям также относятся разного рода пропитки. Пропитки в свою очередь делятся на масляные и восковые. Масляные пропитки изготавливаются на основе растительных масел, льняного или конопляного. Также для пропитки древесины может использоваться олифа (вареное масло). Обработка древесины парафином также может рассматриваться как обработка порозаполнителем.

Отбеливатели

Разного рода отбеливающие вещества используются как для осветления или выравнивания цвета, так и для удаления с поверхности древесины смолы или грязных пятен.

Красители, морилки, протравы

Используются для усиления или изменения естественного цвета древесины как правило для имитации ценных пород.

Материалы для прозрачной отделки

Лаки мебельные

К таким лакам относятся жидкие растворы пленкообразующих веществ на основе органических растворителей. По степени блеска лаки принято делить на матовые (М), полуматовые (ПМ), полуглянцевые (ПГ), глянцевые (Г) и высокоглянцевые (ВГ). Лаки могут наноситься на древесину как с закрытыми так и с открытыми порами. В зависимости от вида основного пленкообразующего вещества лаки бывают:

- Нитроцеллюлозные (НЦ). Такие лаки широко используются для прозрачной отделки мебели, имеют различную степень блеска, хорошие декоративные свойства. Однако у нитроцеллюлозных лаков есть и недостатки - низкая морозо- и теплостойкость, низкая водостойкость и химическая стойкость. Со временем под действием солнечного света такие лаки желтеют. Впрочем мебель отделанную нитроцеллюлозным лаком достаточно легко ремонтировать. Наиболее известные марки: ЛОН, НЦ-218, НЦ-243.

- Меламиновые (МЛ) близки по своим свойствам к нитроцеллюлозным лакам, однако имеют большую морозо- и теплостойкость. Образуют более прочную пленку, однако позволяют создать только матовое покрытие.

- Полиэфирные (ПЭ). Позволяют получить толстослойное высокоглянцевое покрытие повышенной прочности. Имеют хорошие тепло- и морозостойкость, устойчивы к воздействию солнечных лучей. Пленка после нанесения почти не проседает. Однако со временем под действием ударных нагрузок покрытие может быть испорчено, а ремонтировать его значительно труднее. Наиболее известные марки: ПЭ-250, ПЭ-250М, ПЭ-232.

- Полиуретановые (УР). Используются как правило для обработки хвойных пород древесины, позволяют получить поверхность с хорошими защитными и декоративными свойствами. Поры древесины остаются открытыми. Полиуретановые лаки по стойкости к истиранию и атмосферным воздействиям превосходят полиэфирные.

- Полиакриловые (АК). Как правило хорошо тонируются и потому не требуют предварительного тонирования древесины.

Для того, чтобы поверхность мебели была гладкой, ровной и высокоглянцевой используются полирующие пасты или политуры. Например паста №290, политура НЦ-314.

При лакировании наносят 2 слоя лак (НЦ). При лакировании покрытие сохраняет текстуру древесины, но не является достаточно гладким. При располировании лак наносится также в 2 слоя, второй слой полируется. При полировании - лак наносится в несколько слоев, каждый из которых после высыхания шлифуется, а последний слой полируется.

Восковые Пропитки

Как уже говорилось, пропитки являются подвидом порозаполнителей. Однако восковые пропитки могут использоваться в качестве финишной прозрачной отделки. В связи с этим восковые пропитки чаще используются для садовой мебели, а также для деревянных элементов фасада. Сейчас восковые пропитки продаются в готовом, удобном для применения виде, однако стоят они достаточно дорого. Поэтому в домашних условиях, когда денег мало, а свободного времени много вместо восковой пропитки можно использовать парафин.

Материалы для непрозрачной отделки

Лущенный или строганный шпон

Шпон используется для облицовки мебельных щитов или других листовых материалов, изготовленных из продуктов переработки древесины. Для мебельного шпона используются ценные породы древесины с выразительным текстурным рисунком (карельская береза, орех, дуб, красное дерево и т.д.). Это позволяет значительно снизить стоимость мебели отделанной натуральным шпоном при сохранении привлекательного внешнего вида, мало уступающего мебели, изготовленной из массива древесины.

Декоративные пленки (синтетические шпоны)

Делятся на 2 вида. К первому виду принадлежат пленки на основе бумаг, пропитанных термореактивными полимерами (карбамидные, меламино- формальдегидные и полиэфирные смолы). Ко второму относятся пленки на основе термопластичных полимеров (поливинилхлорид и его модификации). Современные технологии позволяют получить декоративные пленки с большим разнообразием цветов и текстурных рисунков на поверхности. Поверхность может быть как гладкой так и рельефной.

Покрытия мебели из натурального и синтетического шпона нуждаются в дополнительной отделке лаками. Использование синтетического шпона вместо натурального еще более удешевляет производство мебели, однако при этом усложняется ремонт мебели и ее транспортировка.

Бумажно-слоистые пластинки (пластик)

Многослойный материал толщиной от 0,4 до 1,2 мм. Используется для облицовки плоских рабочих поверхностей, а также кромок плитных деталей и профильно-погонажных изделий из мебели. Может иметь гладкую или структурную, одноцветную или многоцветную поверхность любой степени глянца. Высокая инертность пластика, стойкость к воздействию, воды, тепла, света, загрязнителей обусловливает их использование при изготовлении кухонной, офисной и детской мебели.

Эмали

Как и мебельные лаки, бывают создают гладкие, глянцевые и матовые, нитроцеллюлозные, полиэфирные, меламиновые (марки НЦ-25, НЦ-257М, ПЭ-276, МЛ-2157). Используются для создания гладких поверхностей с различной степенью глянца при производстве кухонной или деткой мебели.



Поделиться