Бабидские восстания в иране. Вопросы для самоконтроля

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Научная значимость определяется тем что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической общественнополитической религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации. Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 3


ВВЕДЕНИЕ


1. Модернизация в Иране

2. Модернизация в Афганистане


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что история Афганистана и Ирана XX века представляет собой сложный, противоречивый и драматический процесс развития, в котором имели место войны, государственные перевороты, мятежи, революции, междуусобные вооруженные конфликты. Продолжающаяся ныне гражданская война в Афганистане втянула страну в полосу новых тяжелейших испытаний. Война отодвинула назад решение назревших острых проблем, таких как восстановление разрушенного хозяйства, ликвидация экономической отсталости, обнищания масс, неграмотности и других вопросов социальной сферы.

Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций, содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Понятие «модернизация» в контексте настоящего исследования подразумевает комплекс политических, социально-экономических и социокультурных усовершенствований, отвечающий современным требованиям и закрепленный правовыми государственными актами.

Научная значимость определяется тем, что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической, общественно-политической, религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах Востока. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Показать особенности процесса модернизации в Иране.

2. Раскрыть содержание процесса модернизации в Афганистане.

Хронологические рамки данного исследования – конец XIX – середина XX веков, территориальные рамки – Иран и Афганистан в их современных границах.

Историография трудов по данному вопросу достаточно обширна. Среди них коллективные работы «История Афганистана», «История Афганистана с древнейших времен до наших дней», «История народов Восточной и Центральной Азии», а также монографические исследования и публикации Р.Т. Ахрамовича, А.Х. Бабаходжаева, М.А. Бабаходжаева, Ю.В. Ганковского, Л.Р. Гордон-Полонской, Н.М. Гуревича, А.Д. Давыдова, В.Н. Зайцева, Ш.З. Имомова, В.Г. Коргуна, П.С. Котляра, В.Г. Кухтина, Т.И. Кухтиной, В.М. Массона, Х.Н. Назарова, М.Г. Пикулина, Я.Д. Очильдиева, В.А. Ромодина, А.Я. Соколова, Л.Б. Теплинского, А.Ю. Умнова Р.К. Урмановой, Н.А. Халфина, и др.


1. Модернизация в Иране

С тех пор, как европейские страны сделали в XVII – XVIII вв. формационный прорыв в своем развитии и страны Востока все более и более стали отставать от них по уровню своего экономического развития, проблемы модернизации для Ирана оказывались тесно связанными с усвоением опыта европейских стран, постепенным включением Ирана в мировое капиталистическое хозяйство.

Иранский опыт экономической модернизации оказался одним из самых своеобразных на Востоке, вобрав в себя и "белую" и "исламскую" революции. Нельзя не видеть в этом влияния созданной в процессе длительного исторического развития экономической системы, способной еще в начале ХIX в. обеспечивать активный баланс в торговле с европейскими странами готовыми изделиями, воздействия на начальных этапах проникновения в Иран капитализма разных его вариантов – английского и российского 1 .

Процесс экономической модернизации, включающий в себя совершенствование не только производительных сил, но и производственных отношений, оказался наиболее труден в отношении последних, оказавшихся более устойчивым компонентом традиционной иранской экономики, тесно связанным с религиозными, культурными и бытовыми особенностями иранского общества. И хотя осознание экономического превосходства европейских стран совершенно отчетливо произошло уже в начале XIX в., проблема модернизации путем использования европейских форм организации экономического порядка разрешалась в процессе ожесточенной социально–политической и идеологической борьбы между сторонниками почти безоговорочного подражания западным образцам организации общества и столь же яростными защитниками национальных традиций, вплоть до осуществления идей автаркизма. Наиболее ярким отражением соприкосновения в середине XIX в. иранской социально-политической системы, достигшей в своем развитии достаточно высокого уровня, и молодой набирающей силу формационной системы Запада стали бабидские восстания и реформы Таги-хана. Несмотря на разгром движения, одним из его главных последствий стало то, что оно зародило осознание необходимости институтов личной неприкосновенности и частной собственности. По мнению некоторых иранских ученых движение бабидов оказало значительное влияние на восприятие Ираном необходимости присоединиться к европейскому типу развития. Особенно важную веху в экономической истории Ирана сыграли реформы Таги-хана, который став в 1848 г. первым министром Насер ад-Дин-шаха, смог за три года своей реформаторской деятельности оставить незабываемый след в истории и памяти народа. Проведение реформ он начинает под несомненным влиянием турецких реформ Танзимата, в свою очередь вызванных необходимостью адаптации восточного общества к европейским влияниям. Эта была попытка ускорить экономическое развитие Ирана путем внедрения капиталистических форм предпринимательства, использования технических достижений европейских стран на государственных и частных предприятиях, и одновременно создания системы защиты национальных форм промышленности и торговли, которые по убеждению реформатора в это время еще не исчерпали своих потенциальных возможностей для развития или усвоения западного опыта 2 . Падение Мирзы Таги-хана, которое фактически означало отказ от дальнейшего углубления реформ, объяснялось многими причинами, в том числе вмешательством соперничающих в Иране держав, а главное неподготовленностью иранского общества к их восприятию. Иранская система все более и более стала обнаруживать свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе, а освоение элементов нового формационного порядка приобрело крайне затяжной характер. Уже в конце Х I Х в. болезненное национальное чувство отсталости и необходимости использования западных принципов экономического развития нашло компромисс в признании лишь технико-финансового превосходства Запада, не подвергая при этом сомнению приоритета собственно иранских культурных, а главное религиозных ценностей, что отчетливо проявилось в воззрениях Малькольм-хана. В современном Иране подобное представление о модернизации как заимствовании лишь технических достижений Запада нашло свое отражение в концепциях идеологов исламского режима 3 .

Сам процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно. И это может служить подтверждением тому, что сам процесс и уровень развития зависел главным образом от объемов вносимых элементов нового мирового порядка, а также от структуры этих элементов, одни из которых сразу могли прижиться на иранской почве и дать результаты, а другие нет.

В условиях сохраняющегося государственного суверенитета большую роль при этом имела политика центральной власти. С установлением в 20-х годах власти новой династии Пехлеви происходит скачок в процессе модернизации страны, главными составляющими которой явились национализм и государственный капитализм.

Уже первые годы правления Реза-шаха произвели ошеломляющее впечатление на современников, главным образом, из-за массовости и скорости привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации и капиталистических форм хозяйствования. Силой подавив сепаратистские движения и добившись концентрации в своих руках сильной государственной власти. Реза-шах создает современную экономическую и социальную инфраструктуру, обращая особое внимание на расширение светского образования, внедрение европейских норм поведения и быта, вводит нормы буржуазного права, которые подготовили отмену в 1928 г. капитуляционного режима, юридически подтвердившего равный подход к понятию права, свободы личности и собственности в Иране и в европейских странах. Была сделана попытка прорыва в процессе модернизации, которая требовала комплексного заимствования новых форм организации хозяйства и общества. Необходимо было наращивать производительные силы и менять менталитет общества с тем, чтобы оно могло воспринять и использовать эти производительные силы. Отличительной особенностью этого периода модернизации, ориентированного на привнесение западного опыта, стало ограничение связей с мировым хозяйством лишь торговыми. Следуя принципам национализма, правительство Реза-шаха отказалось от привлечения внешних займов, а выдвигавшиеся Ираном условия использования иностранных инвестиций фактически преградили им путь в страну. Конечно, продолжала действовать Англо-Иранская Нефтяная компания, но эволюция ее капитала и его строения практически не влияли на формирование современных форм предпринимательства, так как развитие нефтяной промышленности в Иране носило настолько анклавный характер, что даже вблизи нефтепромыслов не возникало никаких сопутствующих национальных производств. Тем не менее, влияние АИНК на развитие страны, в том числе на процессы модернизации, были велики, так как за счет концессионных платежей осуществлялось техническое и организационное переоснащение армии, и частично были профинансированы работы по завершению строительства Трансиранской железной дороги. Кроме того, на предприятиях АИНК работали тысячи иранских рабочих, инженеров и служащих, приобретая мировоззрение работников капиталистически организованных форм производства 4 .

2. Модернизация в Афганистане

В конце XIX – начале XX вв. положение Афганистана несколько отличалось от положения других стран Востока, схожих с ним по статусу. Подвергаясь через внешнюю торговлю воздействию капиталистического рынка, Афганистан, однако, не был превращен в объект экспорта капитала. Афганское государство не имело внешних долгов, на его территории не существовали иностранные концессии и банки. В XX век Афганистан вступил страной, сохранившей самостоятельность во внутренних делах, но с неполным суверенитетом во внешней политике. Он был изолирован от внешнего мира, что негативно сказывалось на политическом и экономическом положении страны.

В экономической жизни господствовали феодальные отношения. Наряду с патриархально-натуральным хозяйством с примитивными орудиями труда, появились ростки товарно-денежных отношений, которые однако не имели заметного влияния на экономику. Неблагоприятные природные условия, частые засухи были причиной малой продуктивности земледелия. В значительной части крестьянских хозяйств земледелие было основано на поливном орошении. Тяжелое налоговое бремя, многочисленные подати в эмирскую казну, злоупотребления государственных чиновников, притеснение феодалов были причиной недовольства крестьян. В результате этого часто вспыхивали крестьянские мятежи и восстания. В целом, в результате сложившихся к началу XX в. исторических условий Афганистан заметно отставал в своем политическом и социально-экономическом развитии. Задачи перехода к новым производственным отношениям, разрушение феодальных основ хозяйствования были поставлены всем ходом исторического развития Афганистана 5 .

При эмире Абдуррахмане-хане (1880-1901) в основном завершилась централизация Афганского государства. При нем были предприняты меры по усовершенствованию государственного аппарата, административной системы. Проведенные эмиром мероприятия в области экономики способствовали росту городов, торговли, приобщению к ней части феодалов, формированию национального купеческого капитала и внутреннего рынка. Во внешней политике эмир Абдуррахман-хан стремился обеспечить самостоятельное существование государства, искусно используя англо-русские противоречия.

Эмир Хабибулла-хан (1901-1919) пытался следовать политическому курсу своего отца во внутренней и внешней политике. Выражая интересы крупных феодалов, он направил свои усилия на укрепление государственного аппарата и реорганизацию армии с целью обезопасить существующий режим от народных восстаний, главную роль в которых играли крестьянские массы. Вместе с тем он вынужден был пойти на некоторые уступки представителям феодальной оппозиции, учредив в 1904 году Государственный совет, представлявший собой совещательный орган при эмире 6 .

Правительством Хабибуллы-хана были проведены некоторые мероприятия, способствовавшие укреплению позиций национального купечества. Однако внутренняя торговля развивалась медленно. Натуральные и полунатуральные формы хозяйства, устаревшая система сбора налогов препятствовали росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем в Афганистане происходили определенные положительные перемены: продолжался рост городов, развивались торговля и ремесла, расширялась ирригационная сеть, укреплялись рыночные связи, в крупной торговле повышалась роль национального купечества, стала формироваться национальная торговая буржуазия. В стране были предприняты первые шаги создания промышленных предприятий, в первую очередь обслуживающих интересы армии. Строились дороги, мосты, прокладывались телефонные линии. Приглашались иностранные специалисты. Определенные преобразования были предприняты в области просвещения, издательского дела, культуры, здравоохранения.

Эти реформы, проведенные в период правления эмира Хабибуллы-хана, при всей своей ограниченности и непоследовательности в реализации имели немаловажное значение, создавая в известной мере предпосылки экономической модернизации. Однако процесс обновления существенно отставал от потребностей развития страны. Это осознавали представители просвещенной части общества из среды феодальной знати, интеллигенции, офицерства, купечества, составившие оппозицию политике эмира Хабибулла-хана. В оппозицию входила небольшая, но влиятельная группа так называемых младоафганцев, сторонников социально-экономической и политической модернизации страны. Они отражали интересы связанных с рынком слоя помещиков и зарождавшейся национальной буржуазии, страдавшей от господства феодальных порядков, пережитков родового строя, от засилья иностранных купцов, внешнеполитической и внешнеэкономической изоляции Афганистана. Эти группы были заинтересованы в правовом признании частной собственности на землю, отмене внутренних таможен и устранении других преград на пути развития товарно-денежных отношений 7 .

Кроме того, против Хабибуллы-хана выступала группа консервативно настроенных представителей знати, отражавших интересы племенной аристократии, феодалов, не связанных с рынком, и части духовенства. Политическую платформу этой группы составляла идеи возврата к старине, былому величию Афганистана, ликвидации различных нововведений.

Обе эти группы выступали против политики Хабибуллы-хана, отказавшегося фактически от поддержки антианглийской борьбы афганских племен Индии. Отказ Хабибуллы-хана использовать благоприятную международную обстановку в целях освобождения страны от английской зависимости был главной причиной возникновения оппозиционного движения, которое находило поддержку среди широких слоев населения.

В обстановке растущего недовольства антипатриотическим режимом эмира Хабибуллы-хана возник дворцовый заговор. 21 февраля 1919 года эмир был убит. Борьба за трон между братом покойного эмира Насруллой-ханом и сыном Хабибуллы-хана Амануллой-ханом закончилась в пользу последнего. Поражение Насруллы-хана, пользовавшегося поддержкой мусульманского духовенства и значительной части влиятельных ханов и феодально-родовых вождей пограничных афганских племен, создало благоприятные предпосылки для модернизации страны. Аманулла-хан был представителем младо афганского движения. Появилась реальная возможность для реализации реформаторских идей младоафганцев. Однако главной проблемой оставалось восстановление государственного суверенитета Афганистана. 28 февраля 1919 года состоялась церемония коронации Амануллы-хана. Большое влияние на окончательный исход борьбы за власть в пользу Амануллы-хана оказал его первый манифест, в котором провозглашалась независимость Афганистана.

В начале марта 1919 года власть Амануллы-хана была признана во всех областях афганского государства. На повестку дня вплотную встал вопрос о завоевании независимости 8 .

Модернизация страны осуществлялась в два этапа. На первом этапе (1919-1924 гг.) была создана основополагающая правовая база реформ. Принятие в 1923 году первой в истории страны Конституции имело историческое значение. В Основном законе Афганистана провозглашались личная свобода граждан, равноправие всех подданных, представителей всех племен и народов. Не изменив сущности монархического строя, Конституция учредила Государственный совет, формировавшийся на смешанном принципе назначения и выборов депутатов. Исполнительным органом власти стал Кабинет министров. Были созданы органы местного управления.

На втором этапе реформ (1924-1928 гг.) процесс модернизации был продолжен. Преобразования внутри страны были дополнены активными внешнеполитическими акциями. Дипломатические отношения, установленные Афганистаном с рядом стран в начале 20-х годов, получили свое развитие в результате турне Амануллы, принявшего титул короля, по странам Азии и Европы. В ходе переговоров с руководителями зарубежных стран были установлены торговые отношения, заключены выгодные соглашения. Политический авторитет суверенного Афганистана заметно вырос.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После первой мировой войны большинство населенных мусульманами территорий попали под колониальное управление ведущих стран Запада. Исключение составили только Турция, предпринявшая при Мустафе Кемале Ататюрке попытку построить полностью светское государство, отказавшись от имперского османского наследия, а также старые монархические режимы в Иране и Афганистане и вновь образованный в Саудовской Аравии.

Все попытки модернизации традиционного исламского общества в ХХ веке предпринимались сверху. Потребность в модернизации отвечала интересам традиционной элиты, осуществлявшей, по сути, светскую власть в мусульманских государствах. Модернизация общественно-экономической жизни мусульманского государства выглядела как совершенно логичный и оправданный шаг для улучшения качества системы управления государством и обществом.

Естественно, что модернизация в тот момент могла происходить только по западным стандартам. Особенно это было актуально для большинства мусульманских сообществ, являвшихся в период между двумя мировыми войнами колониями ведущих западных стран. Для более эффективного осуществления функции управления, традиционной элите в мусульманских странах необходимы были подготовленные по западным меркам сотрудники аппарата управления, офицеры для армии, инженеры, врачи. Тем более что во время существования в качестве колонии в большинстве мусульманских стран начало этому процессу положила колониальная администрация, проводя первоначальную подготовку необходимых кадров.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана з а независимость в 1919 году. – М., 1960.
  2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990.
  3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002.
  4. Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86 – 97.
  5. Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965.
  6. Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина X I X – первая треть XX вв. – М., 1983.

1 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. – М., 1990. – с. 76.

2 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 86.

3 Мамедова Н.М. Проблемы модернизации и либерализации экономической системы Ирана (Исторический аспект) // Ближний Восток и современность. Выпуск второй. – М., 1996. – С. 87.

4 Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М., 2002. – С. 73.

5 Массой В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В 2-х т. – М., 1965. – Т. 1. – С. 173.

6 Ромодин В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана середина XIX – первая треть XX вв. – М., 1983. – С. 234.

7 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 112.

8 Бабаходжаев А.Х. Война Афганистана за независимость в 1919 году. – М., 1960. – С. 163.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10489. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 37.52 KB
Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к раннему рабовладению.
13589. Процессы модернизации в Индии и Китае 17.81 KB
Новизна данной работы определяется тем что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран имеющих практически сходную культуру может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений. Особенности модернизации в Индии В самом общем виде можно отметить что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Васильев традиции и институты во...
13573. Сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков 33.52 KB
Запад принес концепцию прогресса а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального как было например в Китае – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции открыть ряд портов для иностранных кораблей. Правительство было низложено.
16187. .А. Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования. 14.55 KB
Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования Модернизация системы образования осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций их содержательному определению включению в организационные управленческие образовательные исследовательские производственные подсистемы образовательного учреждения разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг а также достижение...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
17465. Философия Востока 15.38 KB
Понятие философия происходит от греческих слов phileo - любовь и sophi - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания мировоззрения система идей взглядов на мир и на место человека в нем. Одна из категорий обращается к богу другая к человеку; одни утверждают что самодостаточность философии очередные говорят что философия призвана на службу обществу человеку и пр.
12837. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА 61.05 KB
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
12943. Климат Дальнего Востока 28.11 KB
Качественно и количественно физическое состояние атмосферы и процессы, совершающиеся в ней, выражаются при помощи определенных величин, так называемых метеорологических элементов и атмосферных явлений. Наиболее важным для жизни и хозяйственной деятельности человека являются следующие из них: давление воздуха
12838. ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЫХ СТРАН ВОСТОКА 75.75 KB
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение но приобрело как бы вторую жизнь подобно римскому праву в средневековой Европе и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки принявших в той или иной степени ислам Египет Индия Оттоманская империя и т. Но не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Шариат с самого начала сложился и развивался по крайней мере в первые два века как...
13185. Изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока 7.4 MB
В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения повседневных торжественных для отдыха занятий спортом и др. Коллекции от кутюр предполагают ручной пошив изделий по индивидуальным меркам для конкретного человека. Источником вдохновения для разработки коллекции послужило использование исторического костюма. Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение особенностей костюмов народов Ближнего Востока для последующей разработки коллекции моделей женской одежды.

Наиболее активным сторонником проведения реформ в Иране был Мирза Таги-хан.

Амир Кабир

Мирза Мохаммад Таги-хан Фарахани (1808-09.01.1852). Мохаммад Таги был сыном Махмуда Курбана Кербелаи, повара в семействе правителя Персидского Ирака - Иса Фарахани. После назначения Иса Фарахани на должность каем-макама при наследнике престола Аббас-Мирзе, семья М.К.Кербелаи переезжает в Тебриз, где он становится управляющим в доме Фарахани. Мохаммад Таги воспитывался вместе с детьми и внуками каем-макама, с детства был знаком с наследником престола и будущим шахом Насер ад-Дином.

Личные качества Таги-хана - природный ум, образованность, работоспособность, умение вести канцелярскую работу, организаторские способности, поддержка каем-макама и наследника способствовали его выдвижению. Таги-хан стал чиновником в канцелярии наследника Аббас Мирзы в Тебризе. В составе «извинительного» посольства Хосров Мирзы в 1829 г. он посетил Петербург.

Таги-хан в 1831 г. стал заместителем командующего армией наследника в Азербайджане, получил титул хана. В 1843 г. он был назначен на пост амир-незама (командующего) армией наследника.

Семейные связи также обеспечивали Таги-хану необходимую поддержку; он был женат на одной из дочерей Фатх Али-шаха, сестре Насер ад-Дина. Мирза Таги-хан в 1843–1847 гг. возглавлял иранскую миссию в Эрзеруме при определении границ с Турцией. Общаясь с европейцами, работавшими в комиссии по разграничению, проживая длительное время в Турции и посещая Россию, а также занимая высшие административные и военные посты при наследнике престола в Азербайджане, мирза Таги-хан приобрел необходимый опыт и знания в управлении страной.

Вступив на престол в 1848 г., Насер ад-Дин-шах назначил Таги-хана садр-азамом (премьер-министром) и присвоил ему титул «Амир Кабир» («Великий эмир»). Таги-хан получил неограниченные права по управлению страной.

За время короткого пребывания на посту первого визиря (1848–1851) Мирза Таги-хан пытался провести реформы в целях укрепления власти центрального правительства и ограничения влияния иностранных держав, главным образом Англии. В первую очередь он занялся реорганизацией армии, повел борьбу с недисциплинированностью воинских частей и их командиров, с кражей казенных денег, предназначенных для уплаты жалованья солдатам.

Вместе с тем стремясь несколько разрядить недовольство крестьян, Мирза Таги-хан сделал попытку ограничить эксплуатацию крестьян ханами. Разработанный им проект устанавливал размеры повинностей крестьян в пользу ханов. Эта мера, так же как и другие проекты реформ Мирзы Таги-хана, должна была укрепить власть центрального правительства, что было необходимо для подавления народных восстаний, мятежей непокорных ханов, а также для отпора давления на Иран со стороны иностранных держав.

Среди других государственных деятелей Ирана Мирза Таги-хан был наиболее решительным противником усиления английского влияния в стране. Он пытался не допустить закабаления Ирана иностранными державами и стремился вернуть Ирану фактическую самостоятельность во внешних и внутренних делах.

В течение трех лет Мирза Таги-хан был фактическим правителем Ирана и заложил основу всеобъемлющих, обновляющих страну реформ. В 1849 г. он основал школу-лицей Дар оль-фонун (Дом науки) и пригласил группу европейских специалистов, которые преподавали медицину, фармакологию, естественные науки, инженерное дело, геологию, военное дело. Из среды выпускников Дар оль-фонуна впоследствии вышли видные иранские политические деятели, дипломаты, просветители.

В стране начали действовать разного рода кружки и общества, служившие целям просвещения, развитию частных школ. В феврале 1851 г. в Тегеране под руководством и при активном участии Таги-хана была основана газета «Рузнаме-йе вакайе-йе эттефаки-йе», которая была официальным изданием и служила руководством для государственных служащих. Значительное место в газете занимали материалы зарубежной прессы, освещавшие проблемы политики, экономики и культуры.

Амир Кабир был убежден в необходимости создания в Иране промышленности европейского типа. По его инициативе были выстроены два сахарных завода, заводы по изготовлению оружия и пушек, прядильная фабрика, фабрики по производству хрусталя, бязи и сукна. Одной из основ его экономической политики было поощрение и развитие частной промышленности.

Для успешного осуществления реформ Мирза Таги-хан сильно ограничил власть духовенства, не допуская его вмешательства в государственные дела. Он считал, что при наличии сильных позиций духовенства никакие реформы невозможны.

Амир Кабир внес изменения в судебную систему. Он ограничил компетенцию шариатских судов. Судебные дела представителей религиозных меньшинств не должны были подпадать под юрисдикцию судов шариата и сразу передаваться в светские суды. Всем губернаторам провинций была направлена инструкция, согласно которой религиозные меньшинства должны пользоваться полной свободой религиозных отправлений и их права должны охраняться на основе абсолютной справедливости.

За короткий период правления Мирза Таги-хан, несмотря на ограничения, существовавшие на протяжении столетий, и противодействие, оказываемое ему со всех сторон, провел разнообразные реформы. Однако его деятельность, попытки ограничить власть и финансовые возможности правящей верхушки вызывали недовольство двора и духовенства.

Против Амир Кабира сложился заговор, активную роль в котором сыграло английское посольство. В результате дворцовых интриг в ноябре 1851 г. Таги-хан был лишен всех титулов и званий, отстранен от всех должностей, а вскоре по приказу шаха был убит.

Со второй половины XIX в. обостряется борьба великих держав за Иран. Наиболее остро эта борьба развернулась между Англией и Россией, сначала в Центральной Азии, а затем и в самом Иране.

Составной частью колониальной политики, которую проводила в середине XIX в. Великобритания, стала англо-иранская война 1856–1857 гг. Однако в результате этой войны Англия практически не получила уступок от Ирана, ее влияние было ослаблено, в стране резко возросли антианглийские настроения. В то же время в Иране усилились позиции России, Франции и отчасти США. Война показала слабость Каджарского государства и облегчила дальнейшее проникновение в Иран иностранного капитала. Воспользовавшись военно-политическим ослаблением страны, западные державы навязали Ирану ряд неравноправных договоров и создали благоприятную почву для получения концессий, монополий и всякого рода привилегий, превративших Иран в конце XIX в. в зависимую страну.

Одной из первых сфер деятельности иностранного капитала в Иране стали телеграфные концессии. Соглашения о них были подписаны в 1862,1865, и в 1872 г. Телеграф полностью находился в ведении «Индо-европейской компании». Персидскому правительству предоставлялась треть доходов от эксплуатации линии, проходящей по иранской территории, и льготный тариф при подаче телеграмм. Из девяти основных телеграфных линий лишь две контролировались иранским правительством, еще две эксплуатировались русскими, а остальные - англичанами. Телеграф, обслуживаемый английскими чиновниками и охраняемый персидской стражей, состоящей на жаловании английского правительства, был инструментом усиления британского влияния в Иране.

С начала 70-х годов обострилась борьба между Россией и Англией за концессии на строительство шоссейных и железных дорог в Иране. Это строительство имело экономическое и стратегическое значение.

25 июля 1872 г. с английским финансистом Ю.Рейтером было подписано соглашение о концессии на строительство трансиранской железной дороги от Каспийского моря до Персидского залива сроком на 70 лет. Рейтер получил такие привилегии, что, по признанию лорда Керзона, эта концессия представляла собой небывалый и самый экстраординарный факт полной продажи всех богатств государства иностранцам.

Соглашение о концессии вызвало резкий протест царского правительства. Во время пребывания Насер ад-Дин-шаха в Петербурге осенью. 1873 г. был фактически решен вопрос об отмене концессии. 5 декабря 1873 г. шах расторг договор о концессии с Рейтером. Царское правительство решило взять инициативу железнодорожного строительства в свои руки с целью подорвать влияние англичан.

Реформы Таги-хана

Реформы Мохаммада Таги-хана Ферахани, известного также как Амир Кабир (Великий Эмир). Был первым министром Насер эд-Дин-шаха (1848-1851). Его комплекс реформ фактически стали первой серьёзной попыткой модернизации Ирана с целью оздоровить социально-экономический и политический строй и противодействовать проникновению иностранных держав в страну.

Иран постепенно превращался в рынок сбыта и источник сырья для капиталистических держав. Экономика была в состоянии упадка, ухудшению положения способствовали коррупция государственного аппарата, расточительство правящей династии, ослабление государственной власти, проявлявшееся в дезорганизации и падении боеспособности армии, децентрализации и усилении сепаратистских тенденций.

Особенно в реформах были заинтересованы не принадлежащая к феодальной аристократии, пака ещё не значительная прослойка мулькадаров – помещиков, связанных с внешним рынком и торговым земледелием, и купечество.

Административно-политические и военные преобразования.

· Создание новой администрации началось с проверки состава служащих государственных учреждений. На пример в личной охране шаха числилось 4 тыс. человек, а на деле их было 300. Офицеры же получали жалование на всех. – Так была значительно сокращена численность служащих, снижено жалование, запрещалось занимать два поста одновременно.

· Борьба со взяточничеством, продажей гос. постов, казнокрадством.

· Приняты меры по возвращению бератов (право на сбор подати с деревни и района) в казну. Это должно было восстановить финансы страны.

Накануне военной реформы вооружённые силы состояли из регулярной армии – незам и иррегулярных ополчений – лашкар. Регулярная армия подразделялась на три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Основное подразделение полк – фоудж численность её от 200 до 500 чл. Фоуджи объединялись в бригады – тип. На бумаге армия из 100 тыс. а на деле 10 тыс.

Согласно планам Таги-хана, предусматривалось создание централизованной регулярной армии, которая комплектовалась бы по системе бониче. Набор рекрутов предусматривался пропорционально сумме малиата (налога) на ту или иную деревню. Часть налогов – анъам шли на содержание солдат, другая – хань-вари – шла на нужды семьи рекрута. Тяжесть военной службы ложилась на крестьян т. к. городское население и ремесленники освобождались от службы.

Реорганизация армии.

· Ввёл обязательное воинское обучение

· Строгие дисциплинарные правила

· 1851 г. Принят и введён новый устав

Вооружённые силы должны были состоять из 50 пехотных полков, 12 кавалерийских батальонов, 27 тыс. артиллеристов и 200 пушкарей.

Регулярное войско делилось на две армии: азербайджанскую и иранскую во главе каждой отдельный главнокомандующий. В основе воинской структуры оставался фоудж – полк, возглавляемый полковником – сартипом. Полки состояли из батальонов во главе с сархенгами. Батальон подразделялся на 10 рот, 2 полка составляли бригаду – тип, пять бригад объединялись в дивизию. Таги-ханн ввёл новые подразделения – туман (корпус из 6-11 дивизий) под командование амир-тумана. Ополчение состояло из пехоты и кавалерии.

Армия состояла из действующей армии и запаса.

· Срок службы 12 лет – 2 года в войсках, 4 года в запасе потом 2 года на службе и 4 запас. В период запаса проводились военные учения.

· Солдаты получали 6 туманов в год и 300кг пшеницы.

· Годовое жалование командира полка 1000 туманов, батальона 500, командира роты 70, кавалерии 10-15 туманов.

К концу правления мирзы в случаи всеобщей мобилизации было 100-120 тыс. чел., а регулярной армии 20 тыс.

Военная реформа имела социальные последствия. Введение системы бониче оказало серьёзное воздействие на иранскую деревню. Усилилось внеэкономическое принуждение крестьян и зависимость от землевладельцев т. к. они сами формировали воинские части на своих территориях.

Экономическая политика.

· Таги-хан в первую очередь принял меры по улучшению работы арсеналов в Тегеране и Тебризе, а так же по строительству оружейных мастерских. Правительство содействовало строительству предприятий связанных с выполнением военных заказов.

· Программа преобразования предусматривала как развитие ремесленного производства, так строительство ряда крупных предприятий мануфактурного типа и даже фабрично-заводского.

· Из Австрии и Пруссии были приглашены мастера для обучения производству тканей с применением современной Европейской техникой. В Тегеране было открыта прядильная мануфактура с станками из Франции. Было открыто 2 сахарных завода и др. мануфактуры.

· В добывающей промышленности были запрещены беспорядочные раскопки и установлен правительственный контроль над добычей и для контроля было учреждено ведомство.

· Восстанавливали заброшенные медные рудники.

В торговле

· Таги-хан распространил контроль над внешней торговлей

· В 1851г. Установили внутренние пошлины для иностранных товаров. Стали исправно изымать с иностранцев все пошлины. Иранцы в некоторой степени уровнялись с иностранцами.

· Он проводил политику протекционизма.

· С целью увеличения экспорта иранское правительство предприняло шаги по развитию экспортных отраслей сельского хозяйства, производство риса, сахарного тростника, хлопка и садоводческих культур.

· Строилась плотина в г. Шустере на р. Карун. Это увеличивало посевные площади тростника.

· Развёрнуто строительство рынков и караван-сараев

Преобразования требовали больших денежных затрат, что требовало реорганизации финансовой системы.

· При ревизии государственных и частных земель выявили нарушения прав на владение тиульными землями, прежде всего превращение их в наследственное держание. Такие земли были конфискованы, забрали земли и у тех кто уклонялся от гос. службы.

Меры Таги-хана по конфискации земель объективно способствовали постепенному вытеснению государственно-феодального землевладения частнофеодальным мулькадарским землевладением.

· Что бы укрепить денежную систему правительство установило конкретную шкалу монет, курс других монет в провинциях был значительно снижен.

Культурно-просветительские преобразование

Упрощение литературного письма, развитие переводов научной и общественно-политической литературы, создание типографий, строительство первой государственной больницы, введение прививок и распространение брошюр по борьбе с оспой, восстановление исторических памятников, складывание системы светского образования.

Создание военной школы Дар – оль – фонун. Основан в 1849. Школа значительно способствовала распространению просвещения, явилось центром культурной жизни, Она содействовала росту интеллектуального образования иранцев.

В 1851 г. Основана газета Рузнаме – йе вакайе – йе эттеораки – ей. На персидском языке. Она проводила правительственную линию

Контроль над духовенством. Духовенство имела своего рода монополию в судебной системе и в образовании. (шариат – духовный суд, урф – светский суд). Мирза ввёл новые процессуальные правила – все дела и решения шариатского суда должны были направляться в диван-хану. Деятельность духовного суда в провинции так же было поставлено под контроль.

Провели проверку духовных землевладений и часть земель вернули в казну.

Центральное место в преобразованиях Таги-хана занимали военно-политические реформы. Военная реформа поднимая боеспособность иранской армии позволила правительству успешно бороться с сепаратистами, укрепила государственную власть и тем самым обеспечила предпосылки для осуществления реформ в целом.

Административные преобразования предусматривали создание эффективно действующего государственного аппарата призванного подчинить центру провинции, бороться со взятничеством. Что бы увеличить гос. средства упорядочили налоговую систему, что давала возможность не обращаться к западным державам за деньгами.

Реформы Таги-хана прежде всего отражали стремление правительства к укреплению экономического и политического положения страны, что в свою очередь должно было привести к повышению её сопротивляемости внешней экспансии.

Преобразования Таги-хана далеко не охватывали всей совокупности важнейших сторон соц-эк. жизни общество, что является свидетельством умеренности политической платформы первого министра. Нужно учитывать что реформы шли в обстановке внутриполитической борьбы и внешнеполитических преград.

Иран в первой половине XIX века. Реформы Таги хана.

В середине XIX в. экономическое положение Ирана было сложным. Развитие промышленности, ремесла и торговли страдало от налогового гнета, феодальных междоусобиц, грабежей феодалов, отсутствие гарантий неприкосновенности личности и собственности, внутренних таможень, плохого состояния дорог и произвола феодалов. 80 % населения жили в сельской местности. Треть всех земель в стране принадлежало государству в лице шаха. Вторым по значимости собственником земель являлось духовенство. Затем шли представители аристократии, ханы племен, чиновники. Крестьяне за пользование землей платили продуктовую ренту владельцам. Размер ее колебался в зависимости от региона от трети до двух третей урожая, но во многих случаях речь шла о половине урожая. Насилие над крестьянами и поборы с них были обычным для того времени делом. Определенные гарантии крестьянскому имуществу предоставляли нормы исламского права – шариата, обязательные для мусульманского общества. Треть населения Ирана жило в кочевых и полукочевых племенах. Сохраняла свое значение торговля рабами-неграми.

Сбор налогов поручался откупщикам, которые платили всю сумму налогов с данной местности и собирали с населения затраченные деньги плюс значительную сумму сверх расходов. Государственные должности открыто продавались. Дача взяток считалась среди различных социальных слоев населения вполне естественным делом. В политической жизни Ирана большую роль играло духовенство – улемы могли отклонить тот или иной шахский указ (фирман) в случае не соответствия его шариату. Правительство шаха, чтобы получить поддержку духовенства, выплачивало ему жалованье, дарило земельные владения, финансировало строительство мечетей. Центральная власть не могла контролировать отдаленные провинции государства, что способствовало усилению местных феодалов и губернаторов, которые не слишком считались с центральным правительством и управляли вверенными им территориями как независимые правители. Шахское правительство в некоторых случаях стравливало усилившихся феодалов между собой для обеспечения безопасности государства. Английский посол полковник Фаррант отмечал, что жители таких крупных провинций, как Исфахан, Фарс и ряд других, “все более не признают власть шаха, и их разбои и грабежи становятся слишком частыми”. Англия поддерживала племена юга Ирана к вооруженным выступлениям против правительства, снабжая их как финансово, так и оружием. Еще по торговому договору от 1801 г. на английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины. В 1841 г. Британия добилась от правительства Ирана подписания нового англо-иранского договора, который предоставлял Великобритании ряд привилегий: подданные Англии освобождались от уплаты внутренних таможенных пошлин, пошлина на внешнеторговые операции устанавливалась в размере 5% от стоимости товара, основывались английские торговые агентства в Тегеране и Тебризе. Подданные Соединенного Королевства получали право экстерриториальности-неподсудности местным властям и законам. В результате заметно возрос ввоз в страну английских промышленных изделий, дешевых и качественных. Особенно пользовались популярностью британские хлопчатобумажные ткани. В 1845 г. аналогичные привилегии получили Франция и Австрия. Крупное иранское купечество, давая взятки и делая различные подношения властям, пользовалось определенными привилегиями. Союзы купцов–торговые гильдии защищали в определенной мере своих членов от произвола властей. Но полной гарантии сохранности собственности не было ни у кого. Правитель региона мог не считаться с мнением купцов. Так в 1848 г. были конфискованы правительством капиталы одного из ханов за то, что тот не поддержал в борьбе за власть наследника престола. Некоторые купцы переходили в подданство России или Англии, чтобы предотвратить конфискацию капиталов и имущества со стороны чиновников разного уровня. В 1848 г. был ограблен местными властями около города Исфахана богатый купец Давид Меликов.

По форме правления Иран продолжал оставаться в 19 веке неограниченной монархией во главе с шахом. Шах распоряжался не только имуществом, но и жизнью своих подданных. Он мог издать любой закон, согласуя его во многих случаях только с высшим духовенством. Большая власть была сосредоточена и у наследника трона. Руководил правительством шаха садр-азам. Ему подчинялись министр финансов, министр иностранных дел и военный министр. Наследные принцы руководили по традиции Азербайджаном, получая необходимый опыт управления. Первые попытки реформ предпринятые после поражения Ирана в русско-персидской войне 1804-1813 гг. дали скромный результат – новая регулярная иранская армия, созданная с учетом европейского опыта, выиграла войну с Турцией, но проиграла войну с Россией в 1826-1828 гг. Сказалось отсутствие достаточного количества подготовленных офицеров и злоупотребление имеющимися служебным положением и коррупция, сверху донизу пронизывающая армию. Солдаты нередко голодали, занимались грабежом местного населения. Многие из военнослужащих не умели даже заряжать ружье. В русско-иранской войне в ходе битвы под Елизаветполем русская армия численностью 8 тысяч человек разбила 35 тысячную иранскую. По Туркманчайскому миру Иран передал России Нахичеванское и Ереванское ханства (территория Армении) и обязался выплатить контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром. Шахская казна постоянно сталкивалась с дефицитом средств. Задолженность казны чиновникам и армии вызывала недовольство, вследствие чего часто возникали беспорядки в войсках. Ко времени восстания бабидов в 1848 г. разложение регулярной армии достигло крайних пределов – ее численность уменьшилась с 30 тысяч накануне войны 1826-1828 гг. до 10 тысяч. Задача ее реформирования пала на плечи нового премьер-министра Ирана Таги-хана, который перевел формирование всей армии на рекрутскую основу.

Восстание бабидов, неудачные войны привели некотрых представителей правящих кругов иранского общества к необходимости экономических, политических и военных преобразований. Таги хан не был от рождения аристократом. Его отец являлся вначале поваром, а затем управляющим у придворного двора наследника престола, а затем и у главы правительства страны. Мирза Таги хан воспитывался в семье придворного и стал его секретарем. Таги-хан посетил в 1829 г. Петербург в составе иранской дипломатической миссии. Посещение гораздо более развитой во всех отношениях страны показало Таги-хану необходимость преобразований в его собственной. Таги хан смог побывать в Турции в качестве главы иранской делегации по выработке условий мирного договора между двумя государствами, где увидел ход реформ эпохи танзимата. Мирза стал в 1834 г. заместителем командующего войсками наследника трона, что, естественно, способствовало его продвижению к власти. В день своей коронации в 1848 г. новый шах назначил своего воспитателя главой правительства, а потом выдал за него свою родную сестру. Таги хан провел военную реформу по которой вводилась рекрутская повинность на население. Срок службы поставляемых каждой деревней и городом определенного числа рекрутов составлял 20 лет. Вследствие реформы боеспособность армии немного повысилась. По территориальной реформе Иран был поделен на 12 провинций – вилайетов, провинции в свою очередь делились на уезды, те в свою очередь на округа. Низовой административной единицей была деревня. Была провозглашена свобода вероисповедания. Следует отметить, что приверженцев немусульманской религии было меньшинство в Иране – только 1 % от всего населения. По инициативе садр-азама вышла в свет в 1851 г. первая газета на персидском языке. Для детей знати открылась первая нерелигиозная школа “Дом наук”. Таги хан организовал ряд государственных мануфактур и оружейных заводов, построил крытые базары и караван-сараи в Тегеране, ликвидировал внутренние таможни. Для защиты местных производителей был запрещен ввоз некоторых категорий иностранных товаров. За рубеж были отправлены люди для изучения процесса изготовления машин. Первый министр решительно боролся со взяточничеством чиновников и сократил их количество. Реформатор запретил пытки обвиняемых при расследовании обстоятельств преступлений. Преобразования Таги хана вызвали недовольство части правящей элиты во главе с матерью Насер ад-дин-шаха Махдийе Улийа и пятничного имама Тегерана Абд аль-Касимом. Они обвинили главу правительства, что тот преклоняется перед Западом. Противники реформ смогли отправить в отставку Таги хана и сослать его, затем реформатор был казнен в январе 1852 г. – ему вскрыли вены.

приход к власти мирзы таги-хана в иране

Бабидское движение свидетельствовало о резком обострении классовых противоречий в Иране. Но были и другие признаки нараставшего политического кризиса.

Еще в начале 40-х годов иранское правительство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении в результате углубления конфликта с Турцией, за которой стояла Англия. Непосредственной причиной конфликта были ирано-турецкие пограничные столкновения. В 1841 г. иранские войска заняли Мохаммеру, незадолго до этого захваченную турками у зависимых от Ирана арабских племен. В следующем году иранские войска вступили в пределы Ирака, разгромили турецкие войска и заняли священный для шиитов город Кербелу. Но в самом начале 1843 г. турецкие войска напали на Кербелу, перебили находившихся там иранских солдат и учинили резню местного населения.

Известия об этих событиях вызвали в Иране всеобщее возмущение. Иранское правительство готовилось ответить Турции войной, но, сознавая свою слабость и опасаясь осложнений с Англией, было вынуждено вступить с Турцией в переговоры при участии также держав-посредниц Англии и России, из которых первая поддержала Турцию, а вторая Иран. Согласно заключенному Эрзурумскому трактату (вступившему в силу в 1847 г.), Мохаммера была признана владением Ирана, но Иран уступил туркам важную в стратегическом отношении западную часть Зохабского округа и признал ирано-турецкую границу по левсму берегу Шатт-эль-Араба.

Правительство Англии усилило в эти годы давление на Иран при посредстве феодалов-сепаратистов. В 1846 г. хорасанский хан Салар, получив денежную поддержку от англо-индийских властей, поднял открытый мятеж против иранского правительства. Салар предъявил шаху требование вернуть из эмиграции его отца Аллаяр-хана, высланного из Ирана, и назначить его на пост садразама (первого министра) и хорасанското правителя.

Все это порождало тревогу в правящем классе и вызывало у отдельных его представителей стремление укрепить центральную власть, создать боеспособною армию, упорядочить финансы, устранить вмешательство иностранных держав. Выразителем этих взглядов явился видный иранский дипломат и государственный деятель Мирза Таги-хан. Одно время он был командующим армией в Тебризе с титулом амир-низама (князь войск) и уже тогда проявил большую энергию в деле реорганизации армии, хотя его усилия вследствие общей обстановки в Иране остались по существу безрезультатными. Столь же бесплодными были попытки Таги-хана бороться со взяточничеством и подкупами, царившими среди офицеров и чиновников. В 1843-1847 гг. Таги-хан вел дипломатические переговоры с Турцией, завершившиеся подписанием Эрзурумского трактата. Ознакомление с реформами, проводившимися в Турции в период танзимата, укрепило Таги-хана в. решимости добиваться аналогичных преобразований и в Иране.

По возвращении из Турции Таги-хан снова отправился в Тебриз и находился там при валиахде (наследнике престола), шестнадцатилетнем принце Насер-эд-дине, Валиахд по традиции являлся правителем Иранского Азербайджана. Таги-хан пользовался у него полным доверием и фактически управлял этой провинцией.

В сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, после чего Насер-эд-дин во главе войска, которым командовал Таги-хан, прибыл в столицу и вступил на престол. Воцарение Насер-эд-дина означало укрепление позиций Мирзы Таги-хана, занявшего пост первого министра.



Поделиться