Организация избирательной кампании - рекомендации. Избирательная кампания и ее основные этапы

За основу разработки проекта предвыборной кампании мы используем описанную выше структуру декомпозиции работ. Исходя из того, что конечной целью является победа на выборах, всю предвыборную кампанию можно разделить на следующие подпроекты:

1. разработка общего плана кампании;

2. формирование штаба;

3. организация финансирования кампании;

4. информационная и аналитическая деятельность, мониторинг;

5. предвыборная агитация;

6. день выборов.

Начинать предвыборную кампанию можно еще до официального объявления. Одни кандидаты вступают в избирательную кампанию в последний момент, другие готовятся заранее. Каждый обладает правом выбирать время старта. Для тех, кто хочет вступить в избирательную кампанию, имея рейтинг (узнаваемость избирателей), пригодятся следующие рекомендации.

Для начала раскрутки потенциальные кандидаты могут использовать:

2. благотворительность

3. имиджевые акции

Задачей всех вышеперечисленных направлений является создание положительного отношения к кандидату со стороны избирателей.

Благотворительность подразумевает оказание материальной помощи особо нуждающимся избирателям (раздача продуктовых наборов, бесплатная подписка пенсионеров на газеты).

Имиджевые акции - любые мероприятия направленные на создание положительного имиджа (проведение субботников, очистка улиц, установка скамеек во дворах, публичная сдача крови, кружки для чаепития с именем кандидата и т.д.).

Организация и проведение избирательной кампании предполагают реализацию комплекса различных мероприятий. Чтобы эта деятельность была успешной, она должна быть спланированной, обоснованной и отличаться целостным характером. Это означает, что проект избирательной кампании должен включать, две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали заданного кандидата (стратегия), вторая -- в какой форме это сделать (тактика). Исходя из этого, разграничения осуществляется и практическая деятельность по организации и проведению избирательной кампании. Соответственно, используемые избирательные технологии можно разделить на стратегические и тактические.

Предложенное разграничение стратегии и тактики избирательной кампании не безупречно. В частности, что касается различных рекламных материалов (листовок, плакатов, буклетов, календарей, видеороликов и т.д.), то здесь важны не только форма, но и содержание. В этом случае целесообразно использовать следующий дополнительный критерий: то, что требует для своей разработки привлечения конкретных специалистов (журналистов, фотографов, художников, специалистов по рекламе, клипмейкеров и др.), следует отнести к тактике.В соответствии с широко распространенной точкой зрения под стратегией следует понимать совокупность целей и задач какого-либо вида деятельности, а под тактикой -- совокупность способов достижения целей и решения задач. Такая трактовка стратегии и тактики в целом соотносима и с избирательной кампанией. Однако, она недостаточно инструментальна. Предположим, в выборах участвуют два кандидата, и цель каждого -- победа. Чем в таком случае будут кардинально отличаться стратегии их избирательных кампаний? Если же рассматривать стратегию как содержательную составляющую кампании, то такие различия проявятся. Итак, стратегия избирательной кампании -- это ее содержательная составляющая, на которой строятся организация и проведение всей кампании. Стратегия включает в себя основные цели, задачи и направления действий кандидата/партии для победы на выборах. Тактика - это набор конкретных способов воплощения целей в жизнь, она представляет собой план действий, направленных на победу в выборах. К примеру, стратегия партии включает политическую программу (платформу), которой она придерживается и считает ее эффективной для какого-либо региона, либо страны в целом. Тактика является технологией проведения выборов, и она может включать следующие этапы:

Определение даты проведения выборов;

Выдвижение кандидата, формирование его команды;

Сбор подписей в поддержку кандидата;

Регистрация кандидата;

Составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;

Разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;

Составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;

Мониторинг избирательной кампании;

Формирование денежного фонда кандидата;

Мобилизация организационно-технических средств;

Проведение заключительного социально-политического исследования.

Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия, оказываемого на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.

В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Но поскольку избирательные технологии относятся к группе технологий маркетингового типа, формированию имиджа предшествует изучение предпочтений избирателей. Однако начинать следует не с исследования электорального рынка, а с целей кампании.Определение целей избирательной кампании, строго говоря, находится за пределами области стратегии. Собственно, стратегия и тактика кампании разрабатываются исходя из поставленных целей. Если все последующие мероприятия относятся к компетенции различных специалистов, то цель кампании определяет сам кандидат. Правда, руководитель кампании должен определить, насколько достижима и каких ресурсов потребует эта цель. Наиболее естественная для избирательной кампании цель -- победа на выборах.

Часто кандидатами упускается такой важный момент как официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах. Это заявление требует большой подготовительной работы, которая включает решение многих вопросов: уточняется вероятность победы на выборах, степень поддержки избирателями, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для проведения избирательной кампании, выявляются возможности группы поддержки, ее способность обеспечить победу на выборах. Было бы ошибкой думать, что официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах - это просто уведомление общественности. Такое заявление преследует много различных целей и призвано решить ряд задач. Главными из них являются следующие.

Во-первых, в данном заявлении кандидат обращается к избирателям с объяснением, почему он принял решение баллотироваться на выборную должность. Цель обращения - убедить избирателей в том, что только ему под силу сделать для них и для блага всего общества то, что другие сделать не могут.

Во-вторых, уже в данном обращении к избирателям обозначаются те конкретные проблемы, которые затем будут звучать в ходе всей избирательной кампании, но более масштабно и аргументировано. По поводу этих проблем будут разворачиваться дискуссии с оппонентами.

В-третьих, выступая с заявлением, претендент не упускает возможности поколебать или вообще отбить желание баллотироваться у соперников. Поэтому он всемерно подчеркивает свои сильные стороны: возможности собрать достаточные средства на проведение кампании, глубокое понимание общественных проблем.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Для ее осуществления необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании.

Штаб предвыборной кампании обычно составляют ближайшие сторонники, поддерживающие кандидата. Именно на штаб ложится основной объем работы по проведению предвыборной кампании. Характер различных предвыборных кампаний, принципы управления в них, организация штабов могут достаточно сильно отличаться друг от друга в различных ситуациях. Однако существует ряд правил, соблюдение которых одинаково важно во всех случаях для организации успешной работы:

1. штабом руководит менеджер.

2. четкость в определении ролей и обязанностей членов штаба.

3. штаб кампании должен функционировать как команда.

4. стратегия кампании должна быть понятной членам штаба.

5. точное и своевременное выполнение решений руководителя кампании.

6. в штабе должен быть благоприятный психологический климат.

Как показывает практика, структура штаба выстраивается на основе того людского и квалификационного ресурса, который имеется в распоряжении. В связи с этим члены команды штаба выполняют те функции, которые у них лучше получаются, или в которых у них есть накопленный опыт, и функциональные позиции в штабе часто формируются под особенности и опыт людей, в него включенных.

Однако, как бы ни перераспределялись ответственности между членами штаба, необходимо так распределить людей по функциональным обязанностям, чтобы не выпало из сфер ответственности никакое направление деятельности штаба или не произошла перегрузка каких-либо членов штаба по взятым ими ответственностям, которая помешала бы им качественно выполнять каждую из них.

Основная рекомендация здесь следующая: за каждое направление деятельности штаба должен отвечать конкретный человек, естественно перераспределяемые между людьми функциональные обязанности в конечном итоге должны быть распределены так, чтобы каждый член штаба не находился под перегрузкой ответственности, что нарушало бы структуру управления.

Итак, работа по формированию штаба включает в себя следующие подпроекты:

1. назначение руководителя/ менеджера предвыборной кампании

2. подбор кадров, в том числе назначение руководителей основных направлений (например, руководитель аналитической группы, руководитель группы рекламы, группы материального обеспечения).

3. публикация в прессе информации о работе общественной приемной штаба

4. организационное и техническое обеспечение штаба (аренда помещений для офиса, обеспечение работников связью и техникой, закрепление транспорта и т.д.)

В случае, когда существует необходимость работы в районах, данный список может быть дополнен соответствующими пунктами о работе региональных или районных штабов.

Предвыборная кампания - это довольно сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя различные направления работы. Поэтому формируя штаб все это необходимо учитывать. То есть предвыборный штаб, помимо менеджера, бухгалтера (казначея), технического персонала, должен содержать следующие группы специалистов:

Проектная группа - аналитический и исполнительный орган избирательной кампании. Функциями аналитической группы в рамках проекта являются мониторинг действий избирательного штаба и штаба соперников в округе; установление контактов с журналистами, редакторами и другими представителями СМИ; исследование всех известных и особо применяемых грязных избирательных технологий на территории данного округа; выявление слабых сторон кандидата и уязвимых эпизодов в его биографии; оперативная подготовка мер по противодействию грязным избирательным технологиям и включение их в стратегию, тактику, планы избирательной кампании; отслеживание и документирование всей негативной информации по предвыборным кампаниям и акциям политических соперников.

Группа рекламы, агитации и пропаганды. К функциям данной группы относятся: разработка и исполнение плана агитационно-пропагандистских мероприятий; организация митингов против использования соперниками «грязных» избирательных технологий в адрес кандидата; подготовка и размещение материалов, направленных против использования «грязных» избирательных технологий соперниками, в СМИ; заказ и распространение различных видов наглядной агитации (майки, ручки, листовки, брошюры).

Группа добровольцев и координаторов. В рамках проекта функциями данной группы являются подготовка и инструктаж активистов и наблюдателей за ходом выборов по методам возможного использования «грязных» избирательных технологий соперниками; вскрытие и коррекция негативных установок общественного мнения по отношению к кандидату; регулярный обход избирательного участка с целью выявления фактов расклейки листовок, появления граффити и т.п., порочащих нашего кандидата; раздача брошюр и листовок избирателям, где даны рекомендации по распознаванию «грязных» избирательных технологий, разработка сценариев и информационное обеспечение выступлений активистов в поддержку нашего кандидата, против которого были использованы методы «грязных» избирательных технологий.

Юридическая группа выполняет такие функции, как юридическая оценка материалов наглядной агитации, текстов выступлений кандидата, теле- и видеороликов с точки зрения исполнения норм избирательного права; защита прав и интересов кандидата в суде при обращении в суд по поводу фактов использования грязных избирательных технологий соперниками данного кандидата.

Среди функций группы безопасности обеспечение информационной безопасности проводимой кампании; противодействия противоправным действиям политических оппонентов; мероприятия по локализации возможных ошибок кандидата.

Первая и наиболее важная работа, которую берет на себя укомплектованный штаб - это организация финансирования предвыборной кампании.

Финансирование - один из главных, определяющих факторов избирательной кампании. В самом общем виде у избирательных кампаний есть четыре составляющие: кандидат, круг, поднятых им проблем, аппарат, организующий эту кампанию, и денежные средства на ее проведение. Если денег нет, то первые ее составляющие теряют всякий смысл. Финансовые средства необходимы для проведения предвыборной кампании: для организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио, в печати с изложением программных обещаний, для размножения разного рода печатной продукции, организации широкой рекламы, организации и проведения самих выборов.

Для организации финансирования не обязательно создавать группу, как правило, достаточно одного человека (казначей или бухгалтер). В обязанности казначея входит подробное ведение счетов и учет всех поступивших средств и расходов, осуществленных кандидатом или от его имени. Отчетность должна своевременно отражать все поступившие пожертвования и сделанные расходы. После окончания предвыборной кампании казначей должен представить финансовую документацию за отчетный период.

В рамках организации финансирования кампания необходимо выполнить следующие работы.

Во-первых, необходимо определить источники и условия финансирования (какие расходы покрываются из средств республиканского бюджета, размер избирательного фонда, возможные пожертвования). И на основе этих данных разработать схемы финансового и ресурсного обеспечения кампании, схемы наполнения избирательного фонда.

Во-вторых, определение всех возможных расходов.

В-третьих, составление единой сметы, бюджета кампании и ее утверждение.

И последнее - составление финансового отчета.

Для удобства проведения расчетов предлагается разработка и использование подобных таблиц:

Таблица для расчета расходной части бюджета избирательной кампании

Статья расхода

Тираж,(количество):

Печатная продукция:

Календари,

Листовки

Наклейки

Биллборды

Растяжки

Наклейки в транспорте

Услуги дизайнера

Итого по разделу:

Работа штаба и кандидата

Статья расхода

Кол-во единиц

Оргтехника:

Компьютер

Помещение для штаба

Телефоны, телефонные переговоры

Оборудование для офиса

Расходы на кандидата

Канцелярские расходы

Почтовые расходы

Зарплата штатных сотрудников штаба (секретарь, бухгалтер и т.д.)

Зарплата временных сотрудников (водители, помощники)

Сбор подписей

Зарплата агитаторов

Оплата наблюдателей в день выборов

Прочие расходы

Итого по разделу:

Всего (общая сумма расходов):

После того как определены источники и условия финансирования, начинается работа по информационно-аналитическому обеспечению кампании и мониторингу.

Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании составляют сбор и анализ необходимой информации. Для того чтобы обеспечить выбор избирателей в пользу конкретного кандидата, необходимо хорошо знать как минимум объект воздействия. А объект этот чрезвычайно сложен -- ведь речь идет о тысячах (иногда -- миллионах) избирателей, имеющих свои интересы, стереотипы, предпочтения, на формирование которых оказывают влияние самые разные факторы. От информационно-аналитического обеспечения избирательной кампании во многом зависит ее ход, а значит, и ее результат.

Аналитические исследования начинаются с постановки четырех важных тем:

1. Постановка проблемы (зачем изучать?).

2. Определение целей и задач исследования (что изучать?).

3. Виды социологических исследований (как изучать?).

4. Принципы ценообразования (сколько это будет стоить?).

Чаще всего аналитические исследование избирательной кампании преследуют совершенно определенные цели, а именно: найти ответ на два основных вопроса:

Можно ли победить на выборах?

И если можно, то как победить на выборах?

Вся логика исследований, все методы и инструменты будут подчинены одной цели -- поиску ответа на эти два вопроса.

Чтобы эту цель реализовать необходимо разрешить как минимум следующие задачи:

Инвентаризация ресурсов;

Описание ситуации в регионе;

Возможные сценарии развития предвыборной борьбы;

Определение приоритетов избирательной кампании.

Избирательная кампания относится к тому типу проектов, план мероприятий которых строится исходя из имеющихся ресурсов. Это означает, что их наличие в том или ином объеме является определяющим при выборе соответствующей модели стратегии и тактики кампании.

Инвентаризация ресурсов сводится к тому, чтобы определить наиболее значимые из них (а также их наличия для обеспечения кампании):

1. Информационные ресурсы:

а) подконтрольные СМИ, «дружественные» журналисты и программы;

б) способность «производить новости».

2. Финансовые ресурсы.

3. Административные ресурсы (кроме их наличия необходимо также умение ими распоряжаться).

4. Человеческий фактор (способность команды и политтехнологов мыслить стратегически, видеть перспективы)

а) креативность команды. Способность производить качественную печатную продукцию (листовки, буклеты, наружную агитацию);

б) организаторские способности, способность выстроить слаженную работу команды, быстро и четко принимать решения.

5. Электоральный ресурс (кредит доверия, электоральная база) -мобилизованность избирателей конкретного политика отражает степень определенности в политическом выборе избирателя;

а) объем электоральной базы показывает, какая часть избирателей считает возможным проголосовать за политика;

б) стратификация электората -- какие группы избирателей представлены и чем они отличаются друг от друга.

6. Политический вес кандидата (шансы на победу):

а) способен ли политик решать те или иные проблемы;

б) уровень доверия политику;

в) пользуется ли он, по мнению избирателей, авторитетом среди других политиков.

Наиболее важные пункты исследования ситуации в регионе -- это электоральная история региона, проблемные зоны региона, перспективы региона, а также электорат и поддержка основных политических сил, включая партии и движения. По результатам исследования составляется паспорт округа, включающий в себя также подробное описание округа: число избирателей, число населенных пунктов, наиболее крупные предприятия, воинские части.

В области электоральных исследований наиболее эффективными являются технологии сегментирования и позиционирования.

Сегментирование электората -- это выделение групп избирателей, ведущих себя одинаково по отношению к «товару», т.е. кандидату или политической партии.

Сегментирование осуществляется на основе различных критериев или их комбинации. В зависимости от степени заинтересованности, проявляемой к кандидату, можно выделить следующие группы:

1) твердые сторонники -- на их поддержку кандидат может всегда рассчитывать;

2) нетвердые сторонники -- симпатизируют кандидату, но воздерживаются от активных действий в его поддержку;

3) безразлично настроенные граждане -- не имеют четко выраженной политической позиции и не проявляют определенных симпатий к каким-либо политическим силам, демонстрируя равнодушное отношение к политике вообще;4) негативно настроенные граждане -- те, кто разочаровался в политике и не видит ни одной достойной политической силы;

5) нетвердые противники -- симпатизируют другому кандидату, но их предпочтения нельзя назвать устойчивыми;

6) твердые противники -- активно поддерживают другого кандидата и решительно настроены против всех остальных;

7) лишние сторонники -- это те, чья поддержка ослабляет позиции кандидата или даже дискредитирует его.

Задача политических технологов состоит в том, чтобы удержать в поле своего внимания первые две группы, привлечь на свою сторону третью и четвертую и нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к оставшимся группам. Особенно важными с точки зрения достижения успеха в избирательной кампании являются те группы, которые не определились с выбором.

Технология сегментирования представляет собой ступень, необходимую для того, чтобы выбрать те группы избирателей, на которые будет оказываться информационное воздействие, т.е. целевые группы. Поэтому сегментирование естественным образом предполагает последующее проведение позиционирования. Позиционирование -- это выявление тех групп, на которые в дальнейшем будет оказываться воздействие, определение параметров, которыми будет отличаться предлагаемый этим группам образ кандидата.

Существуют как минимум две причины необходимости технологии позиционирования.

Во-первых, ее использование позволяет избежать рассеивания информационного воздействия. Если кандидат раздает предвыборные обещания, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, то он рискует потерять даже часть своих твердых сторонников.

Во-вторых, технология позиционирования позволяет предотвратить распыление ресурсов. Если кандидат апеллирует ко всём избирателям округа, то определенная доля ресурсов расходуется и на тех, кто ни при каких обстоятельствах не собирается голосовать за него, а значит -- впустую. В то же время редкий кандидат обладает неограниченными финансовыми или материально-техническими ресурсами, не говоря уже об остальных. Соответственно, необходимо такое проведение кампании, которое даст наилучшее соотношение затрат и прибыли.

Для того чтобы избежать обозначенных недостатков в проведении избирательной кампании, необходимо решить, на что направить основные усилия, т.е. определить те электоральные сегменты, которым будет уделено приоритетное внимание.

Технология позиционирования строится на том, что следует не только определить группы избирателей, на которые будет оказываться воздействие, но и разработать для каждой группы отдельный комплекс мероприятий.

Для выделения из состава электората применяют множество классификаций, к одной из них относится следущая:

По демографическому признаку (молодые и пожилые, женщины и мужчины);- по профессиональному (военнослужащие, учителя, предприниматели и т.д.);

По территориально-поселенческому (городские и сельские жители, жители больших и малых городов);

По уровню доходов (богатые, средний класс, бедные);

По положению в политическом спектре (сторонники левых, центристов, правых) и т.д.

Для систематизации данных при проведении подобных исследований возможно применение следующих таблиц:

Социально - демографические данные необходимые для проведения избирательной кампании

Общее количество избирателей

Количество:

мужчин (%)

женщин (%)

Возрастные характеристики:

60 и старше (%)

Семейное положение

Национальный состав

Профессиональный состав

Образовательные характеристики

Количество пенсионеров

Количество многодетных семей

Количество малоимущих

Количество активно верующих

Количество беременных женщин (средняя рождаемость за последний год)

Количество семей с малолетними детьми

Количество семей, дети которых в армии

Количество безработных

Статистические данные для проведения избирательной кампании

Электоральные исследования, сегментирование избирательного корпуса и позиционирование позволяют перейти к реализации технологии формирования имиджа, которая, является осью всей стратегии кампании.

Имидж в избирательной кампании -- это сложившееся в сознании избирателей представление о кандидате (политической партии).

Ядром имиджа кандидата или партии является какая-либо основная черта, на которую при формировании имиджа накладываются и другие, дополняющие и усиливающие ее.

Формирование имиджа ни в коем случае не может быть произвольным. На этот процесс определяющее влияние оказывают три фактора: сам кандидат, избиратели и конкуренты.

Центральным компонентом электорального образа является какая-либо одна главная черта. Однако это не исключает его многомерности. В числе других составляющих имиджа кандидата можно выделить следующие:

* социальное происхождение, возраст, этническая и конфессиональная принадлежность, семейное положение, образование, сроки проживания в округе;

* профессия и этапы трудовой деятельности;

* личностные качества (особенности темперамента и характера, ораторские и организационные способности, коммуникабельность и пр.);

* внешние данные (физиологические параметры, одежда, аксессуары, мимика, жесты и т.д.);

* жизненный и политический опыт;

* членство в политических и общественных организациях;

* наличие судимостей или подозрений в махинациях;

* окружение кандидата (семья, соратники, друзья).

Важно отметить, что характеристики формируемого по этим параметрам образа должны подчеркивать основное качество и не вступать с ним в явное противоречие. Ключевое положение технологии формирования имиджа в избирательной кампании определяется тем, что имидж и есть главная идея кампании, и его раскрытию должны быть подчинены все коммуникативные мероприятия. Это, однако, не означает, что кандидат должен представлять свой имидж, напрямую сообщая избирателям, что он самый сильный или самый честный. Предъявление имиджа происходит через тематику кампании.

Тема избирательной кампании -- это идея, на которой строятся обращения кандидата (лидеров политической партии) к избирателям с целью получения их поддержки.

Число разрабатываемых в кампании тем должно быть ограничено тремя-пятью, причем одна из них является ключевой, а остальные -- вспомогательными.

Основное требование при выборе тем кампании -- это их соответствие имиджу кандидата. Например, для кампании кандидата, имеющего имидж «сильной личности», в качестве ключевой темы могут выступать борьба с коррупцией или наведение порядка.

Другое важное требование -- злободневность тематики кампании. Темы кампании -- это всегда отражение имиджа кандидата. С другой стороны, одному и тому же образу может соответствовать целый набор тем. Среди них следует выбрать ту (прежде всего это касается ключевой темы), которая в большей степени отвечает конкретной электоральной ситуации.

Особое значение имеет также описание возможных сценариев выборов. Это необходимо, прежде всего, для оценки шансов кандидата. Естественно, что сценарии отражают неопределенность ситуации. Эта неопределенность выражается с помощью всевозможных «если» в сценариях: ситуация будет развиваться так-то и так-то, если произойдет то-то и то-то. А если же произойдут такие-то и такие-то события, то развитие ситуации будет таким-то. По сути, оценка шансов кандидата сводится к оценке вероятности развития того или иного сценария, а вероятность развития ситуации по тому или иному сценарию зависит от вероятности этих самых «если».

Схема оценки шансов на успех

На основании аналитики электората, ресурсов всех кандидатов и ситуации в регионе мы можем судить о вероятности того, что произойдут или не произойдут те или иные события (насколько вероятны все «если»). Вероятность того, что предвыборная борьба будет развиваться по тому или иному сценарию равна сумме вероятностей всех «если», способствующих этому сценарию. А уже на основании знания сценарных вероятностей мы можем оценить и шансы на успех кандидата в предвыборной гонке.

После того, как проведены все соответствующие исследования, определен имидж кандидата и тематика всей избирательной кампании, можно приступать к одному из самых важных элементом предвыборной кампании - предвыборной агитации. Работу штаба по проведению предвыборной агитации можно разделить на четыре направления:

§ встречи кандидата с избирателями;

§ агитация через СМИ;

Каждое из этих направлений предполагает большой объем работы, поэтому за каждым из них следует закреплять, по крайней мер одного ответственного.

Встречи кандидата с избирателями - это одна из наиболее эффективных и широко используемых избирательных технологий, поскольку ничто не заменит личного общения кандидата, его доверенных лиц с избирателями. Если кандидат умеет хорошо говорить и держаться на публике, то встречи с избирателями - это наиболее действенная форма агитации. Проводить встречи с избирателями необходимо на протяжении всей избирательной кампании с момента регистрации вплоть до выборов. Организовывать встречи будущего кандидата с населением можно и до регистрации, во время сбора подписей. Можно и раньше, но повод должен быть значимым. Правда, в этом случае нельзя напрямую агитировать за кандидата, то есть призывать голосовать за него. Но обсуждать волнующие людей проблемы запретить никто не может. Встречи до регистрации обычно носят информационный, тематический, дискуссионный и иной характер.

Ответственный за встречи кандидата с избирателями (эксперт по организационным вопросам):

§ определяет технологию непосредственного взаимодействия кандидата с избирателями;

§ составляет программы личной активности кандидата (график, план встреч кандидата);

§ утверждает основные тезисы выступлений кандидата перед избирателями, типового сценария встреч кандидата с избирателями;

§ подготовка и проведение конкретных встреч (например, с медицинскими работниками, с работниками системы образования), неофициальных встреч, встреч с конкурентами.

Эффективная коммуникация со средствами массовой информации является основой успешной деятельности в период избирательной кампании. Медиа - это, прежде всего важный канал обращения к потенциальной аудитории кандидата - избирателям, элитам, политическим конкурентам, властным структурам и другим группам общественности. Построение доверительных отношений со СМИ помогает кандидату уверенно выиграть избирательную кампанию, то есть способствует его избранию. Взаимодействие со СМИ составляет около 80% всей работы штаба и занимает существенную часть расходов кампании. СМИ обладают максимальным «поражающим эффектом» и придают информации определенный статус объективности. Именно поэтому необходимо наладить хороший контакт со СМИ и понять, как лучше с ними общаться.

Одним из важных шагов в этом направлении является построение стратегии взаимодействия со СМИ. Ее разработка требует глубокого понимания того, где находится кандидат, куда он хочет продвинуться и как этого можно достичь. Строить стратегию помогают ответы на девять ключевых вопросов:

1. Цели (чего мы хотим?);

2. Аудитория (кто это может нам дать?);

3. Месседж (что им нужно услышать?);

4. Говорящие (от кого им это нужно услышать?);

5. Передача (как мы можем сделать так, чтобы они это услышали?);

6. Ресурсы (что у нас есть?);

7. Недостатки - «дыры» (что нам нужно развить?);

8. Первый шаг (с чего нужно начать?);

9. Оценка (как мы увидим, что это работает?).

Взяв за основу ответы на эти вопросы, можно добиться ясности в построении стратегии взаимодействия со СМИ и определить ее основные направления.

Существуют три основные возможности информационного сотрудничества кандидата со СМИ:

Создание информационных поводов, которые заинтересуют журналиста или издание;

Информационный бартер (предоставление журналисту эксклюзивной информации в обмен на «нужную» публикацию);

Размещение заказных материалов.

В общем виде построение эффективных отношений со СМИ включает в себя:

§ анализ существующей в избирательном округе системы СМИ, публикаций в СМИ, сбор информационного досье из открытых и служебных источников информации (составление списка СМИ; выбор журналистов; подготовка и распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, организация неформальных контактов, пресс-туров журналистов федеральных СМИ в регион, бал региональной прессы).

§ Заполнение информационного пространства. Создание портфолио. Изготовление и размещение информационных и рекламных материалов. Пополняемый видеоряд, сценарии аудио- и видеоклипов, политических роликов.

§ участие в жеребьевке эфирного времени и газетных площадей (бесплатного и платного).

§ закупка необходимых площадей и эфирного времени.

§ разработка и утверждение медиаплана (плана использования СМИ для целей избирательной кампании Кандидата).

§ Интернет.

§ организация системы «обратной связи» (прямые линии в СМИ, прямые эфиры, отчеты о работе по решению проблем конкретных избирателей и организаций, подготовка и проведение встреч с избирателями с последующим освещением в СМИ и т.п.).

§ мониторинг печатных и электронных СМИ.

Несмотря на то, что использованию телевизионной рекламы уделяется большое внимание в мировой практике проведения избирательных кампаний, она имеет существенный недостаток -- высокую стоимость, как производства рекламных материалов, так и эфирного времени. В этой связи большое распространение получают различные акции, проводимые в поддержку кандидата. Это могут быть митинги, шествия, демонстрации, концерты, встречи с артистами и спортсменами, проведение конкретных PR-акций, тематические проекты, приглашение избирателей на выборы и т.д.

Особое место в организации и проведении избирательной кампании отводится технологиям работы с избирателями «на дому». Оно представляет собой сферу информационного воздействия на избирателей, которая осуществляется при участии команды активистов кампании (агитаторов). По оценкам специалистов, этот комплекс мероприятий эффективнее по своему воздействию на электорат, нежели реклама в СМИ. Обусловлено это тем, что здесь есть возможность обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы.

Реализация технологий работы с избирателями «на дому» осуществляется посредством ряда мероприятий (кампания «от двери к двери», кампания «телефонного внедрения», технология «директ-мэйл», или адресная доставка.

Особое значение имеет также наглядная агитация и политическая реклама. Это направление предполагает агитационно-пропагандистское и информационно-рекламное сопровождение кампании (определение рациональных форм и методов воздействия; наглядная агитация, печатные материалы, агитация по ТВ и радио, агитация в местах скопления людей). Осуществляется экспертами по рекламе (идеологами избирательной кампании) и включает в себя:

§ разработку плана мероприятий политической рекламы (как в СМИ, так и вне СМИ);

§ определение идеи и концепции для разработки всех видов полиграфии, слогана кампании;

§ подготовка моделей образцов наглядной агитации, оригинал-макеты информационных материалов, выбор исполнителей по изготовлению макетов наглядной агитации;

§ изготовление наглядной агитации;

§ массированный выброс листовок и плакатов.

Окончание агитационного периода вовсе не означает конец избирательной кампании. Последний этап - это день выборов. Основная работа уже проведена, однако необходимо еще раз сказать избирателям, что их голоса важны, и напомнить им придти на избирательные участки.

Расписание мероприятий кампании в день выборов должно предоставлять кандидату и членам его команды возможность как можно чаще появляться на публике. Например, добровольцы могут ходить по главным улицам с броскими плакатами кампании или стоять с ними на перекрестках в часы пик. Кандидат может, например, пожимая руки людям, ожидающим пригородные поезда, просить их проголосовать за него. В обеденное время можно организовать небольшие митинги с участием кандидата около популярных кафе или в других местах, где обычно бывает много людей. Также необходимо заранее поставить прессу в известность обо всех подобных мероприятиях - эти события обычно освещаются в утренних, дневных и вечерних выпусках новостей, и их могут услышать и увидеть многие избиратели, перед тем как они пойдут на избирательные участки.

Как отмечалось выше, предвыборная кампания часто начинается задолго до официального объявления о выборах, однако будем исходить из законодательно определенных сроков. Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления и заканчивается за два месяца до выборов. В тот же день начинается регистрация, которая заканчивается за сорок дней до дня выборов. Регистрация партийных списков начинается за два месяца и заканчивается за один месяц до выборов. Следовательно, предвыборная кампания длится в среднем два месяца. Исходя из этого, работу штаба можно разделить на следующие этапы:

Обобщая все вышесказанное проект предвыборной кампании можно представить в следующем виде:

Этап предвыборной кампании

Продолжи-

тельность

Дата окон-

Официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру

Регистрация кандидата

Формирование штаба предвыборной кампании

назначение руководителя/

менеджера предвыборной

кампании

подбор кадров

назначение руководителей основных направлений

публикация в прессе информации о работе общественной приемной штаба

организационное и техническое обеспечение штаба

Разработка и согласование плана кампании

определение целей

разработка стратегии и тактики

Организация финансирования предвыборной кампании

определение источников и условий финансирования

составление сметы расходов

разработка единой сметы - бюджета, его утверждение

финансовая отчетность

Информационно-аналитическое обеспечение

сбор необходимой информации

инвентаризация ресурсов

описание ситуации в регионе, включая электоральные исследования (технологии позиционирования, сегментирования и т.д.)

описание возможных сценариев выборов

Предвыборная агитация

организация встреч кандидата с избирателями

агитация через СМИ

организация проведения акций

День выборов

акции, митинги и т.д.

действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и другие формы работы с избирателями.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

связана с выборами президента, в местные и центральные органы власти, парламент. В зависимости от временн?й последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов: подготовительный, характеризующий ту общественно-политическую платформу, на которой базируются выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным их проведение; выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; агитационно-пропагандистской работы; голосование и подведение итогов; обнародование результатов. На ход И.к. влияют: наличиев обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов; уважения в государстве прав человека; электоральная (гражданская) просвещенность избирателей; формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом; наличие доступных для всех механизмов подачи, рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий.

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимо­сти от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т. д.) - области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирате­лей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого по­нятия понимается установленный законом период, в течение кото­рого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандида­тами. В таких случаях говорят об ’’избирательной кампании” той или иной партии, того или иного кандидата и т. д. Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стра­не традиций главой государства или правительства или же парламен­том назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампа­нии создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический ор­ганизатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генераль­ный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносят­ся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого ’’австралийского” бюллетеня, приз­ванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возмож­ность фальсификации результатов выборов. Представление об этом можно составить на примере США. Здесь раньше каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь соб­ственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетений в избиратель­ных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны имена кандидатов только одной партии, для избирателей было весьма трудно подавать свой голос за кандида­тов разных партий на разные должности.

Официальный ’’австралийский” бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинако­вы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время ’’австралийский” бюллетень давал избирателям возмож­ность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллектив­ных достоинств кандидатов, отдать свой голос тому или иному кан­дидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. По­скольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение ’’австралийского” бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного голо­сования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республиканской партии на пост президента и за кан­дидата демократов на пост члена палаты представителей или сената, и наоборот.

К настоящему времени в США специальные машины, которые на­чали вводить в 90-е гг. XIX в., почти полностью вытеснили бумаж­ные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в ’’австралийском” бюллетене, находятся в специальных зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования. Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствую­щий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той или другой партии. Избирательные машины значительно упро­щают технику голосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в момент закрытия избирательных участков они вы­дают результаты голосования.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную долж­ность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандида­та, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избира­телями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдви­гаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения прези­дентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официаль­но она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедель­ника в ноябре избранием президента и других выборных должност­ных лиц. При этом избирательная кампания проходит два этапа. На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинации внутри партий. Первый этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле, августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кан­дидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу и завершается избранием президента, вице-президента и других выбор­ных должностных лиц.

Следует отметить также специфику процедуры избрания прези­дента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации пятидесяти штатов и феде­рального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата соответст­вующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двух­этапное голосование были установлены отцами-основателями. Они явились результатом компромисса между сторонниками большей ав­тономии штатов, выступавших. за то, чтобы президент изби­рался законодателями штатов, и теми, кто выступал за большую цен­трализацию государства и всенародные прямые выборы. Избиратель­ная система построена по принципу: один голос от одного избирате­ля, но на уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наи­большее число голосов, но на уровне штатов. Тем самым учитыва­ется федеральный принцип государственно-политического устройст­ва. Каждому выборщику предписывалось взвесить все ”за” и ’’про­тив” и проголосовать за тех кандидатов на пост президента и вице - президента, которых он считает наиболее подходящими. Конститу­ция не связывала выборщиков голосованием за конкретного канди­дата. Но постепенно, по мере развития партийной системы, соображе­ния квалификации были оттеснены на второй план партийной при­верженностью выборщиков. Установилось правило, по которому из­бранные выборщики связывались обязательством голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они превратились в пар­тийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализо­вать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преем­ственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Часть 1

Принятие решения об участии

    Подумайте о своей мотивации. Возможно, вы уже давно подумывали о выдвижении на пост, а может, ваши друзья, семья, коллеги или преподаватели считают, что из вас получился бы отличный лидер. Прежде чем принять решение о начале кампании, хорошо обдумайте, чем вызвано такое желание. Задайте себе следующие вопросы:

    • Почему вы этого хотите? Вы ищете признания и авторитета, которые может принести вам избрание на должность, или вы желаете представлять определенную группу людей и служить их интересам? Почему?
    • Если вы решите баллотироваться, вас попросят сформулировать причины, по которым вы боретесь за этот пост, так что для начала вам нужно четко представлять их самому.
  1. Определите свои сильные стороны. Почему вы считаете, что лучше всех подойдете на эту должность? В чем ваши личные преимущества? Например: вы истинный энтузиаст и обладаете познаниями в данной сфере; вы активны и энергичны; вы хорошо умеете взаимодействовать с людьми?

    • Вы должны быть в состоянии объяснить, что отличает вас от других кандидатов и как хорошо вы способны справиться с задачей.
  2. Определите свои слабые стороны. Что вызывает у вас трудности? Возможно, вам тяжело справляться с проектами в условиях конкуренции? Помешает ли это провести кампанию или справиться с обязанностями на будущем посту?

    • Вы должны знать свои слабые стороны так же хорошо, как и сильные, чтобы скомпенсировать их или полностью исправить.
  3. Решите, готовы ли вы взять на себя эту задачу. Хватит ли вам времени и сил справиться как с проведением кампанией, так и с работой на посту, если вас выберут?

    • Вы должны быть уверены, что сможете полностью посвятить себя кампании и (как вы надеетесь) работе на посту, и вам нужно будет убедить свою команду и избирателей, что вы достаточно хороши, чтобы справиться.
  4. Попросите о характеристике тех, кому вы доверяете. Перед принятием решения о выдвижении своей кандидатуры вы должны начать с самооценки, но человек не всегда способен составить объективное суждение о своем характере и способностях. Поговорите с надежным другом или наставником и расскажите ему, что намерены баллотироваться.

    • Попросите их описать, что они считают вашими сильными и слабыми сторонами, и внимательно выслушайте ответ, не вступая в спор.
  5. Приготовьтесь проделать долгий путь. Прежде чем вы решите участвовать в выборах, вникните в детали и как можно более реалистично наметьте, что именно вам предстоит. Подумайте о следующем:

    • Как долго продлится кампания? Сколько часов в день или в неделю вам придется ей в среднем уделять? Каковы ваши другие обязанности и сколько времени вы должны посвящать им? Убедитесь, что сможете совмещать все эти занятия, сохраняя при этом без физическое и психическое здоровье.
  6. Выберите дело, которому вы преданы. Возможно, вы решили участвовать в выборах, чтобы набраться опыта или обзавестись связями, полезными для вашей карьеры. Это стоящие цели, однако имейте в виду: если вы действуете не от чистого сердца, избиратели могут это увидеть.

    • Кроме того, вам нужно будет сохранять энтузиазм к работе на своем посту в случае победы, а значит, если дело интересует вас на самом деле, это поможет вам продолжить начатое.
  7. Продолжайте привлекать сторонников во время предвыборных мероприятий. Когда команда набрана и кампания начата, не совершайте ошибку, прекратив вербовать сторонников. Во время предвыборных мероприятий всегда приглядывайтесь к участникам – среди них могут оказаться достойные кандидаты в вашу команду.

    Делегируйте обязанности. Когда вы собрали команду, вам предстоит много работы. Неважно, насколько вы талантливы, энергичны или умны – вы не сможете (и не должны) справиться со всем в одиночку. Важно научиться делегировать задачи членам команды и предоставлять им свободу действий по их выполнению.

    • Вам придется как следует поработать, чтобы найти правильный баланс: вы отдаете людям контроль над их участком работы, но, в то же время, продолжаете нести ответственность за любые действия, связанные с вашей кампанией. Если члены команды увидят, что вы доверяете им важные поручения, они будут более мотивированы и постараются вас не подвести.
  8. Будьте готовы к черной работе. Хотя вам и не придется взваливать на себя всю работу в ходе кампании, не отказывайтесь браться за скучные, рутинные занятия. Будьте готовы встать рано, чтобы расклеить листовки, время от времени сходить за кофе, и не считайте, что снять ксерокопию – это ниже вашего достоинства.

Часть 3

Начало кампании

    Разработайте четкую программу. Когда вы решили участвовать в выборах, вам нужно разработать свою платформу и сформулировать понятное и запоминающееся обращение к избирателям.

    • Слоган вашей избирательной кампании должен быть кратким, отражать суть и легко запоминаться.
    • Ищите образцы и старайтесь выделить общие характеристики успешных кампаний и кандидатов, которые предшествовали вам.
    • Однако большое значение при проведении кампании имеет ваша готовность рисковать и действовать по-своему. Вам нужно отличаться от других, и если вы стремитесь изменить существующее положение вещей и руководить по-новому, продемонстрируйте избирателям вашу непохожесть и уникальность.
  1. Разработайте привлекательный логотип. В продвижении вашей кампании будут использоваться плакаты, листовки, значки. Уделите достаточно времени разработке логотипа и придумайте такой, чтобы он бросался в глаза, выражал идею и был визуально привлекательным.

    • Эту задачу полезно будет делегировать члену команды с дизайнерским или художественным образованием.
  2. Позаботьтесь о сувенирах. Не забудьте выделить в бюджете кампании статью на сувенирную продукцию, которую вы будете раздавать во время мероприятий. Футболки или ручки с вашей символикой – самый очевидный и относительно дешевый вариант.

    • Подумайте о чуть более дорогих вещах для тех, кто готов сделать существенное пожертвование или агитировать за вас. К примеру, вы можете заказать несколько тканевых сумок с вашим логотипом или же чехлов для смартфона или iPad ваших фирменных цветов, украшенных слоганом кампании.
  3. Изучайте факты. В какой-то момент кампании вам придется выступать с речью или участвовать в дебатах. Вам необходимо не только четко сформулировать свое обращение и план действий, но и быть в состоянии привести конкретные доказательства в поддержку вашей позиции.

    • Собирайте и запоминайте результаты соответствующих исследований, опросов, отзывов. Например, если вы выдвигаетесь на должность в городском совете и хотите способствовать снижению преступности, вам нужно твердо знать текущую статистику преступлений. Будьте также в состоянии привести примеры других городов, которые успешно справились с похожими проблемами, и продемонстрировать знание их действенных стратегий.
  4. Запустите сайт для сбора средств. Вам понадобятся деньги на оплату сувенирной продукции, предвыборных плакатов и листовок, на покрытие дорожных расходов и других издержек. Организуйте сбор пожертвований, создав свою страницу на специальном сайте (indiegogo.com, gofundme.com, kickstarter.com, российские аналоги – planeta.ru, smipon.ru).

    Собирайте деньги оффлайн. Не отвергайте традиционные способы сбора средств: вам нужно научиться непосредственно просить у людей денег. Даже если у вас есть онлайн-платформа для перечисления пожертвований, вы начнете с установки контактов и личных просьб. Затем вы можете направить потенциальных жертвователей на ваш сайт и попросить их давать другим ссылки на него.

    Просите вежливо и прямо, затем ждите ответа. При сборе средств нет смысла ходить вокруг да около. Дайте человеку понять, что собираете средства, чтобы в дальнейшем осуществить перемены к лучшему. Кратко изложите свое программное заявление (вам нужно подготовить его в нескольких словах заранее) и обратитесь с просьбой.

    В поисках средств говорите со всеми и каждым. Не ограничивайтесь теми, кто, на ваш взгляд, располагает большими деньгами. Вас может удивить щедрость тех, кто далеко не так хорошо обеспечен, и даже маленькие суммы внесут вклад в ваш фонд.

    Предлагайте награду за пожертвования. На этом этапе окупится время, потраченное на дизайн и заказ сувениров. Убедитесь, что на вашем сайте для сбора средств прописано, какие подарки полагаются за ту или иную перечисленную сумму. Они послужат не только дополнительным маленьким стимулом сделать пожертвование, но и останутся у человека как материальное напоминание о вашей кампании – и могут напомнить ему пойти и проголосовать за вас в назначенный день.

    Благодарите индивидуально тех, кто вам помог. Хоть это и потребует дополнительной работы и организации, обязательно поблагодарите лично всех, кто пожертвовал вам средства или работал волонтером. Благодарственные письма по-прежнему в ходу в наши дни, так что рассылайте их – но не одно и то же шаблонное сообщение всем подряд!

Часть 4

Работа с общественностью

    Узнайте, кто действительно имеет влияние на людей. Когда вы начинаете обращаться к публике, вы хотите, чтобы ваши заявления были замечены теми, кто обладает реальной властью, связями и влиянием. Какой бы привлекательной ни казалась идея сфокусировать все усилия на тех, кто богат или занимает высокий пост, вас может удивить, кто на самом деле воздействует на общественное мнение.

    • Например, если вы выдвигаетесь на должность в местном совете небольшого городка, вы можете совершить ошибку, не обратившись к владельцу самого популярного бара, где собираются все местные. Поддержка одного такого человека может изменить очень многое.
  1. Определите свою аудиторию. Вы не можете угодить всем, поэтому важно понимать, кому, в первую очередь, адресовано ваше обращение и ваш план на будущее.

    • К примеру, если вы баллотируетесь в студенческий совет и предлагаете реструктуризировать систему факультативных занятий, вам нужно сконцентрировать усилия на студентах младших курсов, так как они смогут дольше пользоваться преимуществами вашего плана.
  2. Обращайтесь к разной аудитории по-разному. В то время как ваша предвыборная платформа должна оставаться неизменной (скажем, не обещайте одной целевой группе, что будете выступать против роста налогов, а другой – что поддержите увеличение налогов на общественные организации), подбирайте форму и содержание выступления, соответствующие данной аудитории. Вы должны знать, какие проблемы волнуют ту или иную группу, и говорить с ней на одном языке.

    • Например, если вы встречаетесь с пенсионерами, они будут ожидать, что вы будете вести себя более формально и говорить на темы, которые непосредственно затрагивают их – например, доставка продуктов и другая помощь тем, кто уже не может выходить из дома.
    • Когда вы встречаетесь с молодыми избирателями, излишняя формальность может их оттолкнуть. Молодежь оценит отсылки к современной культуре и такие темы, как предложения по трудоустройству недавних выпускников.
  3. Создайте и поддерживайте вебсайт. Вам следует создать сайт, который смогут посещать ваши потенциальные избиратели – в особенности, если кампания продлится несколько недель или месяцев. На нем вы четко изложите свою предвыборную платформу и мнение по связанным вопросам. Там также должен быть календарь всех грядущих событий и мероприятий. Можете включить отзывы и слова поддержки от ваших сторонников.

    Указывайте веб-адрес на всех своих материалах и регулярно обновляйте сайт. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами сайта, сделайте так, чтобы избиратели знали о его существовании и с легкостью могли его найти. Поэтому его адрес должен быть напечатан на всех материалах, относящихся к вашей кампании.

    Используйте традиционные средства массовой информации. Здорово, когда вы обеспечили свое присутствие в Сети во время избирательной кампании, но Интернет не должен быть вашей единственной площадкой для агитации. Если вы можете себе это позволить, полезно будет разместить материалы в местных газетах, на радио и телевидении. Эти СМИ часто видятся людям более серьезными, нежели Интернет, и ваше обращение достигнет тех избирателей, которые редко пользуются или не пользуются современными технологиями.

    Пусть люди запомнят ваше имя. Узнаваемое имя – ключ к успеху на любых выборах. Избирателям зачастую некогда или неинтересно тщательно изучать и анализировать программу кандидатов. Часто люди просто голосуют за того, чье имя или лицо они помнят (отчасти из-за этого так тяжело победить на выборах тех, кто уже занимает пост и выдвигается повторно).

  4. Экономьте деньги там, где можно сэкономить. Если у вас есть деньги, расходуйте их на профессионально исполненные материалы, но имейте в виду и более дешевые способы продвижения своего имени.

    • Например, добрые старые рисунки на асфальте могут сослужить службу в дни перед школьными или институтскими выборами. Пусть кто-то из членов команды, умеющий хорошо рисовать, покроет привлекающими взгляд рисунками дорожки и тротуары.
    • Развешивая наглядные материалы или оставляя сообщения на тротуарах, заручитесь разрешением местной власти или собственников недвижимости.

), специалисты из США читали лекции, отрывки из которых мы приводим:

К организации избирательной кампании может быть два подхода.

Один из них - пусть будет как будет, как получится. Конечно, кое-что мы предпринимать будем, но главным образом исходя их того, как будут складываться дела.

Это - проведение кампании без концепции, без стратегии, путь реагирования прежде всего на действия соперников и, отчасти, избирателей. Это путь запаздывающих действий и отданной инициативы.

Другой вариант - путь стратегического планирования, атакующих действий, ведущий и ориентированный на успех.

Чего хочет добиться в результате кампании правильный кандидат? Победить!

Как этого добиться? Получить 50% голосов избирателей плюс один голос. Это минимум. Но для того, чтобы спокойно спать накануне выборов, вы должны быть уверены, что свои голоса вам отдадут 52 % избирателей. Подчеркиваю, не 100%, а именно 52%. Причем 52% не жителей вашего округа, обладающих правом голоса, а 52% тех, кто придет голосовать.

Для того, чтобы убедить эти 52% совершить это действие, вам надо прежде всего познакомиться с ними, сначала заочно - пол, возраст, материальное положение, профессия, образование, этническая принадлежность, вероисповедание и т.д. Потому что вы должны работать на свою целевую аудиторию, а не на всех избирателей. А для того, чтобы свою целевую аудиторию определить, вам придется изучить всех избирателей своего округа.

Если вы не будете работать со своей целевой аудиторией, вполне вероятно, вам может не хватить для победы всего несколько дней. Ваш график избирательной кампании будет рассчитан неправильно. Ваша стратегия будет ошибочной.

<........>

Избирательная кампания принципиально отличается от кампании пропагандистской. Она направлена на то, чтобы побудить избирателя совершить конкретное действие - в воскресенье взять паспорт, пойти на избирательный бюллетень и в конкретной графе поставить галочку. И опустить бюллетень в урну. Вот и все.

А пропагандистская кампания направлена на воспитание или изменение той или иной точки зрения среди избирателей, это кампания учебного, образовательного плана. Стратегии для этих кампаний будут принципиально различны. Конечно, избирательная кампания может в качестве побочного эффекта дать и какое-то поднятие общего уровня избирателей, но обучение, просвещение избирателей ни в коем случае не должно быть ее первейшей целью. А вот учебно-просветительская, пропагандистская кампания призвана расширить понимание избирателями каких-то вопросов - это во-первых, и во-вторых, изменить принципиально, радикально точку зрения по какому-то вопросу.

Как принимаются решения в процессе кампании?

При правильно организованной кампании со своей стратегией, замыслом, планом мы знаем, каких результатов мы должны добиться на каждом этапе кампании и предпринимаем последовательные и осмысленные действия. При этом мы стараемся лидировать, определять динамику, развитие кампании, побуждать соперников отвечать на наши ходы. Но иногда, когда кампания подготовлена плохо, кандидат забывает, что у него есть соперники и каждая появляющаяся листовка соперников, их выступление заставляют его биться в переживаниях и он тут же пытается ответить.

Задача руководителя кампании постоянно сверять свои оперативные решения со стратегией, чтобы убедиться, что принимаемые решения необходимы с точки зрения каждодневного оперативного проведения кампании без отклонения от стратегических целей. Очень легко шарахаться из стороны в сторону, принимать решения, которые дают кратковременную выгоду, одномоментное удовлетворение, но одновременно связаны с отклонениями от стратегии кампании. Реагировать в ходе кампании надо не на соперников, а на избирателей.

О роли аппарата

Очень полезный инструмент - письменное описание функций работы аппарата. Чтобы была ясность, чтобы не было конфликтов.

Менеджер (профи, либо полу-профи)
- человек, отвечающий за связи с прессой
- исследователь-теоретик, обоснователь решений, генератор идей, аналитик
- корпус добровольных помощников (с описанием их обязанностей)
- координатор корпуса добровольных помощников
- ответственный за график, расписание встреч, мероприятий Кандидата и его помощников
- ответственный за рассылку по почте
- ответственный за финансирование кампании

Описание должностных обязанностей должно быть письменным. Делать его надо в самом начале, чтобы потом вносить изменения, дополнения

Как разработать стратегию?

Конечно, разработчик кампании должен много знать о самом кандидате. Представляется, что это элементарно, но на самом деле избирателей прежде всего волнует вопрос, а что он за личность? И уже потом, насколько он профессионален как политик. Разумеется надо много знать о самих избирателях. Очень много здесь может дать изучение истории голосования. Конечно, все это - прошлое, это архивы, это было давно и сейчас вроде бы не имеет значения. Но проецируя эти данные в будущее вы сможете получить представление, за какого рода кандидата они готовы полезть на рожон.

Конечно, надо оценить финансовые, организационные, информационные, административные и другие ресурсы кандидата. И сделать то же самое в отношении главных соперников. Очень часто можно сесть и достаточно точно предсказать, какого рода кампанию будет проводить другая сторона. Причем, если мы не знаем этого прямо, мы знаем по целому ряду других признаков, других неконкретных проявлений, какова будет его реакция на те или иные вопросы и ситуации.

Что включает в себя стратегия избирательной кампании?

1. Опредерение принадлежности
...я - один из вас, один из беспартийных, один из республиканцев

2. Противопоставить себя сепернику, выделить себя
... и это надо сделать не в своих мыслях, а в глазах избирателей, чтобы они знали: вот он - НАШ кандидидат, а тот - это ИХ кандидат. Причем надо противопоставлять не себя, а свой образ: вот я - такой, а он - сякой... Надо создать образ соперника, причем образ не самый лучший и сделать это с опережением.

3. Противопоставить себя противнику идеологически
... если кандидат консерватор, он говорит: я - консерватор и люди, которые считают себя консерваторами меня поддержат. Но важно, чтобы и кандидат, и избиратели, говоря о себе как о консерваторах, имели в виду одно и то же содержание этого слова.

4. Сосредоточить внимание избирателей на одном вопросе, сделать его доминирующим в избирательной кампании.

5. Создать положительный образ кандидата
... люди должны понимать не только то, почему они голосуют против моего соперника, но и почему они голосуют за меня.
Первый вопрос, который задает себе избиратель: почему я должен голосовать за этого парня?
Второй вопрос: Чем он плох? Какие у него недостатки?

6. Создание негативного образа своего соперника.
... того, что ты - хороший семьянин, умный и т.д. - мало.

7. Создание гибких коалиций
... необходимо постараться обеспечить сотрудничество групп и организаций, которые обычно не взаимодействуют.

8. Для победы кандидата, для завоевания новых и удержания старых голосов необходимо такое качество как ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ.

Успех работы по каждому направлению определяется только одним человеком - это кандидат.

Он формирует штаб, встречается с избирателями и сопереживает им, вдохновляет агитаторов, ведет переговоры с потенциальными сторонниками, дискутирует с соперниками. В конечном счете именно кандидат выигрывает или проигрывает кампанию. Не его штаб, не его агитаторы, не его журналисты, не его спонсоры. Только кандидат.



Поделиться