Эмоции, их развитие. Теории эмоций

Ученые изучают мозг уже более 100 лет, однако до сих пор это остается сложнейшей загадкой для человека. Каким образом работает мозг? На этот вопрос сегодня вам не ответит ни один нейробиолог. Мы лишь в состоянии понять некоторые явления, которые происходят в нейронных сетях мозга и каким образом они отражаются на нашем состоянии. Так как же формируются человеческие эмоции, и в каких именно областях мозга рождаются чувства?

Несколько слов об эмоциях

Это одно из проявлений отношения человека к самому себе и окружающей действительности. Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволило управлять ими. Так, грамотный психолог может хорошо поработать с эмоциями человека, дав ему возможность справиться с негативными их проявлениями, в частности, перебороть страх, гнев и другие состояния, мешающие человеку радоваться жизни.

Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки - радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности.

Нужно понимать, что эмоции проявляются не только в определенных субъективных переживаниях, но и вполне объективных проявлениях. Например, при той или иной эмоции человек совершает определенные действия, у него выражается мимика и проявляются специфические для данной эмоции вегетативные реакции.

Чувство вины и стыда - височные доли

Нам достаточно легко понять каким образом мозг оперирует и мыслительным процессом. Но как же быть с чувствами? Мы так привыкли к фразам вроде «разбить сердце», если речь идет о грусти, или «залился краской», когда описываем стыд. В этом смысле нам достаточно сложно принять тот факт, что эмоции и чувства также, как и мыслительный процесс и память, формируются в мозге. И все же, это так. Эмоции - нейрофизиологический процесс, протекающий в тканях головного мозга. Сегодня благодаря технологиям нейровизуализации ученые могут оценить этот процесс.

Группа ученых из Университета Людвига Максимилиана (Мюнхен) под руководством Петры Михаль провели серию любопытных исследований по выявлению областей головного мозга, которые отвечают за чувство вины и стыд. После проведения множества МРТ-снимков головного мозга ученые выяснили, что анатомически эти две эмоции соседствуют.

Экспериментаторы попросили участников исследования вообразить, будто они ощущают сильную вину или стыд, и в обоих случаях такие эмоции активировали височные доли мозга. При этом следует отметить, что стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая ответственна за связь с внешней средой и сообщает человеку об ошибках, а также парагиппокампальную извилину, которая отвечает за запоминание сцен и воспоминаний из прошлого. Что касается чувства вины, то она в свою очередь, активировала латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину. Это центр вестибулярного анализатора.

Помимо этого, у пристыженных людей начинали активироваться передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, также активизировались миндалевидные тела и островковая доля. Что касается последних двух зон мозга, то они входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции, например, «бей или беги», а также работу внутренних органов, кровяное давление и другие процессы и реакции.

При сравнении мозга людей разного пола, ученые обнаружили любопытный факт. Так, у женщин, например, вина затрагивала только височные доли, а у мужчин также начинали работать и лобные доли, затылочные доли и миндалины. Это одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за ощущение страха, паники, гнева и удовольствия.

Чувство гнева и страха - миндалины

Лимбическая система мозга ответственна чувства, действия и реакции, необходимые для выживания вида. Формируется лимбическая система во время внутриутробного развития плода. Важнейшим элементом лимбической системы являются миндалины - структуры, располагающиеся возле гипоталамуса. Миндалины активизируются, когда человек видит пищу, сексуального партнера, плачущих детей, соперников и так далее. Реакция организма на источник страха - также работа миндалевидных тел. Например, если ночью вы возвращаетесь домой, и по дороге вам кажется, что кто-то вас преследует, то это также работа миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, которые проводились в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Что касается гнева, то, как выяснилось, он также возникает благодаря активности миндалевидных тел. При этом ученым удалось выяснить, что по физиологическим параметрам сильно отличается от страха, печали и иных неблагоприятных эмоций. Как это не парадоксально, но в этом смысле человеческий гнев удивительным образом похож на счастье. Так, гнев подталкивает нас двигаться вперед, как радость и удовольствие, в то время как страх и горе вынуждают человека отстраняться. В состоянии гнева, ярости и злобы в мозге активируются самые различные участки, ведь для реализации этой эмоции мозгу необходимо оценить обстановку, а также обратиться к памяти, опыту, нормализовать выработку необходимых гормонов и провести много другой работы для того чтобы полностью подготовить организм к такому чувству.

Чувство радости и смех - префронтальная кора и гиппокамп

В моменты, когда мы испытываем , счастье, смеемся и улыбаемся, то в это время в головном мозге активизируется большое количество различных участков. При этом также задействуется знакомое нам миндалевидное тело, а также префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга. Таким образом, радость, также как и гнев и страх, охватывают практически весь мозг.

Учеными было установлено, что в момент радости у человека правая миндалина становится немного активнее левой. Довольно распространенное мнение, что левое полушарие мозга отвечает за логические процессы, а правое - за творчество. Однако сегодня ученые знают, что это не так, ведь для выполнения большинства функций мозгу, на самом деле, нужны обе части, несмотря на то, что асимметрия полушарий действительно существует. Например, крупные центры речи располагаются с левой стороны, а зона, которая отвечает за обработку интонации - располагается с правой стороны.

С лимбической системой головного мозга тесно связана префронтальная кора. Последняя представляет собой несколько областей лобных долей мозга, располагающихся в передней части полушарий, непосредственно за лобной костью. Префронтальная кора отвечает за нашу способность определять цели и ставить планы, достигать результатов, а также менять направление деятельности и даже импровизировать. Как показывают исследования, у женщин в моментах счастья префронтальная кора левого полушария немного активнее, чем правая.

Гиппокамп - еще одна анатомическая структура головного мозга, которая помогает человеку отделить важные эмоциональные события от второстепенных. Таким образом, сильные эмоции человек сохраняет в памяти надолго, а незначительные - быстро забывает. То есть гиппокамп оценивает значимость счастливой эмоции для помещения ее в архив памяти. Достигается это в том числе и за счет активности передней островковой доли мозга, которая также связана с лимбической системой. Установлено, что островковая доля большого мозга активнее всего ведет себя, когда человек испытывает приятные или печальные чувства.

Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

В то же время множество других исследований показывают, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. Даже прикосновение руки человека, который вам дорог, значительно облегчает печаль и боль. Это происходит благодаря высвобождению специфических нейромедиаторов - окситоцина и опиоидов. Они вырабатываются в моменты проявления нежности.

С помощью томографических исследований было установлено, что ласка и нежность вызывают сильный всплеск активности в соматосенсорной коре головного мозга, которая ответственна за наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают в моменты, если кто-то нежно касается нашего тела, особенно в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, которые способны все для нас изменить. Исследователи также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их касался близкий человек.

Вместо заключения

Несмотря на активное изучение мозга, пока еще ученым так и не удалось точно выяснить, что же представляет собой эмоция. Сегодня известно, что множество чувств рождается в лимбической системе, представляющей собой древнюю структуру мозга. Однако ученые отдают себе отчет в том, что далеко не все, что мы традиционно признаем эмоциями, на самом деле являются ими. К примеру, если рассматривать такое состояние как вожделение, то с физиологической точки зрения оно совсем не похоже на или радость. Установлено, что при вожделении импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме - так называемом «центре вознаграждения». Например, эта область также активизируется, когда мы едим вкусную пищу и во время оргазма.

Что такое эмоции? Как и почему они возникают? В чем разница между чувствами и эмоциями? Где живут наши эмоции? Что такое жизненная сила человека? Откуда она берется? Почему мы периодически испытываем одни и те же, не всегда радостные, эмоции? Ответы на все эти вопросы в небольшом видео, отрывке из выступления Лилии Гафар на конференции "Найти и принять себя 2.0"

У нас есть два источника влияния на внутреннее состояние . Первое - мы сами, наша личная воля и второе - это чужая воля, воля из вне. Если Вы берете ответственность за свои реакции и эмоции на себя, то управляете Вы, ваша воля. В противном случае Вами будут управлять другие.

Мы часто рассматриваем себя как следствие, а окружающий мир как причину. Обвиняем в чем-то других и говорим: "Это ты меня разозли, ты виноват в том, что я расстроилась" и прочее в том же духе. Так вот тут как раз и кроется первый секрет управления своей реальностью - мои реакции происходят во мне! В мыслях или в эмоциональной сфере - не важно. Мои реакции принадлежат только мне и только у меня есть выбор как реагировать. Я могу обидеться или прервать отношения, а могу просто пройти мимо и не обратить внимания. Могу разозлиться, начать кричать, а могу и отреагировать спокойно. Вариантов тысячи и только наш выбор, наше внутреннее отношение к ситуации определяет то, как мы отреагируем.

Чем опасны негативные эмоции.

Эмоции, особенно положительные, делают нашу жизнь яркой, красочной и насыщенной. Но, к сожалению(а может и к счастью) далеко не все эмоции в нашей жизни несут позитив. А неконтролируемые отрицательные всплески могут очень сильно отравлять наше существование.

Ну во-первых, сильные негативные переживания "изнашивают" наш организм , так как непроизвольно начинают сжиматься мышцы тела, которые воздействуют на определенные внутренние органы (сердце колотится, дыхание учащается и прочее), что не самым лучшим образом сказывается на нашем здоровье и самочувствии.

Во-вторых, под действием сильных отрицательных эмоций(гнев, злость, раздражение и т.д.) мы можем потерять контроль над собой и своим поведением . Думаю, что такие ситуации встречались почти у всех и радости они явно не принесли.

В-третьих, сильные негативные эмоции создают в теле энергетические блоки , что мешает свободному протеканию жизненной энергии по телу.

Видеоуроки по математике.

В-четвертых, эмоции - это мощные энергетические излучения, и окружающие люди могут улавливать ваши страхи или раздражение, что переведет их в дискомфортное состояние. Эмоции могут передаваться от человека к человеку и без криков и оскорблений. Это хорошо заметно на политических митингах или футбольных матчах. Случайный человек попадая на митинг быстро подхватывает энергию толпы и начинает вместе со всеми требовать справедливость, порядок и прочие блага жизни. Но стоит ему выйти, то уже через пол часа он будет спокойно недоумевать:" Чего это я так возмущался?". Тоже самое происходит на спортивных мероприятиях.

Почему так происходит? Наше тело является источником различного вида энергии. Средняя мощность одного здорового человека – примерно 1000–1500 ватт, или мощность утюга. Такую мощность используют в расчетах проектировщики закрытых залов, когда рассчитывают мощность вентиляционной установки, которая должна отводить человеческое тепло из зала. Мы едим, пьем, дышим – все это перерабатывается в организме и излучается наружу. Причем наши излучения модулируются (кодируются) нашими мыслями и эмоциями. То есть в излучениях записано, о чем мы думаем и что ощущаем. Получается, что мы излучаем одни вибрации, когда находимся в гневе. И совсем другие, когда смеемся или радуемся.

Когда люди собираются в толпу и испытывают одинаковые эмоции (митинг, матч), то они создают очень мощное однородное энергетическое поле, которое воздействует на раствор электропроводящих жидкостей, которыми залито наше тело (кровь, лимфа и т.д.). В итоге мы воспринимаем внешние вибрации как свои собственные, то есть «заряжаемся» ими. И кричим «Гол!!!», хотя можем даже не знать, кто играет на поле. Вибрации, куда от них денешься...

Этот же эффект имеет место и при общении с одним человеком, просто излучаемое им поле явно слабее поля толпы, но и его также можно ощутить.

Как возникают негативные эмоции?

Первое - это наработанные с детства или уже во взрослом возрасте стереотипы поведения . Например, маленький ребенок замечает, что когда он начинает плакать, то все вокруг суетятся. Делается вывод:"Когда я плачу, все делают то, что мне нужно, становятся более внимательными и ласковыми." Этот вывод закладывается в подсознание и человек уже во взрослой жизни использует слезы, как элемент управления другими людьми. Особенно этот прием манипулирования любят применять женщины.

Или еще вариант, если мальчик в детском возрасте видит, что папа свое "правильное" мнение доказывает через повышенные эмоции (крик, ор), то у него складывается впечатление, что так нормально и правильно и в последующем именно таким образом он может доказывать свою правоту в семье или в другом месте, где будет чувствовать свое превосходство в силе. К этому способу уже чаще прибегают мужчины или женщины живущие в мужских энергиях.

Проблема только в том, что это доставляет много дискомфорта и им самим и окружающим их людям. Такое поведение говорит об эмоциональной незрелости и распущенности, нежелании человека брать на себя ответственность за свою жизнь и свои эмоции. К тому же, как писалось ранее, приводит к различным заболеваниям и еще более нерадостным ощущениям(чувству вины, опустошенности, подавленности, эмоциональной истощенности и прочее)

Второе - это несовпадение наших ожиданий с реальностью. Например, девушка ожидала, что любимый на день рождения первым поздравит ее, подарит букет цветов и мерседес элит класса. А этот засранец проспал, про цветы забыл, да и на мерседес еще не заработал. Ну вот девушка и выдает ему "на гора" все что о нем думает в достаточно эмоциональной форме. И чем сильнее были ожидания, тем сильнее эмоция.

Что такое эмоция?

Для любого человека естественным состоянием является спокойствие. Такое состояние требует минимального расхода энергии на свое поддержание. Эмоция - это энергетическая реакция организма на сравнение своих ожиданий с реальностью. Если реальность совпала с наилучшими ожиданиями - эмоция положительная. Например любимый не только мерседес подарил, но и на Сейшелы свозил. Тогда мы испытываем радость, восторг, позитивные переживания. Если реальность не совпала, то тогда крики, слезы, обиды и истерики. Этот механизм хорошо виден на изображении.

Какого качества и интенсивности будет эмоция, опять таки зависит от оценки ситуации нашим подсознанием . Если подсознание решит, что мы можем исправить ситуацию, то энергии нам дадут много, чтобы мы пошли и объяснили "где раки зимуют". Например, если подсознание девушки решит, что она может как-то повлиять на любимого, то энергии выделится много и девушка перейдет в высокоэнергетиченское состояние, то есть начнет кричать или в какой-то другой активной форме высказывать свое неудовлетворение. Если же она (вернее ее подсознание) решит, что все бестолку, то энергии ей никто не даст и она максимум что сделает это расплачется, впадет в уныние, апатию и прочие "радости жизни".

В исторических хрониках про разных полководцев рассказывают одну и ту же историю: при наборе новых воинов они их оскорбляли. И наблюдали, как изменится цвет лица кандидата. Если он краснел, то его принимали. Если он бледнел, то отказывали. Почему? Думаю, что Вам это уже ясно. У всех людей имеется свой набор установок поведения в одинаковой ситуации. Если кандидата оскорбляли, и он вскипал, то есть процесс реагирования шел по средней ветке – его энергетика повышалась в стремлении отомстить, то его принимали. Если при оскорблении кандидат бледнел, это значит, что его Подсознание выбирало нижнюю ветку и пониженную энергетику. Значит, в сложной ситуации он будет тормозить, в воины такой не годится.

"Облака". Автоматический заработок в интернет.

Суть негативных эмоций.

Изначально, в своей основе, любые эмоции несут в себе позитивное намерение. Во-первых - это способ коммуникации , похвалили - обрадовались, поругали - испугались. Во-вторых - это способ мобилизации энергетических ресурсов в определенных ситуациях . Ведь почему мы злимся, кричим, раздражаемся? С самыми благими намерениями - изменить ситуацию к лучшему, подогнать реальность под наши ожидания. Ребенок получил двойку, а мы считаем, что он должен учиться только на отлично. Подсознание видит несовпадение, оценивает ситуацию как ту, что мы можем исправить и выделяет нам энергию, которую мы расходуем на крик, гнев и прочие методы борьбы за свои идеалы. К сожалению, толку от этого чаще всего бывает очень мало. Ребенок не всегда начинает хорошо учиться, когда родители ругают его. Разве что он испугается, когда родители перейдут в бешенство, увидев его дневник. И то не факт, что испуг поможет ему хорошо учиться – страх может выступить сильным парализатором усилий (нижняя ветка схемы), и дела с учебой могут стать еще хуже.

Начальник не перестанет придираться к вам, даже если вы в гневе пошлете его подальше. И пьющий муж не перестает пить, даже если вы испытываете приступы бешенства по этому поводу. Хотя бешенство может быть таким, что он действительно испугается вас. И уйдет пить в другое место. Он и пьет-то потому, что вы пытаетесь его переделать, а у него не хватает сил дать вам сдачи.

Примерно такова упрощенная модель возникновения и суть негативных эмоций. Существует очень много техник по работе с негативными эмоциями. И первое, что нужно сделать - это взять ответственность за свои реакции на себя. Это Вы выбираете как реагировать в той или иной ситуации. Это Вы хозяин своей жизни и Ваши эмоции, Ваши реакции зависят только от Вас.

С использованием материалов книги Александра Свияша "Открытое подсознание"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Психологическое состояние очень влияет на работу организма. Когда человек испытывает эмоции, в организме происходит энергетический всплеск, сила которого напрямую зависит от силы испытанной эмоции и времени, на протяжении которого испытывается эмоция. Всплеск этот образуется, потому что при испытывании эмоции у человека изменяется ритм работы организма. Психологическое возбуждение вызывает ответную реакцию в нервной системе. Проходящая через сердце кровь резко меняет ритм пульсации. Начинается «отлив» крови из некоторых частей тела в другие, в соответствии с тем, какую эмоцию испытал человек. Если это страх, то к ногам - чтобы можно было убежать. Если это злость, гнев - к рукам, подготовка к драке. В случае ссоры - к голове. Начинаются изменения мозговых волн, отчего вытекают повышение и понижение давления, и другие вытекающие последствия в работе тела.
Это резкое изменение в работе тела, нарушает естественные вибрации тела человека, состоящие из вибраций от работы мозга и внутренних органов. Резко измененные вибрации и есть всплеск .
В этом всплеске, этих внезапно возникших новых вибрациях, «записывается», на энергетическом уровне, информация о том, что произвело этот всплеск. Информацию эту содержат мозговые волны, испускаемые с момента начала всплеска и некоторое время после него. Мозговые волны, вибрации содержащие информацию об эмоции, о том, какого она была характера, положительная = доброжелательная или отрицательная = недоброжелательная, вплетаются в новые вибрации (всплеска), и программирует энергию с этими вибрациями.
При испытывании положительных эмоций у человека, на подсознательном уровне, возникает психологическая реакция подарить в ответ добро, сделать что-то хорошее. При отрицательных эмоциях, появляется реакция причинить вред, сделать что-то не хорошее, человеку или фактору, вызвавшему их, в той или иной форме. Информация об этой реакции, записанная в мозговые волны, и есть программа, которая задает энергии всплеска, в которую она была вплетена, задачу на тему «Что делать». Запрограммированная энергия всплеска это и есть энергия эмоции . Чем сильнее эмоция, тем сильнее она запрограммирована. При очень сильных эмоциях, всплеск энергии может перетечь в выплеск , при котором большая часть энергии эмоции уйдет из человека. Выплеск является следствием неосознанного желания направить энергию эмоции в причину ее возникновения.
Этот выплеск может иметь несколько последствий:
1. Энергия эмоции выльется из тела в Биополе и Ауру и останется там.
Если человек быстро успокоился или переключил свое внимание на что-нибудь другое, то автоматически, вслед исходящей энергии эмоций, посылается команда остановиться. Энергия останавливается, и большая часть остается в пределах энергетической системы человека. Возможно, малая часть успеет выйти за пределы и рассеяться в окружающем пространстве.
2. Энергия эмоции выльется на причину ее возникновения.
Чем сильнее испытанная эмоция, тем тяжелее человеку успокоиться и привести себя в нормальный ритм психологической и физической работы. Эмоциональный всплеск может вылиться на причину, которая ее вызвала, будь то человек или «явление».
Если это человек, то энергия направляется прямо на человека, и чем сильнее эмоция, тем сильнее она проникает в его энергетическую систему, вплоть до проникновения в чакры. Если это положительная эмоция, то человеку, на которого вылилась эмоция - тоже станет хорошо, и он начнет испытывать положительные эмоции. Вплоть до возникновения эмоционального обмена* . Если это отрицательная эмоция, то у человека может возникнуть тяжесть и так же какая-либо отрицательная эмоция. При параллельном взаимодействии людей, допустим разговоре, может начаться ссора, как следствие обмена отрицательными эмоциями.
Если же причиной послужил не человек, и не живое существо, а, допустим, явление или предмет, то положительная или отрицательная энергия выльется на него, зарядит его этой энергией / выльется в общую энергетику явления (иногда в эгрегор этого явления).
Подобный способ используют некоторые вампиричиские сущности, питающиеся энергией страха. Направляя в человека какие-либо энергии, вызывающие чувство сильного страха, они ими доводят человека до состояния, при котором человек выплескивает свой страх - энергию эмоции страха - в окружающую среду. Сущность эту энергию вбирает в себя.
3. Энергия эмоции выльется на все, что попадется «под руку».
Если даже человек сдерживает себя в отношении причины возникновения эмоций, человека или явления, то порой ему все равно необходимо куда-либо выплеснуть эту энергию эмоции, так как она начинает его «распирать», и дополнительно нагнетается, уплотняется, вследствие того, что не может никуда выйти из тела. Включается инстинкт остановить переполнение, «облегчить» свою энергетическую систему, или избавиться от всего лишнего, ненужного, мешающего (при отрицательных эмоциях).
В случае отрицательных эмоций, в результате инстинкта, человек в той или иной мере «срывается» на чем угодно. Это «срывание» есть - выплескивание энергии на любое малейшее раздражение нервной системы, которое усиливается из-за большой возбудимости, даже на то, что в нормальном психологическом состоянии у человека не вызывало бы раздражения. Подобные выплески будут продолжаться до тех пор, пока энергия эмоции будет чувствоваться самим человеком. Как только человек перестанет ощущать в себе первичную эмоцию, он успокоится. Хотя психологическое успокоение - не является показателем полного отсутствия в человеке энергии пережитой эмоции** .
4. Энергия полностью останется внутри человека.
Если человек, при испытывании эмоции, психологически закрывается от внешнего окружения, пытаясь скрыть свою эмоцию, то он автоматически дает энергии эмоции программу оставаться внутри и никуда не выплескиваться. При этом энергия эмоции, смешивается с энергией человека, при естественной работе организма, и становится частью его энергетики, частично отражаясь в Ауре этого человека.

_______________________
* Эмоциональный обмен это - при взаимодействии людей, при направлении одним из них энергии эмоции в другого человека, и при возникновении в нем таких же эмоций и ответном направлении энергии эмоции в первого, между людьми может начаться, своего рода, эмоциональный энергетический «футбол». Гоняя друг из друга эмоцию в течении долгого времени, эти два человека создают вокруг себя мощный энергетический слой, состоящий из энергии этой эмоции (именно по этой причине, если люди ссорятся, то может разразиться настоящий большой скандал, так как эмоциональный «накал», как его называют и вызван этим «футболом»). Помимо прочего, этот слой, кокон влияет уже не только на эту пару, но и может сильно повлиять на людей и окружающую среду, и предметы, находящиеся или на какое-то время оказывающиеся в поле влияния этого поля.
** У не работающего с энергетикой человека, очень сильно понижена чувствительность к тонким энергиям, поэтому в маленьких количествах она им не ощущается вообще, не смотря на ее происхождение и программу. При присутствии каких-либо «не своих» энергий, негативных энергий (своих и не своих), программ, воздействий, в основном люди ощущают не сами энергии, а проявление на физическом уровне действия этих энергий на энергетическую систему человека.

Контроль эмоций

Зачем вообще нужно контролировать свои эмоции. Контроль, в большей степени, касается именно отрицательных эмоций . Бесконтрольные эмоциональные всплески и выплески очень сильно влияют на физическое состояние человека. Он становится «заложником» своих эмоций. Физическое тело, привыкая к всплескам, начинает бесконтрольно менять ритм своей работы, даже при малейшем намеке на какую-то эмоцию. Тем самым тело симулирует эмоцию, вызывает ее намеренно. Подобная резкая и частая смена биологических ритмов (при его смене и восстановлении), очень плохо отражается на состоянии здоровья.
Психологическое состояние становится весьма шатким, человек становится подвержен особому влиянию различных раздражающих психику факторов. Что означает постоянную смену настроений, что так же отрицательно сказывается на организме. Особенно это проявляется когда человек в состоянии усталости, в котором даже у старающегося контролировать свои эмоции, человека, могут проявляться раздражительности. Человек, привыкающий к бесконтрольному возникновению отрицательных эмоций, и почти не реагирующий, или подавляющий положительные эмоции зачастую впадает в состояние депрессии .

Человек, не умеющий контролировать свои эмоции, больше предрасположен к вхождению в состояние аффекта . Находясь в состоянии аффекта, человек может совершать действия, которые и не сделал бы в нормальном сознательном состоянии . Состояние аффекта, есть следствие испытания очень сильной эмоции, при которой осознанная часть нашего сознания затмевается неосознанной (иногда это путают с Подсознанием). Все неосознанные действия выполняются именно этой частью сознания. Все тайные мысли и помыслы, все тайные желания и способности, которые человек не осознает в себе, или не хочет осознавать, все это - скрывается в неосознанной. Все природные инстинкты так же отображаются здесь.
Какая-либо очень сильная эмоция может вызвать «помутнение сознания» - когда неосознанная часть «берет управление на себя», и человек производит действия, от которых до этого отстранялся. Так, во время испытания очень сильного страха и стресса, неосознанно для себя человек может перепрыгивать через 3-х метровые заборы, без дополнительных приспособлений. Может дать физический отпор человеку, во много раз сильнее его. Может развить большую скорость бега, практически не бегая в нормальном состоянии. Гнев же в человеке так же может вызвать увеличение силы, но при этом могут пострадать другие люди.
Причиной увеличения физических сил при одной и второй эмоции является адреналин, выделяющийся в теле при этих эмоциях. А в купе с мощной энергией эмоции, основываясь на ответных желаниях, вызванных этой эмоцией, мозг переключается с обычной своей области сознательного «режима» и переключается на неосознанный «режим», как механизм психической самозащиты . И человек начинает выполнять действия, соответствующие желаниям эмоций.
Даже если полного перехода в это состояние не происходит, то эмоциональный человек очень часто может находиться в промежуточном состоянии, что является лишней дополнительной нагрузкой на мозг. А очень частые переходы в состояние аффекта, не только еще более усугубляют здоровье, но при очень сильном стрессе физического тела и психики, они могут привести к проблемам с психическим здоровьем - раздвоению личности, шизофрении, «маньячеству» (но это отдельная тема для рассмотрения, потому что можно выделить несколько психологических типов маньяков).

В ситуациях, не доходящих до крайней степени, любой эмоциональный всплеск, частично или сильно нарушает ясность сознания и мыслительного процесса (даже всплеск положительных эмоций). Опять таки, по причине резко сбитого ритма работы мозга. Находясь в нормальном состоянии, и даже при умении частично контролировать эмоции, не давая им распространяться в окружающую среду, человек на какое-то время теряет возможность думать ясно. В такие моменты человек может принять не правильные решения, а те, которые ему выгодны в данной ситуации, без рассмотрения последствий. Такое мышление называется «ситуативным мышлением» . Последствия подобных решений порой могут быть весьма плачевными, и обычно такими и становятся. Потому что эмоционально принятым решениям характерно именно желание, возникшее в ответ на эмоцию . Что является неосознанной бесконтрольной психологической реакцией, в ответ на причину возникновения эмоции. Иногда это желание навеяно обострившимся природным инстинктом.
Даже если для человека последствия его действий и решений будут хорошими, прибыльными, положительными, то с отрицательными моментами могут столкнуться другие, кто имел непосредственное отношение к возникшей в человеке эмоции, а так же, с кем было связано последовавшее решение или действие человека, после возникшей эмоции.
Поэтому какие бы эмоции не испытывал человек, положительные или отрицательные, перед принятием решения необходимо произвести анализ последствий того или иного решения, что в первую очередь, может отразиться на самом человеке.

Неконтролируемые всплески энергий эмоций чреваты отрицательными последствиями для энергетической системы человека. Перво-наперво, резко сбиваются естественные энергетические вибрации тела, возникающие во время биологической деятельности тела. Сбитые вибрации, и возникшие на их месте новые в виде всплеска, оставляют «следы» в энергетическом теле человека, в результате чего тело начинает функционировать в соответствие с этими вибрациями, то есть - резко перестраивает «режим функционирования», подстраивая работу мозга и внутренних органов под эти вибрации. Энергетическое тело, обладая памятью о «вибрационном режиме», соответствующем нормальному функционированию тела, пытается привести тело в нормальное состояние. Тело начинает бороться с энергиями эмоций внутри себя. Чем сильнее эмоция и чем больше ее энергия, тем сильнее энергетическое тело выводит физическое в нормальный режим (кстати, именно поэтому у человека создается состояние «распирания» от эмоций ).
При испытывании положительных эмоций, которые не вредны, а наоборот полезны для человеческого организма и энергетики, энергетическое тело не вступает с этими энергиями в конфликт, а наоборот, пытается включить как можно больше этих энергий в свои энергетические потоки и внутренние органы. Конфликт происходит именно при отрицательных эмоциях.
Чем сильнее конфликт, тем больше энергии на его решение необходимо. Эту энергию энергетическое тело начинает брать как из себя, так и из Биополя, чтобы не затрагивать свой «неприкосновенный» запас энергии.
Отрицательная энергия проникает в энергетические потоки, оседая на каналах и чакрах, оседая на внутренних органах энергетического тела. Через чакры и каналы она проникает и в эфирное тело. Вплетается в Биополе. Присутствие в нас отрицательных эмоций проявляется на ауре, в виде какой-то определенной цветовой гаммы. Это притягивает дополнительные негативные энергии из окружающей среды. А так же негативных сущностей вампирического характера. Человек сам себя наполняет тем, что является «энергетической грязью» - негативной энергией. Когда человек успокаивается, если сразу не произошел выплеск энергии эмоции, часть энергии эмоции остается в нем, в виде осевшего негатива, часть выходит через энергетические выходы в энергию окружающей среды.
Человек, часто испытывающий отрицательные эмоции, и не контролирующий их, со временем становится очень негативным - он весь наполнен негативной энергией, осевшей в нем во время эмоций. Такой человек, принимая энергию во время сна, преобразует ее своей негативной энергией так же в негативную, и выпускает из себя так же негативную, которой пропитывается все, с чем человек взаимодействует. И решить проблему здесь можно только полной чисткой всей энергосистемы, а так же усиленной работой над контролем своих отрицательных эмоций. Как один из вариантов некоторого энергетического облегчения, которое может лишь частично, но очистить Ауру, Биополе, и тела человека, это искреннее испытывание положительных эмоций - смех, радость. Энергия смеха, положительно влияет на человека. Она укрепляет общую энергетику, и отметает от человека окружающее его негативные энергии, выстраивая, своего рода, временную защиту от них. Энергия смеха всегда выплескивается из человека, даже если человек пытается успокоить свой смех.
Все вышесказанное, можно сказать и парой фраз. Подобное - притягивает подобное. Отрицательные эмоции притягивают негативные энергии, вызывают проблемы с физическим, психологическим и энергетическим здоровьем человека. Положительные эмоции - притягивают положительные энергии, и укрепляют физическое, психологическое и энергетическое здоровье человека.

Отдельно следует указать, почему для мага или человека занимающегося энергетическим развитием основным правилом с самого начала практик является контроль эмоций.

1. Контроль эмоций является частью развития человека. Сам путь развития связан с многочисленными психологическими нагрузками, и если не контролировать свои эмоции, и не работать над укреплением своего психологического состояния, человек может начать сходить с ума. Психологическая борьба, перестройка психологического состояния есть один из этапов развития, параллельный другим, который может продолжаться очень много лет, до полного становления соответствующего психологического состояния.

2. При испытывании какой-либо сильной отрицательной эмоции, появление энергии которой маг не контролирует, может вызвать усиленный в несколько раз бесконтрольный, но неосознанно желаемый, выплеск энергии эмоции, усиленной дополнительной собственной энергией, в виде энергетической атаки. А это может иметь весьма неприятные последствия. Например, страх, злость, обида.

3. Контроль эмоций необходим во многих практиках, а так же при взаимодействии с сущностями Тонких Планов.

4. Контроль возникновения эмоций обеспечивает внутреннюю энергетическую и психологическую чистоту практика. Не подрывает энергетику Биополя. Не загрязняет Ауру.

--------------------

Контролировать эмоции, значит натренировать свое физическое тело, психику и энергетику до того уровня, при котором контролируемые эмоции возникают в большей степени на уровне мыслей, и проявляются максимум в сжатии общей энергетики, что есть энергетическое сдерживание процесса развития энергии эмоции.
Нельзя путать контроль с подавлением эмоций. При практиках, на намеренное подавление эмоций, «страдает» вся эмоциональная система человека, и подавляются не только отрицательные, как часто утверждают, но и притупляется способность возникновения и ощущения положительных эмоций.
Отрицательные эмоции задействуют в человеке неосознанные желания и природные инстинкты - желание вреда тому, что причинило вред тебе. Включается инстинкт защиты или нападения, который все же ослаблен различными психологическими блоками, в виде установленных за правило моральных ценностей, этических норм поведения и др.
Гнев и Злость - вызывают желание намеренного причинения вреда, жестокое отношение, как психологическое, так и физическое.
Зависть - желание отобрать что-то имеющееся у человека себе.
Обида - желание мести, обидеть в ответ, «детский синдром».
Контроль эмоций позволяет не просто сдержать в себе все эти ответные реакции, работая по подобию блока, но управлять их возникновением или не возникновением, что означает, что в некоторых ситуациях, если это действительно необходимо, либо сводить их на «нет», либо давать им волю.

Простейшая практика по контролю эмоций, доступная для всех людей, это дыхательные упражнения.
Быстро сконцентрируйте свое внимание на дыхании. Начните делать спокойные глубокие вздохи и длинные спокойные выдохи, в два раза длиннее по времени, чем вдох. Делайте промежутки в 2-3 секунды между вдохом, выдохом и очередным вдохом. Сконцентрируйтесь параллельно на биении сердца, и, дыша, как описано выше, старайтесь успокоить его ускоренный ритм биения и вернуть в нормальный ритм. Продолжайте дышать таким образом, до полного успокоения тела и пока не почувствуете себя успокоившимся и «отошедшим».
Важно! Некоторые рекомендуют при подобных дыхательных упражнениях на восстановление нормального пульса дышать следующим образом: 1 вдох, задержка дыхания на три удара сердца, выдох, задержка дыхания на 3 удара сердца. Для психологического успокоения такой метод абсолютно не подходит. Этот метод имеет лучшее применение при занятиях спортом, особенно после длительной пробежки, для восстановления не только пульса, но и дыхания, если оно сбилось. Вышеописанное же упражнение направлено главным образом на психологическое успокоение, параллельно которому происходит и физическое успокоение.
Во время или после выполнения этого упражнения могут появиться легкое головокружение, и апатия - полное отсутствие эмоций. Это совершенно нормально, и через некоторое время это пройдет. Головокружение появляется в результате резких перепадов внутричерепного и артериального давления, которое при эмоции резко повышается, а после (при упражнении) - понижается до вашего нормального уровня. Перепад происходит из-за того, что кровь начинает «приливать» к позвоночнику, для сидения на месте. Перепады давления сопровождаются изменениями в работе мозга, который при успокоении перестраивается с бета-волн на альфа-волны - начало вхождения в состояние транса. А в этом состоянии в состояние сна погружаются участки мозга, отвечающие за эмоции, общение, отключается ВД - внутренний диалог - беспрерывный мыслительный процесс.
Подобное состояние довольно быстро проходит, когда человек начинает заниматься какой-то работой, которая имеет интеллектуальный характер. Самое лучшее - погадать кроссворд. Необходимые участки мозга начинают работать, уровень мозговых волн повышается и человек приходит в нормальное спокойное состояние.
Не смотря на довольно большое описание, вся практика занимает от 5 до 15 минут. Хотя, при очень сильных эмоциональных всплесках, человеку может понадобиться немного больше времени.
Постоянно пользуясь этой техникой, человек может натренировать себя до такого уровня, при котором ему хватит всего одного вдоха-выдоха, для успокоения пытающейся нарасти эмоции. За пару секунд он сам сможет остановить возникновение энергии эмоции, перевести свое тело на другой режим работы, и успокоить свои нервы. Все это, при постоянных практиках, перерастет в защитный механизм тела, при котором человек будет реагировать только на положительные эмоции, а все отрицательные будут возникать лишь в форме мыслей и некоторого сжатия его энергетики, как часть защитного механизма, по сдерживания нарастания не нужных эмоциональных энергий.

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию. Примерами аффективных реакций могут быть состояние эйфории после освобождения от опасности, ступор при сообщении о смерти, гнев - как реакция на насмешки и издевательства.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения - наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышаются свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела - это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу - «стресс кролика».

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов попытался объяснить природу некоторых отрицательных эмоций, которые возникают в процессе общения и существенно омрачают жизнь многих людей. Это эмоции обиды, вины и стыда.

Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.

Это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента:
1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения.
2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.
3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства. Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение. Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей. В детстве такое поведение оправдано - иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям. В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие - формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.

В обиде много эгоистичного. Обижаясь, человек эксплуатирует любовь другого, так как формирует у него чувство вины. Так как обида - это мучительное ощущение, то мы часто пытаемся ее скрыть или заменить другими эмоциями. Мы мстим, мысленно или реально, обидчику - на смену обиде приходит агрессия. Умственная агрессия опасна тем, что она включает механизмы драки, но не использует их. Лучший вариант избавления от обиды - творчество. Можно рекомендовать такой девиз: «Хорошая жизнь - это лучшая месть».

Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие:
1. Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем.
2. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».
3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.

Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.

Чувство вины полезно для незрелых людей. Так, детьми можно управлять, не наказывая их, а вызывая чувство вины. Здесь важно не перестараться, чтобы у ребенка не развился невроз, основанный на комплексе вины.

Вина не может переживаться слишком долго, так как не может быть долгим непереносимое страдание, и она ослабляется чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины.

Из виноватого мы становимся обидчиком. Иррациональное чувство вины может находить выход и в болезнях. Человек своими физическими страданиями как бы расплачивается за то, в чем он будто бы виноват, и ему становится легче. Но это тяжелая плата.

Если мы не соответствуем ожиданиям обобщенного другого или общества, то возникает чувство стыда. Функциональное значение стыда заключается в регуляции поведения человека в соответствии с «Я-концепцией», которая во многом является продуктом культуры, а не личного опыта. Родители и воспитатели, книги и идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом общество руководствуется соображениями собственной безопасности. Даже культуру можно рассматривать как механизм защиты целостности сообщества и наиболее слабых его членов. Культура ограничивает инстинкты, прежде всего агрессивные и сексуальные, вырабатывает правила поведения, за нарушение которых человек испытывает психологическое наказание в виде стыда или вины. У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели».

Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом:
1. То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с «Я-концепцией».
2. То, каков я «здесь и теперь».
3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание.

Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Но сколько от него бед! Это - самоубийства у подростков, самоубийства из чести, месть, ревность, агрессия. Познание причин своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства «Я-концепции». Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Стыд, возникающий при нарушении сексуальных запретов, даже мнимых, часто свидетельствует о подавлении сексуальных влечений у человека. То есть, то, чего человек стыдится, говорит о нем больше, чем многое другое.

Стыд похож на чувство вины, но в вине мы ориентированы на ожидания близкого человека, в стыде такого оценщика быть не может. Но существует такое понятие, как социальный стыд, когда стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц.

Можно выделить стыд атрибутивный, предметом которого являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе, к которой принадлежит человек, и стыд экзистенциальный - целостный, когда стыдятся за все признаки, приписываемые себе. Такой стыд иногда называют комплексом неполноценности. Сколько бы ни убеждали человека, испытывающего этот комплекс, он, несмотря на все свои успехи, не верит себе, считает себя недостойным. В основе возникновения комплекса неполноценности лежит потеря базового доверия к миру и отсутствие любви на ранних этапах развития человека. Трудно исправить психику нежеланного или нелюбимого ребенка, даже если он будет умен и красив, на нем все равно останется пятно неудачника. Вместе с тем стыд - это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе. Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это - зависть и тщеславие. В структуре этих эмоций также можно выделить три компонента:
1. Допущение, что другой человек такой же, как и я (мы редко завидуем недосягаемым).
2. Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его свойствах и качествах, сравнение этих качеств со своими.
3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения.
Зависть: «он такой же, как я, но у него лучше».
Тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше».
Злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Основным компонентом этих эмоций является сравнение. Если бы человек отказался от сравнения или отделил себя от его результатов, то и зависть, и злорадство были бы убиты в зародыше. Но мы не можем отказаться от сравнения, потому что оно является основной умственной операцией в процессе мышления и познания. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. Отказавшись от сравнения, мы подавили бы и работу мысли.

Сравнение привычно - с раннего детства ребенка сравнивают с другими детьми родители, воспитатели, учителя. В результате этого сравнения возникают не только отрицательные эмоции (зависть), но и положительные - гордость, ощущение своей исключительности. Ребенок перенимает привычку сравнивать. С годами мы начинаем сравнивать всех: родителей, друзей, возлюбленных, а также самих себя.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества. Общество награждает первенство, в какой бы области оно ни возникло. Но в условиях постоянного соперничества успех и неудача одинаково опасны. В случае неудачи человека «сомнут» более успешные, а успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединятся в борьбе против удачливого. Отказ же от соперничества в условиях нашей цивилизации часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, мы участвуем в процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя согласия с самим собой и вовлекая других в гонку, которой нет конца?»

Сравнение должно быть уместным, иначе оно порождает конфликт. Следует помнить слова древних: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую ни с кем».



Поделиться