Доклад "формы взаимодействия классного руководителя и семьи". Образовательный портал

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для всех

- и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между семьей и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности.

Но какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких условиях должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: "В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела". Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива.

И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. А для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало у родителей интерес, я, как классный руководитель, не только предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения, которые они за месяц до очередного родительского собрания пишут на листочках и опускают в специальный конверт.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:

    Индивидуальные консультации

    Беседа

    Посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться поинициатива родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведению индивидуальной работы с семьёй:

    Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

    Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

    Время консультации должно быть оговорено.

    Родители не должны ждать под дверью своей участи.

    Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

    Необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность.

    Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

    Все доводы родителей, их аргументы "за" и "против"должны быть внимательно выслушаны.

    В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

    Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.

    Если присутствие ребёнка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Однако нужно помнить, что такая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям. Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из её участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать

Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения или навестить больного ребёнка вместе с его одноклассниками. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в своих семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание . На ней я остановлюсь более подробно.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости триместра, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме. Это могут быть праздники, костры, походы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Часто слышишь от коллег, что родители на собрания не приходят: кто-то объясняет это занятостью или плохим самочувствием, кто-то тем, что "не видит в этом смысла", а третьи:просто не хотят, "чтобы их ругали" (и такое, к сожалению, бывает). Заглянешь в иной класс, а там - несколько мам так называемых благополучных семей, те, кто приходит всегда. Какой смысл в таких собраниях? Разве что для "галочки":

Вдумаемся в лексическое значение слова "собрание", производное от глагола собрать. Толковый словарь так объясняет последнее: 1) соединить, сложить, поместить в одно место; 2) создать, сделать что-нибудь путем соединения разных частей. И действительно, собрание родителей предполагает соединение усилий для создания дружного коллектива единомышленников, способных сосредоточить все свое внимание на серьезных вопросах воспитания. На собрании идет разговор со всеми родителями вместе и с каждым в отдельности.

Как же сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, что позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Очень важным для меня является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому еще одной традицией на наших собраниях рефлексия . В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это и высказывания родителей, и выпуск газеты, и оформление коллажа, и интервью.

Все традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Очень важно, чтобы все собрания заканчивались "на положительной ноте", чтобы каждый из родителей осознал свою роль в общем разговоре и решил для себя, что в следующий раз он обязательно придет:

Спросив однажды родителей, что значит для них родительское собрание, убедилась из ответов в том, что только в союзе семьи и школы можно решать проблемы воспитания.

    "На собраниях я учусь быть родителем"

    "Я понимаю, что мои проблемы с сыном - это общие проблемы и решать их надо общими силами: одна голова - хорошо, а тридцать - лучше"

    "Верю учителю, учусь смотреть на себя со стороны"

Развитие культуры становиться актуальной проблемой в современном обществе. С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения общения. Этому весьма умело способствует поток негативной информации с телевидения, газет, которые меняют сознание ребёнка об окружающей действительности. Культура начинается с рождения ребёнка, с семьи. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы педагога, школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Перед педагогом стоит огромная ответственность за подрастающее поколение. И моя задача привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к значению и пониманию принципов.

Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребёнка и его семьи.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть разными. Коллективными, групповыми, индивидуальными. Любая из них решает важнейшие задачи способствующие единению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии в нём лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения. Взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничество целесообразно начинать с систематического изучения семьи. Особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт.

Из опыта работы с родителями я подчеркнула много нового. Открыла новые направления для решения поставленных задач. Некоторые из направлений использовала при проведении родительских собраний. Как, в какой форме они проходят в моём классе, и хочу рассказать.

К родительскому собранию нужно готовиться заранее. Выбор темы для меня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами. Общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала. Но выбор этот - безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют и ребёнку и родителю почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для них в этом мире.

На родительском собрании родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.

На наших встречах родители никогда не услышат моральные нотации детям. Замечания учителя о нелестных отзывах, об успеваемости их детей. Такие вопросы я рассматриваю только в индивидуальном порядке, оставаясь один на один с родителем.

Мы договариваемся о совместных действиях, советуемся, размышляем о необходимости педагогических знаний. При общении с родителями часто звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть?”, “Хочется услышать ваше мнение”.

Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Поэтому первое собрание, полезно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:

1. Что понимают под сотрудничеством людей?

2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?

3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?

4. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

5. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На основе этого мы с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей. Как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребёнка. С этой целью я организую специальные встречи.

На примере собрания “Роль отца в воспитании детей”.

Подготовка.

  1. Анализ сочинений учащихся “Как я провёл выходной день”.
  2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
  3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
  • В свободное время я люблю……
  • Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это……
  • Мне интересно общаться с……
  • Если б я был папой, то……
  • Выпуск газет “ Наши папы”, в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.
  • План проведения

    1. Вступительное слово о цели собрания, о причинах его проведения.
    2. Выступление двух отцов о своём участии в воспитании ребёнка.
    3. Анализ результатов анкетирования:
    • сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
    • о чём мечтают дети, чего ждут от отцов;
    • сколько отцов приняли участие в организации выходного дня.
  • Зачитываю некоторые сочинения.
  • Распределение отцов в две группы. Каждая обсуждает возникшие вопросы в микроколлективах. Высказывания мнений отцов.
  • Некоторые собрания проходят в форме беседы, задушевного разговора, обмена опытом.

    Приведу примеры некоторых из них.

    1. Родительское собрание, посвящённое семье.

    Родители совместно с детьми заранее готовят рассказ о своей семье. Традиции моей семьи, любимые праздники, песни, любимое время года, место отдыха. Приносят фотографии, альбомы с записями рецептов любимых семейных блюд.

    Я в сою очередь готовлю различные рубрики о семье, о воспитании ребёнка, фотогалерею, выставку детских работ.

    После обмена рассказами и обсуждением вопросов мы все вместе пьём чай.

    2. На проведённом собрании в форме беседы, по теме “Секреты бабушкиного сундучка” мы пригласили бабушек и дедушек. Сколько радости, тепла, любви почувствовали наши дети. Сколько нового и интересного узнали мы о старинных вещах, о традициях, приметах, праздниках. О том, как жили люди, трудились, уважали чужой труд, заботились о близких.

    3. На вечере, посвящённом теме “Улыбка” дети и родители делились радостью, чувствами вызывающими радость.

    Было предложено ответить на вопросы: “Когда я улыбаюсь, что я чувствую…?”, “Почему я улыбаюсь”, “Какие песни об улыбке я знаю”.

    Такие тёплые встречи помогают выразить свои чувства, лучше понять ребёнка, найти более целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Моим девизом в работе с родителями являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

    Реферат на тему:

    « Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

    Выполнила:

    Малиновская Валентина Олеговна

    Ростов-на-Дону

    2016

    Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.
    В.А. Сухомлинский

    Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем - взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа - это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

    Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

    Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

    Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

    Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

    Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

    С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может, так у нас был организован силами родителей театральный кружок "Юные таланты", где дети готовили спектакли для показа в детском саду и на праздниках.

    Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание .

    В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

    Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.

    Счастливая семья. Какая она?

    Единство семьи и школы.

    Роль самооценки в формировании личности.

    Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

    Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания провожу с участием детей, например: " Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка". Готовясь к этому собранию, дети писали сочинения, рисовали рисунки на тему "Моя семья", готовили номера художественной самодеятельности. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.

    Подготовить многие собрания мне помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты о воспитании.

    Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

    В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе.

    Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив - это родительские вечера . Родительские вечера провожу в каждом классе 1 раз в 4 года без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Например, набирая своих будущих первоклассников, я провела родительский вечер на тему "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?".

    Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаю темы родительских вечеров, которые мною были проведены:

    Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?

    Первые книжки ребенка.

    Друзья моего ребенка.

    Праздники нашей семьи.

    "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

    Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?

    Песни, которые пели мы и поют наши дети.

    Школьная форма. За и против.

    Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы. Некоторые родительские вечера провожу в форме вопросов и ответов . Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две - три семьи, так как у них могут быть разные позиции, разные мнения. Так, например, проведя родительский вечер "Школьная форма. За и против" все родители пришли к единому мнению, что форма нужна.

    Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации -собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

    особенности здоровья ребенка;

    его увлечения, интересы;

    предпочтения в общении в семье;

    поведенческие реакции;

    особенности характера;

    мотивация учения;

    моральные ценности семьи.

    Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

    Адаптация первоклассника.

    Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

    Как развивать плохую память ребенка?

    Как развивать внимание и внимательность?

    Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

    Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

    Грубость и непонимание в семье.

    Правда и ложь.

    При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа . В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

    Если ребёнок лжёт?

    Детская неблагодарность.

    Мой ребёнок и его друзья.

    На чём основано взаимопонимание.

    Детская агрессия.

    Тревожность детей. К чему она может привести?

    Что нужно знать о леворукости ребёнка?

    Важной формой просвещения родителей являются конференции , которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною были проведены конференции:

    Книга и её роль в жизни.

    Вредные привычки и как с ними бороться.

    Культура общения со сверстниками и взрослыми.

    Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.

    Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.

    Игра в жизни ребенка.

    Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:

    Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории , которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:

    Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

    Как помочь ребёнку учиться.

    Семейные традиции и праздники.

    Трудовое воспитание в семье.

    Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.

    Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты . Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. С этой целью были проведены диспуты:

    О разумной родительской любви.

    Как вырастить ребёнка нравственным.

    Режим дня в жизни школьника.

    Поощрение и наказание как методы воспитания.

    Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

    Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.

    Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя - это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

    Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

    Формы познавательной деятельности:

    Дни открытых уроков.

    Праздники знаний и творчества.

    Турниры знатоков.

    Совместные олимпиады.

    Выпуск предметных газет и др.

    Формы трудовой деятельности:

    Оформление кабинета.

    Благоустройство и озеленение школьного двора.

    Посадка аллей.

    Создание классной библиотеки.

    Выставки "Мир наших увлечений" и др.

    Формы досуга :

    Совместные праздники.

    Подготовка концертов, спектаклей.

    Соревнования.

    Конкурсы.

    КВНы.

    Экскурсионные поездки и др.

    Широкое распространение получили семейные праздники:

    Мы школьниками стали.

    Праздник первой отметки.

    День матери.

    День отца.

    День именинника и многие другие.

    Игровые и спортивные семейные конкурсы:

    "Папа, мама и я - спортивная семья".

    "Папа, мама, я - читающая семья".

    "Музыкальная семья".

    "Нам вместе весело".

    "Дочки и мамы".

    "Папы могут всё что угодно".

    Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

    Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители - отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое - всё это по плечу моим родителям.

    Анкеты показывают, что и дети, и взрослые остаются, довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.

    Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ

    Основой взаимодействия классного руководителя и родителей должны быть принципы: - Взаимного доверия и уважения; - поддержки и помощи; - терпения и терпимости по отношению друг к другу

    Основные формы взаимодействия с родителями: - Переписка с родителями; - Родительское собрание; - Организация совместных досуговых мероприятий; - Вовлечение в работу ученического самоуправления; - Университет педагогических знаний; - Лекция; - Конференция; - Практикум; - Педагогическая дискуссия (диспут); - Ролевые игры; - Индивидуальные т ематические консультации и беседы

    Переписка с родителями письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

    Родительское собрание форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

    Организация совместных досуговых мероприятий позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН

    Университет педагогических знаний это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов детей, способствует взаимодействию родителей и воспитателей в воспитательной работе. Целесообразно проводить совместно с педагогом-психологом

    Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций.

    Конференция форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

    Практикум это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

    Педагогическая дискуссия (диспут) одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

    Ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

    Индивидуальные тематические консультации и беседы Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя.

    Предварительный просмотр:

    «Формы взаимодействие классного руководителя и семьи»

    Уважаемые коллеги! На заседании РПС сегодня мы рассмотрим такой важный вопрос как организация взаимодействия воспитателя-классного руководителя и родителей наших воспитанников.

    В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

    Формы работы:

    Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

    Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

    Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Организация совместных досуговых мероприятий

    Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования, и вечера, посвященные различным праздникам, и концерты художественной самодеятельности, и совместные культпоходы и туристические походы, и многое другое Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН

    Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы ,

    Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

    Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций.

    Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

    Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

    Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

    Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

    Индивидуальные тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога.


    Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.

    О себе: стаж работы 30 лет. Увлечение – чтение исторической и художественной литературы. Педагогическое кредо «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять» Р. Декарт.

    Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, — всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

    Одна из важнейших задач классных руководителей – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.
    Для того, чтобы правильно спланировать и организовать работу с родителями, необходимо выявить: какое взаимопонимание существует между ними и их детьми. Для этого был проведен социологический опрос.

    Итоги анкетирования показали, что представление о семье у детей такое:
    — 96% — понимают семью как совместный коллектив, где должна быть любовь;
    — 2% — семья как ограничение в чём-то;
    — 2% — семья – это семейные конфликты.
    Среди родителей:
    — 100% — семью понимают как «орган семейного благополучия».

    На вопрос: « Какие семейные традиции существуют в вашей семье?» ученики ответили:
    — 56% — это празднование дней рождений и другие праздники;
    — 44% — не дали конкретных ответов.
    Родители:
    — 43% — проведение праздников в семейном кругу,
    — 21% — совместное времяпровождение,
    — 36% — нет конкретных ответов.

    По итогам анкетирования среди детей на «Доверие к окружающему миру» выяснилось, что делятся успехами: с мамой – 68%, с папой – 5%, с друзьями -27 %.

    В трудную минуту обращаются за помощью: к маме — 48%, к папе – 9%, к друзьям – 43%.
    Из анкет видно, что подростки идут в трудную минуту к матери, к друзьям, а роль отца в семье незначительна.

    Анкета «Проблема в отношениях с родителями» показала, что:
    у 35,6% — не совпадает мнение с родителями, 28,8% — родительское непонимание.
    И отсюда причиной конфликтов в семье подростки ставят:
    успеваемость — 35 %, работа по дому — 30%, отношение к личным вещам — 20%, характер времяпровождения -10%, поздний приход домой – 5 %.

    Анализируя анкеты, можно увидеть, что для многих подростков авторитет семьи невысок, а авторитет отца занижен. Поэтому роль учителя по установлению взаимопонимания родителей и детей очень важна. А успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

    Суть творческого сотрудничества классного руководителя и семьи заключается в том, чтобы обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Именно это создаст условия для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей.

    Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью.
    Из древнего Китая известна притча «Ладная семья»:
    «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
    — И всё?
    — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, — и, подумав, добавил, — мира тоже».

    Поэтому очень важно, когда коллектив живет как единое целое. А для этого необходимо организовать совместную деятельность педагога, родителей и детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

    Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
    — все стороны положительно настроены на совместную работу, осознают её цели и находят в ней личный смысл;
    — осуществляют совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;
    — отсутствует навязывание, давление на детей и родителей;
    — действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности;
    — создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе.

    В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей? Как показывает опыт, недостаточно выстраивать взаимоотношения семьи и школы только через родительские собрания. Уже в среднем звене, а порой и в начальных классах родители реже ходят в школу. Анализируя ситуацию, можно прийти к выводу, что основными проблемами являются, прежде всего, устаревшие формы работы с родителями и их однообразие, где нет активного общения с детьми, с учителями.
    Поэтому современному учителю необходимо применять разные формы работы: конференции, лекции, диспуты, коллективное творческое дело, смотры знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, научно-исследовательская деятельность, познавательная деятельность, совместные праздники, проведение соревнований, трудовые десанты, практикумы и т.д. Перечисленные формы совместной деятельности зарекомендовали себя с положительной стороны.

    Давайте рассмотрим подробно некоторые из них.
    Лекция – форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явления, ситуаций.
    Родительские конференции – имеют огромное значение, идёт обсуждение насущных проблем общества.
    Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, его проблемах.
    Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, вечер воспоминаний детства, это поиск на вопросы, которые ставит перед родителями жизнь и собственный ребёнок.
    Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с сыном или дочерью.
    Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей. Проводится ринг в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи, у которых разные точки зрения на поставленную проблему.

    Все перечисленные формы работы и традиционные, и нетрадиционные ставят одну общую цель – создать обстановку сотрудничества. Их можно проводить отдельно и совместно с детьми. Главное проработать методику проведения этого мероприятия.
    На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, быть сориентированным на интересы детей, при обсуждении полезно формировать отдельные группы детей и родителей.

    Любая работа начинается с составления плана своей деятельности, и, если этот план составлен правильно, с учетом возрастных особенностей детей, с возможностью привлечения родителей, то результат будет положительный.

    Но нельзя не сказать, что учитель должен быть заинтересован и в педагогическом образовании родителей. Ведь встречается и такое, когда родители и классные руководители не понимают друг друга, а отсюда происходят конфликты.

    Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребёнок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, как ребёнок общается с одноклассниками. Родители в это время очень доброжелательно относятся к школе. Нельзя упустить этот момент! По всем проблемным вопросам надо привлекать всех: и психологов, и школьного библиотекаря, и социального педагога, и администрацию школы. С чего начинать обучение родителей? Ведь многие родители имеют высшее образование и кругозор их знаний очень высок. Но как показывает опыт, родителям не хватает практических знаний.

    Давайте разберёмся, каких практических навыков не хватает современным родителям? Прежде всего, это навыки помощи ребёнку при освоении образовательных программ; освоение навыков эффективного общения с ребёнком, использование правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приёма в школу и ВУЗы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т.д.)

    Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления:
    1.Обучение родителя как воспитателя.
    2.Обучение родителя как учителя своего ребёнка.
    3.Обучение родителя как союзника, партнёра, соуправленца.

    Серьёзные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают всех. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации. И эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционным способом. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в отношениях между педагогами, учащимися и родителями. И основой должно стать тесное сотрудничество и равноправное партнерство классного руководителя и семьи ученика.

    Литература:
    1. Истоковедение. Том 5, издание 3-е, дополнительное – М.: Издательский дом «Истоки»,2007. – 208 с.
    2. Взаимодействие семьи и школы (педагогический всеобуч)/ Авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2005. -91 с.
    3. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО,2008. – 224 с. – (Учебный год)
    4.Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 280 с.
    5.Пантин В.Семья и семейные ценности в сознании россиян. Воспитание школьников, 2008, №10.



    Поделиться