Как делать разбор деепричастия. Разбор причастий и деепричастий

Схема морфологического разбора неизменяемой глагольной формы - деепричастия

I. Выделить глагольную форму из текста и назвать её тип.

II. Указать начальную форму - инфинитив.

III. Установить лексическое значение слова.

IV. Поставив вопрос, указать общее категориально-грамматическое значение.

V. Охарактеризовать морфологические особенности глагола

1. Возвратный или невозвратный, соотносительный по возвратности или нет.

2. Переходный или непереходный, указать значение.

а). по двухзалоговой теории: действительный или страдательный (указать значение);

б). по трёхзалоговой теории: действительный, страдательный, возвратный (указать значение), вне залога (доказать).

4. Выделив формообразующие основы, определить класс глагола: продуктивный или непродуктивный.

5. Спряжение: I, II, разноспрягаемый, архаического спряжения.

VI. Определить, как образовано деепричастие: от какой основы, с помощью какого суффикса.

VII. Морфологические особенности деепричастия :

1. Вид: совершенный или несовершенный (назвать показатель).

2. Указать относительное временное значение: предшествующее, одновременное, последующее действие.

VIII. Синтаксические особенности деепричастия :

1. Вид связи с другими словами.

2. Роль в предложении.

Образцы анализа

Они шли по берегу, взявшись за руки , и смотрели на рыбёшек, стайками скользивших в воде.

(Ги де Мопассан)

I. Взявшись

II. Взяться .

III. Взяться - «за что. Брать друг друга (один другого) или брать, хватать что-н. рукой». [Ожегов, Шведова, с. 59].

IV. Отвечает на вопрос: что сделать?

V. , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, соотносительный по возвратности.

б). по трёхзалоговой теории - возвратного залога, т. к. образован от переходного глагола (обозначает действие, совершаемое двумя лицами, каждое из которых одновременно является субъектом и объектом), нет творительного субъекта.

4. Основа инфинитива - взя- (взять ся ), основа будущего времени - возьм- (возьмут ся ).

Соотношение основ -а- (-я- ) … -м- : непродуктивный, 14 группа.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - возьму́тся , ударный подвид, I спряжения (по окончанию).

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -вши- .

VII. Морфологические особенности :

1. Совершенного вида, показатель - суффикс -вши- .

VIII. Синтаксические особенности :

1. Взявшись (за что?) за руки : связь - глагольное управление, деепричастие управляет существительным, ставя его в форме В. п.

2. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Теперь каждое утро, здороваясь , она подавала ему руку, и до вечера он хранил ощущение от её пожатия...

(Ги де Мопассан)

I. Здороваясь - неизменяемая глагольная форма, деепричастие.

II. Здороваться .

III. Здороваться - «приветствовать друг друга при встрече». [Ожегов, Шведова, с. 227].

IV. Отвечает на вопрос: что делать? Общее категориально-грамматическое значение - процессуальный признак предмета.

V. Морфологические особенности глагола , от которого образовано деепричастие:

1. Возвратный, несоотносительный по возвратности.

2. Непереходный: обозначает действие, не переходящее на прямой объект.

а). по двухзалоговой теории - действительного залога: действие исходит от производителя;

б). по трёхзалоговой теории - вне залога, т. к. возвратный, непроизводный глагол.

4. Основа инфинитива - здорова- (здоровать ся ), основа настоящего времени - здороваj- (здоровают ся ).

Соотношение основ -а- … -аj- : продуктивный, I класс.

5. Форма 3-го л. мн. ч. - здоро́ваются , безударный подвид. Спряжение определяется по инфинитиву: здоро́вать ся , глагол на -ать , следовательно, I спряжения.

VI. Деепричастие образовано от основы инфинитива путём прибавления суффикса -я- .

VII. Морфологические особенности :

1. Несовершенного вида, показатель - суффикс -я- .

2. Обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

VIII. Синтаксические особенности :

1. Подавала руку (как? каким образом?) здороваясь : связь - примыкание, деепричастие примыкает к личной форме глагола.

2. В предложении обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.

Морфологический разбор деепричастия. План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола - деепричастие ).

Вопрос (что делая? что сделав? ) Начальная форма (Варианты : неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие - неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) вид : совершенный (выйдя — что сделав? ) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь ): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);

в) переходность (переходные : съев хлеба, увидев море! непереходные : придя в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись .
  1. Вернувшись — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
  1. Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
  1. Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
  1. Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
  2. Морфологические признаки:П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь , ответила мне мама.
  1. Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Конспект урока ««.

План разбора:

I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (неопределенная форма глагола).

    Постоянные признаки:

б) неизменяемость.

Образец устного разбора:

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)

I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - попасть.

    Постоянные признаки:

а) совершенный вид,

б) не изменяется.

III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.

Морфологический разбор наречия

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

    Неизменяемое слово.

    Разряд но значению.

    Степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... как часто я бываю...

I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.

1,Неизменяемое слово.

2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.

III. В предложении является обстоятельством меры и степени.

Морфологический разбор категории состояния

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.

    Синтаксическая роль.

Образец устного разбора:

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Морфологический разбор предлога

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки:

а) простой или составной

б) производный или непроизводный

в) неизменяемость

Образец разбора:

Над - предлог

I. Вставал над землёй

П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.

Морфологический разбор союза

План разбора:

П. Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный

б) простой или несоставной

в) неизменяемость

Образец разбора:

I.Оглянулась иувидела

II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.

Морфологический разбор частицы

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Разряд

Образец разбора:

Же - частица

I. Доп.знач.усиления

Синтаксический разбор словосочетания

План разбора:

1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Образец разбора:

Шелестя, падали с тополей сухие листья.

Синтаксический разбор простого предложения

План разбора:

          Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

          Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.

          Грамматическая основа (грамматические основы).

          Строение предложения: распространенное, нераспространенное.

          Главные члены предложения.

          Второстепенные члены предложения (если есть).

          Однородные члены предложения (если есть).

          Обращение (если есть).

Образец разбора:

нар. мест. гл. обращ.

Как тебя зовут , душа моя?

(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.

Кажется, шепчут колосья друг другу .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

Сущ прич. оборот гл. нар. нар.

Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность.
  • Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись
    Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. .
    Деепричастия имеют следующие признаки наречий :
  • деепричастия - неизменяемые слова;
  • Читая, прочитав, решив.
  • деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
  • Передав записку, он отошёл в сторону.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
    В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону .

    2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :

    • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

      молчать : молч -ат молча ;
      решать : реша -ют решая ;

    • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

      замолчать : замолча -ть замолчав ;
      решить : реши -ть решив ;
      заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
      принести : принес -ти принесши .

    3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

    Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).

    4. Морфологический разбор деепричастий:

    План разбора деепричастий

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид;
    2 возвратность.
    Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

    Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

    Упав

    1. Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
    2. Н. ф. - упав . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) невозвратное.
      Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    3. Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.


    Поделиться