Как пишутся наречия с дефисом? Наречия с дефисом: примеры. Примеры наречий, которые пишутся слитно, раздельно, через дефис

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

    познакомить с дефисным написанием наречий;

    формировать навык написания дефиса в наречиях;

    повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский русско-английский ,

Лимонный и желтый лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

    Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;

    приставку по- и суффикс в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;

    приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;

    суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.

    Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)

Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот. 2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба. 3) В городе было по-праздничному шумно. 4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман. 5) Он сделала работу кое-как. 6) Они уехали давным-давно из этого города. 7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды. 8) Кое-где еще вспыхивали искры костра. 9) Он чуть-чуть смутился. 10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.

Урок содержит материал в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.

Цели :

· познакомить с дефисным написанием наречий;

· формировать навык написания дефиса в наречиях;

· повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

· уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

И литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

  • познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;
  • повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
  • уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский – русско-английский ,

Лимонный и желтый – лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;
  2. приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;
  3. приставку во- (в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;
  4. суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)


- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.


Подготовила урок

учительница русского языка и

литературы

МБОУ «Вишенская СШ»

Калимбет Анна Викторовна

2017 г.

7 класс Русский язык

Тема урока: Правописание наречий. Дефис в наречиях

Тип урока: урок закрепления знаний

Дидактическая задача урока: формирование навыка правильного правописания наречий

Цели:

Обучающие:

Повторить условия дефисного написания наречий;

Учить детей находить наречия в тексте;

Формировать навык правильного написания наречий;

Повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность, воображения;

Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.

Воспитывающие:

Повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Проверка домашнего задания

ΙΙΙ. Работа по теме

Задание на повторение предыдущей темы

- Какую тему вы изучаете?

Что вы уже знаете о правописании наречий?

Найдите наречия:

Правильный ответ:

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Молодцы!

ΙV Сообщение темы и целей урока

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Наблюдение:

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока, цели нашего урока.

Тема: “Дефис в наречиях”

Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис

Запись в тетрадь: Через дефис:

1) кое-…

2) …-то

3)…-либо

4)… -нибудь

5) повторение однокоренных слов или синонимов.

Примеры.

Еще есть суффиксы: ОМУ, ЕМУ, И, и приставка ПО. Если они есть, то наречие будет писаться через дефис.

То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.

Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий.

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. (чтение правила).

Схема:

1) КОЕ- …;

2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

3) сложение слов или основ;

4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;

5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

Распределительный диктант.: распределите данные слова на три группы. Запишите их в тетрадях.

(Учащиеся предлагают свои варианты. В итоге слова распределяют на три группы: имена существительные, имена прилагательные, наречия. В процессе выполнения задания учащиеся могут советоваться в группе как по поводу распределения по группам, так и по поводу правописания. По итогам работы осуществляется проверка.)

Изжелта(синий), юго(запад), к кому(то) диван(кровать), шахматно(шашечный), пол(лимона), кое(кто), северо(восточный), луно(ход), железно(дорожный), что(нибудь), темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

IV . Закрепление знаний и умений

    Упражнение 118

2. Творческая работа. Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу: гл.+ наречие. (слайд 5)

    Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)

    Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)

    Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)

    Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)

    Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)

3. Словарный диктант с комментированием

Запишите наречия в четыре колонки: 1 – с префиксом по- и суффиксами – ому(-ему), -и, а также префиксом во - и суффиксами – ых(-их);

2 – местоименные с суффиксами и префиксами, пишущимися через дефис;

3 – образованные путём повторения одинаковых или близких по значению слов; 4 – с раздельным или слитным написанием. Объясните правописание слов.

По-ребячьи, видимо-невидимо, втрое, в одиночку, кое-где, в-третьих, подобру-поздорову, покрепче, по-деловому, как-нибудь, точь-в-точь, в точку, в-последних, по-человечески, волей-неволей, понемногу, бок о бок, куда-либо, никогда, вот-вот, в убыток, в обнимку.

4. Запишите в две колонки наречия: 1 – со слитным написанием; 2 – с раздельным написанием. Объясните правописание. Составьте несколько предложений с данными наречиями. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Настрого, затемно, вдевятером, без оглядки, до упаду, дочерна, смолоду, под стать, под шумок, снаружи, замужем, запанибрата, в оба(глядеть), за границу, наизусть, наверху, не с руки, на цыпочки, по совести, впотьмах, на часах (стоять), из-под мышки, наизнанку, невзначай, вприкуску.

5. Творческий диктант

Составьте с данными словами предложения, так чтобы они употреблялись как наречия, пишущиеся слитно, и как сочетания предлога и существительного.

(На)лицо, (по)началу, (в)правду, (на)встречу, (на)много, (с)плеча, (в)конец.

Всё общество было налицо, в полном составе.

6. Проверочная работа

Тестирование



В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.




V . Рефлексия

Проверим ваши знания. Довольны ли вы полученным результатом? Оцените работу на уроке, продолжив фразы:

    Что узнали нового за урок? Чему научились?

    Когда наречия пишутся через дефис?

    Сегодня я узнал(а)…

    У меня получилось…

    Было трудно…

    Было интересно….

    Теперь я умею…

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное, разноуровневое, но уровень ученикам не сообщается, т.к. предполагается, что ученик сделаем выбор сам, оценив свой уровень знаний.

VII . Итог урока

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.

(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.

Мы вернулись (в)пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”.

Найдите наречия: Я отвечал не уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Правильный ответ:

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Найдите наречия: Он чувствует себя неплохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Правильный ответ:

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.

Тестирование

1. В какой строке оба слова пишутся через дефис?

А) видимо(невидимо), (с)легка;
Б) сделать (по)своему, мало(помалу)
В) ярко(красный), (по)немногу
Г) (с)начала, (в)переди

2. Раздельно пишется наречие:

А) еле…еле;
Б) в…перед;
В) во…первых;
Г) без…удержу.

3. Через дефис пишется наречие:

А) в…даль;
Б) на…зад;
В) с…переди;
Г) по…новому.

4. Укажите строчку со слитным написанием наречия:

А) советовать (по)дружески;
Б) отойти (по)дальше;
В) завязать туго(натуго);
Г) говорить (по)немецки.

5. В каком примере дефис не ставится:

А) (по)турецки говорил;
Б) (по)весеннему небу;
В) (в) пятых
Г) (по)зимнему холодно.

6. В какой строке все слова пишутся через дефис?

А) Шиворот(навыворот), (по)китайски, (по)ровну;
Б) нежданно(негаданно), (с)права, точь(в)точь;
В) видимо(невидимо), (во)первых, (в)троем;
Г) (в)третьих, давным(давно), крепко(накрепко).

Является, пожалуй, одной из самых неопределенных, трудных и противоречивых тем в курсе орфографии. Не всегда удается понять, как нужно употребить то или иное слово. Как пишутся наречия, с дефисом, слитно или раздельно, разберем далее в нашей статье.

Общая информация

Довольно загадочной частью речи многие лингвисты считают именно наречие. Оно имеет старые корни и восходит к слову «речь». Раньше наречие обозначало «говорить» или «глаголить». Таким образом, мы можем предполагать, что само название этой части речи восходит к глаголу. Собственно, наречие зачастую именно от него и зависит.

По грамматическому значению оно определяется как признак действия (говорить мало ) или признак признака (довольно неплохо ). Вопросы, на которые отвечает наречие, очень многочисленны. Отсюда и большое количество разрядов, в которых часто встречается написание наречий через дефис.

  • Куда? Далеко, туда, вправо, вперед.
  • Где? Там, здесь, внизу, вдалеке.
  • Когда? Завтра, потом, после, когда-либо.
  • Как? По-китайски, во-вторых, быстро, отлично.
  • Почему? Сгоряча, с расстройства.

Этот список долго можно не заканчивать. Все вопросы, на которые отвечает наречие, являются обстоятельственными. Соответственно, такую синтаксическую роль оно и играет в предложении.

Слитно

Ответить на вопрос о правописании наречий нелегко. Как пишутся наречия: с дефисом, а, может быть, слитно или раздельно?

Слитно, как правило, пишутся наречия, образованные с помощью:

  1. предлогов В и НА с именами числительными: впятером, надвое, (искл. — по двое) .
  2. Образования от кратких и полных прилагательных и предлога: докрасна, втемную .
  3. Сочетания наречий и приставок: доверху, навсегда .
  4. Слов-существительных, которые вышли из современного употребления: насмарку, впросак .

Нами приведены в пример только самые распространенные случаи слитного написания. Каждое из них может вызывать вопросы. В таком случае необходимо обратиться к словарю для уточнения информации о том, как следует правильно писать наречия: слитно, раздельно, через дефис.

Раздельно

Очень схожие по значению и внешнему виду наречия могут писаться по-разному. Например, "поодиночке" следует писать слитно. Это слияние им. сущ. и предлога. Однако возьмем в пример слово с тем же значением — "в одиночку". В таком случае нужно писать раздельно. Конечно, это вызывает вопрос о причине. Все просто: "в одиночку" является исключением. Поэтому нам, прежде чем мы употребим его в письменной речи, следует заглянуть в орфографический словарик.

Также раздельно пишут наречия, когда:

  1. Между наречием и предлогом можно вставить какое-либо слово: на ходу (быстром), на лету (высоком) .
  2. Входящее в состав им. сущ. употребляется в переносном значении: идти след в след, в пух и пра х.
  3. Образованные с помощью суффиксов ЯХ, АХ: на пальцах, на часах . Здесь встречаем такие исключения, как "впопыхах" и "впотьмах" .
  4. Если в состав наречия входят предлоги БЕЗ (без оглядки ), С (с виду ).

Раздельное написание очень схоже с тем, как пишутся наречия с дефисом. В этом случае необходимо руководствоваться правилами, приведенными выше.

Дефис

Для начала разберемся, что это за знак. Часто его путают с тире. Чем же они различаются? Начнем с того, что дефис употребляется только в различных частей речи: сине-зеленый, диван-кровать, еле-еле .

Тире имеет другое предназначение — это Его пишут в предложениях, а не в словах. Например: Москва — столица нашей любимой Родины .

Правописание дефиса в наречиях регулируется определенными правилами:

  • Обязательное наличие приставки ПО и суффиксов ОМУ, ЕМУ: по-простому, по-нашему, по-видимому .
  • Та же приставка ПО и суффиксы СКИ, ЦКИ, И: по-испански, по-немецки, по-волчьи .
  • Порядковые им. числ. и сочетание с ними приставки В: во-первых, в-десятых .
  • Если слово состоит из двух корней, то пишутся также наречия с дефисом. Примеры: точь-в-точь, сегодня-завтра .

Обратите внимание на слово "бок о бок". Это необычное наречие пишется в три слова, поскольку состоит из сущ. с предлогом.

Особую группу составляют местоименные наречия. Они также имеют дефисное написание с суффиксами - ТО (где-то ), НИБУДЬ (как-нибудь ), ЛИБО (откуда-либо ), а также с приставкой КОЕ (кое-как ).

Заключение

Таким образом, нам удалось разобраться в такой трудной теме, как правописание наречий. К сожалению, русский язык настолько сложен и непредсказуем, что не всегда можно разработать четкие правила, которые регулировали бы все орфографические аспекты. Мы смогли выяснить не только как пишутся наречия с дефисом, но и их раздельное и слитное употребление в русском языке.

Если у вас в процессе работы будут возникать вопросы, вы можете обратиться к нашей статье и к орфографическому словарю для уточнения исключений, которых, как мы убедились, немало.

    Приведем примеры наречий:

    1). С раздельным написанием: в шутку, на смех, в одиночку, без устали, до полуночи, на двоих.

    2). Со слитным написание: сгоряча, сослепу, впятеро, вдвое, вблизи, назло, нарочно, спозаранку.

    3). Написанием через дефис: по-научному, по-весеннему, по-разному, куда-то, кое-где, чуть-чуть, еле-еле.

    Наречие - самая молодая часть речи, поэтому в нем отчетливо наблюдаются следы предшественников (например, существительных с предлогами), а также поэтому с ним связаны самые запутанные орфографические правила.

    Большинство наречий пишется слитно. Примеры: подолгу, напропалую, невтерпеж, изредка.

    Группа наречий пишется через дефис. Примеры: по-итальянски, во-первых, как-то, когда-нибудь, едва-едва.

    Раздельно пишутся в открытую, под мышками, на ходу.

    Наречия, которые пишутся слитно, можно посмотреть в таблице ниже:

    Раздельное написание наречий можно посмотреть в этой таблице:

    Правила и примеры наречий, которые пишутся через дефис, указаны в этой таблице:

    Вот еще некоторые примеры:

    Наречия, которые пишутся слитно: спозаранку, недаром, врасплох, вручную, назубок, наперед, надвое.

    Наречия, которые пишутся через дефис: еле-еле, давным-давно, перво-наперво, где-нибудь, когда-то, где-то, как-то, где-либо, когда-либо.

    Наречия, которые пишутся раздельно: в одиночку, без ведома, за границу, в сердцах.

    Через дефис будут писаться (пишутся) такие наречия (с приставкой -по-), которые образованы от прилагательных с помощью суффиксов -ому-, -ему-, -цки-, -ски-, -ьи-, а также наречия, которые образованы от числительных с приставками -в-/-во-.

    Это такие наречия, как по-прежнему, по-русски, по-летнему, во-первых, в-третьих и другие:

    Примерами раздельного написания наречий могут быть следующие: без спросу, без устали, а также следующие наречия:

    Также раздельно пишутся наречия до зарезу, до смерти, за глаза, на глаз, на славу.

    Слитно же пишутся следующие наречия: издали, доверху, донизу, наспех, наконец, наяву.

    Также ниже есть небольшой список наречия, одни из которых пишутся слитно , а другие раздельно :

    Среди наречий, которые пишутся слитно , замечено много слов, которые в свободном плаванье, то есть без приставки, не употребляются, например:

    вдребезги, врасплох, впотьмах, спросонку, спозаранку, понаслышке, впопыхах, сгорячах, натощак, наобум, дотла.

    Слитно пишутся наречия, образованные от кратких и полных форм прилагательных. Нужно внимательно посмотреть на слово и увидеть в нем эти формы производящего слова, например: сгоряч а, смолод у, сослеп у, докрасн а, добел а, замертв о.

    Раздельно пишутся наречия - дети форм существительных с предлогом, в которых еще ощутима эта связь, то есть можно между предлогом и словом вставить вопрос или прилагательное, местоимение, например:

    в тупик, под гору, за глаза, под стать,в убыток, за полночь, под носом, за границей, под утро, в корне, в розницу, под шумок, в одиночку, на ногах, с молотка, с разбегу.

    С дефисом , согласно известному орфографическому правилу, пишутся наречия с приставкой по- и суффиксами -ому/-ему, -ск-и/ цк-и, -ьи, -и, например:

    журчит по-весеннему, светит по-летнему, одеться по-вечернему, приветствовать по-дружески, похлопать по плечу по-приятельски, отнестись по-человечески, по-горняцки, по-казацки, по-лисьи, по-волчьи, по-латыни.

    Примеры наречий, которые пишутся слитно:

    Запросто, неспроста, загодя, спозаранку, рано, поздно, недавно, давно, налицо, неспроста, недаром, ненадолго, зачастую, откровенно, необычно, непривычно, отлично, хорошо, плохо, удовлетворительно, великолепно.

    Примеры наречий, которые пишутся раздельно:

    За город, до полудня, в гору, с разбегу, на днях, в сердцах, на память, в одиночку, с глазу на глаз, бок о бок, без оглядки, во что бы то ни стало, как ни в чм не бывало, под стать, в потмках.

    Примеры наречий, которые пишутся через дефис:

    Кое-как, куда-либо, когда-либо, по-летнему, по-зимнему, по-весеннему, по-осеннему, во-первых, где-то, по-кошачьи, крест-накрест, быстро-быстро, точь-в-точь, когда-то, нежданно-негаданно.



Поделиться