Корни с чередованием о-а можно разделить на три группы: 1) корни , в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни , в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы; 3) корни , в которых выбор о или а зависит от значения слова.
1. К первой группе (следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении) относятся корни гар-/гор-, клон-/клан-, твор-/твар-, зар-/зор-, плав-/плов-.
Корни | Правило | Исключение |
гор-/гар- | Без ударения пишется буква о (под ударением - а ): гореть, загорелый, горящий, несгораемый, погорелец; загар, угар | Изгарь, пригарь, выгарки |
клон-/клан- | Без ударения пишется буква о наклонение, склониться, склонение; поклон, кланяться | |
твар-/твор- | Без ударения пишется буква о (под ударением та гласная, которая слышится): сотворить, творец, творение, претворять; творчество, тварь | Утварь |
зар-/зор- | В безударном положении пишется а (под ударением - та гласная, которая слышится): заря, зарница, озарять; зарево, зорька | Зоревать |
ппав-/плов | Вбезударном положении пишется о: плавучий, поплавок, плавник | Пловец, пловчиха, плывун (спец.) |
2. Ко второй группе (выбор о или а зависит от согласной буквы, перед которой находится корневая гласная) относятся корни лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-(ращ-) /рос, кас- /кос(н)-.
Корни | Правило | |
-лаг-/-лож- | Перед г пишется а , перед ж - о : излагать, предлагать, слагаемое, прилагательное; изложить, предложить, изложение, положить | Полог |
скак-/скоч- | Перед к пишется а , перед ч- о : прискакать, обскакать, на скаку; заскочить, выскочка, подскочить | Скачок, скачу |
-раст-(ращ-) 1 -рос- | Перед cm
ищ
пишется а
, перед с - о
: вырасти, выращенный, возраст, растение; выросла, водоросли,
поросль, выросший | Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль (а также производные от данных слов): росточек, ростовщица, отраслевой и др. |
кас-/кос(н)- | Пишется о , если дальше следует согласная к, в остальных случаях - а : касаться, касательная, прикасаться; коснуться, прикосновение |
3. К третьей группе относятся корни -мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, т.е., в которых выбор о или а зависит от значения слова.
Корни | Значения корней | Исключения |
-мак-, -мок- | Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость»: обмакнуть кисточку в краску. Слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным»: непромокаемая ткань, вымокнуть под дождём. | |
равн-, -ровн- | Корень -равн- имеет значения «одинаковый, равный, такой же, наравне»: уравнять величины, равные условия, поравняться с идущими впереди. Корень -роен- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: выровнять дорогу, подровнять газон, разровнять землю | Равнина, поровну, ровесник, уровень |
4. При подборе однокоренных слов с чередованиями следует отличать от них слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков: гореть - загар, но: гора, горный; наложить - налагать, но: лож ка, лагерь; косить - касательная, но: костёр, каскад и пр.
Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.
Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.
Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.
Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:
- Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
- Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
- Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после (искать – подыскать – поискать).
- Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.
Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:
- последующие согласные;
- наличие суффикса -а- ;
- ударность/безударность;
- оттенки значения.
Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных
К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).
Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.
В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.
Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-
Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
- гласной и
изберет – избирает
раздерешь – обдирать
выжег – разжигаю
презреть – надзирать
замерший – отмирание
подпереть – препираться
подстели – застилает
обтереть – растирать
вычтет – вычитание
блестит – блистающий;
- гласной а
Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);
- сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком
сжать – нажми – прижимать
поднять – нанимать
клятва – заклинатель
начало – начни – зачинатель
помятый – мнут – разминать
Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.
Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения
Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.
Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении.
Гор-//-гар- (загоре́лый)
Клон-//-клан- (склони́ться)
Коп-//-кап- (вы́копать)
Молч-//-малч- (промолча́ть)
Морг-//-марг- (проморга́ть)
Позд-//-пазд- (опозда́ние)
Порх-//-парх- (вы́порхнуть)
Стой-//-стай- (состоя́ться)
Твор-//-твар- (творе́ние)
Толк-//-талк- (столкну́ть)
Тороп-//-торап- (заторопи́ться).
Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:
Зар-//-зор- (заря́).
Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов.
Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла
Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.
Варианты корня | Значение | Примеры |
-мак- | Погружение в жидкость. Способность пропускать жидкость, пропитываться ею. | обмакнуть печенье в чай промокать под ливнем |
-плав- | Способность держаться на плаву. Направленное движение в потоке или с потоком. Совмещение обеих предыдущих функций. | плавучий остров подплывать к берегу состязания пловцов |
-скак- | Многократность или длительность действия. Однократность. | поскакать на лошади вскочить с муравейника Искл.: скачок |
-равн- | Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости). Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий). | квадратное уравнение разровнять песок |
Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.
Полезное видео
Подведем итоги
Знание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-; о – нет суффикса -а- | касающийся соприкосновение | |
лаг/лож | предположение возлагать | полог | |
тер/тир в значении «трёт» мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил | и – присутствует -а-; е – отсутствует -а- | Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять | сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.
В корнях с чередующимися гласными зар-
и зор-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например:
зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения:
зоревАть.
В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)-
пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например:
касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.
В корнях с чередующимися гласными клан- и клон-
, под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например:
клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.
В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож-
, перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например:
прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения:
полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).
В корнях с чередующимися гласными мак- и мок-
пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например:
Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.
В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв-
пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например:
Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.
В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн-
пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например:
Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.
В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос-
пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например:
раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения:
отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).
В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч-
, перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например:
подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения:
скачок, скачу.
В корнях с чередующимися гласными твар- и твор-
, под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например:
твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения:
утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).
В корнях бер- и бир-
Например:
собирАть, беру, собирАется.
В корнях дер- и дир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
задирАть, деру, задирАется, задирА.
В корнях мер- и мир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
замирАть, замереть, умирАть.
В корнях пер- и пир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
запирАть, запереть, запирАется.
В корнях тер- и тир-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стирАть, стереть, затирАет.
В корнях блест- и блист-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..
В корнях жег- и жиг-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.
В корнях стел- и стил-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
стелется, застилАть, простилАется, расстелить.
В корнях чет- и чит-
, перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например:
четное, читАтель.
Исключения:
сочетАть, сочетАние.
В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например:
Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.
В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.
Корни с чередованием. Что это?
При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.
Чередование в корне «е» и «и». Правило
В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.
«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).
Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует.
Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры
Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.
- Основные морфемы «бер» / «бир».
Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.
- Основные морфемы «мер» / «мир».
Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.
- Основные морфемы «тер» / «тир».
Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.
- Основные морфемы «дер» / «дир».
Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.
- Основные морфемы «пер» / «пир».
Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.
- Основные морфемы «чет» / «чит».
- Основные морфемы «жег» / «жиг».
Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.
- Основные морфемы «стел» / «стил».
Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.
- Основные морфемы «блест» / «блист».
Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.
- Основные морфемы «леп» / «лип».
Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.
Примечания
Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.
После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр.
Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.
Прибирать - приберу - прибрать и пр.
Раздирать - раздерет - разодрать и пр.
Выжигать - выжег - выжгу и пр.
Умирать - умереть - умрет и пр.
Подпирать - подпереть - подопри и пр.
Перестилать - перестелить - перестлать и пр.
Протирать - протереть - протрешь и пр.
Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.
Употребление в речи
Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.
- К ним домой приходить прибираться прислуга.
- Ребенок сам застелил утром кровать.
- Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
- После еды необходимо протирать крошки со стола.
- Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.
Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.
Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.