Грамоте учиться всегда пригодится кто автор. Грамоте учиться – всегда пригодится

Болдырева Ольга Васильевна

Цель занятия : помочь детям в игровой форме освоить программный материал , сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи :

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.

Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.

Формы организации : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Оборудование :

Демонстрационный материал :

карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?» ;

символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета) ;

карточка с «зашифрованными буквами» ;

Раздаточный материал :

схема для определения места положения гласного звука в слове;

карточки с недописанными буквами; схемы предложений;

пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово» ;

карточки с игрой «Раздели слова на слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент :

Воспитатель выходит в центр группы и , протягивая по направлению к детям руки ладонями вверх, говорит : «Я рада вас видеть. Меня зовут Болдырева Ольга Васильевна» .

Дети подходят, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с воспитателем громко произнести : «Здравствуйте!» .

Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется(«Дружба» , а в какую вы ходите группу ? (Подготовительную группу ) . Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли учителя , которые в этом году будут набирать первые классы. Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим гостям, как мы готовимся к обучению грамоте . Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе , а выполнять мы их будем в порядке возрастания.

1 задание : Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы) .

1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/

2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/

3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/

4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/

5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)

7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь) .

8. Что изображено на гербе? (ответы детей)

9. Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин) .

10. Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин) .

11. В какой области мы живем? (Саратовской) .

12. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск) .

13. Сколько дней в неделе? (семь) .

14. Сколько времен года (четыре) .

15. Какое время года сейчас (зима) .

16. Кто «папа» ягненка? /баран/.

17. Назовите 4-е слово : птица- гнездо, человек -… /дом/

18. Как называется время суток между утром и вечером? /день/

19. Сколько месяцев в году(12)

20. Какой месяц между декабрем и февралем? /январь/

Воспитатель :

– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь» ? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).

2 задание : Игра «Расшифруй слово»

Задание выполняется у доски. (Слова : нога, душ, мост, ключ, перо- по 1-ым звукам;

Слова : (рот, сыр, кино – по последним звукам) .

Воспитатель : А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат). Слова : дом, сок, щенок, дуб.

Воспитатель :

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?

3 задание : Игра «Определи звук в слове»

Воспитатель : Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-(Ответы детей) .

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.

Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится ? (мышка) .

Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов : кит-кот, бинт-бант.

Игра «Дразнилка»

Воспитатель :

Повторяйте за мной слоги, называя только мягкий вариант :

А сейчас ответьте на вопросы так, чтобы слова начинались на звук М.

Какая ягода растет в саду? Любимое лакомство в жаркий день? Кого можно увидеть в зоопарке? Что любит медведь? Какой овощ растет в земле? Без какого фрукта не обходится ни один «Новый год?»

Физкультминутка


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4 задание : Игра «Лишнее слово»

КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.

КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.

КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.

КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.

КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.

ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.

ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.

ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.

ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.

МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.

5 задание : Игра «Какая буква «заблудилась» (Исправить ошибку) .

Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2) .

6 задание : Игра «Найди, что спряталось в слове?»

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

(Картинки показывать после того, как дети ответят на вопрос) .

7 задание : Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель : Нужно закрасить столько «кирпичиков» , сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным) .

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

8 задание : Игра «Составь предложение»

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? (Ответы детей : В предложении слова связаны между собой по смыслу.)

Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).


Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких) . Как называются маленькие слова? (предлоги) .

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы) . Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.

9 задание : Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово» .

Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова :

О К Н Е Ф А Т (КОНФЕТА)

Е Т А Г И М О Р (ГРАМОТЕИ )

10 задание : Игра «Расколдуй слово»

Воспитатель : И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель : Молодцы!

А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.

Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4» ! Запомните, ребята : «Грамоте учиться - всегда пригодится !"


Дети получают угощения.


1. Сомневаешься "приДТи" или "приЙТи"? Запомните раз и навсегда, правильно - "приЙТи".

2. Заказали "экспрессо"? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется "ЭСПРЕССО"!

3. Как правильно: "ПОБЕДЮ" или "ПОБЕЖДУ"? Никак! У глагола "победить" нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. "Одержу победу", "сумею победить" вполне себе заменяют эту форму.

4. Повторяем! Не существует слов "вообщем" и "вобщем"! Есть слова "ВООБЩЕ" и "В ОБЩЕМ". И точка.

5. В документах стоит "ПОДПИСЬ", а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - "РОСПИСЬ". Не путаем, друзья, не путаем!

6. С точки зрения лексической сочетаемости выражение "самый лучший" звучит так же нелепо, как "более красивейший". Большой привет режиссёрам "Самого лучшего фильма".

7. "Занять" - это взять взаймы! "Займи мне денег" - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. "Одолжи мне денег", "Можно мне занять у тебя?" - правильно.

8. "В течениЕ" (какого-то времени, в продолжение), но "в течениИ" (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

9. АДронный коллайдер! Не "АНдронный", кто такой этот "Андрон"? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. "Коллайдер", кстати, с двумя "л".

10. ВыИграть! Не выЙграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда "Й". Проверочное слово - ИГРА.

11. Как правильно: "едь" или "ехай" или " езжай"? Никак! Повелительная форма от глаголов "поехать" и "ехать" будет только "ПОезжай" или "ЗАезжай", "ПРИезжай" и т.п.. Употребление слова "езжай" без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

12. Все, кто еще говорит "ИХНИЙ", будут гореть в аду!

13. За написание "извЕни" вместо "извИни" пора вводить денежные штрафы.

14. Сомневаетесь, как верно: "ложИть" или "лОжить"?
Правильно: ПОложИть (-ложить только с приставками!) и класть (строго без приставки!). Например, "я кладу на ваши правила и нормы" или "я положИл на русский язык ещё в школе".

15. Девушки, не продолжайте общение с человеком, который пишет вам "ты симпОтичная девчЁнка". Помогите естественному отбору!

16. "Что бы мне ОДЕТЬ?" - можно думать только Юдашкину. Ну, вспомните же: "надеть носки" - "снять трусы", "одеть Машу" - "раздеть Катю". Поэтому правильно: "Что бы мне НАДЕТЬ?".

17. Не подменяйте "извините" на "извиняюсь". "Извините" - я был не прав и прошу меня извинить, "извиняюсь" - я уже себя извинил за эту ерунду, а вы как хотите.

18. "Тебе это нравиТЬся?"- "Нет, мне не нравиТЬся!" - это ужас!
Итак, вспоминаем школьную программу. Если глагол отвечает на вопрос "что делаЕТ?/что сделаЕТ?", то мягкий знак НЕ НУЖЕН. А если - на вопрос "что делаТЬ?/что сделаТЬ?", то мягкий знак НУЖЕН. Вот так вот, грамоте учиТЬся всегда пригодиТся.

19. Правильно ставьте ударения в словах:
красИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

20. Кто С Москвы? Шагом марш в деревню!
Литературная норма: я ИЗ Брянска, ИЗ Смоленска, ИЗ Екатеринбурга. "С Москвы" - просторечие.

21. "По-моEму", "по-твоEму" - пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС! Никаких "помойму" и прочей ерунды!

22. Запомните!
Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ. Никаких "иду на день рожденИЕ", "поздравляю, с днем рожденИЕм" и подобной ереси. Причем, все слова пишутся с маленькой буквы.

22. Правильно говорить: "Я люблю МОРОЖЕНОЕ (не мороЖНое, не морожЕННое). Я хочу ПИРОЖНОЕ (не пирожЕНое, не пирожЕННое)".

23. Запомните, как пишутся слова:
всё-таки, вряД ли, пОТихоньку, ВКратце, иЗРедка, неужТО, как будтО, ВПоследствиИ. Да, они пишутся именно так!

24. Классика. "ПозвонИшь мне?" - ударение всегда на последний слог! Без исключений! Проверяем песней "ПозвонИ мне, позвонИ".

25. Не говорите "сосисЬки", в этом слове в помине не было мягкого знака.

08.09.2017

Вопрос «ты что, неграмотный?» уже давно считается ироническим. В самом деле - кто хуже, кто лучше, но читать и писать у нас может всякий, гордиться этим умением никому и в голову не придёт. Международный день грамотности приходится как раз между Днём знаний (1 сентября) и Всемирным днём учителя (5 октября). Возможно, именно поэтому он не так уж широко отмечается в нашей стране.

Первого сентября все дети России отправляются за школьные парты, «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь». Есть у нас праздник славянской письменности, День русского языка, отмечаемый в день рождения Пушкина и отдельно – День книги. Казалось бы, нет причин отдельно отмечать День грамотности. И всё же это хороший и нужный праздник.

В 1965 году в Тегеране (Иран) прошла Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности. День её открытия, 8 сентября, и стал датой нового праздника, объявленного ЮНЕСКО в 1966 году: Международным днём грамотности.

Разумеется, сейчас понятие грамотности уже далеко выходит за рамки простого знания букв. Грамотность-2017 предполагает свободную ориентацию в мире высоких технологий, крепкую фундаментальную базу, достаточную для получения новых качественных знаний, открытый доступ к образованию, невзирая ни на имущественные, ни на половые, ни на какие другие различия. Собственно, тема этого года была определена в ЮНЕСКО как «Грамотность в эру цифровых технологий».

Тем не менее на планете до сегодняшнего дня более 700 млн взрослых остаются неграмотными в самом прямом смысле слова. Две трети из них – женщины. Множество детей не могут посещать школу – и ООН борется с этой проблемой, привлекая внимание людей во всем мире, финансируя образовательные проекты, награждая тех, кто способствует распространению грамотности на планете.

А как обстояло дело с грамотностью в России?

Умеешь ли грамоте?

До революции вопрос «умеешь ли грамоте?» никого не удивлял. И ответ на него нередко был отрицательным. Впрочем, даже некоторые «умеющие» сегодня смотрелись бы сущими неучами: можешь подписать своё имя – вот и хорошо. Часто бывало, что человек лишь читал по складам, а писать не умел вообще. Про таких говорили «полуграмотный».

Достаточно трудно однозначно ответить, как обстояло дело с грамотностью в Древней Руси. С одной стороны, огромное количество берестяных грамоток, найденных в Новгороде при раскопках, свидетельствуют: новгородцы пользовались всеми преимуществами письменности. Они слали друг другу просьбы, распоряжения по хозяйству, любовные признания (очевидно, довериться бересте было легче, чем говорить о своих чувствах).

Кстати, одна из берестяных грамоток – это упрек от девушки её пропавшему возлюбленному (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я, недостойная».

Великий Новгород вёл широкую торговлю с Европой, в вольном городе купцов и ремесленников грамотными были и мужчины, и женщины, и дети. Шестилетний малыш Онфим, имя которого нам известно, потому что он подписался, стал настоящей «звездой» археологии – его немудрёные рисунки, выцарапанные на бересте, украшают обложки солидных научных трудов. Онфим и его друг Данила забавлялись, рисуя на бересте, возможно, прямо на уроке, совсем как школьники нашего времени.


Берестяная грамота Онфима

Разумеется, не только новгородцы учились грамоте и обменивались посланиями. Берестяные грамоты находят и в Вологде, и в Пскове, и в Рязани со Смоленском. Просто в Новгороде болотистая почва позволила хрупкой бересте «законсервироваться» – таким образом до учёных дошли «грамотки», датируемые едва ли не XII веком. Кроме того, учёные доподлинно знают об училищах, организованных князьями (им были нужны грамотные священники и управляющие).

К сожалению, войны, смуты, набеги завоевателей губили отечественную культуру. В пожарах сгорали библиотеки и школы, образованные люди гибли или попадали в рабство. Увы, как и сегодня, там, где идет война, мало у кого хватает сил и времени учиться. В результате не только князья, бояре и воины, но даже священство в массе своей оказалось «некнижно» . Зачастую рукополагали и вовсе неграмотных попов, которые совершали богослужения по памяти – или как Бог на душу положит (на это жаловался епископ новгородский Геннадий, говоря, что некого «ставить в попы» , и учиться ставленникам не у кого). Геннадий бил челом царю Ивану III, прося о создании школ, в которых бы накрепко учили азбуке, а потом чтению по Псалтыри, но пользы это особенной не принесло. Когда ставленников (кандидатов в священнослужители), спрашивали, почему они мало умеют грамоте, те отвечали: «Мы учимся у своих отцов или у своих мастеров, а больше нам негде учиться; сколько они знают, тому же учат и нас. А прежде в Российском царстве, на Москве и в Великом Новгороде и по иным городам многие училища бывали, грамоте, и писать, и петь, и читать учили, и потому много было тогда гораздых грамоте, и писать, и петь, и читать, и были певцы, чтецы и добрые писцы, которые славились по всей земле и доднесь».

Книги и книжники

В какой-то момент, когда в Новгороде вспыхнула ересь «жидовствующих», священники ничего не могли поделать: им просто не хватало компетенции спорить с грамотными еретиками, которые, в отличие от них, умели читать, знали иностранные языки и могли аргументировать свои слова точной библейской цитатой. Как особая редкая добродетель героя-богатыря в былинах всегда отмечается его образованность – что он «крест кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-учёному».

Знаменитая библиотека Ивана Грозного, богатству которой дивились те немногие, кто её мог увидеть и оценить, оставалась лежать в скрытых покоях Кремля мёртвым грузом – государи московские не могли их прочесть. Книги на латыни, греческом и еврейском (числом более 800), в своё время привезённые с Востока, долгое время хранились под замком, а потом и вовсе исчезли, став одной из многочисленных московских легенд.

Библиотеки при монастырях, разумеется, использовались куда более рачительно, но к ним не было доступа ни для белого духовенства, ни тем более для мирян.

На Стоглавом соборе при участии Ивана Грозного было решено, чтобы дьяки и попы у себя в домах учили детей грамоте, письму, церковному пению, «чтению налойному» (с аналоя). К сожалению, эта хорошая инициатива не получила достаточного развития. Кроме того, рукописные книги, по которым и надлежало бы учиться читать, содержали в себе такую массу ошибок, описок, неверно понятых мест, что, как свидетельствовал Иван Фёдоров, первопечатник российский, «среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов».

Иван Грозный не щадил средств, пытаясь устроить в Москве печатни, – и наконец-то среди русских людей появились истинные подвижники книжного дела – Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Из Польши был привезён печатный станок, выпущены первые книги – «Апостол» и «Часослов». Но несмотря на щедрое финансовое обеспечение лично от Ивана Грозного, несмотря на успех предприятия и покровительство на самом высоком уровне, всё закончилось печально – по русской пословице «жалует царь, да не жалует псарь» . Английский дипломат и мемуарист Дж. Флетчер писал, что однажды ночью типографию подожгли – станок и дорогостоящее оборудование сгорело дотла, мастерам чудом удалось избежать гибели. Флетчер указывал, что это было устроено руками невежественного духовенства, которое боялось, «чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие» . Флетчер не был прямым свидетелем: он приехал лишь через полсотни лет и описывал происходившее с чужих слов. Доподлинно известно, что Иван Фёдоров со товарищи и вправду были вынуждены покинуть родину, взяв с собой настоящее сокровище – резные гравировальные доски и шрифты (очевидно, уцелевшие во время пожара). Как бы то ни было, дальнейшие труды первого российского книгопечатника-москвитянина продолжались уже в Европе.

Борис Годунов всерьёз намеревался изменить ситуацию и устроить светские школы, но, видимо, к политикам по имени Борис в России судьба явно не благоволит. Неурожайные годы, смерть государя и последовавшая за тем Смута свела на нет все его труды. И хотя постепенно в крупных городах начинали появляться учебные заведения (к примеру, Еллино-греческая академия братьев Лихудов, впоследствии ставшая знаменитой Славяно-греко-латинской академией), всё же грамота оставалась уделом весьма немногих, кому повезло родиться в нужной семье и в нужном месте, – или кому не мил был свет без учения.

Впрочем, отдельным слоям населения грамота была необходима – и родители заботились об образовании отпрысков. Таковы были старообрядцы, которые не мыслили себя без строгого следования канонам и сохраняли «неиспорченные» книги, избежавшие правки. Сосланные и гонимые священники старого толка рассылали многочисленные послания своим духовным детям, эти наставления свято берегли, прочитывали, переписывали и прятали от чужих глаз. Разумеется, трудно было обходиться без грамоты северным поморам, суровым мореходам. Чтение карт, сопровождающие записи – всё это требовало хотя бы минимальных познаний. В глухой двинской деревне Холмогоры, как мы помним, у юноши Михайлы Ломоносова была возможность заниматься по ведущим учебникам того времени: «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого – потому что местный дьячок имел весь комплект, ставший «вратами учёности» для первого российского академика. И это при том, что о стотысячных тиражах и рассылке учебников по всем медвежьим углам страны не было и речи. Вот такой дьячок был в деревне Холмогоры.

Игра в солдатиков

Пётр Великий, пожалуй, впервые осознал необходимость широкого начального образования своих подданных. Если отпрысков состоятельных и знатных родов отправляли учиться за рубеж, чтобы в кратчайшие сроки подготовить грамотных специалистов, то для дворянских недорослей средней руки были разработаны специальные арифметические школы. Первую такую открыли в 1701 году в Москве, при Навигационном училище. Детям 10-15 лет преподавали геометрию, арифметику, учили чтению и, конечно, нравственности и этикету. Вторая такая же экспериментальная школа была открыта в Воронеже, где Пётр в то время рассчитывал построить российский флот. Идея с флотом провалилась, оставив очень ощутимую дыру в бюджете, но цифирная школа царю в результате понравилась – и с 1714 года при архиерейских домах и монастырях было велено учреждать такие же учебные заведения.

Казалось бы, всё шло отлично. Ещё через некоторое время практически в каждом городе было две государственных школы – одна духовная, другая арифметическая, готовившая военных, промышленников, моряков – всех, кто мог бы понадобиться государству.

Проблемы начались на уровне реализации. Учителя настаивали на железной дисциплине и внедряли её драконовскими методами. Прок от учения далеко не всегда был заметен, а самое главное – неясен для родителей. В конце концов купцы и коммерциалы собрались и подали царю челобитную, в которой умоляли освободить их детей от школы. Мотивация была самая простая: любой купец приучает своё детище с младого возраста к работе, объясняя все тонкости заодно с грамматикой и арифметикой, заставляя практиковаться в своей лавке или в дальних разъездах по стране, к вящей пользе государевой. А тут в самые плодотворные для освоения ремесла годы детей только и делают, что порют и учат невесть какой ерунде. Откуда же возьмётся новое поколение купцов, если после такой учёбы молодой человек лишь даром потерял время? А не будет торговли – не будет и налогов, не на что будет содержать армию, строить корабли…

Петр подумал и согласился, разрешив купеческим детям заниматься дома. Дети священников, разумеется, отправлялись в епархиальные духовные школы. Так, в цифирных школах практически не осталось учеников. Народ не оценил предложенной ему идеи начального государственного образования – с другой стороны, уж слишком страшным и бессмысленным было её воплощение.

Для солдатских детей при гарнизонах была открыта сеть гарнизонных школ, где с 7 лет мальчиков обучали грамоте, арифметике, военным упражнениям (экзерциям), а после тех, кто проявлял хорошие способности, учили дальше – на писарей, младших офицеров, военных музыкантов, артиллеристов, а всех прочих определяли или в военную службу, или приставляли к ремёслам. Кожевенники, кузнецы и столяры были нужны армии в гигантских количествах. Государство худо-бедно обеспечивало воспитанников едой, одеждой, книгами и всем необходимым для обучения, раз в три года выдавали овчинную шубу, шапку, штаны, со времени зачисления в школу обучающемуся платили небольшое жалование.

Кантонист, 1892, Харьковский художественный музей

Через некоторое время гарнизонные школы были реструктурированы в школы кантонистов, куда собирались дети солдат, а также малолетние рекруты – евреи (еврейских мальчиков-рекрутов разрешалось призывать с 12 лет, по 7 человек с каждой 1000 мужчин, и очень часто родители со слезами жертвовали младшими сыновьями, ещё не прошедшими гиюр, чтобы избавить от царской службы старших), а также цыгане, дети мятежных поляков и мальчики-сироты. Инославных и нехристиан специально увозили подальше от родных мест – и всеми силами склоняли к переходу в православие. За это полагались определенные блага, в том числе большое денежное вознаграждение, а упорство могло стоить мальчику очень дорого. Кантонистские военные заведения обеспечивали армию писарями, аудиторами, кондукторами и картографами, а также военными музыкантами, то есть в сущности всё было не так уж и плохо. Но жизнь кантонистов была настолько безотрадна, что многие рекруты до конца дней не могли простить своих родителей, отдавших их на эту каторгу, от которой не было избавления: срок службы составлял 25 лет, и годы школьной муштры не засчитывались. Малолетние кантонисты, приходя на службу здоровыми крепкими детьми, таяли как свечи от муштры, дурного питания, отсутствия лечения и произвола командования. Смертность в школах кантонистов была очень высокая. При Александре II эти школы в знак особой монаршей милости при коронации были переоборудованы в обычные школы военного ведомства, а всем обучающимся там детям позволили вернуться к родным, если они того хотели и если им было к кому возвращаться.

Так обстояло дело с солдатами, путём страшных мучений и зачастую против собственной воли получавших образование. А что же с крестьянами?

«Легли в коробку книжечки»

Мы привыкли считать, что грамотных среди крестьян практически не было, что вся эта «тёмная и косная» масса с грамотностью ничего общего не имела. А на самом деле – всё совсем не так. То, что среди крестьян XVIII века были грамотные люди, – несомненно: историки имеют массу документов, написанных и подписанных крестьянами (челобитные, «сказки», допросные листы). Некоторые, впрочем, добавляли: «Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался» . Екатерина II планировала тотальное образование для мужского сельского населения России, но – увы – денег, учителей, учебников для осуществления этого плана катастрофически не хватало, идея народных училищ реализовывалась медленно и в недостаточном количестве (на всю Россию в 1786 г приходилось едва ли 40 училищ, домашних пансионов и сельских училищ, с 136 учителями и 4398 учащимися).

Не лучше оставалось положение с народными училищами и в первой трети XIX века. Хотя вновь созданное Министерство народного просвещения выработало отличный план по обеспечению начального образования для народа, всё осталось на бумаге. Ответственность за обучение крепостных детей и содержание школ возлагалась на помещиков – и многие из них охотно устраивали у себя школы, следили за успехами детей, награждали отличившихся, а наиболее талантливых отправляли учиться дальше, видя в том пользу и для себя.

Но далеко не все помещики разделяли точку зрения, что крепостному нужно образование. Крестьянству официально был закрыт пусть в высшие государственные школы (Ломоносов, чтобы поступить в Академию, назвался дворянским сыном), но зато оставался широкий простор для частной инициативы. Местное священство за определённую плату учило детей читать и писать, кроме того, существовали так называемые «вольные учителя», основным ремеслом которых и было обучение крестьянских детей. Иной раз этим занимались вышедшие в отставку солдаты, странствующие монахи, семинаристы, заштатное священство. Зажиточные крестьяне могли в складчину приглашать таких «гулящих» (то есть не приписанных к определенной земле)учителей в своё село – и сообща устраивать «вольную школу», обеспечивая учителя жильём и едой.

В первый же базарный день после начала обучения родители покупали ученикам по азбуке и по указке. Заниматься начинали после совместной молитвы. Вначале изучали церковнославянскую азбуку и твердили «склады» (все возможные сочетания согласных и гласных). Затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтыри, после чего приступали к гражданской азбуке, и тогда приобретались новые учебники. Переход от одной учебной книги к другой был праздником и для учителя, и для детей, и для родителей.

Бегло читать «и по-церковному, и по-граждански» дети выучивались, как правило, за две зимы. Обычно учение в деревнях начиналось 1 декабря, когда закончились крестьянские работы. В этот день отмечали память пророка Наума, и будущие ученики молились: «Святой пророк Наум, наставь меня на ум!» Разумеется, книги в крестьянской среде были по большей части рукописными и полезными в хозяйстве – «духовные» (с поучениями), лекарственные (с рецептами от всех болезней), песенники и т. д. Читать и слушать «про божественное» в русской деревне очень любили. Также популярны были лубки – отпечатанные и грубо раскрашенные картинки, сопровождаемые текстом.

Много позже, когда книгопечатание уже вполне развилось, выпускались специальные книги для крестьян – самые дешёвые и простые. Как ни странно, русские книги, ставшие теперь классикой, среди крестьянства популярностью не пользовались. Некрасов, довольно точно описывавший быт крестьян, перечислил книги, которые у купца оптом забирают бродячие офени – книготорговцы:

Спустил по сотне Блюхера,

Архимандрита Фотия,

Разбойника Сипко,

Сбыл книги: «Шут Балакирев»

И «Английский милорд»...

Что же читали грамотные крестьяне в XIX веке? Всё то же – поучения архимандрита Фотия, «Военные подвиги и анекдоты прусского генерал-фельдмаршала и орденов разных государств кавалера Блюхера» (впрочем, на ярмарке у Некрасова речь, скорее, шла о портретах бравого генерала – с орденами и орлиным взглядом), лубочную книгу Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы», а также сборник анекдотов шута Балакирева, жизнеописания известного разбойника Ваньки Каина – и авантюриста Сипко, выдававшего себя то за военного офицера, то за дворянина. В сущности, тот же по духу ассортимент мы встретим в любом книжном киоске.

Научившись читать и получив возможность покупать дешёвые книжки, крестьяне при всем богатстве выбора предпочитали литературу с занимательным авантюрным сюжетом и пылкими страстями. Русская литература с ее психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру героя, пространными описаниями пейзажей в этой среде не котировалась вообще, хотя отдельные произведения Пушкина, Карамзина и Гоголя пользовались популярностью, так же как романы Майн Рида и… «Потерянный и возвращённый рай» Джона Мильтона. Это было и о «божественном», и о чувствах.

Уважали в деревнях и прессу – выписывали газеты и порой иллюстрированные журналы – «Ниву» и «Родину». Часто практиковалось «общее чтение» – все собирались вечером в одной избе - и грамотные (иногда малолетние ученики) читали общему собранию выбранную книгу. В. П. Вахтеров, российский педагог-просветитель, писал: «Всякий, кто наблюдал за чтением в деревне, кто видел, с каким трепетом сердечным следят деревенские читатели за терзанием героя рассказа, с каким восторгом узнают они о его удачах, кто слышал этот искренний, неудержимый гомерический хохот деревенской аудитории, когда положение действующих лиц рассказа становится комичным, видел эти слёзы наиболее впечатлительных слушателей, сопровождаемые вздохами и восклицаниями других при талантливом воспроизведении кем-нибудь печального события, кто слышал суждения крестьян по поводу просто и толково прочитанного, тот знает, что при хорошем чтеце талантливая, интересная и доступная пониманию народа книга оставляет неизгладимый след в душе простолюдина, входит в его мировоззрение, становится заметным фактором в его духовной жизни».

«Наш великий, могучий, правдивый и свободный…»

Сдвинулось с мёртвой точки дело лишь после освобождения крестьян. Александр II с его реформами добился того, о чём тщетно хлопотало столько организаций до него. Земские школы работали не на бумаге, кроме того во второй половине века в деревню хлынуло масса волонтёров-разночинцев, желающих учить и просвещать взрослых и детей. Молоденькие барышни-учительницы, тысячи безвестных энтузиасток, отправлялись в деревню, как миссионеры в далёкие земли. В сущности, они довольно мало знали реальный народ и руководствовались, скорее, благими идеями и некими умозрительными теориями.

«Народники», желавшие сами «учиться у народа», «приникнуть к корням», найти своё место в мире, в массе своей испытывали после столкновения с «мужичками» глубочайшее разочарование. Политическую агитацию крестьяне срывали сами, сдавая полиции непонятных господ, рядившихся в мужиков и говоривших крамольные речи. А «учителки» и врачи, шедшие «в народ» как на подвиг, скорее, были головной болью для местной администрации. Да и не особенно жаждали крестьяне отдавать своих детей в учение. Бесплатной медицинской помощью пользовались охотно, а вот ради книжки отрывать «малого» от работы соглашались не все. Земские школы – хороши они были или не слишком, – но всё же решали дело лучше, чем все предыдущие попытки государства и прекрасные порывы «народников».

В 1897 году в Российской империи состоялась первая Всеобщая перепись населения. Это был очень серьёзный проект, в нём принимало участие множество людей, одним из деятельных ее организаторов был П. П. Семенов-Тян-Шанский. В перечне вопросов, на которые отвечали все жители империи, под номером 12 полагалось ответить, грамотен ли опрашиваемый. И если умеет читать – то где обучался. По результатам этой переписи мы доподлинно знаем, что уровень грамотности в европейской части России составил 21,1 %, причём среди мужчин он был существенно выше, чем среди женщин (29,3 % и 13,1 %, соответственно). По всей же Российской империи – 19,78 %. Естественно, что в отдельных губерниях грамотность была очень высокой, в отдельных – крайне низкая, но общий факт остаётся фактом. До поголовной, стопроцентной грамотности было очень далеко. Кроме того, грамотность среди крестьян очень сильно зависела от имущественного положения, величины земельного надела. Зажиточные могли подумать о таком важном деле, а для бедняка это всё оставалось пустой тратой времени. Увы, даже и выучившись грамоте, люди довольно быстро забывали её, если не было практики.

В 1916-м 80% призывников были грамотными

При Николае II общественное образование стало одной из самых насущных задач. В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1,5 млрд рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек. Министерство народного просвещения в 1911 году не без гордости отчитывалось: «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счёт местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным».

Это были не простые слова. Во всех уездных городах России были гимназии – с высоким уровнем преподавания. В 1916 году уже 80 % призывников были грамотными. Анкета, проведённая в 1920 г., установила, что 86 % молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы Гражданской войны. Да и в первые годы Советской власти учителями были выпускники тех самых земских школ и гимназий. Учить тогда умели.

Накануне Первой Мировой войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов, из них студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих/цеховых/крестьян и пр.) было в среднетехнических учебных заведениях — около 80 %, в технических вузах – более 50 %, в университетах – более 40 %. И эти цифра росли и росли. К сожалению, после революции и связанных с нею катаклизмов эта цифра упала катастрофически. В 1927 году на XV съезде ВКП (б) Н. К. Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 году значительно уступала грамотности призыва 1917 года – за каких-то десять лет всё «просело».

Увы, ликвидация тотальной безграмотности совершалась руками тех, кто её же и организовал. Среди «раскулаченных», высланных, лишенцев, репрессированных и просто расстрелянной «контры» были не только злостные враги нового строя и идейные противники, но и те, кто по каким-то причинам не нравился воинствующей посредственности, дорвавшейся наконец до власти. Страна была подвергнута шоку, крестьянство поставлено на грань уничтожения организованными голодоморами и продразвёрстками, при которых изымался даже посевной фонд (то, что потом было названо изящным словом «перегибы») – когда речь идёт о выживании, уже не до образования. Особенно если обвинения «ишь, шляпу надел» и «чо, самый грамотный тут? » были достаточной причиной для самосуда на месте. Согласно переписи населения 1937 года, 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя в стране декларировалась всеобщая грамотность. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Её организаторов репрессировали, перепись 37 года вощла в анналы истории как «расстрельная». Катастрофически упавший уровень грамотности населения удалось хоть как-то исправить лишь к 50-м годам ХХ века, уже после Великой Отечественной.

Наверное, нам, уже не представляющим, что взрослый человек в нашей стране может не уметь читать и писать, сейчас кажется, что эту страницу в истории мы уже перевернули. На самом деле, не стоит забывать: грамотность – это не столько привилегия, сколько показатель. Это спокойная жизнь населения, определённый достаток, уважение к умственному труду, это высокий уровень развития науки и искусства и даже самоуважение к себе как к единице языка. Грамотность народа – это не про низкий или высокий балл за ЕГЭ и не про оценку в журнале. Собственно, об этом и напоминает ЮНЕСКО, уже в 51 раз отмечая Международный день грамотности.

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Грамоте учиться - всегда пригодится

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем урок наш сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Чтец 3.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Чтец 4.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладейте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агент мельком водопровод

Гусеница газопровод заржаветь

Торты вахтер банты

Балуюсь щавель каталог

Комбайнер квартал свекла

Тефтели включим звонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

(Тише едешь- дальше будешь.)

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - … (по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - … (а руки делают).

5. С кем поведёшься-… (от того и наберёшься).

6. Старый друг-… (лучше новых двух).

7. Не место красит человека-… (а человек место).

8. Не говори «гоп»-… (пока не перепрыгнешь).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

Что означает …

    Кожа да кости (худой)

    Дырявая память (плохая)

    На всех парусах (быстро)

    Перемывать косточки (сплетничать)

    Хоть кровь из носу (обязательно)

    Сбить с толку (запутать)

    Кот наплакал (мало)

    Комар носа не подточит (идеально)

    Клевать носом (дремать)

    Пускать пыль в глаза (обманывать)

    Как снег на голову (неожиданно)

    Человек с головой (умный)

    Игра “Кто быстрее?”

    Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

    Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

    Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

    Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

    Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

    Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

Задание для сообразительных.

Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

Финальная песня «Говорим на русском языке»

(Подведение итогов игры).

Грамоте учиться – всегда пригодится

Звучит торжественная музыка

Вступительное слово.

Ежегодно 24 мая весь славянский мир отмечает Праздник славянской письменности, потому что более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными монахами, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием был изобретен славянский алфавит. Создание этого алфавита открыло славянскому народу путь к просвещению, обогатило русский я зык, русскую речь

Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые мы можем написать и прочитать? Без этого языка не было бы нашей нации - русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

Поэтому мы сегодня собрались отметить это знаменательное событие в культурной жизни нашей страны.

1-й ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

2-ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания.

1-ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. Они воспитали не мало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности, они открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей писали и читали на старославянском языке.

2-ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-ведущий: Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2-ведущий: В АЗБУКЕ Кирилла и Мефодия все буквы имели свои названия. Учили АЗБУКУ так.

Чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В – как, Веди, Г – глаголь

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного пера

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

1 ведущий: Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит слог, а потом уже произносил так, как надо при чтении: БУКИ – АЗ –БА, ВЕДИ-АЗ -- ВА

Посмотрите сценку из повести Алексея Максимовича Горького «Детство» в исполнении учеников______________________________________________

Ведущий: Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

2 ведущий: А теперь давайте и мы попробуем почитать так как читали в старину наши предки.

Задание: Даются слова желающим, азбука . Слова написаны на отдельных листах бумаги. Каждое слово нужно прочитать так, как читали дети в старину.

Слова –

МАМА - Мыслить – Аз - МА Мыслить – Аз -МА МАМА

ГОД - Глаголь – Он – Добро ГОД

ВЕРА - Веди – Есть – ВЕ, –Рцы – Аз - РА ВЕРА

ПАПА – Покой – Аз - ПА, Покой – Аз - ПА, ПАПА

ДОМ – Добро – Он – Мыслить ДОМ

ГОРА – Глаголь – Он - ГО Рцы – Аз - РА ГОРА

Буква - Буки- Ук-Како - БУК, Веди – Аз – ВА БУКВА

Слово - Слово-люди-он - СЛО, веди-Он - ВО СЛОВО

1 ведущий : Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от АЗ до Y (ижицы)

В народе издавна говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». Издание азбуки открыло многим путь к образованию. Сейчас мы не мыслим жизнь без образования.

А когда-то было так, как в сценке из пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Исполняют ученики________________________________________________________

«В грамматике он силен»

Правдин (взяв книгу). - … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан.- Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. - Дверь, котора дверь?

Правдин. - Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. - Эта? Прилагательна.

Правдин. - Почему же?

Митрофан. - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Правдин. - Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. - И ведомо.

Госпожа Простакова. - Что, каково, мой батюшка? ...

Правдин. - Нельзя лучше. В грамматике он силен.

2 ведущий: Да, поучительно, а интересно сейчас есть такие нерадивые ученики?

1 ведущий : А давай послушаем ребят из _____________класса, что они нам расскажут!

Чтец:

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт мага́зин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы́…»

«Секет свеклу́…»

«Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «по́ртфелем» зовет.

НО мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя́.

Петя́! – несется со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя́,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя́» обижен на ребят:

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Ю. Тимянский

2 ведущий: А еще бывают такие ученики как в стихотворении, которое называется

«Ленительный падеж». Читает __________________________________________

Спросили Лежебокина:

А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более творить я не хочу

Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Да,переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

1 ведущий: Стихотворение о мечтательнице на уроке прочитает_____________________

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

о предложном падеже.

2 ведущий: Нет, это не про учеников нашей школы. У нас даже первоклассники знают, чему учат в школе. Сейчас они нам об этом споют.

Исполняется песня «Чему учат в школе» композитора Шаинского

1 ведущий : Русский язык очень богат и разнообразен.

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

С. Сергеев-Ценский

2 ведущий: В русском языке огромное количество пословиц, поговорок, считалок. Они делают нашу речь красочной.

Сейчас ребята ___________ класса расскажут нам забавные считалки, приставалки и скороговорки. (Все чтецы выстраиваются в ряд, выступая вперед при чтении)

Приставалка. Саша Черный

Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

Отчего шоколадки не растут на кроватке?

Отчего у няни волосы в сметане?

Отчего у птичек нет рукавичек?

Отчего лягушки спят без подушки?

« Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка».

Как понять? Михаил Яснов

Много мошек – мошки.

Много кошек – кошки.

Бык улегся у реки,

Два быка-

Уже быки.

Но не ясно мне про пони –

Ту, в упряжке и попоне:

Вот шагает,

Недотрога

В свой возок запряжена…

Пони-

Это значит

Много!

А она –

Совсем одна…

Может скажет пони-мать,

Как все это понимать?

Я придумываю фамилии Михаил Яснов

Утенок- Уточкин!

Цыпленок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребенок – Кллячкин!

Барашек – Овечкин!

А я?

Человечкин!

Мирная считалка

На дороге у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались и сцепились!

Прибежали разнималки –

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали дразнилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Вкусная считалка

Жил на свете человек

По прозванью Чебурек

С дочкой и сынишкой –

Пончиком и Пышкой.

А жена его Оладья

Шила всем соседкам платья:

Со сметаною – худым,

Толстым с кремом заварным!

Несъедобная считалка

Суп из шишек –

Для мальчишек.

Из гребенок для девчонок.

Из репейника бульон.

Кто не хочет-

Выйди вон

Я помогаю на кухне

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Шагом… марш!

Стой! Кто идет?

Фарш!

Петух и червячок

Петух,

Во сне увидев червячка,

Подумал так:

«Заморим чевячка!»

«Ужасный сон!...»-

Подумал червячок

И повернулся на бочок.

Игра

Ерш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается: лягушка – лягается?

1 ведущий: Давайте сыграем в игру, которая называется «Веселая семейка»

Я называю животное, вы, ребята, хором называете его пару и детеныша. Например:

Заяц – зайчиха - зайчонок. Отвечайте хором и дружно.

Волк –

Кобыла – жеребец – жеребенок

Слон –

Лось –

Коза

Верблюд –

Курица – петух – цыпленок

Лиса –

Утка – селезень – утенок

Медведь –

Овца – баран – ягненок

Орел –

Лев –

Свинья – боров – порсенок

Черепаха – черепаха – черепашонок

Ворон –

Ласточка - Ласточка - Ласточка

2 ведущий: А сейчас давайте устроим соревнование «Кто больше знает пословиц и поговорок об учении»

Сначала я вам помогу. Например: «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Сначала аз да буки, а потом и науки.

Аз, буки и веди - страшат что медведи.

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Кончил курс науки, а знает аз да буки.

Аз, буки – бери указку в руки, фита, ижица – плетка ближится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Аз да буки избавляют от муки

Продай кафтан, купи буквицу.

Хочешь познать истину, начинай с Азбуки.

1 ведущий: Очень хорошо! Видно вы все понимаете важность учения, и будете учиться только на пятерки, чтобы наша страна была самая сильная и богатая!

Русский язык

Издревле, когда еще чтилась рогатина,

Богатствами славилась наша земля,

В слоеньях хребтов – изумруды да платина,

В реках осетры, а в лесах – соболя.

Ну, где – укажите! – найдете вы за морем

Овитый былинами кремль золотой,

Вокзалы метро в малахите и мраморе,

Василья Блаженного купол витой?

Но лучше, сокровищ стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетья смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения,

Могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя простота и твоя красота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики.

С тобою сроднились все светочи мира.

Во всем первородстве явил ты для нас

Вулканную лаву трагедий шекспировых

И марксовых формул граненый алмаз.

Россия моя! Над серебряной Сеною,

Над Нилом, над малой рекой Халхин-Гол

Гремит откровеньем над всею вселенною

О правде и мире твой вещий глагол.

К.Алтайский

2 ведущий: Сейчас ученики 1 класса споют песню____________________________-




Поделиться