Ильин день: приметы, суеверия. Ильин День: приметы, суеверия, обычаи

ИЛИЯ ПРОРОК Россия, последняя треть XIX в.
Дерево, темпера, сусальное золото, масло.
54х45 см. Частное собрание

Посыпалось мне в этот день 2 августа День пророка Ильи, множество вопросов, и главные почему пророк Илья в воду написял? Откуда взялось это выражение и что оно означает?

Давайте по порядку, кто такой Илья на самом деле? Пророк из ветхого завета или все же наш славянский бог Перун, во времена христианства переквалифицирован в пророка?

По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда - в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества - Перуна-громовика.

Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели - четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".

В Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого.. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".

Так зачем же пророк Илья в воду пописал?

Или вот так говорят: "Илья в воду написал (насцял), купаться нельзя!". Или вот так еще говорят «Илья в воду налья». Мне вот такое постоянно родители и бабушка твердили, аж до истерики меня доводили, так мне в августе купаться охота было. Ан нет, Илья в воду пописал и баста! Нельзя. Причем, я как ребенок, воспринимала это как должное, ну написал в воду такой уважаемый человек, значит так надо, со всем уважением, ну купаться то дайте!!!

Надо сказать, купались мы, но действительно, вода уже не та, уже прохладней. А зачем же Илюша совершил сей подвиг необычный, интересно мне стало уже будучи взрослой. 🙂

А вот тут то и самое главное кроется. Илья Перун ж у нас больно строгий и жаркий, но справедливый. Нечисти и людям нечестивым стрелу - молнию засадить - это в его стиле. И крестьяне всегда переживали, ежели все же нечисть в дом хитростью прокралась в виде зверюшки какой то (читай ниже), то Илья тут мелочиться не будет, долбанет молнией по хате, будь здоров, поэтому крестьяне готовы были, даже заговоры читать, чтоб Илюша у их домов и огородов и сараев не охотился, а сгорит все нажитой в прах, по миру пойдут (). Готовы были мириться с нечистью, или сами ее потом изганять, лишь бы без дома не остаться погорельцами. Вот такая проза жизни.

Так почему же Он все таки того...

Итак, во многих белорусских и прибалтийских сказках наш пророк Илюша (он же Пярун / Перкунас) вступает в противоборство с нечистым (змеем). Змей скрывается от бога грома под человека, под лошадь, под корову, под дерево, под камень, но везде бог находит. Тогда змей наконец прячется под воду, и только тогда «громовержец» успокаивается: «Ну, там и сиди!». Вода становится прибежищем Перунового антипода. Отсюда - и враждебно-партизанские по воде действия Ильи, наследника бога грома. Он в воду помочился, змею не выплыть. Надо понимать это конечно как легенду, даже нет, как иносказание, 2 авгута (2о-е по старому календарю) во временном плане соответствует повороту солнца на зиму - дежурному так сказать, переходу от жизни к смерти в годовом исчислении, к смене сезонов, от теплого буйства к зимнему сну и холоду. От жизни к смерти, ведь не все живые организмы переживут зиму, многие растения и животные погибнут, что бы следующей весной возродиться снова. И так по кругу, вечный круг рождения и смерти, сансара.

Ну и немножечко напоследок...

Пророк Илия , заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его "обязанности", став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он - распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной четверкой (или двойкой)), вот такой казус в иконописи) белых коней; от стука ее колес происходит гром. А "быстрее коней Ильи только ветер", - гласит пословица.

Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.

Илья развозит по небу, - поведал землепашец, - воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.

А почему ж зимой дождей не бывает? - поинтересовался ученый.

А зимою, - нимало не смутился вопросом собеседник, - святые без воды сидят.

В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Записала для вас ведьмочка с сайта . Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.

"Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни".

Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.

Нельзя выгонять скот на пастбище , а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день "весь дикий зверь бродит на свободе". Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.

Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить - грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут - спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела - "божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.. Пользуйтесь на здоровье и во благо. Ссылка обязательна.

Который отмечают славянские этносы 2-ого августа каждого года. Традиция отмечать Ильин день существует у славян давно, причем так давно, что ни кто и не вспомнит, когда она точно появилась. Ильин день - особенный праздник, его отмечают традиционными обрядами. Обряды, которые происходят на праздник, так или иначе, связанны с бытом народа-пахаря. Ильин день является православным праздником, и приурочен к памяти святого Илии.

По всей видимости, Ильин день имеет языческое прошлое. В образе Ильи пророка слились многие черты языческого Перуна. Перун у язычников был повелителем грома и молнии. Своей волей Перун, дождями утолял жажду земле-кормилице. Приняв христианство, на долго еще помнили языческих богов. Народ находил в ветхозаветном сказание о жизни Святого пророка Илии его сходство с Перуном. Это во многом объясняет культ и популярность праздника. Пройдут годы, и православие станет основной частью русской жизни, русской истории. Через поколения, языческое прошлое будет забыто, а вот образ пророка Илии наоборот крепко-накрепко войдет в сознание русского народа.

Святой Илия для народа, как и Перун, был хозяином молнии, грома и дождей. Народ представлял Илию как могучего, мудрого седого старца, с грозными глазами. Карающая рука пророка с помощью стрел-молний поражает нечисть, бесов и злых демонов. В народе считают, что духи тьмы, пораженные стрелами Илии превращаются в змей и других ползучих гадов. По своему усмотрению посылает Илия молнию и гром на грешников, и осыпает их поля и посевы градом. Добрым же пахарям Илия посылает дождь, и убивает своими стрелами вредителей поедающих посевы. Илия-пророк везде и всегда олицетворял гнев Божий.

Ильин день, отмечаемый на Руси 2-ого августа, считался днем опасным. В этот день народ ждал дождя и грозы. Дождем, шедшим в праздник, люди умывались, считалось, что Ильинский дождь охраняет человека от всяких чар и хворей. В некоторых населенных пунктах, всю Ильинскую неделю крестьяне проводили в строгом посте и молитвах, надеясь, что Илия не покарает их своим гневом. Ильин день часто называли «сердитым днем». В праздник старались не работать, а проводить время в веселом настроении. Считалось, что любая работа могла навлечь гнев пророка. Если же в Ильин день на улице начинался дождь, вся деревня разбегалась по домам, проводя время в молитвах к Илии, с просьбой сменить гнев на милость. В некоторых деревнях в Ильин день вся деревня приходила к церкви и приводила с собой рогатый скот. Священник, по просьбе прихода, поливал животных святой водой. После приход выбирал животное, вскладчину выкупал его у хозяина. Потом скотину варили и раздавали желающим за деньги. Все собранные средства отдавали в пользу церкви.

Накануне Дня Ильи, крестьяне окуривали свои жилища ладаном и кропили святой водой. Все предметы роскоши, находившиеся в доме крестьянина, он прятал за темным полотном или вовсе выносил из дома. Считалось, что Илия считает роскошь неприличной в быту простого крестьянства. В старинном русском эпосе пророк Илия нередко отожествляется с личностью . Подвиги русского богатыря приписываются пророку. Народ активно возводил часовни в честь святого, в тех местах, где по преданию конь русского богатыря выбивал родники своим копытом.

Ильин день - большой праздник. Ко дню поминания святого Илии, в народе, приготовлено много примет, пословиц, сказаний, поговорок и заклятий. Отметим, что где бы ни встречался пророк Илия в народном творчестве, он справедлив: является образцом праведного гнева, обрушивая его на грешников, и образцом отцовской заботы, которую посвящает добрым и благочестивым.

24211 14

И льин день, с которым связано множество обычаев, традиций и примет. По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.

Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг. В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".

Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его "обязанности", став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Илья-пророк сделался одним из самых популярных в простом народе святых. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А "быстрее коней Ильи только ветер", — гласит пословица.

Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.

— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.

В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров. Но не только ими повелевает Илья: ему молились и о защите от ружейных ран, и об удаче на охоте, и даже об излечении от сибирской язвы. Множество всевозможных заговоров связано с его грозным и всемогущим именем.

"Встану я, раб Божий, пойду на восточную сторону, к морю океану. На том океане - море стоит Божий остров, на том острове лежит белгорюч камень-алатырь, а на камне сидит святой пророк Илья с небесными ангелами. Молюсь тебе, святой пророк, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луками и стрелами, чтобы отбивали они от раба твоего все беды и напасти, все недуги и болезни".

Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Нельзя выгонять скот на пастбище, а то загрызут его волки: существовало поверье, что в Ильин день "весь дикий зверь бродит на свободе". Но, даже и избежав встречи с хищниками, пастух-ослушник будет наказан: разгневанный непослушанием пророк может наслать молнию и на скот, и на пастуха.

Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — "божья пташка", собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.

Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: "Илья-пророк в реках воду мутит".

"Мне было лет восемь или девять, — рассказывала крестьянка из Нерчинска собирателю народных рассказов, — я помню, это было в Ильин день. Мужики наши мылись в бане. У нас же в деревне все бани на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в речку ныряют.
Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мищиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:
— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья - пророк воду мутит — только черти сегодня купаются. Сказала так и ушла. И вот мы смотрим: на той стороне речки появился из воды кто-то косматый, черный и давай из воды выскакивать. Нырнет — снова вынырнет, нырнет — выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и до самых пят. Руками хлопает по воде и выскакивает. А там же, на той стороне, скалы одни. Кто ж там мог быть?! Человек никак не мог".

Почитание Ильи повсюду отличалось сочетанием языческих и христианских традиций. В Вятской губернии, например, пророка умилостивляли дарами: приносили в церковь ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и зеленый горох. В некоторых местах долго сохранялся обычай в Ильин день собирать у церкви рогатый скот. После обедни выбиралось одно животное для ритуального заклания. Его закалывали, разделывали на части по числу мирян, те мясо покупали, а деньги шли потом на нужды храма. В этой традиции ясно просматривается уцелевший от глубокой языческой старины обычай приносить в жертву богу-покровителю стад лучшее животное.

А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: "Илья-пророк три часа проволок".

Рецепты к праздничному столу

Баранина с овощами

  • 750 г бескостной баранины
  • 500 г картофеля
  • 3 луковицы
  • 2 зубца чеснока
  • 3 моркови
  • 500 г свежей капусты
  • 1 большой стручок сладкого перца
  • 1 лавровый лист
  • щепотка тимьяна
  • щепотка тмина
  • растительное масло, перец, соль

Мясо вымыть и крупно порезать. На нагретом масле пожарить мелко нарезанный лук, добавить мелко порезанный чеснок, положить мясо, все вместе немного обжарить. Добавить тимьян, тмин, лавровый лист, посолить, поперчить, залить водой с верхом и варить до полуготовности мяса. Положить нарезанную полосками капусту, нарезанную кружочками очищенную морковь, нарезанный перец и очищенный и порезанный кубиками картофель. Все залить водой с верхом и варить до полной готовности мяса и овощей. В случае необходимости долить немного теплой воды. Блюда из баранины вкуснее всего очень горячие, поэтому их рекомендуется подавать на стол сразу после готовки, по возможности не перекладывая из посуды в посуду.

Баранина молодая с рисом по-крестьянски

  • баранина 1 кг
  • рис 1,5 стакана
  • бульон 3 стакана
  • перец черный молотый, лавровый лист, мята, зелень петрушки, соль.

Баранину нарезать крупными кусками, залить водой, посолить, добавить специи и варить до размягчения, периодически удаляя пену. Рис перебрать, промыть, выложить на сковороду, сверху положить мясо, залить бульоном, посыпать измельченной зеленью петрушки, мятой, поперчить и запечь в духовке до готовности риса.

Медовые клубочки

  • 8 яиц
  • 250 г пшеничной муки
  • 2 чайные ложки топленого масла
  • 1/2 чайной ложки сахара
  • сахарная пудра
  • Для сиропа:
  • 1/2 стакана меда
  • 1/2 стакана сахара
  • 1/2 стакана воды

Желтки взбить с сахаром, солью, добавить топленое масло, просеянную муку и немного взбитых белков. Смесить тесто. Тесто должно быть "гибким", чтобы его можно было скатать в тонкие "веревочки" (диаметром 1/2 см, длиной 12-15 см). Каждую такую "веревочку" надо "смотать в клубочек" вокруг изюминки. В скороварке для сиропа вскипятить воду вместе с сахаром и медом, в кипящий сироп положить "клубочки", плотно закрыть скороварку. Варить на ровном пламени 50-60 минут. Во время варки крышку снимать нельзя. В конце варки уменьшить пламя. Готовые "клубочки" (они имеют коричневый цвет) выложить на смоченную водой доску, посыпать изюмом. Остывшие посыпать сахарной пудрой.




2 августа 2006 года, в день святого пророка Божия Илии , в столице прошли торжества, посвященные 400-летию Ильинского набата.
Ильин день — последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья — щедрый, так как посылает на землю плодородие.
Пророк Илья, один из самых «строгих пророков» . Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей.
Святой пророк Илия, родом из Фесвы (Палестина), был сыном Саваха из колена Левиина и жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение, что мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Действительно, святой Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия .
К пророческому служению св. Илия был призван Богом при израильском царе Ахаве. Для вразумления этого нечестивого царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, молитвою небеса заключив. После этого он, по глаголу Божию, скрылся при потоке Хорафе, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Через год божественный пророк чудесно напитал Сарептскую вдовицу, молитвою умножив горсть муки и сосуд масла, а затем сына ее молитвенно воскресил. Чуть позже Илия огонь с небес свел на жертву на горе Кармильской, показав тем народу, что Иегова есть истинный Бог. После этого он усиленной молитвою вызвал дождь на жаждущую землю.
На горе Хориве великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцать лицом к лицу Бога. Современники, ясно видя в нем человека Божия, при встрече повергались на землю. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо. Это таинственное событие уверяет мертвых возстание и преложение живых в последний день суда. По верованию Церкви святой Илия вместе с Енохом будут предтечами второго пришествия Христова и тогда-то познают телесную смерть по общечеловеческому закону.
Илья — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.
Единственный из ветхозаветных пророков, которого с почтением признает православная церковь. Первая церковь , построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Илью пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей. Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем — оберегающим их в небе. Но Илья пророк может и справедливо наказать — продавцов, которые обвешивают.
У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии мчась по небу издает громкий звук.
Имя Илия означает крепость Господня (евр.).
Хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь . Этот дождь благодатный — нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорого вина для Ильи пророка, и открыв дверь произнести «Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление. «Илья пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». На Илью обыкновенно бывают «воробиные ночи», когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться : «Илья воду остудил». Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год.
Святой пророк Божий Илия — небесный покровитель воздушно-десантных войск России.

Вот какие пословицы придумал русский народ на Ильин день:

  • Илья зажинает, лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
  • На Илью лето до обеда, осень после обеда.
  • Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
  • До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
  • На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
  • С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
  • До Или мужик купается,а с Ильи с рекой прощается.
  • В Ильин день собак и кошек в дом не пускают (молнию притянут).
  • На ильин день грех возить сено — Илья сожжет его.
  • За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается.
  • Петр и Павел на час день убавил, а Илья-Пророк — два уволок.

На Ильин день первый сноп жницы ставили в «красном» углу , со словами: «Это Илье на бороду» или «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеб города».
Особо торжественно выпекали «зажиточный хлеб» — хлеб первого урожая. Соблюдали ритуал разрезания и раздачи первого каравая: самому старшему — первый ломоть — как «батюшке-пахарю».

Ильин день в 2017 году, так же как и каждый год, Православная церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому стилю), в день, когда огненная колесница вознесла живого пророка Илию на небо.

Святой пророк Илия, известный со времен нечестивых израильских царей Ахава (за 9 веков до Рождества Христова) и Охозии, ревнитель веры в Бога истинного, строгий подвижник, проповедник правды Божией и дивный своими чудесами, пользовался во все времена величайшим уважением.

Уже современники пророка, явно видя в нем благодать Божию, называли его «человеком Божиим», в устах которого слово Господне истинно (3 Цар. 17,24). В знак особенного благоговения к пророку Илие они повергались пред ним на землю (3 Цар. 18,7; 4 Цар. 1,13) и признавали великую живущую и действующую в нем благодать Святого Духа.

Иисус сын Сирахов, с особенной похвалой и подробно упоминает о жизни и чудесах святого Ильи (48,1 - 14). Во время земного служения Иисуса Христа евреи, имея в виду чудеса Его, считали Спасителя за пророка Илью (Матф. 16,14). Почитание этого великого пророка Божия продолжается в церкви христианской от времен апостольских и до наших дней.

Ильин день в народной традиции

Глубоко знаменателен тот факт, что Илья-пророк - первый из христианских святых становится покровителем крещаемых киевлян и ещё до Владимира имеет в Киеве храм, рассадник будущей религии. Громоносец христианства борется с громоносцем-Перуном и побеждает его, как некогда побеждал Ваала. Амфитеатров А. В. Святой пророк Илья велик и в представлениях русского народа. После св. Николая Чудотворца ни один святой не пользуется на Руси столь великим и общим почитанием, как св. пророк Илья.

В его честь построено множество храмов и, даже до крещения Руси, при святом князе Владимире, был храм во имя этого пророка Божия.

Мясоедов Г. Молебен во время засухи (1880)

Издревле в России в праздник святого Ильи во многих местах совершаются крестные ходы и молебны по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами великого человека Божия, который, во время своей жизни, постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.

Обряды, поверья

События из жизни пророка Ильи: заключение неба, низведение дождя и небесного огня, опалившего его жертву на Кармиле и дважды истреблявшего воинов Охозии царя, посылавшего их взять Илью, наконец, взятие Ильи на небо на огненной колеснице - подали повод к народному представлению, что св. Илья и теперь управляет громами и молниями, что по его воле бывают дожди и росы благотворные, дожди проливные и большие наводнения, равно как бездождие и засуха.

Св. Церковь, во времена бездождия и безветрия, веря, что молитвы пророка Ильи могут и ныне заключать и отверзать небо, взывает к Господу Богу, да умилосердится Он над нами по ходатайству святого пророка Божия Ильи: «Илья словом дождь держит на земли, и паки словом с небесе низводит; тем же молим Тя, Господи, того молитвами, Щедре, посли дожди водныя с небесе» (п. 4 кан. послед, во время бездождия)

Илья грозы держит

«Илья грозы держит» , - говорит народная поговорка. Он представляется молние- и тученосным громовержцем, который разъезжает по небу «на своем савосивом коне во все четыре стороны» , - как говорится в одном из народных заговоров. В другом заговоре, на охрану против ружейных ран, говорится: «на море на окиане, и острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем» .

В старинных лубочных картинах пророк Илья иногда изображается на колеснице с огненными колесами, которая со всех сторон окружена пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями. Конями управляет ангел, а сам Илья держит в руке меч. Во многих местах существоваало убеждение, что Ильин день почти никогда не бывает без дождя и грома.

Святой Илья победитель нечистой силы

По народному верованию, св. Илья не только владыка гроз, но и победитель нечистой силы. По представлению народа, в руках пророка Ильи находится та молния, которой древнеязыческое славянское божество - Перун разрывал мрачные грозовые тучи над землей.

Корольков В. Нечистики. «Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой»

Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой (дьяволом, змеей), которая старается укрыться от его ударов в животных, деревьях, строениях. От этого дерево, во время удара молнии в него, раскалывается в щепы, строения запаляются огнем. Зигзаги молнии объяснялись в Малороссии тем, что нечистые, увидев стрелу, мечутся в разные стороны, и она, в погоне за ними, меняет направление.

В виду того, что, по воззрению народа, болезни человеческие происходили от нечистой силы, которая или непосредственно посылает ему болезнь, или чаще через орудия свои - знахарей, колдунов, народ на защиту себя от бедствия зловредной нечистой силы призывал, в числе других святых, и пророка Илью.

Так, в одном из заговоров заговаривающий произносил: «Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье с луки и стрелы, да обвивают и отстреливают от раба (такого-то) уроки и призоры, притки и щипоты, ломоты и ветроносное язво» .

Пожары от удара молнии тушат молоком, а не водой

Признавая пророка Илью распорядителем грома и молнии, русский простолюдин считал пожары, происшедшие от удара молнии, наказанием, посылаемым от этого пророка. Тушить такие пожары - значит идти против воли великого пророка Божия и тем навлекать на себя еще больший гнев его.

Такие пожары можно гасить или, по крайней мере, ограничивать только молоком или сывороткой, но не как не водой. Впрочем, не везде молнии считали наказательной стрелой пророка Ильи.

Николай Матвеев Пожар 1891 г. «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается»

По представлениям крестьян харьковской губернии, молния-это искры от подков огненных коней, мчащихся с гремящей колесницей по небу, и самый гром происходит от шума, грохота колес во время езды Ильи на огненной колеснице. Так, во время грома, в некоторых губерниях России говорили: «Илья великий гудит» .

  • Вознесенье с дождём, Илья с грозой;
  • На Ильин день где-нибудь от грозы загорается;
  • Ильинская пятница без дождя - пожаров много

Илия — покровитель плодородия земли. Заговоры и обряды

Соответственно библейскому сказанию о том, что пророк Илья, в наказание израильтян за нечестие, заключил небо на несколько лет и потом молитвою низвел дождь, равно умножил муку и масло у бедной сарептской вдовицы за прием и содержание его, в народе сложилось верование, что Илья направляет благодетельные стороны грозы на нивы людей добрых и милосердных, а вредные - на нивы жестокосердных и злых.

По своему усмотрению, низводит на землю - где полезный дождь, а где, во вред, град или бури. По воззрению народа, Бог повелел пророку Илье: «когда ездишь на колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою, а которые жадны, обмеривают и не ведают милосердия, у тех нивы истребляй» .

Отсюда святой Илья признавался покровителем плодородия земли вообще, и поэтому дали ему наименование «милостивого», «наделящего», и на новый год причитывали: «ходит Илья, носить пугу (плеть) житяную; где замахнет, там жито растет» . И в некоторых местах крестьяне ставили на воротах своих домов чашку с зернами ржи и овса и потом просили священника «провеличать Илью - на плодородие хлеба» .

Мясоедов Г. Страдная пора. Косцы. 1887

К Ильину дню, обыкновенно, поспевает хлеб, и этот праздник считается началом жатвы. «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» , - говорили крестьяне. «Илья пророк в поле копны считает» , т. е. к Ильину дню можно точнее определить количество урожая.

В некоторых губерниях России, во время жнитва, начинающегося 20 июля (02 августа), оставляли на корню связанный узлом пучок ржи в честь плододавца, Ильи пророка. Это называлось «завязать Илье бороду» . «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса» .

Где хлеб созрел ранее, там в Ильин день изготовливалась уже новина, т. е. хлеб из новой ржи:

  • Петр (29 июня) с колоском, а Илья с колобком;
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом;
  • У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт;
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.

В Тульской губернии испеченный из новой ржи хлеб крестьяне приносили в Ильин день в церковь для освящения и потом «вкушали от новины», а из соломы устраивали новую постель; отсюда поговорка: «ильинская соломка - деревенская перинка» .

Приметы

Ильин день считается в народе последним настоящим летним днем, ибо, по наблюдениям, с этого дня температура начинает понижаться. «На Илью до обеда лето, - говорили крестьяне,- а после обеда осень» . «Придет Илья, принесет гнилья» , т. е. дождей, которые, естественно, усиливаются вследствие того, что сильная жара, бывающая в конце июня и начале июля, способствует развитию большой массы воздушного электричества.

  • До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина - и на кусте не сохнет;
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня-против;
  • На Ильин день и камень прозябает;
  • Если в Ильин день сухо – 6 недель будет сухо;

Заприметив эти явления, крестьяне старались, по возможности, убрать с полей сено до Ильина праздника. «До Ильина дня - говорили они,- сено сметать - пуд меду в него накласть, а после Ильина дня - пуд навозу» .

По повериям, святой Илья любит и щадит пчел и никогда не ударит молнией в улей. Пчеловоды на Ильин день подрезывают первые соты, чем и объясняется народная поговорка: «богат, как ильинский сот» . Но если этот сот бывает и полон, и душист, и сладок, то об ильинском рое крестьяне замечают, что он уже «не корысть» , т. е. так как наступает осень, молодые пчелы не успевают запастись на зиму пищей.

Осеннее время, действительно, уже близко. Признаками этого времени служит то, что ночи становятся и темнее и длиннее, вода же в реках и озерах холоднее.

  • Пётр и Павел день на час убавил, а Илья прок два уволок;
  • С Ильина дня, - говорится в народе, - работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна.

Запрет на купание

«До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается» , потому что, по поверью некоторых крестьян:

  • Илья пророк холодный камешок в воду опустил;
  • Илья-пророк пустил в воду ледок;
  • Ильин день - олень ногу окунул (или «копыто обмочил»).

Другие же причину охлаждения воды приписывали «открыванию» Ильей родников (родники распахнул). Помимо того, что вода после Ильина дня становится холодной, в ней резвится нечистая сила, поэтому крещеному человеку после Ильина дня нельзя заходить в оскверненные водоемы.

Говорили также, что «олень в воду насикал» или «Илья написал в реку», поэтому вода порченная, купаться нельзя. Нарушивший запрет может если не утонуть, то заболеть или пострадать от нечистой силы.

В Тамбовской губернии после Купальни (Ильина дня) не купались — вода зеленью цветёт (С. Ю. Дубровина. Матвеевка тамб.). Зато в Ильин день проводился обряд обливания водой «обливушки» , характерный только для Тамбовщины. Все обливали друг друга водой из ведер, чтобы было здоровье, дожди и урожай в следующем году.

Корольков В. Громовник Перун

Нет нужды много говорить о том, что многие народные воззрения на пророка Илью остались в русском народе от языческого периода, когда наши предки - славяне поклонялись Перуну - богу громовержцу, с которым они в христианстве и отождествили пророка Божия Илью.

Служители православной церкви, еще в очень отдаленные от нас времена (в 15 веке), неоднократно в своих поучениях указывали на языческое происхождение народных представлений и поверий о пророке Илии, но народ, видимо, и доселе не отрешился от взглядов и преданий предков и продолжает сохранять, и любит выражать их, хотя это совершается теперь бессознательно, без мысли о языческом божестве - Перуне.

Литература:

“Русский паломник”

Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских
диалектах (на материале тамбовских говоров)
Мадлевская Е., Русская мифология. Энциклопедия
Амфитеатров А. В. Сказочные были. Старое в новом



Поделиться