и литературы Рогоза Т.А.
2015 год.
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
Цели :
познакомить с дефисным написанием наречий;
формировать навык написания дефиса в наречиях;
повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.
Ход урока
1. Словарная диктовка.
Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.
2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.
(По вариантам)
1 вариант.
Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.
2 вариант.
Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.
3. Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)
Пиши слитно
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний
Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,
Древняя Русь – древнерусский.
Внимание!
Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.
Пиши через дефис
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:
Русский и английский – русско-английский ,
Лимонный и желтый – лимонно-желтый .
Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:
Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.
Существительные с пол- :
пол-лимона
пол- Москвы
пол-апельсина
Новый материал.
Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.
«Дефис в наречиях».
По-русски
по-заячьи
по-прежнему
по-моему
по-старому
В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-
и суффиксом -и-, -ому- (-ему)
Во-первых
в-третьих
В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)
Куда-то
где-либо
откуда-нибудь
кое-как
В наречиях после приставки кое-;
перед суффиксами -то, -либо, -нибудь
Еле-еле
мало-помалу
крепко-накрепко
В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.
(Правая часть таблицы закрыта сначала.)
А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).
Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.
Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.
Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:
Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;
приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;
приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;
суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.
Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.
V . Работа с учебником.
И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.
5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.
Революция поднимала,
обнимала по-пролетарски,
и без слов она понимала
по-латышски и по-мадьярски,
по-французски и по-немецки,
и по-чешски и по-словацки,
чтоб со всеми жить по-соседски.
6.Физкультминутка .
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)
Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)
3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.
7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?
2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?
3) Назовите условия дефисного написания наречий.
Домашнее задание : п.42, упражнение 253.
Урок содержит материал в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.
Цели :
· познакомить с дефисным написанием наречий;
· формировать навык написания дефиса в наречиях;
· повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
· уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.
Тема «Дефис между частями слова в наречиях»
И литературы Рогоза Т.А.
2015 год.
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
Цели :
- познакомить с дефисным написанием наречий;
- формировать навык написания дефиса в наречиях;
- повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
- уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.
Ход урока
1. Словарная диктовка.
Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.
2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.
(По вариантам)
1 вариант.
Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.
2 вариант.
Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.
3. Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)
Пиши слитно |
|
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний | Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, Древняя Русь – древнерусский. |
Внимание! Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву. |
|
Пиши через дефис |
|
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний: | Русский и английский – русско-английский , Лимонный и желтый – лимонно-желтый . |
Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-: | Кое-кто, что-либо, какой-нибудь. |
Существительные с пол- : | пол-лимона пол- Москвы пол-апельсина |
Новый материал.
Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.
«Дефис в наречиях».
По-русски по-заячьи по-прежнему по-моему по-старому | В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому- (-ему) |
Во-первых в-третьих | В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их) |
Куда-то где-либо откуда-нибудь кое-как | В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь |
Еле-еле мало-помалу крепко-накрепко | В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов. |
(Правая часть таблицы закрыта сначала.)
А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).
Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.
Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.
Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:
- Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;
- приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;
- приставку во- (в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;
- суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.
- Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.
V . Работа с учебником.
И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.
5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.
Революция поднимала,
обнимала по-пролетарски,
и без слов она понимала
по-латышски и по-мадьярски,
по-французски и по-немецки,
и по-чешски и по-словацки,
чтоб со всеми жить по-соседски.
6.Физкультминутка .
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)
3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.
7. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?
2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?
3) Назовите условия дефисного написания наречий.
Домашнее задание : п.42, упражнение 253.
Подготовила урок
учительница русского языка и
литературы
МБОУ «Вишенская СШ»
Калимбет Анна Викторовна
2017 г.
7 класс Русский язык
Тема урока: Правописание наречий. Дефис в наречиях
Тип урока: урок закрепления знаний
Дидактическая задача урока: формирование навыка правильного правописания наречий
Цели:
Обучающие:
Повторить условия дефисного написания наречий;
Учить детей находить наречия в тексте;
Формировать навык правильного написания наречий;
Повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений.
Развивающие:
Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность, воображения;
Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.
Воспитывающие:
Повышать интерес к изучению русского языка.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
ΙΙ. Проверка домашнего задания
ΙΙΙ. Работа по теме
Задание на повторение предыдущей темы
- Какую тему вы изучаете?
Что вы уже знаете о правописании наречий?
Найдите наречия:
Правильный ответ:
Найдите наречия:
День прошел (в)пустую.
Правильный ответ:
Правильный ответ:
Правильный ответ:
Правильный ответ:
Молодцы!
ΙV Сообщение темы и целей урока
Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.
Наблюдение:
Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;
По-новому, по-моему, по-прежнему;
По-волчьи, по-немецки, по-дружески;
Во-первых, во-вторых, в-шестых;
Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.
Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока, цели нашего урока.
Тема: “Дефис в наречиях”
Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.
Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.
Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?
-То, -либо, -нибудь. Кое-.
Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис
Запись в тетрадь: Через дефис:
1) кое-…
2) …-то
3)…-либо
4)… -нибудь
5) повторение однокоренных слов или синонимов.
Примеры.
Еще есть суффиксы: ОМУ, ЕМУ, И, и приставка ПО. Если они есть, то наречие будет писаться через дефис.
То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.
Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.
Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. (чтение правила).
Схема:
1) КОЕ- …;
2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;
3) сложение слов или основ;
4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;
5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ
Распределительный диктант.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.
(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка.)
Изжелта(синий), юго(запад), к кому(то) диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона), кое(кто), северо(восточный), луно(ход), железно(дорожный), что(нибудь), темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.
IV . Закрепление знаний и умений
Упражнение 118
2. Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл.+ наречие. (слайд 5)
Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)
Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)
Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)
Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)
Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)
3. Словарный диктант с комментированием
Запишите наречия в четыре колонки: 1 – с префиксом по- и суффиксами – ому(-ему), -и, а также префиксом во - и суффиксами – ых(-их);
2 – местоименные с суффиксами и префиксами, пишущимися через дефис;
3 – образованные путём повторения одинаковых или близких по значению слов; 4 – с раздельным или слитным написанием. Объясните правописание слов.
По-ребячьи, видимо-невидимо, втрое, в одиночку, кое-где, в-третьих, подобру-поздорову, покрепче, по-деловому, как-нибудь, точь-в-точь, в точку, в-последних, по-человечески, волей-неволей, понемногу, бок о бок, куда-либо, никогда, вот-вот, в убыток, в обнимку.
4. Запишите в две колонки наречия: 1 – со слитным написанием; 2 – с раздельным написанием. Объясните правописание. Составьте несколько предложений с данными наречиями. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Настрого, затемно, вдевятером, без оглядки, до упаду, дочерна, смолоду, под стать, под шумок, снаружи, замужем, запанибрата, в оба(глядеть), за границу, наизусть, наверху, не с руки, на цыпочки, по совести, впотьмах, на часах (стоять), из-под мышки, наизнанку, невзначай, вприкуску.
5. Творческий диктант
Составьте с данными словами предложения, так чтобы они употреблялись как наречия, пишущиеся слитно, и как сочетания предлога и существительного.
(На)лицо, (по)началу, (в)правду, (на)встречу, (на)много, (с)плеча, (в)конец.
Всё общество было налицо, в полном составе.
6. Проверочная работа
Тестирование
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди
А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.
А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.
А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.
А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.
V . Рефлексия
Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:
Что узнали нового за урок? Чему научились?
Когда наречия пишутся через дефис?
Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно….
Теперь я умею…
VI . Домашнее задание.
Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.
VII . Итог урока
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки
Найдите наречия:
(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре
Правильный ответ:
В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.
Найдите наречия:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Правильный ответ:
День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.
Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.
Объясните написание наречия: Мужестве…о
Правильный ответ:
Мужественно от прил. “мужественный”.
Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво
Правильный ответ:
Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).
Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.
Объясните написание наречия: (не)плохо.
Правильный ответ:
Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.
Тестирование
1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?
А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди
2. Раздельно пишется наречие:
А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.
3. Через дефис пишется наречие:
А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.
4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:
А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.
5. В каком примере дефис не ставится:
А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.
6. В какой строке все слова пишутся через дефис?
А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).
Является, пожалуй, одной из самых неопределенных, трудных и противоречивых тем в курсе орфографии. Не всегда удается понять, как нужно употребить то или иное слово. Как пишутся наречия, с дефисом, слитно или раздельно, разберем далее в нашей статье.
Общая информация
Довольно загадочной частью речи многие лингвисты считают именно наречие. Оно имеет старые корни и восходит к слову «речь». Раньше наречие обозначало «говорить» или «глаголить». Таким образом, мы можем предполагать, что само название этой части речи восходит к глаголу. Собственно, наречие зачастую именно от него и зависит.
По грамматическому значению оно определяется как признак действия (говорить мало ) или признак признака (довольно неплохо ). Вопросы, на которые отвечает наречие, очень многочисленны. Отсюда и большое количество разрядов, в которых часто встречается написание наречий через дефис.
- Куда? Далеко, туда, вправо, вперед.
- Где? Там, здесь, внизу, вдалеке.
- Когда? Завтра, потом, после, когда-либо.
- Как? По-китайски, во-вторых, быстро, отлично.
- Почему? Сгоряча, с расстройства.
Этот список долго можно не заканчивать. Все вопросы, на которые отвечает наречие, являются обстоятельственными. Соответственно, такую синтаксическую роль оно и играет в предложении.
Слитно
Ответить на вопрос о правописании наречий нелегко. Как пишутся наречия: с дефисом, а, может быть, слитно или раздельно?
Слитно, как правило, пишутся наречия, образованные с помощью:
- предлогов В и НА с именами числительными: впятером, надвое, (искл. — по двое) .
- Образования от кратких и полных прилагательных и предлога: докрасна, втемную .
- Сочетания наречий и приставок: доверху, навсегда .
- Слов-существительных, которые вышли из современного употребления: насмарку, впросак .
Нами приведены в пример только самые распространенные случаи слитного написания. Каждое из них может вызывать вопросы. В таком случае необходимо обратиться к словарю для уточнения информации о том, как следует правильно писать наречия: слитно, раздельно, через дефис.
Раздельно
Очень схожие по значению и внешнему виду наречия могут писаться по-разному. Например, "поодиночке" следует писать слитно. Это слияние им. сущ. и предлога. Однако возьмем в пример слово с тем же значением — "в одиночку". В таком случае нужно писать раздельно. Конечно, это вызывает вопрос о причине. Все просто: "в одиночку" является исключением. Поэтому нам, прежде чем мы употребим его в письменной речи, следует заглянуть в орфографический словарик.
Также раздельно пишут наречия, когда:
- Между наречием и предлогом можно вставить какое-либо слово: на ходу (быстром), на лету (высоком) .
- Входящее в состав им. сущ. употребляется в переносном значении: идти след в след, в пух и пра х.
- Образованные с помощью суффиксов ЯХ, АХ: на пальцах, на часах . Здесь встречаем такие исключения, как "впопыхах" и "впотьмах" .
- Если в состав наречия входят предлоги БЕЗ (без оглядки ), С (с виду ).
Раздельное написание очень схоже с тем, как пишутся наречия с дефисом. В этом случае необходимо руководствоваться правилами, приведенными выше.
Дефис
Для начала разберемся, что это за знак. Часто его путают с тире. Чем же они различаются? Начнем с того, что дефис употребляется только в различных частей речи: сине-зеленый, диван-кровать, еле-еле .
Тире имеет другое предназначение — это Его пишут в предложениях, а не в словах. Например: Москва — столица нашей любимой Родины .
Правописание дефиса в наречиях регулируется определенными правилами:
- Обязательное наличие приставки ПО и суффиксов ОМУ, ЕМУ: по-простому, по-нашему, по-видимому .
- Та же приставка ПО и суффиксы СКИ, ЦКИ, И: по-испански, по-немецки, по-волчьи .
- Порядковые им. числ. и сочетание с ними приставки В: во-первых, в-десятых .
- Если слово состоит из двух корней, то пишутся также наречия с дефисом. Примеры: точь-в-точь, сегодня-завтра .
Обратите внимание на слово "бок о бок". Это необычное наречие пишется в три слова, поскольку состоит из сущ. с предлогом.
Особую группу составляют местоименные наречия. Они также имеют дефисное написание с суффиксами - ТО (где-то ), НИБУДЬ (как-нибудь ), ЛИБО (откуда-либо ), а также с приставкой КОЕ (кое-как ).
Заключение
Таким образом, нам удалось разобраться в такой трудной теме, как правописание наречий. К сожалению, русский язык настолько сложен и непредсказуем, что не всегда можно разработать четкие правила, которые регулировали бы все орфографические аспекты. Мы смогли выяснить не только как пишутся наречия с дефисом, но и их раздельное и слитное употребление в русском языке.
Если у вас в процессе работы будут возникать вопросы, вы можете обратиться к нашей статье и к орфографическому словарю для уточнения исключений, которых, как мы убедились, немало.
Приведем примеры наречий:
1). С раздельным написанием: в шутку, на смех, в одиночку, без устали, до полуночи, на двоих.
2). Со слитным написание: сгоряча, сослепу, впятеро, вдвое, вблизи, назло, нарочно, спозаранку.
3). Написанием через дефис: по-научному, по-весеннему, по-разному, куда-то, кое-где, чуть-чуть, еле-еле.
Наречие - самая молодая часть речи, поэтому в нем отчетливо наблюдаются следы предшественников (например, существительных с предлогами), а также поэтому с ним связаны самые запутанные орфографические правила.
Большинство наречий пишется слитно. Примеры: подолгу, напропалую, невтерпеж, изредка.
Группа наречий пишется через дефис. Примеры: по-итальянски, во-первых, как-то, когда-нибудь, едва-едва.
Раздельно пишутся в открытую, под мышками, на ходу.
Наречия, которые пишутся слитно, можно посмотреть в таблице ниже:
Раздельное написание наречий можно посмотреть в этой таблице:
Правила и примеры наречий, которые пишутся через дефис, указаны в этой таблице:
Вот еще некоторые примеры:
Наречия, которые пишутся слитно: спозаранку, недаром, врасплох, вручную, назубок, наперед, надвое.
Наречия, которые пишутся через дефис: еле-еле, давным-давно, перво-наперво, где-нибудь, когда-то, где-то, как-то, где-либо, когда-либо.
Наречия, которые пишутся раздельно: в одиночку, без ведома, за границу, в сердцах.
Через дефис будут писаться (пишутся) такие наречия (с приставкой -по-), которые образованы от прилагательных с помощью суффиксов -ому-, -ему-, -цки-, -ски-, -ьи-, а также наречия, которые образованы от числительных с приставками -в-/-во-.
Это такие наречия, как по-прежнему, по-русски, по-летнему, во-первых, в-третьих и другие:
Примерами раздельного написания наречий могут быть следующие: без спросу, без устали, а также следующие наречия:
Также раздельно пишутся наречия до зарезу, до смерти, за глаза, на глаз, на славу.
Слитно же пишутся следующие наречия: издали, доверху, донизу, наспех, наконец, наяву.
Также ниже есть небольшой список наречия, одни из которых пишутся слитно , а другие раздельно :
Среди наречий, которые пишутся слитно , замечено много слов, которые в свободном плаванье, то есть без приставки, не употребляются, например:
вдребезги, врасплох, впотьмах, спросонку, спозаранку, понаслышке, впопыхах, сгорячах, натощак, наобум, дотла.
Слитно пишутся наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных. Нужно внимательно посмотреть на слово и увидеть в нем эти формы производящего слова, например: сгоряч а, смолод у, сослеп у, докрасн а, добел а, замертв о.
Раздельно пишутся наречия - дети форм существительных с предлогом, в которых еще ощутима эта связь, то есть можно между предлогом и словом вставить вопрос или прилагательное, местоимение, например:
в тупик, под гору, за глаза, под стать,в убыток, за полночь, под носом, за границей, под утро, в корне, в розницу, под шумок, в одиночку, на ногах, с молотка, с разбегу.
С дефисом , согласно известному орфографическому правилу, пишутся наречия с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему, -ск-и/ цк-и, -ьи, -и, например:
журчит по-весеннему, светит по-летнему, одеться по-вечернему, приветствовать по-дружески, похлопать по плечу по-приятельски, отнестись по-человечески, по-горняцки, по-казацки, по-лисьи, по-волчьи, по-латыни.
Примеры наречий, которые пишутся слитно:
Запросто, неспроста, загодя, спозаранку, рано, поздно, недавно, давно, налицо, неспроста, недаром, ненадолго, зачастую, откровенно, необычно, непривычно, отлично, хорошо, плохо, удовлетворительно, великолепно.
Примеры наречий, которые пишутся раздельно:
За город, до полудня, в гору, с разбегу, на днях, в сердцах, на память, в одиночку, с глазу на глаз, бок о бок, без оглядки, во что бы то ни стало, как ни в чм не бывало, под стать, в потмках.
Примеры наречий, которые пишутся через дефис:
Кое-как, куда-либо, когда-либо, по-летнему, по-зимнему, по-весеннему, по-осеннему, во-первых, где-то, по-кошачьи, крест-накрест, быстро-быстро, точь-в-точь, когда-то, нежданно-негаданно.