Как правильно поставить запятые в предложении правила. Правила постановки запятых в сложном предложении

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Проблема правописания актуальна в наше время. На письме без знания правописания обойтись невозможно. Знаки же препинания, порой, играют решающую роль. Они могут полностью изменить смысл написанного, порой, даже в противоположную сторону.

Инструкция

  • В русском языке существует огромное количество правил. Не зря он признан одним из наиболее сложных языков в мире.
  • Прежде всего, стоит отметить, что сложными называются предложения, состоящие из нескольких частей, которые интонационно и по смыслу образуют единое целое. Рассмотрим основные правила постановки запятых в таких предложениях.
  • Самым главным правилом для всех типов сложных предложений является то, что все простые предложения в составе сложного разделяются. Для того, чтобы правильно расставить запятые в таком предложении, нужно верно выделить все грамматические основы.Например: "Взошла луна, и ее мягкий свет озарил лес".В данном предложении мы имеем две грамматические основы «взошла луна» и «свет озарил», поэтому между ними была поставлена запятая.
  • Кроме этого, запятая всегда ставится перед подчинительными союзами и союзными словами, такими как: что, который, какой, когда, где, откуда и другие.Например: "Он вернется, когда пройдет лето".В данном случае, увидев слово «когда», можно смело ставить запятую. Но, даже если забыть про него, выделив две грамматические основы «он вернется» и «пройдет лето», запятую все равно ставить придется.
  • Запятую нужно ставить, если вы увидите в сложном предложении союзы: и, а, но, однако, же, зато, или, либо, ни...ни, то...то, тоже, также. Но в этом случае существуют некоторые трудности, так как данные союзы могут употребляться и в простых предложениях и запятой не отделяются.Например: "Взошла луна и своим мягким светом озарила лес".Данное предложение является простым, союз «и» здесь запятой не обособляется.
  • Стоит помнить, что в предложении всегда обособляются причастный и деепричастный обороты.Например: "На камине стоит фарфор, но они, не обращая на него внимания, продолжали пить чай".В этом предложении четко выделен запятыми деепричастный оборот «не обращая на него внимание»."Кошка, лежавшая на диване, долго смотрела вдаль, не замечая Лизу, которая вытирала пыль".Это предложение, пожалуй, является смесью нескольких правил. Здесь есть причастный оборот «лежавшая на диване», деепричастный оборот «не замечая Лизу», а также слово «которая», и все они отделяются запятыми.
  • В современном обществе, к сожалению, очень много людей, которые не только пишут с ошибками, но и безграмотно разговаривают. Нужно понять, что грамотным быть не только важно, но и нужно. Ведь в целом человека составляет не только его внешний вид, но и его речь.

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1~7).

1. Это простое предложение с однородными чле-нами:

1) Мальчик Нильс был превращён в маленького человечка.

2) Вместе с гусиной стаей он отправился в далёкое путешествие.

3) В одном старинном замке Нильсу пришлось спасать его обитателей при помощи волшебной па-лочки.

4) Видел Нильс подводный город и много других чудес.

2. Однородных сказуемых нет в предложении

1) Он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и побежал дальше.

2) Вокруг них валялись батоны хлеба, бутылки с молоком, консервные банки.

3) Валерка и Севка сидели на подоконнике и за-катывались от смеха.

4) Толстый дядька торопился на автобусную оста-новку и с размаху влетел на лёд.

3. Не нужно ставит запятую в схеме.

1) [- И ].

2) [- = О и О и О].

3) [- = О но О].

4. Есть ошибка в постановке запятой в схеме.

1) О, и О, и О

4) О, О, и О

5. Нужно поставить одну запятую в предложе-нии.

1) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.

2) Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.

3) Он осмотрелся и увидел много деревьев птиц и цветов.

4) Он набрал под деревьями толстых сучьев и ве-ток и связал их.

6. Нужно поставить две запятые в предложе-нии.

1) Севка кинул пальто на стул шапку на тумбочку и отбил звонкую чечётку.

2) Он разворачивал конфету под партой отправлял её в рот а бумажку скатывал и щелчком посылал в класс.

3) Севка ещё долго бил себя в грудь но потом сделал обиженное лицо и принялся вздыхать.

4) Севке нравились львы тигры пантеры а не мелкие безобидные зверушки.

7. Найди «лишнее» предложение.

1) Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.

2) Тишина состояла из лёгкого шелеста травы, и звона капель, и тихого пения ручейка.

3) Сидит птичка на дереве, ротик раскрыла, кры-лышками трепещет.

4) Я узнал и фигурку её горбиком, и повадку, и оригинальную песенку-трель.

8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:

1) однородные члены соединены повторяющимися союзами;

2) при однородных членах нет повторяющихся союзов.

а) Она и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё от-вечает.

б) Лиса схватила его в когти и понесла за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы.

в) Фиолетовые и белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах, парках и скверах.

г) Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку вари-ла.

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

Между однородными членами ставится запятая. Но есть одно исключение из этого пра-вила - соединительный союз "и ". Восстанови последовательность действий для по-становки запятой между однородными членами.

а) Выделить союз и.

б) Определить, есть союзы и, а, но между ними или нет.

в) Союз и повторяющийся, запятая ставится.

г) Найти однородные члены в предложении.

д) Нет союзов или есть союзы а, но, запятая ста-вится.

е) Союз и одиночный (не повторяется), запятая не ставится.

10. Расставь, где нужно, запятые.

По дорогам, по просёлкам, по тропиночкам лесным
Стелет листья подорожник и несёт привет весны.

А потом в начале лета на верхушке стебелька
Появляется соцветье в виде стрелки-колоска.

Зреет колос, высыпает сотни маленьких семян.

И разносятся по свету прорастают там и тут.
По дорогам всей планеты подорожники цветут.

Знал об их целебной силе много сотен лет назад
Основатель медицины знаменитый Гиппократ.

И поныне в разных странах к подорожнику любовь:
Он залечивает раны, останавливает кровь.

Лечит он гастрит и язву, и подагру, и бронхит.
От недугов самых разных подорожник исцелит!

Выпиши однородные члены, которые соединены

1) без помощи союзов:

по дорогам, по проселкам, по тропиночкам.

зреет, высыпает, залечивает, останавливает.

2) с помощью одиночного союза и:

стелет и несет, там и тут.

3) с помощью повторяющегося союза и:

и к колесам, и к ногам; и язву, и подагру, и бронхит.

Выпиши предложение, которое соответствует схеме [и О = -> и Q].

И к колёсам прилипают семена те и к ногам.

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и .
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

2. Чистописание

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)

Как назвать одним словом? (Союзы)

Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.

Составьте свой узор из этих букв.

3. Интерактивная разминка

А сейчас проведем интерактивную разминку.

Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)

Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)

4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

Подчеркните грамматическую основу.

Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).

б) Прочитайте предложения на доске:

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

Что можете сказать об этих предложениях?

Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)

Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?

Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема:, и

Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).

Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

5. Изучение нового материала

а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.

– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)

А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.

б) Проверка работы в группах:

  1. Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
  2. Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
  3. Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
  4. Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)

в) Проверка алгоритма по учебнику.

Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.

Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)

Для чего мы составили алгоритм?

Перейдем к выполнению упражнений.

6. Закрепление правила постановки знаков препинания

а) Первичное закрепление правила.

Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.

Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?

б) Выполнение упр. 2 стр. 136.

Прочитайте задание про себя.

Что мы должны сделать?

Выпишите сложное предложение.

Кто не сделал ошибок?

Почему вы легко справились с заданием?

Прочитайте остальные предложения.

Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)

Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.

в) Работа в парах – упр.3 стр. 136

Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.

Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?

Запишите эти предложения правильно.

Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?

7. Работа в печатных тетрадях

Откройте стр.42, упр.2.

Прочитаем задание.

Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?

Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)

Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.

8. Домашнее задание

Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.

9. Рефлексия. Итог урока

Какую учебную задачу ставили на урок?

Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

Где будут использоваться новые знания?

Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?

Закончите предложение:

Сегодня я узнал (а)…

Я смогу…

Я попробую…

Мне было трудно…

Известно, что знак, выполняющий функцию запятой, был изобретен еще в третьем веке до нашей эры философом Древней Греции Аристофаном Византийским. Уже в те далекие времена человечество ощущало потребность уточнения письменной речи. Аристофан Византийский изобрел систему знаков, которая была не очень похожа на нынешние знаки препинания. В системе имелись специальные точки, которые расставляли в зависимости от произношения фразы при чтении, в верхней, средней или нижней части строки. Точка в середине строки и выполняла функцию запятой и называлась «комма».

Знак, которым сейчас мы обозначаем запятую, произошел от знака дроби, его еще называют "прямой слэш". Этот знак использовали с 13 по 17 века нашей эры для обозначения паузы. А вот современная запятая является мини-копией прямого слэша.

Как же понять, ставится ли запятая в данном конкретном предложении? В русском языке, как и во многих других языках, запятая – это знак препинания. На письме ее используют для выделения и обособления:

  • обстоятельств;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • определений;
  • обращений;
  • междометий;
  • уточнений, вводных слов.

Кроме того, запятую используют и для разделения:

  • между прямой и косвенной речью;
  • между частями сложного, сложноподчиненного и сложносочиненного предложения;
  • однородных членов предложения.

Запятая - очень интересный знак препинания.Это доказывают многочисленные смешные и не очень ситуации, происходившие на самом деле. Чтобы таких ситуаций не произошло с вами, потрудитесь выучить некоторые правила расстановки запятых в предложениях.

Запятые ставятся либо в паре, либо поодиночке. Одиночные запятые делят целое предложение на части, разделяют эти части, отмечая их границы. К примеру, в сложном предложении нужно разделить две простые части, или в простом предложении – однородные члены предложения, используемые при перечислении. Парные или двойные запятые выделяют самостоятельную его часть, отмечая границы с обеих сторон. Обычно с обеих сторон выделяют вводные слова, деепричастные и причастные обороты, обращения, если они стоят в середине предложения и если соблюдаются все необходимые для этого условия. Понять, где ставятся запятые, достаточно сложно. Но упростить это можно, запомнив несколько простых правил.

Первое правило

Главное - понять смысл предложения. Ведь знаки препинания в предложениях ставят именно для передачи правильного смысла. Когда запятая ставится в предложении не на том месте, то смысл искажается. Например: "Вечером я развлекал брата, который болел чтением вслух"; "Маша, с которой я вчера поссорилась с веселым лицом, бежала ко мне навстречу".

Второе правило

Важно запомнить, перед какими союзами ставится запятая. К таким союзам относятся: так как, потому что, где, что, когда, который и много других. Например: "Я заеду, когда освобожусь"; "Он сказал, что задержится".

Третье правило

Для выделения самостоятельной части предложения нужно прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть является самостоятельной. Обязательно запятыми выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: "Недавно я узнал, что мой сосед, возвращаясь из Лондона, заболел". Уберите из предложения деепричастный оборот «возвращаясь из Лондона», его смысл останется практически неизменным. То есть, смысл предложения сохранился - «Недавно я узнал, что мой сосед заболел».

Но не всегда с деепричастными оборотами так бывает, бывают предложения, в которых деепричастие примыкает к сказуемому, а по значению становится очень похоже на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия выделяют запятыми. Например, фраза Грибоедова: «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь». Если из предложения убрать деепричастие, то оно станет непонятным, поэтому запятую ставить не нужно.

По поводу вводных слов, они всегда выделяются запятыми с двух сторон. Их очень много: конечно, к счастью, во-первых, кстати, представьте себе, между прочим и т. д. В предложении найти их несложно, стоит только попробовать убрать их из предложения.

Четвертое правило

Всегда в предложениях выделяется запятыми обращение. Когда оно находится в середине или в конце предложения, его не очень просто определить. Например: "Увы, Маргарита, но ты не права. Потому что и я там был. И все видел. И тебя, Лида, я видел среди тех людей, что пели в хоре".

Пятое правило

В каких случаях ставится запятая в сравнительных оборотах? Практически во всех! Сравнительный оборот очень легко найти в предложении по союзам: точно, как, будто, что, как, нежели, чем и так далее. Но есть исключения. Сравнительные обороты не выделяются в том случае, если они являются устойчивыми оборотами речи или фразеологизмами. Например: льет как из ведра, режет как по маслу.

Шестое правило

Между однородными членами ставится запятая, но не всегда. Запятая необходима при союзах а, да, но, зато, однако.

Также запятая нужна между однородными членами, которые соединены повторяющимися союзами (и … и, или … или, не то … не то, либо … либо).

Запятую ставить не нужно между однородными членами, которые соединены одиночными союзами да, и, либо, или.

Также определить, где ставятся запятые, помогут повторяющиеся союзы перед однородными членами предложения. Сложность создают лишь однородные и неоднородные определения. Между однородными определениями необходимо ставить запятую. Например: "интересный, захватывающий фильм". При неоднородных определениях запятая не нужна. Например: "захватывающий голливудский боевик". Слово "захватывающий" является выражением впечатления, а "голливудский", в свою очередь, означает принадлежность фильма к месту создания.

Седьмое правило

Перед сочинительными союзами в сложных предложениях необходимо ставить запятую. Это такие союзы: и, да, или, либо, да и. Главное - правильно определить, где заканчивается одно и начинается другое предложение. Для этого нужно найти подлежащие и сказуемое в каждом предложении или разделить сложное предложение по смыслу.

Восьмое правило

Запятая всегда ставится перед противопоставительными союзами: но, да, а.

Девятое правило

Когда ставится запятая в предложениях с причастным оборотом? Понять это правило несколько сложнее, чем с деепричастным оборотом. Важно запомнить, что причастия выделяются запятыми только когда стоят после определяемого слова. Определяемое правило – это слово, от которого задается вопрос к причастному обороту. Например: "друг (какой?), обрадовавшийся моему приходу". Стоит уяснить разницу: "груша, выросшая в саду" – "выросшая в саду груша".

Десятое правило

Утвердительные, вопросительные, отрицательные слова и междометия выделяются запятыми. После междометия всегда ставится запятая. Например: "Жизнь, увы, не вечный дар". Но следует отличать междометие от частиц ох, ах, ну, которые употребляют для усиления оттенка, и частицы о, которую употребляют при обращении. Например: "Ах ты какая!"; "О поле, поле!".

К запятым необходимо относиться очень внимательно, ведь слово с орфографической ошибкой можно принять за описку, а пропуск запятой, как утверждают лингвисты, может сильно исказить смысл написанного текста.



Поделиться