Расчет резьбы на срыв. Расчет резьбовых соединений на прочность

Стальные конструкции на строительной площадке почти всегда соединяются при помощи болтового соединения и у него есть много преимуществ перед другими способами соединения и прежде всего сварным соединением — это простота монтажа и контроля качества соединения.

Из недостатков можно отметить большую металлоемкость по сравнению со сварным соединением т.к. в большинстве случаев нужны накладки. Кроме того отверстие для болта ослабляет сечение.

Видов болтового соединения великое множество, но в данной статье рассмотрим классическое соединение, применяемое в строительных конструкций.

СНиП II-23-81 Стальные конструкции

СП 16.13330.2011 Стальные конструкции (Актуализированная редакция СНиП II-23-81)

СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции

СП 70.13330.2011 Несущие и ограждающие конструкции (Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87)

СТО 0031-2004 Болтовые соединения. Сортамент и области применения

СТО 0041-2004 Болтовые соединения. Проектирование и расчет

СТО 0051-2006 Болтовые соединения. Изготовление и монтаж

Виды болтовых соединений

По числу болтов: одноболтовые и многоболтовые. Думаю смысл объяснять не нужно.

По характеру передачи усилия от одного элемента к другому:

Не сдвигоустойчивые и сдвигоустойчивые (фрикционные). Чтобы понять смысл этой классификации рассмотрим как в общем случае работает болтовое соединение при работе на срез.

Как видим болт сжимает 2-е пластины и часть усилия воспринимается силами трения. Если болты сжимают пластины не достаточно сильно то происходит проскальзывание пластин и усилие Q воспринимается болтом.

Расчет не сдвигоустойчивых соединений подразумевает, что сила затяжки болтов не контролируется и вся нагрузка передается только через болт без учета возникающих сил трения. Такое соединение называют соединение без контролируемого натяжения болтов.

В сдвигоустойчивых или фрикционных соединениях используют высокопрочные болты которые затягивают пластины с такой силой, что нагрузка Q передается посредством сил трения между 2-мя пластинами. Такое соединение может быть фрикционным или фрикционно-срезным, в первом случае при расчете учитываются только силы трения, во втором учитываются силы трения и прочность болта на срез. Хотя и фрикционно-срезное соединение более экономичное, но практически его реализовать в многоболтовом соединении очень трудно — нет уверенности что все болты одновременно смогут нести нагрузку на срез, поэтому фрикционное соединение лучше рассчитывать без учета среза.

При больших сдвигающих нагрузках фрикционное соединение более предпочтительно т.к. металлоемкость данного соединения меньше.

Виды болтов по классу точности и их применение

Болты класса точности А — данные болты устанавливают в отверстия рассверленные на проектный диаметр (т.е. болт встает в отверстие без зазора). Изначально отверстия делают меньшего диаметра и поэтапно рассверливают до нужного диаметра. Диаметр отверстия в таких соединениях не должен быть больше диаметра болта больше чем на 0,3 мм. Сделать такое соединение крайне сложно, поэтому в строительных конструкциях они практически не используются.

Болты класса точности B (нормальной точности) и С (грубой точности) устанавливают в отверстия на 2-3 мм больше диаметров болтов. Разница между этими болтами заключается в погрешности диаметра болта. Для болтов класса точности B фактический диаметр может отклонится не более чем на 0,52 мм, для болтов класса точности C до 1 мм (для болтов диаметром до 30 мм).

Для строительных конструкций как правило применяют болты класса точности В т.к. в реалиях монтажа на строительной площадке добиться высокой точности практически невозможно.

Виды болтов по прочности и их применение

Для углеродистых сталей класс прочности обозначают двумя цифрами через точку.

Существуют следующие классы прочности болтов: 3.6; 3.8; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9.

Первая цифра в классификации предела прочности болтов обозначает предел прочности болта при растяжении — одна единица обозначает предел прочности в 100 МПа, т.е. предел прочности болта класса прочности 9.8 равен 9х100=900 МПа (90 кг/мм²).

Вторая цифра в классификации класса прочности обозначает отношение предела текучести к пределу прочности в десятках процентов — для болта класса прочности 9.8 предел текучести равен 80% от предела прочности, т.е. предел текучести равен 900 х 0.8 = 720 МПа.

Что означают данные цифры? Давайте посмотрим на следующую диаграмму:


Здесь приведен общий случай испытания стали на растяжение. На горизонтальной оси обозначено изменение длины испытуемого образца, по вертикали — прилагаемое усилие. Как видим из диаграммы при увеличении усилия длина болта изменяется линейно только на участке от 0 до точки А, напряжение в этой точке и есть предел текучести, далее при не большом увеличении нагрузки болт растягивается уже сильнее, в точке Д болт ломается — это есть предел прочности. В строительных конструкциях необходимо обеспечить работу болтового соединения в пределах предела текучести.

Класс прочности болта должен быть указан на торцевой или боковой поверхности головки болта

Если на болтах нет маркировки, то скорее всего это болты класса прочности ниже 4.6 (их маркировка не требуется по ГОСТ). Применение болтов и гаек без маркировки запрещается согласно СНиП 3.03.01.

На высокопрочных болтах дополнительно указывается условное обозначение плавки.

Для применяемых болтов требуется применять соответствующие им классу прочности гайки: для болтов 4.6, 4.8 применяются гайки класса прочности 4, для болтов 5.6, 5.8 гайки класса прочности 5 и т.д. Можно заменить гайки одного класса прочности на более высокие (например если удобнее комплектовать на объект гайки одного класса прочности).

При работе болтов только на срез допускается применять класс прочности гаек при классе прочности болтов: 4 – при 5.6 и 5.8; 5 – при 8.8; 8 – при 10.9; 10 – при 12.9.

Для болтов из нержавеющей стали также наносится маркировка на головке болта. Класс стали — А2 или А4 и предел прочности в кг/мм² — 50, 70, 80. Например А4-80: марка стали А4, прочность 80 кг/мм²=800 МПа.

Класс прочности болтов в строительных конструкциях следует определять согласно таблице Г.3 СП 16.13330.2011


Выбор марки стали болта

Марку стали болтов следует назначать согласно таблице Г.4 СП 16.13330.2011


Подбор диаметра болта для строительных конструкций

Для соединений строительных металлических конструкций следует применять болты с шестигранной головкой нормальной точности по ГОСТ 7798 или повышенной точности по ГОСТ 7805 с крупным шагом резьбы диаметров от 12 до 48 мм классов прочности 5.6, 5.8, 8.8 и 10.9 по ГОСТ 1759.4, шестигранные гайки нормальной точности по ГОСТ 5915 или повышенной точности по ГОСТ 5927 классов прочности 5, 8 и 10 по ГОСТ 1759.5, круглые шайбы к ним по ГОСТ 11371 исполнение 1 класса точности А, а также болты, гайки и шайбы высокопрочные по ГОСТ 22353 — ГОСТ 22356 диаметров 16, 20, 22, 24, 27, 30, 36, 42 и 48 мм.

Диаметр и количество болтов подбираются так, чтобы обеспечить необходимую прочность узла.

Если через соединение не передаются значительные нагрузки, то можно использовать болты М12. Для соединения нагруженных элементов рекомендуется использовать болты от М16, для фундаментов от М20.

для болтов М12 — 40 мм;

для болтов М16 — 50 мм;

для болтов М20 — 60 мм;

для болтов М24 — 100 мм;

для болтов М27 — 140 мм.

Диаметр отверстия под болт

Для болтов класса точности А отверстия выполняют без зазора, но использовать такое соединение не рекомендуется ввиду большой сложности его изготовления. В строительных конструкциях, как правило, используют болты класса точности B.

Для болтов класса точности В диаметр отверстия можно определить по следующей таблице:


Расстояния при размещении болтов

Расстояния при размещении болтов следует принимать согласно таблице 40 СП 16.13330.2011


В стыках и узлах болты необходимо располагать ближе друг к другу, а конструктивные соединительные болты (служащие для соединения деталей без передачи значимых нагрузок) на максимальных расстояниях.

Допускается крепить детали одним болтом.

Выбор длины болта

Длину болта определяем следующим образом: складываем толщины соединяемых элементов, толщины шайб и гаек, и добавляем 0,3d (30% от диаметра болта) и далее смотрим сортамент и подбираем ближайшую длину (с округлением в большую сторону). Согласно строительным нормам болт должен выступать из гайки как минимум на один виток. Слишком длинный болт использовать не получится т.к. резьба имеется только на конце болта.

Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей (из советского справочника)


В болтовых соединениях работающих на срез, при толщине наружного элемента до 8 мм, резьба должна находиться вне пакета соединяемых элементов; в остальных случаях резьба болта не должна входить вглубь отверстия более чем на половину толщины крайнего элемента со стороны гайки или свыше 5 мм. Если выбранная длина болта не соответствует этому требованию, то необходимо увеличить длину болта так, чтобы это требование выполнялось.

Приведем пример:

Болт работает на срез, толщина скрепляемых элементов 2х12 мм, согласно расчету принят болт диаметром 20 мм, толщина шайбы 3 мм, толщина пружинной шайбы 5 мм, толщина гайки 16 мм.

Минимальная длина болта равна: 2х12+3+5+16+0,3х20=54 мм, согласно ГОСТ 7798-70 выбираем болт М20х55. Длина нарезаной части болта составляет 46 мм, т.е. условие не удовлетворяется т.к. резьба должна входить вглубь отверстия не более чем на 5 мм, поэтому увеличиваем длину болта до 2х12+46-5=65 мм. Согласно нормам можно принять болт М20х65, но лучше использовать болт М20х70, тогда вся резьба будет вне отверстия. Пружинную шайбу можно заменить на обычную и добавить еще одну гайку (очень часто так делают т.к. применение пружинных шайб ограничено).

Мероприятия про предотвращению отвинчиванию болтов

Для того, чтобы крепление со временем не ослабло требуется использовать 2-ю гайку или стопорные шайбы, предотвращающие отвинчивание болтов и гаек. Если болт работает на растяжение, то необходимо использовать 2-ой болт.

Также есть специальные гайки со стопорным кольцом или фланцем.

Применять пружинные шайбы при овальных отверстиях запрещено.

Установка шайб

Под гайку необходимо устанавливать не более одной шайбы. Также допускается устанавливать одну шайбу под головкой болта.

Прочностной расчет болтового соединения

Болтовое соединение можно разделить на следующие категории:

1) соединение работающее на растяжение;

2) соединение работающее на срез;

3) соединение работающее на срез и растяжение;

4) фрикционное соединение (работающее на срез, но с сильным натяжением болтов)

Расчет болтового соединения, работающего на растяжение

В первом случае прочность болта проверяется по формуле 188 СП 16.13330.2011

где Nbt — несущая способность одного болта на растяжение;

Rbt — расчетное сопротивление болта на растяжение;

Расчет болтового соединения, работающего на срез

Если соединение работает на срез, то необходимо проверить 2-а условия:

расчет на срез по формуле 186 СП 16.13330.2011

где Nbs — несущая способность одного болта на срез;

Rbs — расчетное сопротивление болта на срез;

Ab — площадь сечения болта брутто (принимается согласно таблице Г.9 СП 16.13330.2011);

ns — число срезов одного болта (если болт соединяет 2-е пластины, то число срезов равно одному, если 3-и, то 2-а и т.д.);

γb — коэффициент условия работы болтового соединения, принимаемый согласно таблице 41 СП 16.13330.2011 (но не больше 1.0);

γc — коэффициент условия работы, принимаемый согласно таблице 1 СП 16.13330.2011.

и расчет на смятие по формуле 187 СП 16.13330.2011

где Nbp — несущая способность одного болта на смятие;

Rbp — расчетное сопротивление болта на смятие;

db — наружный диаметр стрежня болта;

∑t — наименьшая суммарная толщина соединяемых элементов, сминаемых в одном направлении (если болт соединяет 2-е пластины, то принимается толщина одной самой тонкой пластины, если болт соединяет 3 пластины, то считается сумма толщин для пластин, которые передают нагрузку в одном направлении и сравнивается с толщиной пластины, передающей нагрузку в другом направлении и берется наименьшее значение);

γb — коэффициент условия работы болтового соединения, принимаемый согласно таблице 41 СП 16.13330.2011 (но не больше 1.0)

γc — коэффициент условия работы, принимаемый согласно таблице 1 СП 16.13330.2011.

Расчетные сопротивления болтов можно определить по таблице Г.5 СП 16.13330.2011


Расчетное сопротивление Rbp можно определить по таблице Г.6 СП 16.13330.2011


Расчетные площади сечения болтов можно определить по таблице Г.9 СП 16.13330.2011


Расчет соединения, работающего на срез и растяжение

При одновременном действии на болтовое соединение усилий,вызывающих срез и растяжение болтов, наиболее напряженный болт, наряду спроверкой по формуле (188), следует проверять по формуле 190 СП 16.13330.2011

где Ns, Nt — усилия, действующие на болт, срезывающие и растягивающие соответственно;

Nbs, Nbt — расчетные усилия, определяемые по формулам 186 и 188 СП 16.13330.2011

Расчет фрикционного соединения

Фрикционные соединения, в которых усилия передаются через трение, возникающее по соприкасающимся поверхностям соединяемых элементов вследствие натяжения высокопрочных болтов, следует применять: в конструкциях из стали с пределом текучести свыше 375 Н/мм² и непосредственно воспринимающих подвижные, вибрационные и другие динамические нагрузки; в многоболтовых соединениях, к которым предъявляются повышенные требования в отношении ограничения деформативности.

Расчетное усилие, которое может быть воспринято каждой плоскостью трения элементов, стянутых одним высокопрочным болтом, следует определять по формуле 191 СП 16.13330.2011

где Rbh — расчетное сопротивление растяжению высокопрочного болта, определяемое согласно требованиям 6.7 СП 16.13330.2011;

Abn — площадь поперечного сечения нетто (принимается согласно таблице Г.9 СП 16.13330.2011);

μ — коэффициент трения между поверхностями соединяемых деталей (принимается по таблице 42 СП 16.13330.2011);

γh — коэффициент, принимаемый по таблице 42 СП 16.13330.2011


Количество необходимых болтов для фрикционного соединения можно определить по формуле 192 СП 16.13330.2011

где n — требуемое количество болтов;

Qbh — расчетное усилие, которое воспринимает один болт (расчитывается по формуле 191 СП 16.13330.2011, расписано чуть выше);

к — количество плоскостей трения соединяемых элементов (обычно 2-а элемента соединяют через 2-е накладные пластины, расположенные с разных сторон, в этом случае к=2);

γc — коэффициент условия работы, принимаемый согласно таблице 1 СП 16.13330.2011;

γb — коэффициент условий работы, принимаемый в зависимости от количества болтов, требуемых для восприятия усилия и принимаемый равным:

0,8 при n < 5;

0,9 при 5 ≤ n < 10;

1,0 при n ≤ 10.

Обозначение болтового соединения на чертежах

Условное обозначение болтового соединения на чертежах необходимо выполнять согласно ГОСТ 2.315-68

Основные условные обозначения болтового соединения выглядят следующим образом:

Болты при фрикционном соединении обозначаются треугольником.

Ну и напоследок не много юмора


Posted in Tagged ,

Виды разрушения резьбовых крепежных деталей: разрыв стерж­ня по резьбе или переходному сечению у головки; повреждение или разрушение резьбы (смятие и износ, срез, изгиб); повреждение головки болта (винта).

Размеры стандартных болтов, винтов и шпилек отвечают условию равнопрочности всех элементов соединения. Поэтому можно ограничиваться расчетом по одному, основному критерию – прочнос­ти нарезной части, а размеры винтов, болтов и гаек принимать по таблицам стандарта в зависимости от рассчитанного диаметра резь­бы. Длину болта, винта и шпильки выбирают в зависимости от тол­щины соединяемых деталей.

Рассмотрим расчет на прочность резьбовых соединений при по­стоянной нагрузке.

Болт нагружен внешней силой F (болт без предварительной затяжки), например, нарезанный участок крюка для подвешивания груза. Опасным является сечение крюка, ослабленное нарезкой (рис. 26.21). Из условия прочности на растяжение

(26.22)

(26.23)

где =0.6– допускаемое напряжение при растяжении болта из углеродистой стали.

Болт затянут силой затяжки F з, а внешняя нагрузка отсут­ствует (ненагруженные крышки, кронштейны и т.п.). Стержень бол­та испытывает совместное действие растяжения и кручения, т.е. растягивается осевой силой F 3 от затяжки болта и скручивается моментом, равным моменту сил трения в резьбе T p (формула (26.16)), Прочность таких болтов (рис. 26.22) определяют по эквивалентному напряжению

(26.24)

где – напряжение от растяжения, определяемое по формуле (26.22) при F=F з; – напряжение от кручения, – требуемый коэффициент запаса прочности болта, принимаемый в зависимости от материала

болта, характера нагрузки и диаметра болта.

Для стандартных метрических резьб , т. е. расчет болта на совместное действие растяжения и кручения можно заме­нить расчетом на растяжение, но по увеличенной в 1.3 раза силе F р. Для метрических резьб

(26.25)

Расчетный диаметр резьбы болта опреде­ляют по формуле (26.23), принимая

Болтовое соединение нагружено си­лами, сдвигающими детали в стыке. Усло­вием надежности соединения является от­сутствие сдвига деталей в стыке.

В соединении с зазором (рис. 26.23 а) болт устанавливают с предвари­тельной затяжкой. Внешняя сила F непосредственно на болт не передается, поэтому его рассчитывают на растяжение по

силе затяжки F з.


Рис . 26.23

Во избежание сдвига деталей при наличии зазора сила трения на поверхностях стыка должна быть не меньше внешней сдвигающей силы F:

(26.26)

где i – число стыков в соединении; f – коэффициент трения; K – коэффициент запаса (К = 1.3 – 1.5 при статической и К == 1.8 – 2.0 при переменной нагрузке); Z – число болтов в соеди­нении.


Болт в этом случае рассчитывают по силе затяжки

(26.27)

При установке болта без зазора (рис. 26.23 б) предваритель­ная затяжка не требуется. Болт испытывает срез и смятие. Стер­жень болта рассчитывают на

срез, а при тонких деталях – и на смятие. Условия прочности:

(26.28)

где –соответственно расчетное и допускаемое напряжения для материала болта на срез, = (0.2 – 0.3); d o – диа­метр ненарезанной части болта; –соответственно расчетное и наименьшее допускаемое напряжения смятия (для матери­ала болта или детали), = (0.8 – 1.0) ; S– наименьшая толщина детали.

Болт затянут, а внешняя нагрузка стремится раскрыть стык (болты для крепления крышек резервуаров для газа и жидкости, на­груженные давлением выше атмосферного, крепления цилиндров, на­сосов, станин к фундаментам и др.). Затяжка болтов должна обес­печить герметичность соединения или нераскрытие стыка (не допус­тить появления зазора) под нагрузкой. Эта задача решается с уче­том деформации деталей соединения.

Внешняя нагрузка (R – равнодействующая нагрузки; Z – число болтов) вызывает удлинение болта на (рис. 26.24), а деформация деталей уменьшается на ту же величину. Нагрузка со стороны деталей на болт также уменьшится. Именно поэтому счита­ют, что болт воспринимает часть внешней нагрузки .

где –коэффициент внешней нагрузки, показывающий, какая часть внешней нагрузки воспринимается болтом (учитывает податливость болта и соединяемых деталей).


Величина –определяется по условию равенства дополнитель­ных деформаций болта и деталей. Из условия сохранения плотности стыка соединяемых деталей (невозможности образования зазора) принимают

(26.31)

где K з – коэффициент запаса предварительной затяжки: при постоянной нагрузке K з = 1.25 – 2.0; при переменной К з = 2.5 – 4.

При расчете на прочность, если возможна последующая затяжка болта, его рассчитывают по расчетной нагрузке F р с учетом кручения: (26.32)


Размеры даны для колес с внешними зубьями.

Использование болтового способа соединения деталей позволяет при необходимости разобрать конструкцию или механизм и упрощает демонтаж для проведения ремонтных или восстановительных работ.

Во время эксплуатации конструкции соединения деталей испытывают различные виды нагрузок, что необходимо учитывать при проектировании. Болтовые соединения могут быть подвержены нагрузкам, направленным вдоль осей болтов (растяжение-сжатие), радиальным (кручение), а также нагрузкам, направленным в перпендикулярной оси болта плоскости. Последние, преодолевая силу трения, обеспеченную затяжкой пары болт-гайка, способны вызвать деформацию сдвига и среза крепёжной детали (также воздействию подобных сил подвержены заклёпки, шпильки, штифты, шпонки и т.п.).

С помощью болтового соединения можно обеспечить крепление нескольких деталей, что увеличивает количество возможных плоскостей среза, что также обязательно учитывается при проектировании конструкции.

При выводе допускаются некоторые упрощения при изображении испытываемых деталями воздействий, причём значения воздействующих сил берутся максимальными, для обеспечения надёжности.

РАСЧЁТНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ НАГРУЗКИ НА СРЕЗ

Расчёт болта на срез производится с учётом нескольких факторов, которые влияют на способность соединения сопротивляться силам, воздействующим на соединяемые детали. Такими факторами становятся:

  • шероховатость деталей;
  • пределы текучести материалов;
  • разность диаметров отверстия в детали и стержня болта;
  • сила затяжки соединения;
  • поперечные размеры соединяемых деталей(толщина);
  • расположение отверстий относительно друг друга и кромок соединяемых деталей;
  • диаметр стержня болта в его рабочей части. Наружный диаметр резьбы в расчёт не берётся, так как не оказывает сопротивления внешним силам;
  • коэффициенты трения материалов, из которых изготовлены соединяемые детали.

В зависимости от различных условий соединений расчёты на срез производятся по разным формулам.

Диаметр болта, поставленного с натягом (без зазора) , вычисляется на срез по формуле:

D = √4P/πт
D –диаметр болта;
Р –поперечная сила, воздействующая на болт (в ньютонах);
т –допустимое напряжение на срез (в МПа), которое зависит от материала и устанавливается по справочным таблицам, обычно составляет 0,2-0,3 от предела текучести.

Для предотвращения срезания болтов, устанавливаемых с зазором , необходимо обеспечить должную силу трения между деталями, которая достигается определённой силой затяжки болтов, и рассчитывается по следующей формуле:

Q = P/f
P – сила, поперечная силе сдвига(среза), создаётся затяжкой пары болт-гайка;
f – коэффициент трения. Зависит от материалов, из которых изготовлены соединяемые детали, от чистоты обработки сопрягаемых поверхностей и наличия смазки, устанавливается по справочникам.

Также силу затяжки можно вычислить по формуле:
Q = πd²q/4
d – внутренний диаметр резьбы болта;
q – максимальное допустимое напряжение при растяжении, МПа.

Для нескольких стыков болт рассчитывается на силу затягивания:
Q = P/fi
fi – количество стыков.

Болты с конической посадкой рассчитываются так же, как и устанавливаемые с натягом, так как коническая форма головки болта обеспечивает сопряжение с деталью без зазора.

При расчёте соединения, имеющего несколько точек крепления деталей, суммарная нагрузка должна равномерно распределяться между крепёжными элементами, либо для наименее нагруженных участков следует принимать максимальные значения срезающих сил.

Разумеется, приведённые формулы носят общий характер, не учитывающий всех условий работы соединения. Рассмотренные ранее факторы, влияющие на прочность соединения, вводятся при необходимости в эти формулы в виде дополнительных коэффициентов, полученных расчётным или опытным путём.

Более того, при скреплении деталей болтами необходимо учитывать то, что на разные участки соединения будут воздействовать неодинаковые по абсолютной величине и направлению силы. Для обеспечения прочности конструкции следует произвести соединение с учётом эпюры напряжений, особенно в случаях, не предусмотренных стандартами.

Стандарты на болтовые соединения, разработанные с учётом требований к прочности и надёжности, устанавливают марки сталей, применяемых для изготовления крепежа, размеры крепёжных элементов и расстояния между ними. Кроме того, для болтов, устанавливаемых с зазором, регламентируются размеры отверстий под них.

Так, например, требования к , использующимся в строительстве, устанавливает отраслевой стандарт СТО 0041-2004 «Конструкции стальные строительные. Болтовые соединения. Проектирование и расчёт».

Стандарты предусматривают широкий диапазон размеров крепёжных деталей – болтов, гаек, гроверных шайб, что позволяет проектировать конструкции, не прибегая к излишним расчётам новых деталей и к их производству. Достаточно воспользоваться уже выпускаемыми промышленностью, внеся коррективы с учётом запаса прочности (как правило, его коэффициент берут равным 1,3 от максимальной нагрузки на соединение).

ИЗОБРАЖЕНИЕ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ЧЕРТЕЖАХ

При построении резьбовых (в том числе и болтовых) соединений на чертежах винтовая резьба изображается условно. Этим достигается простота и скорость выполнения чертежей. Принятые условные изображения устанавливаются в соответствии с ГОСТ 2.315-68.

Наружная резьба болта по внешнему диаметру условно обозначается сплошной основной линией, по внутреннему диаметру – сплошной тонкой линией. На проекциях болта, образованных рассеканием его перпендикулярной оси плоскостью, внутренний диаметр обозначается тонкой линией, проведённой на три четверти окружности. Фаска при этом не изображается, только на продольном сечении болта. Расстояние между тонкой и основной линиями не должно быть больше шага резьбы, но и не должно быть меньше 0,8 миллиметра.

Внутренняя резьба на гайке изображается наоборот – основной линией по внутреннему диаметру.

Штриховка в сечениях и разрезах выполняется до сплошной основной линии. При нанесении на чертёж болтового соединения размеры болта, гайки и шайбы выполняются в соответствии с их стандартными размерами. То есть размеры стандартных крепёжных деталей устанавливаются по ГОСТу на них.



Поделиться