Маленькая польская деревня. Польское село, цены на продукты, частный дом, варшава, польша, деревня

Белорус Иван Боровик когда-то работал машинистом на железной дороге, а сейчас он пенсионер. 65 лет Иван живет в польском местечке Орля в 30 километрах от госграницы с РБ. Если бы Боровик захотел, то на своей старенькой Skoda преодолел бы это расстояние за 20 минут. Еще часа два у него ушло бы на таможенные формальности. Вот она, этническая родина, за тем пограничным столбом! Парадокс в том, что в Беларуси белорус Иван за свою жизнь не был ни разу, и таких, как он, - множество. Тысячи жителей польского Подляшья разговаривают на языке, схожем с белорусским, живут в деревнях, на въезде в которые стоят таблички с белорусскими названиями, считают себя белорусами. Как им там, в ЕС, что их связывает с нашей страной? Об этом в репортаже Onliner.by.

Мы едем из Белостока в сторону Высокого, на дороге замечаем указатель «Кошкi». Это небольшая деревушка с двумя улицами, тремя десятками хат и несколькими богатыми особняками. Понедельник, рабочее время, в Кошках безлюдно. Будем искать здесь белорусов, чтобы узнать, почему они считают себя таковыми.

Подляшье - особый регион Польши, который не раз делили большие державы. Люди здесь во многом запутались, кто они есть. На Белосточчине проживали белорусы и украинцы, их депортировали и возвращали назад, полонизировали, притесняли, а потом давали право на самовыражение. Даже сейчас, когда никаких территориальных претензий на регион у соседних стран быть не может, за «души» местных жителей идет борьба. Украинцы считают, что здешний народ разговаривает на диалекте их мовы, а белорусами называет себя по ошибке, в силу исторической привычки и давления Польши. Когда пару лет назад в гмине Орля появились таблички, дублирующие названия деревень на белорусском, активное украинское меньшинство выражало по этому поводу возмущение. Было бы что делить!

- Кто мы? Мы тут все белорусины, - рассуждают старухи, стоящие посредине улицы. Они живо обсуждают приезд машины с белорусскими номерами.

- Вы, хлопцы, солярку привезли, сигарет?

Пенсионерки обознались, но их можно понять. Белорусское топливо и табак по приграничным польским деревням развозят регулярно. Самые дешевые сигареты вроде «Минска» продают по 5-6 злотых (около $2). Забавно, что именно торговцы-спекулянты осуществляют мультикультурную связь между представителями одного народа, разделенными границей. Мостик этот тонкий и ненадежный.

Любовь Константиновна живет с мужем. Ей 78, ему 81. На двоих получают около $700 пенсии.

- Разве это деньги? - говорит бабушка Люба. - Кто-то и больше получает, а мы бы загнулись, если бы не свое хозяйство. Дети живут в Бельске, помогают. Жизнь была тяжелой. Работала на гаспадарке. Втроем: отец, мать и я. Возделывали 20 гектаров земли, гнули спины. А недавно упала, ногу сломала, еле хожу.

Повседневная жизнь польской деревни в глубинке мало чем отличается от жизни в селе белорусском. Вечерами старики смотрят телевизор, днем встречают «автолавку», на выходных бредут пешком в церковь. Детей в Кошках мало - четверо ходят в школу. Молодежь перебралась в города. Пенсионеры переписали на своих детей землю, которой владеют, чтобы получать «ренту». Пытаются обрабатывать принадлежащие им гектары своими силами. Особо пьющих нет, но те, кто выпивает, встречаются.

- Про Беларусь что-нибудь знаете - что у нас там сейчас происходит? - спрашиваем у бабушки.

- Один добрый хлопец, Сережей зовут, все из Беларуси приезжал. Солярку возил. Говорил, что у вас теперь можно жить, если крутиться. Что дом себе под Брестом построил, рассказывал. Мы перестали у него солярку брать, так и не ездит больше. А что там у вас происходит, какое нам дело? Раньше телевизор показывал белорусский канал, а теперь что-то они там покрутили и канала нет - декодер нужен.

- Если нет дела, почему вы называете себя белоруской?

- У меня паспорт польский, все польское. Но какая ж я полька? Белорусинка! - стоит на своем пенсионерка.

Вопрос о национальной принадлежности мы зададим еще десятку людей. Но конкретного ответа не услышим.

Иван Иванович родился в 1931 году, его супруга Анна чуть моложе. Одного сына они назвали Мареком, а второго по-нашему - Славиком.

- Как там Лукашенко? Говорят по польскому телевидению, что барзо вас гоняет! - шутит хозяин дома.

- Думаете, что в Польше порядок? Так слушайте, - продолжает он. - Социализм разбомбили. Нас ограбили, банки, заводы - все в западных руках. Развалили, что было, а новое быстро не построили. Знаете, какая у меня пенсия? 900 злотых! А возьми отдай в месяц за свет сотню, за воду еще 50! Свои свиньи, куры, корова есть, так и живем. Не роскошно, нет, вы особо не завидуйте. Есть и такие, кто по 50 коров и три машины имеют, не знают, что с деньгами делать. Но их немного.

По представлению наших собеседников, в Беларуси жизнь идет вполне ничего. Правда, эту счастливую жизнь они сами не видели - только по белорусскому телевидению. Особенно приглянулся «Славянский базар», его смотрели не отрываясь. Все как в старые добрые времена, говорят нам. Дай деду Ивану волю, он бы реанимировал в Польше народный социализм, особо не задумываясь.

- У нас все частное, говорите, а у вас государственное? Может, это и хорошо, а может, и плохо, - не унимается Иван Иванович. - У нас чтобы дорогу сделать, надо землю у хозяина выкупить, огромные деньги отдать. А у вас автостраду делают - ни у кого не спрашивают! Дали команду - и строят. Даже поляки говорят, что у вас дороги лучше.

Сын Ивана Марек сравнивать жизнь в странах-соседках не спешит и философски замечает: «Там хорошо, где нас нет».

- У меня своя фирма, занимаюсь транспортным страхованием, - рассказывает он. - Жена в банке работает. У нее зарплата 800-900 на доллары, у меня побольше. Еще имею 10 гектаров земли, с них какой-никакой доход. Крутимся помаленьку. Жить можно.

Гмина Орля - аналог нашего сельсовета. Населенный пункт - прокачанный до 100-го уровня белорусский агрогородок, в котором есть магазины, кафе, заправка, банкоматы, больница, школа, детсад… Даже свой сайт у польского «сельсовета» имеется.

В восьмидесяти километрах от Кракова находится деревня Залипье, она считается самой красивой в Польше. Живописная деревня Залипье (Zalipie) расположена на юге страны, в регионе Малая Польша (Małopolska). Это место называют самым красивым даже не за колоритные пейзажи, необычные водоемы или древние храмы. Особенность Залипья это яркие рисунки на стенах домов и сараев, на колодцах и даже собачьих будках. Каждая поверхность в этом уникальном селе становится «полотном» для народных художников. «Тут так прекрасно, что, кажется, как будто мы попали в этнографический музей или на необычную галерею под открытым небом», - говорят туристы, которые приезжают сюда в первый раз.

История расписных домов.

О залипских орнаментах знают уже более ста лет. Их авторы в большей степени женщины, которые проживают в этом регионе. Традиция расписывать хаты в Залипье появилась в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. На постройку отдельного хлева у деревенских жителей финансов не было, поэтому свой кров они часто делили с коровами, поросятами, курами. В то время в деревенских домах не было дымоходов. Люди готовили еду на очаге. Дым выходил через специальное отверстие в крыше, а сажа и пыль оседали на стенах. В таких условиях хозяйкам было сложно наводить порядок, но они изо всех сил старались, чтобы дом выглядел чистым, уютно и красивым. Они регулярно белили стены и для красоты рисовали на них разных размеров круги. Со временем основным мотивом рисунков стали цветы. Кисточки женщины делали из стеблей проса, ржи или даже конского волоса. Вместо краски в конце позапрошлого века они использовали сажу, а ее разводили молоком. С появлением сухих красящих веществ узоры на домах стали разноцветными. Их начали рисовать не только внутри дома, но украшать фасад.

Всепольская слава.

Деревня Залипье стала известна на всю Польшу благодаря местному молодому человеку, который в начале прошлого века поехал из своего села на заработки. Чтобы не забывать о родной деревне, парень взял с собой салфетку с залипскими узорами, которые нарисовала его мать. Яркие цветы на белом полотне увидел краковский исследователь Владислав Хикель. Именно он первым начал изучать залипский стиль и в 1905 году написал о нем статью в журнале «Lud». С 1948 года в Залипье каждый год проходит фестиваль «Расписная хата» (Malowana chata), на который в наши дни приезжают огромное количество туристов. Во время фестиваля, традиционно проходящего в первые выходные после католического праздника Тела и Крови Христовых, местные жители соревнуются, у кого самый красивый дом. Во многом именно благодаря конкурсу традиция разрисовывать дома живет в деревне по сегодняшний день. По случаю фестиваля многие дворы и дома жителей открыты, каждый желающий может полюбоваться яркими узорами не только на фасадах, но и зайти в само жилище.

Залипский стиль и железная Фелиция.

Интересно, что залипские художницы, как правило, не пользуются оттенками одного цвета, работают красками только основных цветов. Нарисованные маки, васильки, ромашки, тюльпаны, розы они обводят коричневым контуром, а листочки - черным. Народные художницы украшают своими орнаментами не только архитектурные сооружения, но и пасхальные крашенки, скатерти, посуду, одежду.

Самой известной художницей этого региона была Фелиция Цурилова. Она родилась в 1904 году, всю жизнь прожила в родной деревне. Свой первый рисунок она сделала, когда ей было десять лет. Девочка воспользовалась тем, что родителей, не было дома, они поехали на рынок в Тарнув, и разрисовала потолок. Как гласит легенда, отец строго отругал Фелицию, но даже это ее не смогло остановить. Она продолжала рисовать, превратив свое увлечение в дело жизни. Еще во времена ПНР Цурилова была живой иконой народного творчества, пресса называла ее «первой леди польской деревни». В конце сорокоовых годов прошлого столетия в Залипье начали приезжать экскурсии, Цурилову и других мастериц регулярно приглашали к сотрудничеству. Женщины придумывали узоры для изделий фаянсового завода «Влоцлавек», расписывали стены кафе, ресторанов, даже оформили один из залов Этнографического музея. Решения что и где рисовать, принимала пани Фелиция. Она была решительной, самоуверенной и храброй. Попав в Щецин на съезд партии, она с трибуны обратилась к главе правительства ПНР Юзефу Циранкевичу: «Нам темно. Мы не видим, что мы рисуем. Я не уйду, пока вы не пообещаете нам электричество». Благодаря смелости Фелиции, свет в Залипье появился на десять лет раньше, чем в соседних деревнях. Когда в село собрался приехать министр культуры, Цурилова попросила мужа, чтобы он встретил столичного начальника в городе. По подсказке Фелиции муж художницы повез министра на самой дряхлой повозке, по самым худшим дорогам. Через время после путешествия власти дали распоряжение проложить в Залипье асфальт.

Фелиция Цурилова ушла из жизни в 1974 году. Художница похоронена в родной деревне. Ее могила украшена керамической плиткой, которую пани Фелиция еще, когда была жива разрисовала цветочными орнаментами. Когда у нее спрашивали, зачем она готовит плитку на собственную могилу, женщина отвечала: «Хочу, чтобы искусство оставалось со мной даже тогда, когда меня не станет на этой земле». После смерти народной художницы ее дом переделали в музей, в котором можно увидеть не только известные узоры на стенах, печи, колодцах и ведрах, но и старинную мебель, иконы, предметы быта.

Как добраться.

Деревня Залипье находится в Домбровском повете (Powiat Dąbrowski), в четырнадцати километрах от городка Домброва-Тарновска (Dąbrowa Tarnowska). Удобнее всего туда доехать на автомобиле.

Ближайшая от Залипье железнодорожная станция расположена в городе Тарнув. Из Кракова туда каждые полчаса ездят поезда. Из Тарнува в Залипье можно доехать на автобусе. Если вы хотите переночевать в деревне, можно это сделать, там находится мини-отель под названием «Gościna u babci» («В гостях у бабушки»). Деревянный домик для туристов, рассчитанный всего на пять человек, украшен он традиционными залипскими узорами. В самой деревне помимо дома Фелиции Цуриловой интересным будет посетить «Дом художниц» (Dom malarek) это центр творчества, в котором проходят выставки, встречаются мастера со всей округи, а также расписанный цветочными орнаментами костел святого Юзефа. Залипье такое маленькое, что его можно обойти пешком. В деревне проживает меньше одной тысячи человек.

В отличие от маршрутов многих автотуристов, которые ездят только в столицы и исключительно по автобанам, мой путь по Европе пролегал на 95% по местным дорогам и малым городам. Поэтому отчёт о каждой стране будет начинаться с сельской части. Правда, писать на эту тему гораздо сложнее, ибо сельские просторы обычно обозреваются из окна машины. В городе иди себе и щёлкай хоть всё подряд, а тут, чтобы сделать одну фотографию, надо каждый раз преодолевать лень, искать место для остановки, выходить и искать нужный ракурс порой прямо на проезжей части, а потом опять заводить машину и выруливать. Неудивительно, что сухой остаток снимков вышел в разы меньше, чем могло бы быть.

Таким образом, фотографий в этих разделах наскреблось немного, но зато будут собственно путевые заметки, которые с отчётами по отдельным городам сочетаются плохо. Начнём с сельской Польши.

Формально второй страной маршрута стала Литва, но о ней мне рассказать особо нечего, так как проехал эту страну вообще без остановок. Зато появилась возможность впервые испытать навигатор (далее - Навик) в деле. Производитель Гармин не удосужился включить в европейский пакет нормальные карты России и Беларуси (а добавлять их самостоятельно я тогда ещё не научился), и до Литвы приборчег только мешал, однако путь исправно записывал. Звук я сразу отключил и ни разу не включал, что несколько раз привело к проезду мимо нужных поворотов, зато не отвлекало от прямых обязанностей водителя.

Навик справился с первым заданием объехать Вильнюс на отлично. Дело в том, что вокруг столицы Литвы до сих пор нет объездной дороги, и пришлось ехать по незнакомым пригородам (совершенно совкового вида, между прочим, с разбитым асфальтом, унылыми промзонами и беспорядочной застройкой) с поворотами, светофорами, да ещё и с утренним трафиком. Общими усилиями наконец выбрались, и часа два любовались приятными сосновыми пейзажами южной Литвы. Сколько раз был в Литве, и всегда стояла отличная солнечная погода - прямо просится на язык эпитет "солнечная Литва". Ну да ладно, пост всё ж таки про Польшу.

Итак, Польшу я пересёк дважды: сначала 17-18 мая по диагонали с северо-востока на юго-запад, и на обратом пути 13 июня с юга на север по восточной части:

Совершил две ночёвки, хорошо осмотрел один город и бегло - ещё два. Оказалось маловато, но куда девацца - так был составлен маршрут, да и страна велика. Общее впечатление от Польши оказалось с большим знаком плюс - гостеприимная страна, интересные города, симпатичные пейзажи, - так что я приятно удивился и значительно улучшил своё бывшее предвзятое мнение о народе и стране.

Ну вот, Польша велика и трудно проходима по нескольким причинам. Во-первых, в стране только недавно начали строить магистрали, и пока что их ничтожно мало. Во-вторых, плотность сельских поселений настолько велика, что они часто переходят друг в друга, и средняя скорость физически не может превысить 50 км/час (только на самом востоке, между Люблином и Белостоком, нашлись более-менее открытые участки). Мало того, сильно утомляет рваный ритм скоростного режима: 50-70-90-70-50, и цикл бесконечно повторяется. В-третьих, дороги узкие, и порой на них выезжают грузовики, а то и трактора - хрен обгонишь! Ну и ковырялки всякие повсеместно (а на обратном пути, едва въехав, под вечер вообще попал в засаду: ремонтники просто перекрыли дорогу, и пока не закончили и не подмели за собой, никого не пускали минут 40).

Зато проблему постепенно решают. Модернизация дорожной сети идёт строго с запада на восток, как будто под чутким руководством немцев, и дошла уже до Ольштына. Строятся новые автобаны и расширяются, где это возможно, старые трассы (ну и новый асфальт кладётся тоже). Местные водители ездят намного быстрее и в то же время намного аккуратнее, чем в других странах (меня обгоняли все, кому ни лень, но ни разу никто не подрезал и даже не помешал. Впрочем, я же строго соблюдал знаки 50, а они - далеко не всегда). Знаки тоже хороши: предупреждают о всех случаях колейности или неровности дороги, даже если этого после наших дорог не чувствуешь, а режим 50 начинается не с названия населённого пункта, а с таблички "застройка", то есть, дают ехать 70, где это не особо опасно. А вот в зоне 50 повсюду развешены (вероятно штрафующие) фоторадары, чего в других странах я не видел ни разу.

Вот в таких тяжёлых условиях мне пришлось проделать три длинных (по 500 км) этапа, и времени на знакомство с польской провинцией почти не было - успеть бы доехать в разумное время. Предвидя поздние приезды, я забронировал места в отелях на первые этапы, и хотя бы о ночлеге не беспокоился. А вот бумажную карту Польши из экономии покупать не стал, и целиком положился на Навика, который здесь ни разу не дал повода обозвать себя Сусаниным.

Явление приграничного жлобства я уже отмечал в посту про Белоруссию. А в Польше, на границе и километров 30 вглубь, жлобствует некий Кантор, продавая никому не нужные виньетки, меняя деньги по грабительскому курсу и предлагая платные туалеты аж по 2 евро. Мысленно показав ему фак-сайн, я все свои проблемы решил в первом же супермаркете первого города на пути - Сувалках. Курс злотого очень удобен: к рублю он составляет примерно 1:10, поэтому в ценах ориентироваться было просто. Увидев, что они здесь вовсе не кусаются, я вынул из банкомата всего 200 злотых, которых с лихвой хватило ещё и на обратный путь. Тут же купил фотофлешку на 8 гигабайт за 59 злотых, что вышло явно дешевле, чем в России (РОК = 1.27)

Не заметив и следов исторического центра, город Сувалки я осматривать не стал. Зато там стояли весело раскрашенные хрущёвки с гиганскими в два этажа номерами домов, нарисованными прямо на торцах. Таковыми оказались пятиэтажки по всей Польше, но вот заснять мне хоть одну так и не удалось.

Отсутствие границы с Литвой поляки компенсируют полицейскими патрулями в приграничных областях. На один их них я немедленно нарвался, еле успев повернуть на запад от Сувалок. Очень вежливо проверили документы и поинтересовались, не везу ли я сигареты и спиртное. То и другое у меня имелось, но в разрешённых количествах, поэтому разошлись миром. Долю стресса я всё-таки получил, поэтому стал искать стоянку с целью перекусить. Но Польша не Белорусь: беседок со столиками нет, а от российских стоянок польские отличаются разве что наличием скамеек.

Решив все шкурные проблемы, можно было расслабиться и приступить к осмотру местных красот. Польша визуально отличается от других стран несколькими характерными признаками. Во-первых, в мае очень красиво цветёт рапс, и ярко-жёлтые поля порой простираются до горизонта с обеих сторон дороги:

Особенно много этого рапса в центре и на западе страны; эта культура становится очень популярной в Европе и на Украине в условиях нефтяного маразма, т.к. из семян выжимают масло, и используют в каких-то биодизелях. Энергетическую проблему также решают с помощью ветряков, которые сильно смахивают на уэллсовских марсиан из "Войны миров". Заснять так и не удалось - то дождь мешал, то остановится негде было. Зато увидел старую ветряную мельницу, хоть и против солнца:

Во-вторых, во всех городах и крупных сёлах доминируют (как в ландшафте, так и в жизни) костёлы, а новые часто отличаются интересной модерновой архитектурой (тоже не заснял ни одного). На обратном пути я ехал как раз в воскресенье утром, и наблюдал как население в полном составе и при параде стекается к утренней службе. Где побогаче - на машинах, где победнее - на велосипедах. Зато дороги в это время пустые:)

Костёлы дополняются распятиями и часовенками повсюду вдоль дорог и улиц. В других странах они тоже встречаются, и не менее часто, но польские "матки бозки" бережно закрыты стеклом от непогоды:

Зачем на ограде висят тряпочки, я не понял. В-третьих, много аистов: в каждой деревне, особенно на севере, обязательно найдётся столб с огромным гнездом и птицей наверху (а в июне и птенцы появляются). Гнездятся даже на не самых высоких столбах:

Ну а северная Польша - озёрный край, и часто открываются вот такие виды с лесом и озером:

Или в сочетании с рапсом, что особенно живописно:

В северной Польше есть, что посмотреть и кроме природы. Симпатичны городки вдоль рек и озёр, хорош Ольштын - столица края, и даже встречаются готические замки. Судя по этой схеме, их там добрая дюжина:

Мне попался первый с востока, в городке Рын , но особого интереса не вызвал, ибо переделан под отель со всеми вытекающими:

Интересней замка оказались обычные дома в городке, по крайней мере, на главной площади:

Характерны не узкие длинные, а широкие прямоугольные трубы на крышах. Ещё лучше это заметно на улицах соседнего городка Выдмины (да и застройка намного аутентичнее: замка нет, туристов привлечь нечем):

В городке также оказался действующий монастырь:

с большой ухоженной территорией, с ёлочками, теплицами, цветущими вишнями и выходом на речной берег:

Но надо было двигаться дальше. В Ольштыне (отдельный пост) окончательно испортилась погода, резко похолодало с +25 до +10, и успевшие надеть куртки идущие с работы горожане очевидно думали про меня, что это за поц такой: в летней рубашонке, бегает, озирается вокруг и щёлкает бог знает что.

В конечный пункт этапа, город Торунь (отдельный пост), я добрался уже затемно. Вообще, сильно бесит тот факт, что в Европе даже в мае-июне темнеет уже в 21 час (и народ безобразно рано ложится спать), и наоборот, как рано ни вставай - в 7-8 утра уже жара и солнце высоко. Я бы перевёл всю Европу на московское время, чесслово! В итоге, решил даже не трогать стрелки на своих часах, а вставать каждый день в 6 по местному - зачем столько раз перестраивать свой организьм.

На следующее утро погода щадила только до тех пор, пока не надо было трогаться в путь, а потом вся разница была только в том, просто дождь шёл или ливень. Так что ни фоток, ни приключений на второй день не случилось: так и доехал до границы с Чехией. По пути, правда, заехал в Ашан и купил термоящик для продуктов. Там же и перекусил, в первый и последний раз в фастфуде. Правда, польскую "колбаску" дали таких размеров, что еле осилил. Пришлось снова считать РОК - здесь он вышел где-то 1.8. Город Легницу с немалым старофабричным шармом после сытного ланча осматривать поленился.

Ближе к границе местность стала гористой, дорога заметно улучшилась, и придорожные здания похорошели: очевидно, соседи выставляются друг перед другом, ибо с чешской стороны всё было аналогично. Появились даже горнолыжные структуры (хотя горы Крконоши совсем не высокие):

На самой границе вместо заброшенных постов неожиданно оказалось казино, и с его стороны дорогу понуро переходил оленёнок (проигрался, наверно, бедняга). Уже темнело, так что фоткать его не имело смысла.

На обратном пути (уже в июне) я снова пересёк Польшу, но уже из Словакии. Куда-то сразу исчезли все цыгане, которых даже в приграничных словацких сёлах было немеряно. Надо отметить, что этим летом абсолютным хитом в Польше стала песенка Шакиры "I am a gypsy! Are you coming with me?" , которая звучала не реже раза в час на всех радиоволнах. Хорошо им петь, когда цыган у них в стране нет вообще. Словаки вот её не поют и даже не слушают:)

График к тому времени уже сильно сбился, и планируемая ночёвка в Словакии перенеслась в Польшу. Хотя в Польше нет привычных мне пенсионов, зато есть недорогие мотели, так что я не особо беспокоясь ехал на север, пока было светло. И действительно, вскоре нашёлся комбимотель с заправкой и рестораном, где мне выделили комнату (800 руб.), покормили ужином (ещё 210 за антрекот с двуми пивами) и дали посмотреть футбол на большом экране. К тому времени, мне уже давно было лень считать РОК, но и тут он вовсе не в пользу России.

В свой последний день в евросоюзе я ещё успел посмотреть Люблин и хотел заночевать перед белорусской границей в Белостоке, но передумал, увидев какой степени совковости оказались намеченные варианты. Третий "отель" я даже смотреть не стал (а заодно и сам город), и поехал пересекать границу. Несмотря на весьма живописные пейзажи и хорошую новую дорогу (Навик зачем-то обозвал её просёлочной), на этом последнем участке не оказалось ни одного ресторанчика (тоже своего рода приграничное жлобство - негде даже лишние деньги потратить), и я вместо ужина с футболом получил час приятного общения с пограничниками.

Польша – одна из самых известных стран Центральной Европы. У нее богатая история, а упоминания о стране относятся еще к I веку. Хотя туристы не очень стремятся попасть эту страну, здесь много исторических сооружений, обширная балтийская береговая линия, холмы и озера, образовавшиеся в ледниковый период. Здесь можно встретить редких представителей флоры и фауны, которых больше нет нигде в Европе. Не только Варшава и Краков достойны внимания туристов. Есть небольшие красивые города Польши и удивительные деревни, которые стоит посетить.

Свободный город Санок находится в предгорьях Карпат на реке Сан. Город имеет не только богатую историю и архитектуру, здесь потрясающие панорамные виды. Этот маленьких городок стоит здесь уже почти тысячу лет. В нем расположен замок Санок и одна из крупнейших в Центральной и Восточной Европе коллекция икон. Популярными достопримечательностями являются Старый город и Музей народной архитектуры под открытым небом.

Величка расположена всего в нескольких километрах от Кракова. Здесь находится одна из старейших в мире функционирующих соляных шахт.



Этот крошечный городок с населением немногим более 1000 человек, является настоящей жемчужиной для любителей истории. В нем находятся почти все исторические польские деревянные сооружения XIX века, построенные горцами. Расположенный между Высокими и Низкими Татрами, город окружен вечнозелеными лесами.

Злоторыя – предположительно самый старый город в стране. Он находится на берегах Качавы. Эта местность еще известна как «Земля спящих вулканов». Когда-то это был знаменитый городок добытчиков золота. Лучше всего смотреть на город с колокольни церкви Рождества Пресвятой Девы Марии, построенной в XIII веке. За пределами небольшого средневекового городка находится Башта Ковальска, также известная как Кузнецкая башня, с которой открывается потрясающая панорама города. Есть здесь и музей золотодобычи, рассказывающий о знаменитом прошлом золотодобывающей промышленности города.

Город Беч расположен в предгорьях Карпат. Когда-то он считался одним из самых значительных торговых городов Польши. Здесь Вацлав Потоцкий написал «Хотинская битва». Город часто называют «Маленьким Краковом». Самой важной его достопримечательностью является приходская церковь, построенная в стиле поздней готики. Здесь можно пройтись по узким средневековым улочкам, посетить музей Бецкой земли «Кромерувка» и полюбоваться историческим залом в Доме Ходора.

В XVI и XVII веках в Ярославе проходила вторая по величине ярмарка в Европе. Сюда приезжали торговцы со всего мира. Основной достопримечательностью города являются подвалы и подземные хранилища. Большая часть экстравагантного прошлого города исчезла, но внушительные здания до сих пор остаются напоминанием о прошедших временах. Чтобы больше узнать об истории города и архитектуре, нужно посетить исторические дворцы и городские укрепления. В Доме Орсетти находится музей, полностью посвященный Ярославу. С 1375 года сохранился почти нетронутый макет города.

Причудливый, но восхитительный город в Велькопольском воеводстве часто называют «Жемчужиной польского барокко». Этому способствовали барочные дворцы и сооружения, расположенные в городе. Большая часть архитектуры создана мастерами XVII века Яном Стейром и Помпео Феррари. Сооружения XVIII и XIX веков дополняют построенные раньше. Самым исторически значимым зданием в городе является замок Рыдзына. Интересна и барочная церковь Святого Станислава, в которой похоронен основатель города.

Создается впечатление, что этот город потерялся во времени. Пройдя через множество битв, и оправившись от их последствий, он спокойно стоит, как напоминание о средневековой атмосфере. Самое известное сооружение в городе – готический епископский замок. Еще в XIV веке была возведена церковь Святого Петра. По всему городу разбросаны замечательные сооружения, такие как классическая ратуша, возведенная в XIX веке, церковь Святого Иоанна, иезуитский комплекс XV и XVI веков и католическая святыня Святая Липка, куда с XVII века стекаются паломники.

Польские короли и литовские князья любили останавливаться в городе, чтобы отведать алкогольных напитков. Здесь когда-то размещались 36 пивных таверн, 15 заведений для любителей водки и 10 медовых постоялых дворов. Этот небольшой городок, расположенный у реки Нарев, является одним из старейших поселений. Здесь находится более ста исторических сооружений, в том числе Тикоцинский замок, барочная церковь Святой Троицы. Еврейское кладбище – одно из старейших в стране, а синагога в стиле барокко – одна из лучших в Польше и главная достопримечательность.

Город расположен на берегу реки Вислы, и когда-то был важным центром торговли зерном. А теперь он считается одним из наиболее сохранившихся исторических городов в стране. С XIX века маленький городок привлекает творческих гениев со всего мира. Некоторые даже проводили здесь все лето. На улицах города расположены художественные галереи и галереи скульптур. Здесь можно ознакомиться с такими известными зданиями, как приходская церковь Святого Варфоломея и Иоанна Крестителя, остатки замка Казимеж-Дольны, церковь Святой Анны, а также множеством исторических зернохранилищ.

Считается зимней столицей Польши. В этом небольшом, но очаровательном городке множество ресторанов и магазинов. Величественные, покрытые снегом Татры, приносят славу городу. Сюда едут отдыхать в течение года, но как только выпал первый снег, тысячи любителей лыж стекаются в Закопане.



По материалам: touropia.com

1) На этот раз мы покинет пределы не только России, но и всего постсоветского пространства и отравимся в Польшу, бывшую когда-то страну социалистической ориентации.
В 4 польских городах мы посмотрим на их спальные районы, чтобы увидеть, как они изменились за прошедшие 25 лет, поймём, как вступление в Евросоюз в 2004 году позволило частично изменить внешний облик страны.

2) Скажу откровенно, так выглядит около 70% всего польского многоэтажного жилого фонта, там процесс реновации начался с начала 2000-х гг. отчасти за счёт оказания финансовой помощи ЕС (за 2003-2013 гг. страна получила около 70 млрд. евро экономической помощи), отчасти ща собственный счёт жителей самих домов.

3) Четыре задействованных в этом репортаже польских города находятся на западной (Познань, 250 км восточнее Берлина), центральной(Лодзь и Варшава) и восточной (Тересполь) части страны.

4) Сама съёмка проходила в 2012 году при четырёхкратном визите в эту страну благодаря раскопанному сверхдешёвому маршруту протяжённостью 800 км из Варшавы до Клинцов Брянской области, до падения рубля так можно было проехать за 700 рублей, поэтому я смог, не думая о финансовой составляющей, приезжать в Речь Посполитую несколько раз для более обстоятельного изучения страны с нескольких сторон: исторического центра и окраин польских городов.

5) Сначала покажу вам Познань (550,000 человек на момент 2010 года), куда я попал во время проведения Европейского футбольного первенства 2012 года, которое принимали Польша и Украина.

6) Что меня тогда сразу удивило, так то, что во время Евро 2012 вся страна болела так сильно за национальную сборную, повсеместно тогда во всём городе висели польские национальные флаги и гербы. Надо сказать, что польская сборная аналогично российской также вылетела, только там все поддерживали своих, а наши русские готовы были Аршавина едва ли не из страны выслать за проигрыш.

7) Скажите мне, вы увидите в России вывешенный российский триколор вне административных зданий? нет. В Польше национальная символика была везде, они гордились за свою сборную, которая хоть и проиграла, но это была своя команда.

8) В Польше во многом именно Евросоюз стал инициатором реновации советского жилого фонда, дабы осовременить и улучшить качество жизни в подобных типах жилищ. Вместо серы депрессивных цветов многие дома раскрашены в яркие цвета, да и дворы (далеко не везде) приводят в порядок.

9) Школа

10) Тротуары и проезжая часть зачастую огорожена подобными яркими столбиками.

11) Никита Хрущёв в 1959 году провозгласил во время Холодной войны идею мирного соревнования двух систем, капитализма и социализма. Так почему же сейчас России в условиях санкций и так называемого "Враждебного внешнего окружения" не начать перемены, связанные с повышением собственного качества жизни. В Познани это один обыкновенный спальный район.

12) Ну прямо как мой родной третий микрорайон: такая же зелень, только лучше разделено пространство для автомобилей, пешеходов и зелени, из-за чего намного меньше пыли.

13) Урок нам в том, что местные жители сами зачастую скидывались на ремонт, за коммунальные услуги они куда больше платят, чем в России. Просто для примера, в 2012 году в России стоимость 92-го бензина составляла 25 рублей, в Польше тогда топливо на заправке Лукойл стоило 60 рублей. Сейчас, с учётом падения курса рубля на момент 2015 года, бензин на наши деньги в Польше стоит около 120 рублей.

14) Это пример нереновированного многоэтажного жилого дома.

15) Уют. В России пока достаточно вяло,но начался процесс капитального ремонта. "Лёд тронулся", как сказал Остап Бендер.

16)

17)

18)

19) Теперь перенесёмся на самый восток страны, в приграничный с белорусским Брестом город Тересполь. Именно между Брестом и Тересполем встречается СНГ и ЕС, по приграничному мосту дизельная электричка переносит тебя через границы двух миров, без визы туда попасть весьма затруднительно.

20) Население Тересполя- всего 6000 человек. Тут -то я сидел, ел пиццу с грибами за 8 рублей и думал, что зарплаты в Тересполе на момент 2012 года ниже был, чем в Клинцах, да и в целом, чем в любом крупном областном российском городе. Местные получали в районе 12000 рублей до падения курса нашей национальной валюты. Но, посмотрите, это маленький райончик с многоэтажками, всё остальное там- частный сектор.

21) Теперь давайте посмотрим на столицу страны- Варшаву (1,8 млн. чел.). Примечательно, что во время социалистической Польши строили дома по некоторым экспериментальным проектам.

22) Наглядный пример домов до и после капитального ремонта

23) Типичная Польша

24)

25)

26)

27) В заключение, посмотрим на город Лодзь (725,000 человек на момент 2012 года), любимый город американского режиссёра Дэвида Линча, снявшего там последний полнометражный фильм на данный момент "Внутренняя империя" (INLAND EMPIRE).

28)

29) Лодзь считается одним из самых депрессивных городов Польши, ночью при езде на электричке он и вовсе на Брянск похож, но и здесь многие многоэтажки в спальных районах приведены в порядок.

30) Креативничают

31) Гражданам России нужно поехать в подмосковный город Дмитров и Раменское, чтобы взять на заметку, как можно изменить собственную среду обитания.
В Беларуси при строительстве Национальной Библиотеки у людей снимали средства с телефонных счетов. В Германии при объединении ФРГ и ГДР люди западных земель платили налог солидарности, дабы сгладить экономические различия "осси-весси". В России пора всё трудоспособное население заставить платить деньги, пенсионеров не трогать, тогда мы также начнём менять собственную среду обитания. В Швеции король заставил подданных красить собственные дома в основном в красный цвет, краску для этого брали из специального месторождения. До этого там были такие же не выделяющиеся постройки на общем фоне.
*тёплая и холодная вода - 131,76 zł
*отопление (в новом доме) - 160-190 zł
*вывоз мусора - от 10 до 45 zł
*место для автомобиля - от 47,98 zł в месяц.
Дальше - то, что по счётчику.
*Электричество - от 120 zł (без электроплиты) до 220 zł (с нею, родной).
*газ (из расчёта 3,15 zł за 1 м3 с налогами ПЛЮС 12,48 zł услуги сети и АБОНЕМЕНТ). Итого за месяц порядка 45-50 zł. Это - если новый дом, и теплая вода там уже есть.
Но - может быть, что воду надо греть самому. Тогда 2,63 zł за 1 м3 + 24,54 zł за абонемент. В месяц нагорит на 150-200 zł.
Если же в доме газовое отопление, то 2,55 zł за 1 м3 + 63 zł за абонемент.
Ну, и мелочь. Интернет = 49zł и государственный сбор за общественное ТВ = 21,50 zł в месяц.

34) Пришло время и нам браться за благоустройство наших городов. Вот вам пример, где есть польские провинциальные районы с более низким уровнем жизни, чем в России, но и там любят своё место жизни.



Поделиться