Международный конкурс законы экологии максимальное количество баллов.

Каждый россиянин знает, что текущей 2017 год в стране объявлен Годом Экологии. Это официально объявлено Владимиром Путиным, который 5 января 2016 года подписал соответственный Указ. Дополнительно в августе 2016 года был подписан еще один Приказ о том, что 2017 год считается еще и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в честь того, что именно в этом году исполняется ровно 100 лет со дня основания на территории страны первого заповедника - Баргузинского. В соответствии с таким решением усилено внимание общественности к вопросам экологии. Не только Министерство будет занято решением экологических проблем. Взрослые и дети по мере возможности тоже примут участие в природоохранных мероприятиях по сохранению богатого наследия, которое даровано нам природой. Не остается в стороне от актуальных тем и портал Классные-часы.ру. Мы проводим новый всероссийский экологический конкурс «2017 - год экологии в России». Присылайте свои творческие работы (рисунки, презентации, сценарии), которые раскрывают тему и показывают ее значимость.

Положение о всероссийском творческом конкурсе рисунков, сценариев и презентаций «2017 - год экологии в России»

Всероссийский дистанционный конкурс на тему «2017 - год экологии в России» проводится для детей и педагогов, воспитателей, библиотекарей и т.д. От участников принимаются презентации, сценарии мероприятий и рисунки на указанную тему в соответственные номинации.

Цель конкурса:

  • Способствовать осознанию каждым участником конкурса необходимости бережного отношения к природе, ее охране, важности проведения экологических мероприятий не только в Год экологии, но и постоянно.

Задачи конкурса:

  • Углубление знаний конкурсантов о заповедниках и заказниках России, о мероприятиях, которые направлены на охрану окружающей среды и сохранение ее богатств.
  • Воспитание бережного отношения ко всему окружающему.
  • Привлечение к посильному участию или проведению природоохранных мероприятий.
  • Способствовать укреплению отношений между детьми, родителями и педагогами при создании творческих работ.

Порядок проведения всероссийского конкурса «2017 - год экологии в России» на портале Классные-часы.ру

Порядок проведения конкурса «2017 - год экологии в России» определяется настоящим Положением.

Категории участников всероссийского дистанционного конкурса «2017 - год экологии в России»

Для участия во всероссийском творческом конкурсе «2017 - год экологии в России» приглашаются взрослые и дети, проживающие на территории России и обучающиеся в любых российских учебных учреждениях образования. Участниками дистанционного конкурса могут стать библиотекари, методисты, психологи, учителя, студенты, дошкольники, родители, ученики, педагоги дополнительного образования и другие группы лиц, желающие себя показать при создании тематических творческих работ.

На конкурс «2017 - год экологии в России» предоставляются работы в следующих возрастных категориях:

Работы участников будут оцениваться отдельно по возрастным категориям и номинациям.

Номинации работ конкурса «2017 - год экологии в России»

На конкурс можно присылать работы, которые являются авторскими. Работа обязательно должна раскрывать заявленную тему и соответствовать требованиям к оформлению. Работы предоставляются в номинациях:

  • Презентация
  • Рисунок
  • Сценарий

Тематика работ

Участники конкурса могут представлять работы, которые посвящаются Году экологии в России и охране природы. Тематика работ практически безгранична:

  • 2017 год - Год экологии;
  • охрана природы в стране, в мире и в моем населенном пункте;
  • мое участие в экологических мероприятиях;
  • экологические проблемы и пути их решения;
  • заповедники и заказники России;
  • по страницам Красной книги и т. д.

Конкурсные работы по номинациям

Рисунок

Давайте возьмем краски или карандаши и нарисуем, как в 2016 году проходит в России Год экологии. Много мероприятий пройдет в школах и детских садах в этот период. Пусть и наш конкурс станет одним из шагов к улучшению экологической ситуации в стране.

  • Рисунок Воспитанники ДОУ (детских садов) поступило работ всего: 6
  • Рисунок Ученики 1 - 4 класса поступило работ всего: 26
  • Рисунок Ученики 5 - 9 класса поступило работ всего: 10
  • Рисунок Ученики 10 - 11 класса поступило работ всего: 1
  • Рисунок Учителя поступило работ всего: 5

Поступило работ в номинации Рисунок всего: 48

Сценарий

Перед нами сценарии внеклассных мероприятий, уроков, развлечений, игр, посвященных Году экологии. Этот год будет особым для всех нас, поэтому так много мероприятий предстоит провести в школах, в детских садах, в библиотеках.

  • Сценарий Учителя поступило работ всего: 14

Поступило работ в номинации Сценарий всего: 14

Общие требования к содержанию и оформлению конкурсных работ

В номинации «Презентация» принимаются работы, которые выполнены участниками в программе PowerPoint (расширение файла.pps, . ppt, .pptx). Вместе с презентацией в архив могут быть приложены аудио- и видеоматериалы, которые нужны для раскрытия темы, пояснительные записки, пояснения и объяснения к слайдам.

На всероссийский конкурс «2017 - год экологии в России» принимаются работы, которые являются авторским материалом. В текстах презентаций не должно содержаться ошибок, все тексты печатаются только на русском языке. На первом слайде указывается название работы, фамилия, имя, отчество автора, место работы, учебы.

В номинации «Рисунок» предоставляются работы, выполненные в любой технике (акварель, пастель, масло, мелки, гуашь, карандашный рисунок, смешанные техники). Формат предоставляемого рисунка А3 - А4.

Участник предоставляет отсканированный или сфотографированный рисунок хорошего качества в формате.jpg, .jpeg, .bmp, .tif, .gif весом до 5 Мб.

Конкурсные рисунки должны быть выполнены аккуратно, их содержание не должно противоречить законодательству нашей страны. Не принимаются работы, которые не соответствуют тематике.

В номинации «Сценарий» принимаются разработки внеклассных мероприятий, классных часов, уроков, тематических занятий, викторин, посвященных Году экологии и экологическим проблемам в целом. Авторами работ могут быть учителя, воспитатели, психологи, библиотекари и прочие категории педагогических работников.

Текст пишется на русском языке. В нем не должно быть ошибок. В сценарий можно добавлять стихи, прозу. На последней странице указываются использованные источники информации.

Оценка конкурсных работ

Оценка конкурсных работ проводится администрацией сайта. Победители, лауреаты и участники определяются в каждой номинации и категории отдельно. При оценке работ учитывается:

  • соответствие заявленной тематике;
  • полнота раскрытия темы;
  • содержание (объем работы, наличие приложений);
  • достоверность представленной информации;
  • качество оформления;
  • грамотность;
  • оригинальность;
  • проявление творческой индивидуальности;
  • возможность широкого использования материала в дальнейшем.

Сроки проведения всероссийского новогоднего конкурса «2017 - год экологии в России»

Внимание! Проходит второй всероссийский конкурс "2017 - год экологии в России ". Страница конкурса .

Конкурс проводится с 01.03.2017 по 30.04.2017.

Подведение итогов конкурса с 01.05. 2017 по 10.05.2017.

Награждение участников конкурса с 11.05.2017 по 15.05.2017.

Подведение итогов конкурса «2017 - год экологии в России»

В каждой номинации и возрастной категории отдельно определяются победители, лауреаты и участники конкурса. Победителям всероссийского конкурса «2017 - год экологии в России» присуждается 1, 2, 3 место. Лауреатами признаются те, кто выслал хорошие работы, но они не попали в число победителей. Участниками дистанционного конкурса считаются все остальные.

Организационный взнос за участие в конкурсе «2017 - год экологии в России»

Организационный взнос за участие в конкурсе составляет 200 рублей за каждую высылаемую работу. В этом случае ваша работа будет опубликована на сайте и участник получит электронный диплом, подтверждающий участие в конкурсе «2017 - год экологии в России». Если вам необходим бумажный диплом, который оргкомитет высылает на домашний адрес Почтой России, уплачивается оргвзнос 300 рублей (заказное письмо).

В любом отделении Сбербанка или иного банка по квитанции (скачать квитанцию) платеж через банк доступен только для резидентов РФ

Яндекс.Деньгами на кошелек 41001171308826

Webmoney на кошелек R661813691812

пластиковая (кредитная) карточка - онлайн-форма оплаты размещена ниже

Если Вы оплатили оргвзнос, вы принимаете условие договора-оферты .

Если вы решили участвовать в конкурсе «2017 - год экологии в России», вам необходимо:

  1. Выполнить рисунок, написать сценарий или составить мультимедийную презентацию, которые будут соответствовать теме.
  2. Правильно заполнить заявку-анкету участника конкурса.
  3. Оплатить организационный взнос 200 рублей или 300 рублей.

Одним письмом прислать на адрес [email protected] :

  1. готовую работу (со всеми приложениями, если они необходимы);
  2. заполненную анкету (только в формате.doc вордовский документ);
  3. скан-копию платежного документа или скриншот, если оплата производилась через онлайн-форму.

Важные организационные моменты

Все присланные работы администратор сайта публикует на портале Классные-часы.ру с указанием авторства.

Администратор сайта сообщает участникам о получении конкурсной работы. Если вы не получили письмо в течение трех дней после отправления работы, свяжитесь с нами и уточните, получена ли работа.

Полученные на конкурс работы администраторами не редактируются, не рецензируются и не возвращаются обратно участникам.

Во время проведения конкурса не будет производиться замена работ, вычитывайте их перед отправкой и проверяйте внимательно работу встроенных видео, музыки, флеш-роликов.

Администратор сайта не вступает в личную переписку с участниками конкурса. Только в случае крайней необходимости мы связываемся с авторами конкурсной работы (не открывается архив, не хватает документов).

Правильно указывайте обратный адрес и своевременно забирайте письма с дипломами в своем почтовом отделении. По истечении срока хранения они возвращаются к нам в редакцию. Повторно письмо высылается за ваш счет!!!

Организаторы конкурса оставляют за собой право незначительно изменить условия и порядок проведения конкурса.

Награждение победителей и участников конкурса

Все участники конкурса получат электронные дипломы, подтверждающие участие в конкурсе «2017 - год экологии в России» и размещение работы в СМИ. Дипломы имеют формат.pdf. Скачать дипломы участников конкурса можно в день публикации работы на сайте, а дипломы победителей только после подведения итогов. Дипломы находятся на портале Классные-часы.ру на страницах номинаций, где опубликованы списки участников конкурса (по зеленой стрелке).

Участникам и лауреатам конкурса, оплатившим оргвзнос 300 рублей, будут высланы бумажные дипломы Почтой России на адреса, которые указаны в заявке. Если адрес в заявке указан не был - диплом почтой отправлен не будет! Все дипломы отправляются заказными письмами. После отправки диплома вам будет сообщен почтовый номер отправления, чтобы вы могли отслеживать своё письмо на сайте Почты России.

Финансирование

Все взносы, полученные от участников конкурса, будут израсходованы на организацию конкурса и дальнейшее развитие портала Классные-часы.ру.

Контактные данные организационного комитета

Адрес электронной почты: [email protected]

Каждый россиянин знает, что текущий 2017 год в стране объявлен Годом Экологии. Это официально объявлено Владимиром Путиным, который 5 января 2016 года подписал соответственный Указ. Дополнительно в августе 2016 года был подписан еще один Приказ о том, что 2017 год считается еще и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в честь того, что именно в этом году исполняется ровно 100 лет со дня основания на территории страны первого заповедника - Баргузинского. В соответствии с таким решением усилено внимание общественности к вопросам экологии. Не только Министерство будет занято решением экологических проблем. Взрослые и дети по мере возможности тоже примут участие в природоохранных мероприятиях по сохранению богатого наследия, которое даровано нам природой. Не остается в стороне от актуальных тем и портал Классные-часы.ру. Мы проводим второй всероссийский экологический конкурс «2017 - год экологии в России». Присылайте замечательные творческие работы (рисунки, презентации, сценарии), которые раскрывают тему и показывают ее значимость.

Положение о втором всероссийском творческом конкурсе рисунков, сценариев и презентаций «2017 - год экологии в России»

Второй всероссийский дистанционный конкурс на тему «2017 - год экологии в России» проводится для детей и педагогов, воспитателей, библиотекарей и т.д. От участников принимаются презентации, сценарии мероприятий и рисунки на указанную тему в соответственные номинации.

Цель конкурса:

  • Способствовать осознанию каждым участником конкурса необходимости бережного отношения к природе, ее охране, важности проведения экологических мероприятий не только в Год экологии, но и постоянно.

Задачи конкурса:

  • Углубление знаний конкурсантов о заповедниках и заказниках России, о мероприятиях, которые направлены на охрану окружающей среды и сохранение ее богатств.
  • Воспитание бережного отношения ко всему окружающему.
  • Привлечение к посильному участию или проведению природоохранных мероприятий.
  • Способствовать укреплению отношений между детьми, родителями и педагогами при создании творческих работ.

Порядок проведения второго всероссийского конкурса «2017 - год экологии в России» на портале Классные-часы.ру

Порядок проведения конкурса «2017 - год экологии в России» определяется настоящим Положением.

Категории участников всероссийского дистанционного конкурса «2017 - год экологии в России»

Для участия во всероссийском творческом конкурсе «2017 - год экологии в России» приглашаются взрослые и дети, проживающие на территории России и обучающиеся в любых российских учебных учреждениях образования. Участниками дистанционного конкурса могут стать библиотекари, методисты, психологи, учителя, студенты, дошкольники, родители, ученики, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД, детских садов, общежитий и другие группы лиц, желающие себя показать при создании тематических творческих работ.

На конкурс «2017 - год экологии в России» предоставляются работы в следующих возрастных категориях:

  • дошкольники;
  • ученики начальных классов (1 - 4 класс);
  • ученики средней школы (5 - 9 класс);
  • ученики старшей школы (10 - 11 класс, студенты);
  • учителя, воспитатели

Работы участников будут оцениваться отдельно по возрастным категориям и номинациям.

Номинации работ конкурса «2017 - год экологии в России»

На конкурс можно присылать работы, которые являются авторскими. Работа обязательно должна раскрывать заявленную тему и соответствовать требованиям к оформлению. Работы предоставляются в номинациях:

  • презентация;
  • рисунок;
  • сценарий.

Тематика работ

Участники конкурса могут представлять работы, которые посвящаются Году экологии в России и охране природы. Тематика работ практически безгранична:

  • 2017 год - Год экологии;
  • охрана природы в стране, в мире и в моем населенном пункте;
  • мое участие в экологических мероприятиях;
  • экологические проблемы и пути их решения;
  • заповедники и заказники России;
  • по страницам Красной книги и т. д.

Конкурсные работы по номинациям

Рисунок

Давайте возьмем краски или карандаши и нарисуем, как в 2017 году проходит в России Год экологии. Много мероприятий пройдет в школах и детских садах в этот период. Пусть и наш конкурс станет одним из шагов к улучшению экологической ситуации в стране.

  • Рисунок Воспитанники ДОУ (детских садов) поступило работ всего: 21
  • Рисунок Ученики 1 - 4 класса поступило работ всего: 44
  • Рисунок Ученики 5 - 9 класса поступило работ всего: 19
  • Рисунок Ученики 10 - 11 класса поступило работ всего: 3
  • Рисунок Учителя поступило работ всего: 4

Поступило работ в номинации Рисунок всего: 91

Презентация

Каждый слайд презентации посвящен Году экологии, который в РФ объявлен в 2017 году. Здесь можно рассказать обо всем, что касается охраны природы, животных, растений. Присылайте свои рассказы о заповедниках и мероприятия, которые проводите с детьми.

  • Презентация Воспитанники ДОУ (детских садов) поступило работ всего: 2
  • Презентация Ученики 1 - 4 класса поступило работ всего: 10
  • Презентация Ученики 5 - 9 класса поступило работ всего: 8
  • Презентация Студенты поступило работ всего: 3
  • Презентация Ученики 10 - 11 класса поступило работ всего: 5
  • Презентация Учителя поступило работ всего: 9
  • Презентация Воспитатели поступило работ всего: 6
  • Презентация Библиотекари поступило работ всего: 9

Поступило работ в номинации Презентация всего: 52

Сценарий

Перед нами сценарии внеклассных мероприятий, уроков, развлечений, игр, посвященных Году экологии. Этот год будет особым для всех нас, поэтому так много мероприятий предстоит провести в школах, в детских садах, в библиотеках.

  • Сценарий Учителя поступило работ всего: 20

Поступило работ в номинации Сценарий всего: 20

Общие требования к содержанию и оформлению конкурсных работ

В номинации «Презентация» принимаются работы, которые выполнены участниками в программе PowerPoint (расширение файла.pps, . ppt, .pptx). Вместе с презентацией в архив могут быть приложены аудио- и видеоматериалы, которые нужны для раскрытия темы, пояснительные записки, пояснения и объяснения к слайдам.

На второй всероссийский конкурс «2017 - год экологии в России» принимаются работы, которые являются авторским материалом. В текстах презентаций не должно содержаться ошибок, все тексты печатаются только на русском языке. На первом слайде указывается название работы, фамилия, имя, отчество автора, место работы, учебы.

В номинации «Рисунок» предоставляются работы, выполненные в любой технике (акварель, пастель, масло, мелки, гуашь, карандашный рисунок, смешанные техники). Формат предоставляемого рисунка А3 - А4.

Участник предоставляет отсканированный или сфотографированный рисунок хорошего качества в формате.jpg, .jpeg, .bmp, .tif, .gif весом до 5 Мб.

Конкурсные рисунки должны быть выполнены аккуратно, их содержание не должно противоречить законодательству нашей страны. Не принимаются работы, которые не соответствуют тематике.

В номинации «Сценарий» принимаются разработки внеклассных мероприятий, классных часов, уроков, тематических занятий, викторин, посвященных Году экологии и экологическим проблемам в целом. Авторами работ могут быть учителя, воспитатели, психологи, библиотекари и прочие категории педагогических работников.

Текст пишется на русском языке. В нем не должно быть ошибок. В сценарий можно добавлять стихи, прозу. На последней странице указываются использованные источники информации.

Оценка конкурсных работ

Оценка конкурсных работ проводится администрацией сайта. Победители, лауреаты и участники определяются в каждой номинации и категории отдельно. При оценке работ учитывается:

  • соответствие заявленной тематике;
  • полнота раскрытия темы;
  • содержание (объем работы, наличие приложений);
  • достоверность представленной информации;
  • качество оформления;
  • грамотность;
  • оригинальность;
  • проявление творческой индивидуальности;
  • возможность широкого использования материала в дальнейшем.

Сроки проведения всероссийского новогоднего конкурса «2017 - год экологии в России»

Конкурс проводится с 15.10.2017 по 15.12.2017.

Подведение итогов конкурса с 16.12. 2017 по 25.12.2017.

Награждение участников конкурса с 26.12.2017 по 31.12.2017.

Подведение итогов конкурса «2017 - год экологии в России»

В каждой номинации и возрастной категории отдельно определяются победители, лауреаты и участники конкурса. Победителям всероссийского конкурса «2017 - год экологии в России» присуждается 1, 2, 3 место. Лауреатами признаются те, кто выслал хорошие работы, но они не попали в число победителей. Участниками дистанционного конкурса считаются все остальные.

Организационный взнос за участие в конкурсе «2017 - год экологии в России»

Организационный взнос за участие в конкурсе составляет 200 рублей за каждую высылаемую работу. В этом случае ваша работа будет опубликована на сайте и участник получит электронный диплом, подтверждающий участие в конкурсе «2017 - год экологии в России». Если вам необходим бумажный диплом, который оргкомитет высылает на домашний адрес Почтой России, уплачивается оргвзнос 300 рублей (заказное письмо).

В любом отделении Сбербанка или иного банка по квитанции (скачать квитанцию) платеж через банк доступен только для резидентов РФ

Яндекс.Деньгами на кошелек 41001171308826

Webmoney на кошелек R661813691812

пластиковая (кредитная) карточка - онлайн-форма оплаты размещена ниже

Если Вы оплатили оргвзнос, вы принимаете условие договора-оферты .

Если вы решили участвовать в конкурсе «2017 - год экологии в России», вам необходимо:

  1. Выполнить рисунок, написать сценарий или составить мультимедийную презентацию, которые будут соответствовать теме.
  2. Правильно заполнить заявку-анкету участника конкурса.
  3. Оплатить организационный взнос 200 рублей или 300 рублей.

Одним письмом прислать на адрес [email protected] :

  1. готовую работу (со всеми приложениями, если они необходимы);
  2. заполненную анкету (только в формате.doc вордовский документ);
  3. скан-копию платежного документа или скриншот, если оплата производилась через онлайн-форму.

Важные организационные моменты

Все присланные работы администратор сайта публикует на портале Классные-часы.ру с указанием авторства.

Администратор сайта сообщает участникам о получении конкурсной работы. Если вы не получили письмо в течение трех дней после отправления работы, свяжитесь с нами и уточните, получена ли работа.

Полученные на конкурс работы администраторами не редактируются, не рецензируются и не возвращаются обратно участникам.

Во время проведения конкурса не будет производиться замена работ, вычитывайте их перед отправкой и проверяйте внимательно работу встроенных видео, музыки, флеш-роликов.

Администратор сайта не вступает в личную переписку с участниками конкурса. Только в случае крайней необходимости мы связываемся с авторами конкурсной работы (не открывается архив, не хватает документов).

Правильно указывайте обратный адрес и своевременно забирайте письма с дипломами в своем почтовом отделении. По истечении срока хранения они возвращаются к нам в редакцию. Повторно письмо высылается за ваш счет!!!

Организаторы конкурса оставляют за собой право незначительно изменить условия и порядок проведения конкурса.

Награждение победителей и участников конкурса

Все участники конкурса получат электронные дипломы, подтверждающие участие в конкурсе «2017 - год экологии в России» и размещение работы в СМИ. Дипломы имеют формат.pdf. Скачать дипломы участников конкурса можно в день публикации работы на сайте, а дипломы победителей только после подведения итогов. Дипломы находятся на портале Классные-часы.ру на страницах номинаций, где опубликованы списки участников конкурса (по зеленой стрелке).

Участникам и лауреатам конкурса, оплатившим оргвзнос 300 рублей, будут высланы бумажные дипломы Почтой России на адреса, которые указаны в заявке. Если адрес в заявке указан не был - диплом почтой отправлен не будет! Все дипломы отправляются заказными письмами. После отправки диплома вам будет сообщен почтовый номер отправления, чтобы вы могли отслеживать своё письмо на сайте Почты России.

Финансирование

Все взносы, полученные от участников конкурса, будут израсходованы на организацию конкурса и дальнейшее развитие портала Классные-часы.ру.

Контактные данные организационного комитета

Адрес электронной почты: [email protected]

Ежегодно, 22 апреля отмечается День Земли. Праздник День Земли учрежден специально, чтобы привлечь внимание населения планеты к проблемам окружающей среды, призвать к бережному отношению к природе.

Конкурс ко Дню Земли - это еще один повод задуматься о нашей повседневной жизни. Что мы делаем каждый день и как влияют наши действия на экологию нашей планеты? Вы думаете, что не наносите вред природе? А давайте вместе подумаем и проанализируем хотя бы один обычный день. Каждый день мы ходим в магазин, покупаем продукты в различных упаковках, пластиковые и стеклянные бутылки и другое, также иногда мы покупаем батарейки, теперь модно экономить на электроэнергии, поэтому мы покупаем энергосберегающие лампы, и еще много чего, ведь нам каждый день что-нибудь нужно.

По статистическим данным, около 500 кг мусора в год приходится на одного человека. А если умножить на количество жителей страны, получается колоссальная цифра!

Нам необходимо менять свой образ жизни, каждый человек должен осознать, что он не просто живет, он каждый день наносит вред природе.

Что делать? Все достаточно просто. Необходимо приучить себя, всех членов своей семьи, а также своих знакомых и друзей к раздельному сбору мусора. Ничего сложного: вместо одного ведра с мусором - несколько контейнеров. Один - для сбора пищевых отходов, второй - для сбора макулатуры, третий - для пластика, четвертый - для батареек, старых лампочек и других опасных отходов.

Находим в своем городе специальные контейнеры для приема раздельного мусора и периодически, по мере накопления отдельных видов мусора, относим или отвозим его в пункты сбора. Как найти такие пункты сбора? В этом нам поможет специальная Карта Гринпис с пунктами приема вторсырья http://recyclemap.ru . Да, в ней не так много городов, но с каждым годом неравнодушные пользователи добавляют и новые города, и новые пункты сбора вторсырья. Если вашего города нет в этой карте - это отличный повод подать заявку и проголосовать за раздельный сбор мусора в вашем городе! Если в вашем городе пока не принимают макулатуру, а у вас есть дача или у родных и друзей есть дача, то макулатуру можно отвозить на дачу, там она точно пригодится.

Что делать тем, кто живет в маленьких населенных пунктах, куда пункты сбора раздельного мусора доберутся в последнюю очередь? Тем, кто живет в небольших населенных пунктах, повезло гораздо больше, чем жителям мегаполисов, ведь они ближе всего к природе. И если вы живете в частном доме, то должны знать, что любая бумага горит и выбрасывать ее на свалку просто глупо, ведь бумага понадобится для того, чтобы истопить печь, баню или просто для того, чтобы разжечь костер. А что делать с пластиковыми бутылками, если по близости нет пункта приема такого мусора? Из бутылок и упаковок от сока можно быстро сделать кормушки для птиц. И птицам поможете, и мусора меньше. А можно проявить фантазию…

Посмотрите, примеры того, как на даче или на участке собственного дома можно применить пластиковые бутылки, старые покрышки от колес и другие отходы.



Согласитесь, и глаз радуется, и природа не страдает. Мусор - это огромная проблема нашей страны, ведь ежегодно растут новые свалки в огромных масштабах, они заражают воду, которую мы пьем, выделяют опасные вещества в воздух, которым мы дышим. Но мусор - не единственная наша проблема. Есть еще недобросовестные заводы, предприятия, фермы, которые постоянно сливают опасные химикаты в реки, озера, моря, океаны. Выхлопы автомобилей, заводской дым, опасные выбросы при пожарах, всё это отравляет нашу жизнь.

Конечно, львиная доля проблем экологии должна решаться на государственном уровне, но и мы с вами, обычные жители страны, должны быть ответственными за свое здоровье и за здоровье будущих поколений, за жизнь в гармонии с природой, не уничтожать ее, а всеми силами пытаться сохранить и приумножить ее дары и богатства.

Научитесь разделять мусор в повседневной жизни и приучите делать тоже самое своих близких. Запомните: пластиковые бутылки к пластиковым бутылкам, бумага к бумаге, жестяные банки только к таким же банкам, батарейки, лампы, транзисторы и прочие опасные отходы ни в коем случае нельзя выбрасывать в общий не сортируемый мусор! Не оставляйте мусор, если вы отдыхаете на природе, соберите мусор за собой и опустите его в специальный контейнер для мусора. Посадите весной хотя бы одно дерево и смастерите раз в год хотя бы один скворечник, а зимой не забудьте сделать кормушки для птиц. Обязательно посетите или организуйте субботник, чтобы любоваться красотой природы, а не ужасаться от разбросанного мусора.

Да, это немного, но, если каждый человек начнет бережно относиться к окружающей среде, то нам удастся ее сохранить, а, возможно, даже и восстановить. Давайте вместе постараемся сделать нашу планету чище!

А какие действия предпринимаете вы, чтобы защитить нашу планету? Расскажите нам!

Мы ждём ваши интересные фотографии, рисунки, поделки, истории, видеоролики и другие работы на Международный экологический конкурс ко Дню Земли «Берегите планету!» .

Порядок проведения Конкурса:

КОНКУРС ИМЕЕТ 2 РЕЖИМА УЧАСТИЯ:
1) ОБЫЧНЫЙ РЕЖИМ участия в конкурсе:

Прием работ с 05 февраля по 20 июня 2019 года включительно .

Определение победителей с 21 по 29 июня 2019 года.

30 июня 2019 года.

Дипломы в электронном и(или) бумажном виде рассылаются участникам в течение месяца после подведения итогов. Образец диплома представлен в группе Вконтакте

2) ЭКСПРЕСС-УЧАСТИЕ в конкурсе:

Прием работ с 05 февраля по 20 июня 2019 года включительно .

Определение победителей еженедельно (каждый понедельник подводятся промежуточные итоги, выбираются победители среди работ, присланных в течение предыдущей недели).
Дипломы в электронном и(или) бумажном виде рассылаются участникам в течение 5-7 рабочих дней с момента определения победителей .

Публикация общих результатов конкурса: 30 июня 2019 года.

Цель и Задачи Конкурса:
Формирование у детей и подростков ответственного отношения к окружающей среде, нравственных и правовых принципов природопользования. Формирование стремления к активной деятельности по сохранению и улучшению природной среды, содействие развитию семейных традиций, повышение уровня экологической культуры семьи. Предоставление участникам возможности в соревновательной форме развить и продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности, активизировать внеклассную и внешкольную работу.

Участники конкурса:

    воспитанники дошкольных учреждений любого типа РФ и зарубежных стран;

    учащиеся 1-11 классов образовательных учреждений любого типа РФ и зарубежных стран (школ, лицеев, гимназий, колледжей и др.);

    учащиеся художественных школ, детских центров дополнительного образования детей, домов культуры, частных студий и др.;

    дети, не посещающие образовательные учреждения;

    студенты вузов, ссузов, колледжей, училищ и др;

    взрослые (педагоги, воспитатели, родители и др.) .

Номинации конкурса:

    «Природоохранная акция» (на конкурс принимаются отчеты в виде презентаций, рассказов, подкрепленных фото, либо видео материалы об участии в природоохранных мероприятиях и акциях, организованных кем-либо или, непосредственно, участниками конкурса, например, субботники, озеленение, очистка водных объектов, очистка и обустройство особо охраняемых природных территорий и т.п.).

    «Экологический десант» (на конкурс принимаются отчеты в виде презентаций, рассказов, подкрепленных фото, и (или) видео материалы о мероприятиях, связанных с наведением чистоты в своём городе, районе, населенном пункте; направленных на озеленение улиц: организация субботников, очистка водных объектов, очистка и обустройство особо охраняемых природных территорий и т.п.).

    «Исследовательская деятельность» (на конкурс принимаются реферативные работы и исследовательские проекты, исследовательские проекты могут быть выполнены в сфере теоретической и прикладной науки, также это могут быть проекты, направленные на решение локальных экологических проблем. При этом, необходимым требованием является применение стандартных и инновационных научно-исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку. Приветствуется дополнение проекта картографическими и фотографическими материалами).

    «Природная фантазия» (использование природных материалов в быту - принимаются фотографии поделок изделий из природных материалов).

    «Фантазия из бросового материала» (на конкурс поделок из бросового материала принимаются поделки из мусора, ненужных вещей, из бросового материала).

    «Декоративно-прикладное творчество» (на конкурс поделок по экологии принимаются фото и видео материалы, на которых изображен(ы) поделки, на тему экологии).

    «Рисунок» (на конкурс рисунков экология принимаются фото или сканкопии рисунков на экологическую тему).

    «Плакат» (на конкурс плакатов на тему экологии принимаются презентации и фотографии плаката вашего класса, группы, коллектива, либо индивидуального плаката на экологическую тематику).

    «Экологическая листовка» (на конкурс экологических листовок принимаются фотографии листовок на тему экологии, на фотографиях должно быть отчетливо видно содержание страниц, фотографии могут быть объединены в документе типа Word или презентации).

    «Книжка-малышка» (на конкурс книжек-малышек принимаются фотографии книжек на тему экологии (минимум 3 фотографии, на которых отчетливо видно содержание страниц, фотографии могут быть объединены в документе типа Word или презентации).

    «Лэпбук» (принимаются фотографии готовых лэпбуков на тему экологии (минимум 3 фотографии, на которых отчетливо видно содержание папки, фотографии могут быть объединены в документе типа Word или презентации, к работе ОБЯЗАТЕЛЬНО должно идти описание содержания папки в свободной форме).

    «Экологический уголок» (на конкурс экологических уголков принимаются фотографии тематических уголков, оборудованных информационными материалами на тему экологии, возможно живыми растениями, экспериментами, рисунками, поделками учащихся или воспитанников на тему экологии).

    «Мой эксперимент» (на конкурс принимаются отчеты в виде презентаций, рассказов, подкрепленных фото, видео, либо видео материалы об экспериментах по экологии, например, по выращиванию растений, проведение различных опытов, наблюдений за природой и др.).

    «Литературное творчество» (на конкурс принимаются стихи, рассказы, сказки, эссе и другие работы на тему экологии).

    «Выразительное чтение» (на конкурс чтецов принимаются аудиозаписи, видео материалы выразительного чтения стихов и прозы наизусть).

    «Актерское мастерство» (на конкурс принимаются аудиозаписи, видео материалы монологов, сценических коллективов, классов, групп и чтецов).

    «Музыкальное творчество» (на конкурс принимаются аудиозаписи, видео материалы музыкальных коллективов, танцевальных коллективов, юных композиторов и исполнителей, соответствующие тематике).

    «Презентация» (на конкурс презентаций по экологии принимаются презентации на тему экологии).

    «Эко-репортаж» (на конкурс принимаются видеосюжеты продолжительностью до 10 мин, посвященные вопросам экологии, таким как энерго- и ресурсосбережение, влияние отходов на окружающую среду и т.д. Видеоролик должен отражать актуальную, злободневную идею, обладающую социальной ценностью, и представлять пути решения проблемной ситуации).

    «Социальный ролик» (на конкурс принимаются социальные ролики на тему сохранения окружающей среды, на тему экологических проблем и другие темы экологии, продолжительность ролика до 15 мин).

    «Фильм «Берегите планету!» (на конкурс принимаются видео материалы, соответствующие тематике, без временных ограничений).

    «Мультфильм «Берегите планету!» (на конкурс принимаются отснятые вами рисованные, пластилиновые, компьютерные и другие мультфильмы на тему экологии).

    «Фотография» (на конкурс фотографий по экологии принимаются интересные, необычные фотографии, на тему экологии).

    «Творчество без границ» (свободная номинация, в которой на конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки, рассказы и другие материалы на тему конкурса).

Стоимость:
1) ОБЫЧНЫЙ РЕЖИМ участия в конкурсе:

Организационный взнос (УЧАСТИЕ+ДИПЛОМ) зависит от количества участников:
От 1 до 9 чел. (работ) - 70 рублей 70 рублей за диплом руководителя работы .
От
10 и более чел. (работ) - 60 рублей за каждого участника в каждой номинации, 60 рублей

2) ЭКСПРЕСС-УЧАСТИЕ в конкурсе:

Организационный взнос (УЧАСТИЕ+ДИПЛОМ) : 100 рублей за каждого участника в каждой номинации, 100 рублей за диплом руководителя работы.

Оплатить можно с помощью квитанции, скачать квитанцию можно [email protected] К письму необходимо прикрепить заполненную заявку, конкурсную работу(ы) и копию чека. В теме письма указать название конкурса и номинацию.
Для тех, кто выбрал ЭКСПРЕСС-УЧАСТИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО В ТЕМЕ ПИСЬМА КРОМЕ НАЗВАНИЯ КОНКУРСА УКАЗАТЬ РЕЖИМ УЧАСТИЯ - ЭКСПРЕСС.

После отправки письма, Вам придет автоматический ответ о том, что письмо получено, если автоматический ответ Вы не получили, проверяйте, не сделали ли Вы ошибку в написании нашего электронного адреса.

После обработки Вашей заявки, Вам будет отправлено подтверждение о том, что работа зарегистрирована, подтверждение должно прийти от 3-х до 5-ти дней (максимум 10 дней).

10-11 КЛАСС

ЗАДАНИЕ I

Выбор одного правильного ответа из четырех возможных

Максимальное количество баллов – 50

2. Сообщество, формирующееся на территории, где ранее никогда не было жизни, называется:

а) серийным; б) климаксным;

в) пионерным; г) вторичным.

3. Учение о биосфере создал:

в) В. И. Вернадский; г) В. И. Сукачев.

4. Биоиндикация – это метод, который позволяет судить:

5. Видовое разнообразие живых организмов на земле:

а) увеличивается по мере продвижения с юга на север;

б) уменьшается по мере продвижения с севера на юг;

в) увеличивается по мере продвижения с запада на восток;

г) увеличивается по мере продвижения с севера на юг.

6. Взаимополезное существование, когда присутствие партнера является условием для существования каждого из партнеров, называют:

а) комменсализмом; б) амменсализмом;

7. Развитие биоценозов, при котором одно сообщество замещается другим, называют:

8. Экосистемы Крайнего Севера по сравнению с экосистемами лесов средней полосы России:

9. Миграция кремнезема в биосфере сложна и многоступенчата. В частности, растворенный в океанических водах кремний усваивается:

10. К биологическим методам защиты растений в лесном хозяйстве относится:

а) обработка деревьев пестицидами; б) сбор вредителей вручную;

в) применение световых ловушек; г) использование муравьев.

11. Эвтрофикация водоемов определяется по увеличению роли в сообществе:

а) мелких форм в зоопланктоне; б) сине-зеленых водорослей;

в) детритофагов в бентосе; г) крупных хищных рыб.

12. Изменение численности хищников в ответ на рост численности особей потребляемого ими вида обусловлено:

а ) изменением кормовой базы и заключается в увеличении численности особей хищников за счет успешного размножения;

13. Показателем демографической структуры популяции считают:

а) соотношение женских и мужских особей;

б) взаимоотношения между особями разных поколений;

в) расположение особей по индивидуальным участкам;

14. Термин «биоценоз», предложенный немецким зоологом К. Мёбиусом, обозначает:

в) совокупность однородных природных элементов (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы и гидрологических условий) на определенном участке поверхности Земли;

15. Произрастание в лесу крапивы свидетельствует о таком явлении, как:

а) засоление почвы;

б) высокая кислотность почвы;

в) повышенное содержание минерального азота и рекреационная нагрузка;

г) низкая рекреационная нагрузка и бедная питательными элементами почва.

16. Воздействие на организм, ведущее к адаптации в изменившихся условиях среды, определяется совокупностью связанных между собой значимых экологических факторов. Это формулировка:

17. Распашка целинных и залежных земель в Казахстане к концу 1950-х гг. вызвала:

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

18. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости относит биологические ресурсы:

а) к неисчерпаемым;

г) к незаменимым.

19. Аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, называется:

а) чадом; б) туманом;

в) смогом; г) дымом.

20. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе разрабатываются гигиенистами и утверждаются:

а) на региональном уровне; б) в каждом конкретном городе;

в) на федеральном уровне; г) на международном уровне.

21. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

22. Система организационно-хозяйственных и технологических мероприятий по коренному улучшению почвенных, микроклиматических и водных условий территории в основном в интересах сельского хозяйства или жизни людей называется:

в) противоэрозионным мероприятием; г) влагорегулированием.

23. Национальные парки создаются:

24. Мероприятия, направленные на предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния, и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта называются:

б) экологическим аудитом;

г) лицензированием.

25. Количество энергии передаваемой с 1 трофического уровня на другой составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1%; б) 5%; в) 10%; г)15%.

26. Учение о биосфере создал:

а) К. Линней; б) В. В. Докучаев;

в) В. И. Вернадский; г) В. И. Сукачев.

27. Биоиндикация – это метод, который позволяет судить:

а) о растительном покрове в городской среде по наличию хлорофильных мутаций;

б) о состоянии окружающей среды по внешним признакам парковой растительности;

в) о состоянии окружающей среды по факту встречи или отсутствия организмов, а также по особенностям их развития;

г) о состоянии водных и наземных эко систем по отдельным группам простейших животных.

28. Весь спектр окружающих организм веществ и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

а) фактором; б) средой;

в) эдафотопом; г) биотопом.

29. Развитие биоценозов, при котором одно сообщество замещается другим, называют:

а) экологической пластичностью; б) экологической валентностью;

в) дивергенцией; г) сукцессией.

30. Закономерно повторяющиеся подъемы и спады популяций называют:

а) вспышками численности; б) вторичными сукцессиями;

в) первичными сукцессиями; г) волнами жизни.

31. Экосистемы Крайнего Севера по сравнению с экосистемами лесов средней полосы России:

а) более устойчивы и разнообразны; б) крайне уязвимы;

в) ничем не отличаются; г) достаточно стабильны.

32. Адаптивные биологические ритмы отличаются от чисто физиологических ритмов тем, что они возникли как приспособления:

а) для поддержания непрерывной жизнедеятельности организмов;

б) к регулярным экологическим изменениям в окружающей среде;

в) к эпизодическим воздействиям биотических факторов среды;

г) для регуляции рождаемости и смертности организмов.

33. Миграция кремнезема в биосфере сложна и многоступенчата. В частности, растворенный в океанических водах кремний усваивается:

а) бурыми водорослями и различными ракообразными;

б) диатомовыми водорослями, губками и радиоляриями;

в) зелеными водорослями, рыбами и иглокожими;

г) цианобактериями, золотистыми водорослями и различными моллюсками.

34. Трансгенные растения – это:

а) растения, с измененным генотипом:

б) растения, подверженные радиационным воздействиям:

в) растения, многократно обработанные химическими средствами:

г) растения, акклиматизировавшиеся в экстремальных условиях:

35. Для животных, обитающих за Полярным кругом, экологически более выгодна физическая терморегуляция, которая проявляется:

а) в сооружении сложных нор, гнезд, ближних и дальних миграций;

б) в рефлекторном сужении и расширении кровеносных сосудов кожи;

в) в усилении обменных процессов, в частности обмена липидов;

г) в окислении специализированной бурой жировой ткани.

36. Показателем демографической структуры популяции считают:

а) соотношение женских и мужских особей

б) взаимоотношения между особями разных поколений

в) расположение особей по индивидуальным участкам

г) продолжительность сезонных миграций.

37. Термин «биоценоз», предложенный немецким зоологом К. Мёбиусом, обозначает:

а) совокупность популяций различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой так, что эта совокупность сохраняется неограниченно долго;

б) пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, конкурирующих между собой и формирующих экологические ниши;

в) совокупность однородных природных элементов (атмосферы, растительности, животного мира и микроорганизмов, почвы и гидрологических условий) на определенном участке поверхности Земли.

г) совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию в пределах определенного объема пространства.

38. В Средней Азии обитает несколько видов воробьев, которые могут давать плодовитое потомство при скрещивании. Однако в природе практически не наблюдается гибридизации между ними, что обусловлено:

а) различиями в брачном поведении;

б) обитанием на разной высоте от уровня моря;

в) различием в цветовой гамме оперения;

г) разной скоростью полета.

39. Воздействие на организм, ведущее к адаптации в изменившихся условиях среды, определяется совокупностью связанных между собой значимых экологических факторов. Это формулировка:

а) закона относительной независимости адаптации;

б) закона незаменимости фундаментальных факторов;

в) закона совокупного действия факторов (Митчерлих-Тиннеман-Баули, 1909-1918);

г) правила взаимодействия факторов (Рюбель, 1930).

40. Озоновый слой разрушается:

а) молеклярным азотом; б) фторхлоруглеродами;

в) двуокисью цинка; г) диоксидами углерода.

41. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе разрабатываются гигиенистами и утверждаются:

а) на региональном уровне;

б) в каждом конкретном городе;

в) на федеральном уровне;

г) на международном уровне.

42. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

а) промышленный смог; б) эвтрофикацию;

в) гибель рыбы; г) биоаккумуляцию.

43. Система организационно-хозяйственных и технологических мероприятий по коренному улучшению почвенных, микроклиматических и водных условий территории в основном в интересах сельского хозяйства или жизни людей называется:

а) мелиорацией; б) рекультивацией;

в) противоэрозионным мероприятием; г) влагорегулированием.

44. Национальные парки создаются:

а) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, в целях охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

в) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей.

45. Проверка соответствия деятельности предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, а также оценка системы контроля и управления охраной окружающей среды на предприятии называется:

а) оценкой воздействия на окружающую среду;

б) экологическим аудитом;

в) экологической экспертизой;

г) лицензированием.

46. Мероприятия, направленные на предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния, и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта называются:

а) оценкой воздействия на окружающую среду;

б) экологическим аудитом;

в) экологической экспертизой;

г) лицензированием.

47. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;

б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

в) добычу и переработку полезных ископаемых;

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

48. Биологический метод очистки воды от загрязнений основан на использовании:

а) микроорганизмов;

б) ультрафиолета;

в) озона;

г) хлора.

49. Главной причиной возникновения «ядерной зимы», которая наступит в случае ядерной войны, является следующее:

а) световое излучение;

б) гамма излучение;

в) аэрозоли;

г) радионуклиды.

50. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования, что называется правилом:

а) приоритета охраны природы над ее использованием;

б) повышения степени (интенсификации) природопользования;

в) региональности природопользования;

г) прогнозирования природопользования.

ЗАДАНИЕ II

Правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

Максимальное количество баллов за задание – 6

А. Организм. 1. Живые организмы озера.

Б. Популяция. 2. Лишайник.

В. Биоценоз. 3. Степь.

Г. Биогеоценоз. 4. Нерпы озера Байкал.

Д. Агроценоз. 5. Поле пшеницы.

А. Находящийся под угрозой полного вымирания вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в

естественных условиях.

Б. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого не соответствут современным условиям жизни.

В. Вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других.

Г. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот.

1. Вымирающий вид.

2. Эксплуатируемый вид.

3. Эндемичный вид.

4. Исчезающий вид

ЗАДАНИЕ III

1. На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется 10 атомных электростанций (в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 24,2 ГВт), которые вырабатывают около 16% всего производимого электричества. Одной из основных научных и технических проблем ядерно-топливного комплекса наряду с обеспечением безопасности является проблема избавления от радиоактивных отходов.

Радиоактивные отходы невозможно обезвредить химическим путем потому, что:

а) отсутствуют химические вещества, с которыми взаимодействуют радиоизотопы;

б) при химических взаимодействиях не происходит превращений ядер;

в) радиоактивных отходов очень много и обезвреживать их химическим путем невыгодно, опасно, и процесс занимает очень много времени;

г) ядерные отходы представляют смесь различных химических элементов.

2 . Опаснейшими врагами тлей являются наездники, личинки которых развиваются в теле тли, пожирая ее изнутри. Бактерия гамильтонелла, живущая в клетках тлей, вырабатывает токсины, смертельные для личинок наездников. Американские энтомологи из университетов Джорджии и Аризоны экспериментально показали, что эффективную защиту тлей от наездников обеспечивают не любые бактерии, а только зараженные вирусом-бактериофагом APSE. Гены токсичных белков, необходимых для уничтожения личинок наездника, находятся в геноме вируса, а не бактерии. Это один из первых описанных случаев, когда именно благодаря вирусу между насекомым и бактерией обеспечиваются отношения :

а) мутуализма; б) комменсализма;

в) аменсализма; г) нейтрализма

_________________________________________________________________________________

а) принять меры к очистке рек и стоячих водоемов

_______________________________________________________________________

4. Пектины – группа высокомолекулярных соединений, природных полимеров D-галактуроновой кислоты, которые содержатся в овощах и фруктах. Пектины рекомендованы для применения в целях профилактики хронических отравлений работников свинцовых производств. Эта рекомендация основана на свойствах пектинов:

а) понижать кислотность среды в желудочно-кишечном тракте, оказывая тем самым бактерицидное воздействие на болезнетворные бактерии;

б) обволакивать кишечную стенку и тем самым увеличивать всасывание биогенных токсинов;

в) образовывать прочные комплексные соединения (пектинаты) с тяжелыми металлами;

г) ослаблять работу (перистальтику) кишечника.

5. Тюлька – рыба стоячих водоемов. Она жила в Черном и Азовском морях, в северной, окраинной, части Каспийского моря и в низовьях Волги. В настоящее время тюлька распространилась практически по всему течению Волги, вплоть до верховий. Неконтролируемому распространению тюльки способствовало создание на Волге:

б) гидроэлектростанций;

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ IV

до 3 баллов

Максимальное количество баллов за задание – 14

1. В средневековой Европе, начиная с XIV в., при последующих эпидемиях чумы

процент смертности был ниже. Это могло быть связано, прежде всего, с тем, что:

г) появился иммунитет.

______________________________________________________________________________

2. Район Южного океана, тянущийся от оконечности Антарктического полуострова на восток до Южных Сандвичевых островов (море Скотия) всегда отличался высокой продуктивностью, что позволяло человеку добывать здесь большое количество рыб, ластоногих и китообразных. Однако два вида мелких пингвинов – пингвин Адели (держится на ледяных полях) и антарктический пингвин (кормится в открытой воде), питающиеся зоопланктоном, – никогда не были подвержены сильному антропогенному прессу. Тем не менее, за последние 30 лет численность пингвинов сократилась на 75 %. По мнению ученых из Национальной администрации США по океану и атмосфере, основная причина заключается:

а) в увеличении добычи усатых китов и промысловых видов рыб;

б) в сокращении местообитания пингвинов из-за транспортировки айсбергов в аридные районы;

в) в сокращении кормовой базы пингвинов за счет исчезновения в результате потепления местообитания зеленых водорослей, обитающих на поверхности льдин;

г) в сокращении промышленной добычи криля.

Максимальное кол-во баллов 90

Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

10-11 класс

За каждый ответ 1 балл.

Максимальное количество баллов – 50.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

ЗАДАНИЕ II

Максимальное количество баллов – 6

2, 6, 8

1, 4, 7

3, 5,9

ЗАДАНИЕ III Правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

Максимальное количество баллов за задание - 20

1. Ответ Б верный . Радиоактивность изотопов, в том числе, радиоактивных отходов определяется энергетической неустойчивостью ядра, т.е. при радиоактивном распаде изменяется ядро и образуется ядро нового химического элемента. Химические реакции не изменяют ядра атомов, все изменения и взаимодействия происходят на уровне электронных оболочек.

2. Ответ а) является верным . Обитание в организме тли бактерии, инфицированной вирусом, является полезным как для насекомого (борьба с наездниками), так и для самой бактерии (среда обитания). Следовательно, речь идет о мутаулизме – взаимополезном сожительстве, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них

3. Ответ в) является верным . Поскольку яйца и личинки обитают в почве, взрослые насекомые держатся на поверхности почвы, питаются травами, выпас скота, выжигание травы являются лимитирующими факторами, и их запрет необходим для сохранения вида.

4. Правильный ответ в.

Особую практическую значимость пектин приобрёл в последние три десятилетия, когда появились сведения о способности пектина, образовывая комплексы (так называемые пекти-наты), выводить из организма человека тяжёлые металлы (свинец, ртуть, цинк, кобальт, молибден и пр.) и долгоживущие (с периодом полураспада в несколько десятков лет) изотопы цезия, стронция, иттрия и т. д., а также способности сорбировать и выводить из организма биогенные токсины, анаболики, ксенобиотики, продукты метаболизма и биологически вредные вещества, способные накапливаться в организме: холестерин, желчные кислоты, мочевину, продукты лизиса тучных клеток. Уже на протяжении более двадцати лет пектины рекомендованы для применения в целях профилактики хронических отравлений работников на свинцовых производствах.

5. Ответ б) является верным.

Сооружение ГЭС связано со строительством плотин и водохранилищ. Течение в водохранилищах замедляется, что создает благоприятные условия для заселения их тюлькой, которая обитает в стоячих водоемах.

ЗАДАНИЕ IV

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

1. Ответ б) является верным. Одним из факторов распространения возбудителей чумы служила антисанитарии в средневековых поселениях (обилие отходов, грызунов, слабое развитие медицины). По завершении Средневековья образ жизни европейцев изменился, стали вводиться и соблюдаться более строгие санитарно-гигиенические нормы в городском коммунальном хозяйстве.

2. Ответ а) не является верным. Увеличение добычи усатых китов и промысловых видов рыб, также питающихся зоопланктоном, должно было привести к расширению кормовой базы и увеличению, а не снижению численности пингвинов.

Ответ б) не является верным. Транспортировка айсбергов в аридные районы Земли пока что является только теоретическим мегапроектом. Кроме того, уменьшение ледовитости привело бы к сокращению местообитания одного из видов пингвинов – пингвина Адели, который обитает на ледяных полях. Для второго вида – антарктического пингвина, который кормится в открытой воде, таяние льдов (в отсутствие иных факторов) привело бы к расширению местообитания и, соответственно, численности.

Ответ в) является верным. Численность зеленых водорослей, обитающих на поверхности льдин, по причине таяния льдов в результате потепления будет снижаться. Поскольку водоросли служат пищей для зоопланктона, а зоопланктоном питаются оба вида пингвинов, это приведет к сокращению пищевой базы и, соответственно, численности последних.

Ответ в) не является верным. В следствие сокращения промышленной добычи рачка криля (представитель зоопланктона), которым питаются пингвины, кормовая база последних увеличится, что приведет (в отсутствие иных факторов) к соответствующему увеличению, а не сокращению, численности.

Предварительный просмотр:

9 КЛАСС

ЗАДАНИЕ I

Выбор одного правильного ответа из четырех возможных.

Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным, и обведите его кружком.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

1. Устойчивость природных экосистем связана:

а) с высокой продуктивностью растений;

б) с наличием массы органического вещества;

в) с большим видовым разнообразием;

г) с интенсивной деятельностью микроорганизмов.

2. Из перечисленных ниже примеров цепочкой первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники - травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

3. Сообщество, формирующееся на территории, где ранее никогда не было жизни, называется:

а) серийным; б) климаксным;

в) пионерным; г) вторичным.

4. Количество энергии передаваемой с 1 трофического уровня на другой составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1% б) 5% в) 10% г) 15%

5. Продуктивность экосистем в районе кораллового рифа выше продуктивности большинства районов Мирового океана вблизи экватора, потому что там организмы получают больше:

а) солнечного света; б) тепла;

в) кислорода; г) элементов питания.

6. Акклиматизация – это:

б) новая наследственно закрепленная форма возникающая, в результате элиминации неустойчивых в данных условиях фенотипов;

в) первая индивидуальная физиологическая реакция на изменение окружающей среды;

7. Адаптация – это:

а) процесс выведения новых пород животных и сортов растений;

б)новая наследственно закрепленная форма, возникающая в результате элиминации неустойчивых в данных условиях фенотипов;

в) первая индивидуальная физиологическая реакция на изменение окружающей середы;

г) генетическая изменчивость под влиянием мутагенных факторов.

8. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:

а) деструкторами; б) детритофагами;

в) продуцентами; г) редуцентами.

9. В отношения типа «хищник – жертва» вступают:

а) скопа и плотва; б) полевой лунь и речной окунь;

в) кукушка и кукша; г) белоспинный дятел и козодой.

10. Обитатели (животные и растения) вод или почв с повышенной соленостью называются:

а) троглобионтами; б) галлами;

в) галобионтами; г) галофобами.

11. Только в водной среде является возможным:

а) появление внешнего скелета;

б) усвоение организмами солнечного света;

в) появление пятипалых конечностей;

г) возникновение фильтрационного типа питания.

12. Организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических компонентов, а также могут питаться готовыми органическими соединениями, называются:

а) сапротрофы;

б) осмотрофы;

в) миксотрофы;

г) гетеротрофы.

13. Закономерность, согласно которой количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается, называют:

а) правило экологической пирамиды;

б) закон 100 процентов;

в) закон гомологических рядов;

г) правило толерантности.

14. Изменение численности хищников в ответ на рост численности особей потребляемого ими вида обусловлено:

а) изменением кормовой базы и заключается в увеличении численности особей хищников за счет успешного размножения;

б) темпами освоения особями потребляемого вида кормовой базы и заключается в замедлении роста численности репродуктивных особей;

в) модификацией абиотических условий местообитания потребляемого вида и заключается в слабой реакции на потенциальную жертву;

г) уменьшением экологической плотности особой потребляемого вида и заключается в отборе на лучшее развитие органов чувств.

15. Естественное движение населения – это:

а) миграция; б) воспроизводство населения;

в) рождаемость; г) смертность.

16. Распашка целинных и залежных земель в Казахстане к концу 1950-х гг. вызвала:

а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;

б) ветровую эрозию;

в) переуплотнение почв;

г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие засоления почв.

17. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости относит биологические ресурсы:

а) к неисчерпаемым;

б) к исчерпаемым потенциально возобновимым;

в) к исчерпаемымневозобновимым;

г) к незаменимым.

18.Повышение температуры воды в водоёмах вследствие теплового загрязнения способствует:

а) потере водой растворенного кислорода;

б) поглощение азота из атмосферного воздуха;

в) усиленному размножению криофильных организмов;

г) замыканию биологического круговорота.

19. Причиной образования и выпадения кислотных осадков является:

а) наличие сульфатов морского происхождения в атмосферных осадках над океанами, которые, попадая в верхние слои атмосферы, превращаются в воздухе в кислоту и рассеиваются над сушей;

б) физический захват оседающими частицами воды различных химических веществ (преимущественно оксидов серы и азота), присутствующих в атмосфере вследствие антропогенной деятельности;

в) сложная последовательность реакций в условиях фотохимического смога при ярком солнечном свете в крупных городах, атмосфера которых сильно загрязнена автомобильными выхлопами;

г) комбинированное воздействие химических веществ и таких физических факторов, как температура, звук и вибрации, различных электромагнитных излучений, включая световое и ионизирующее.

20. Попадание в водоемы фосфатов вызывает:

а) промышленный смог; б) эвтрофикацию;

в) гибель рыбы; г) биоаккумуляцию.

21. Наиболее масштабным источником сернистого газа, обусловливающего образование

кислотных дождей, являются:

а) гидроэлектростанции;

б) атомные электростанции;

в) тепловые электростанции;

г) ветровые электростанции.

22. Виды растений и животных, представители которых встречаются в большей части

обитаемых областей Земли, называются:

а) убиквисты;

б) космополиты;

в) эндемики;

г) эврифаги.

23. В естественном природном биогеоценозе взаимодействуют:

а) антропогенные и абиотические факторы;

б) антропогенные и биотические факторы;

в) абиотические и биотические факторы;

г) антропогенные, абиотические и биотические факторы.

24. Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания − это:

а) морфологическая адаптация;

б) физиологическая адаптация;

в) этологическая адаптация.

г) психологическая адаптация.

25. Редкий европейский подвид среднего дятла характеризуется ярко выраженной приуроченностью к старовозрастным дубовым лесам. Тесная экологическая связь с дубом делает среднего дятла крайне уязвимым в связи с повсеместным сведением дубрав. Местообитанию среднего дятла в наибольшей степени угрожают:

а) ландшафтные рубки, при которых равномерно вырубаются деревья разных возрастов;

б) выборочные рубки, при которых удаляются деревья менее ценных, чем дуб, мелколиственных пород;

в) постепенные рубки, при которых спелый древостой вырубается вокруг групп подроста постепенно в течение 30–40 лет;

г) рубки ухода, при которых убираются усохшие, поврежденные, ослабленные, пораженные вредными насекомыми и болезнями деревья.

26. Утверждение «размер системы должен соответствовать ее функциям» отражает действие закона:

А) оптимальности;

Б) внутреннего динамического равновесия;

В) полноты составляющих системы;

Г) экологической корреляции.

27. Биосферный заповедник отличается от природного заповедника главным образом:

А) более жестким режимом охраны;

Б) обязательным наличием типичной для данной географической зоны экосистемы;

В) значительно большей территорией или акваторией;

г) сложным зонированием территории в целях сохранения природного комплекса в сочетании с отработкой методов устойчивого природопользования

28. В спелых и перестойных одновозрастных лесах Сибири и Дальнего Востока России рациональному промышленному лесопользованию соответствуют:

А) выборочные рубки;

Б) рубки ухода;

В) сплошные рубки;

Г) выборочные и сплошные рубки.

29. Назовите отрасль хозяйства, занимающую первое место по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

А) черная металлургия;

Б) химическая промышленность;

В) электроэнергетика;

Г) автомобильный транспорт.

30. Выберите вид природопользования, который приспособлен к хрупкости ландшафтов и основывается на бережном использовании возобновляемых ресурсов.

А) добыча полезных ископаемых;

Б) кочевое оленеводство;

В) лесозаготовка;

Г) строительство трубопроводов.

31. ЮНЕСКО – это:

а) Фонд помощи развития детей;

б) Международная организация по борьбе с бедностью;

в) Организация при ООН, курирующая вопросы науки, культуры и образования;

г) Международная общественная независимая природоохранная организация.

32. Национальные парки создаются:

а) на совершенно не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на малоизмененных деятельностью человека территориях для сохранения уникальных природных ландшафтов;

б) на территориях, в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности, в целях охраны одного или нескольких видов живых существ или биогеоценозов;

в) на малоизмененных или не затронутых хозяйственной деятельностью территориях или на территориях древнего освоения человеком для сохранения типичных природных ландшафтов;

г) на значительных по площади территориях, включающих особо охраняемые природные ландшафты, которые помимо сохранения природных комплексов, предназначены для рекреационных целей.

33. Повестка Дня на XXI век была принята на конференции в Рио-де-Жанейро:

а) в 1972 г.; б) в 1982 г.; в) в 1992 г.; г) в 2002 г.

34. Вид мониторинга, при котором ведется наблюдение за состоянием растений в лесных массивах, называется:

а) геофизический

б) биологический

в) метеорологический

г) сейсмологический.

35. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути; б) свинца; в) кальция; г) кобальта.

36. Урбанизация заключается в:

а) Росте доли городского населения (по отношению к сельскому) на планете;

б) Росте численности населения на планете;

В) Росте уровня загрязнения окружающей среды отходами городов;

Г) Усилении научно-технического прогресса в городах.

37. Территории, специально предназначенные для отдыха и восстановления здоровья людей, – это:

а) селитебные зоны;

б) рекреационные зоны;

в) агроценозы;

г) промышленные зоны.

38. Сущность учения В. И. Вернадского о биосфере заключается:

а) в признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты;

б) в определении верхней и нижней границ биосферы в пределах планеты;

в) в выявлении геологических механизмов устойчивости биосферы;

г) в установлении закона обратной связи взаимодействия в системе «человек–биосфера».

39. Функция биосферы в формировании земной коры реализуется через:

а) зеленые растения, участвующие в процессе фотосинтеза;

б) живое вещество, участвующее в геологических процессах;

в) косное вещество, участвующее в геологических процессах;

в) отдельных живых организмов, перерабатывающих почвенный гумус.

40. Безуспешная борьба человечества с такой опасной болезнью, как малярия, связана с привыканием:

а) человека к болезни;

б) возбудителя к изменению климата;

в) возбудителей к лекарствам;

г) человека к лекарствам.

41. Внимательно проанализируйте график. Какой вид находится в оптимальных условиях обитания?

а) Оба вида находятся в одинаковых условиях;

б) Первый вид находится в более оптимальных условиях, чем второй;

в) Второй вид находится в более оптимальных условиях, чем первый;

г) Оба вида находятся в неблагоприятных условиях.

42. Правило пирамид биомасс гласит:

а) суммарная масса растений оказывается меньше чем биомасса всех фитофагов и травоядных, а масса тех в свою очередь, меньше массы всех хищников;

б) суммарная масса растений оказывается больше чем биомасса всех фитофагов и травоядных, а масса тех в свою очередь, превышает массу всех хищников;

в) биомасса всех растительных сообществ в несколько раз превышает биомассу водных сообществ, луговых сообществ и агроэкосистем;

г) биомасса растительных сообществ увеличивается при переходе экосистем от пионерного состояния к климаксному.

43. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

В) акула и рыбы-прилипалы;

Г) волк и косуля.

44. Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере, заключается:

а) в удлинении черепа и конечностей;

б) в увеличении глаз и ушей;

в) в увеличении размеров тела;

г) в увеличении тазовых костей и размеров черепа.

45. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) строительство плотины.

46. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются следующим образом:

а) повышается давление и соленость, уменьшается температура;

б) повышается давление и соленость, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и соленость, температура увеличивается;

г) давление не меняется, соленость увеличивается, концентрация кислорода остается неизменной.

47. Биосфера, как и любая экосистема, является:

а) закрытой системой;

б) открытой системой;

в) полностью автономной системой;

г) полностью независимой системой.

48. Вид, сохранившийся от ранее процветающей группы животных или растений, называется:

а) эндемиком;

б) автохтоном;

в) эдификатором;

г) реликтом.

49. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

а) требуют строго определённых условий существования;

б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

50. Абиотическим фактором среды не обусловлено:

а) сезонное изменение окраски зайца-беляка;

б) распространение плодов калины, рябины, дуба;

в) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;

г) осенний листопад.

ЗАДАНИЕ II

Установите соответствие между предложенными понятиями или определите правильную последовательность. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы.

Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

1. Установите соответствие терминов между двумя колонками.

А. Организм

Б. Популяция.

В. Биоценоз.

Г. Биогеоценоз.

Д. Агроценоз.

1. Живые организмы озера.

2. Лишайник.

3. Степь.

4. Нерпы озера Байкал.

5. Поле пшеницы.

2. Установите соответствие терминов и определений.

ЗАДАНИЕ III

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

1. Опаснейшими врагами тлей являются наездники, личинки которых развиваются в теле тли, пожирая ее изнутри. Бактерия гамильтонелла, живущая в клетках тлей, вырабатывает токсины, смертельные для личинок наездников. Американские энтомологи из университетов Джорджии и Аризоны экспериментально показали, что эффективную защиту тлей от наездников обеспечивают не любые бактерии, а только зараженные вирусом-бактериофагом APSE. Гены токсичных белков, необходимых для уничтожения личинок наездника, находятся в геноме вируса, а не бактерии. Это один из первых описанных случаев, когда именно благодаря вирусу между насекомым и бактерией обеспечиваются отношения:

а) мутуализма;

б) комменсализма;

в) аменсализма;

г) нейтрализма.

___________________________________________________________________________________

2. Принципы составления списков охраняемых видов требуют обоснования способов охраны исходя их эколого-биологических особенностей. Кобылка голубокрылая обитает на сухих травянистых полянах с низким и изреженным травостоем, находящихся в экосистемах сосновых лесов, иногда – по берегам рек. Зимуют в фазе яйца; кладки яиц в почве, на глубине 5–7 мм. Личинки и взрослые особи – фитофаги. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:

а) принять меры к очистке рек и стоячих водоемов;

б) проводить систематические санитарные рубки сосновых лесов;

в) ввести запрет на выжигание травы, ограничить выпас скота;

г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.

3. Тюлька – рыба стоячих водоемов. Она жила в Черном и Азовском морях, в северной, окраинной, части Каспийского моря и в низовьях Волги. В настоящее время тюлька распространилась практически по всему течению Волги, вплоть до верховий. Неконтролируемому распространению тюльки способствовало создание на Волге:

а) особо охраняемых природных территорий;

б) гидроэлектростанций;

в) заводов по разведению осетровых рыб;

г) сельскохозяйственных предприятий.

ЗАДАНИЕ IV

Выберите один правильный ответ из четырех возможных и обведите его кружком. Письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также обоснуйте ошибочность трех остальных ответов.

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

В средневековой Европе, начиная с XIV в., при последующих эпидемиях чумы процент смертности был ниже. Это могло быть связано, прежде всего, с тем, что:

а) изменился расовый состав населения;

б) изменился образ жизни людей (особенно в городах);

в) населению стали делать прививки от чумы;

г) появился иммунитет.

Максимальное кол-во баллов - 75

3

В

28

В

4

В

29

Г

5

Г

30

Б

6

Б

31

В

7

Б

32

Г

8

В

33

В

9

А

34

Б

10

В

35

А

11

Г

36

А

12

В

37

Б

13

А

38

А

14

А

39

Б

15

В

40

В

16

Б

41

Б

17

Г

42

Б

18

А

43

В

19

Б

44

В

20

Б

45

Б

21

В

46

А

22

Б

47

Б

23

В

48

Г

24

А

49

А

25

Г

50

Б

ЗАДАНИЕ 2

Правильный ответ 2 балла. При наличии хотя бы одной ошибки 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

А

Б

В

Г

Д

2

4

1

3

5

1.

А

Б

В

Г

1

4

3

2

2.

А

Б

В

2,6,8

1,4,7

3,5,9

3. ЗАДАНИЕ 3 (12 баллов)

Правильный ответ 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов за вопрос – 4 балла.

1. Ответ а) является верным. Обитание в организме тли бактерии, инфицированной вирусом, является полезным как для насекомого (борьба с наездниками), так и для самой бактерии (среда обитания). Следовательно, речь идет о мутаулизме – взаимополезном сожительстве, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них

2. Ответ в) является верным. Поскольку яйца и личинки обитают в почве, взрослые насекомые держатся на поверхности почвы, питаются травами, выпас скота, выжигание травы являются лимитирующими факторами, и их запрет необходим для сохранения вида.

3. Ответ б) является верным. Сооружение ГЭС связано со строительством плотин и водохранилищ. Течение в водохранилищах замедляется, что создает благоприятные условия для заселения их тюлькой, которая обитает в стоячих водоемах.

ЗАДАНИЕ 4 (7 баллов)

Правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, обоснования трех остальных неправильных ответов до 3 баллов (за каждое верное обоснование 1 балл). Максимальное количество баллов за вопрос – 7 баллов.

Ответ б) является верным . Одним из факторов распространения возбудителей чумы служила антисанитарии в средневековых поселениях (обилие отходов, грызунов, слабое развитие медицины). По завершении Средневековья образ жизни европейцев изменился, стали вводиться и соблюдаться более строгие санитарно-гигиенические нормы в городском коммунальном хозяйстве.

Ответ а) не является верным. Расовый состав населения Европы начал изменяться, в основном, с развитием глобализации (Новейшее время). Кроме того, заболеванию чумой подвержены представители различных рас.

Ответ в) не является верным. Прививки от различных инфекционных заболеваний, в том числе и от чумы, начали делать значительно позже, после того, как микробиологами были открыты микроорганизмы-возбудители болезней (Французский врач Йерсен и японский доктор Китасато нашли чумного микроба почти одновременно. Это было в 1894, и с тех пор борьба с чумой была поставлена на научную почву).

Ответ г) не является верным. Сам по себе (без вакцинации) иммунитет к возбудителям чумы не вырабатывается. Если бы это и было возможно, то в независимости от исторической эпохи.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛ-ВО БАЛЛОВ - 75




Поделиться