Автором поучения детям был. Различные наставления детям своим, монахам

] ПОУЧЕНИЕ [пр.1] Владимира Мономаха (1099 г.) I

2. Сидя на санях, помыслил в душе своей и похвалил бога, который меня, грешного, сохранил до сих дней. [пр.6]

3. Да, дети мои или кто­-либо иной [пр.7] , кто прочтет мое поучение, не посмейтеся, но кому из детей моих будет оно любо, пусть запечатлеет его в сердце (своем) и начнет неленостно трудиться.

Прежде всего, бога ради и ради души своей, страх божий имейте в сердце своем и творите милостыню неоскудную: в этом - начало всякому добру. Если же кому не любо это поучение, пусть не погневается, но скажет: вот на далеком пути да на санях сидя, молвил «безлепицу» (неправильно).

4. Встретили меня на Волге послы от братьев моих и сказали: поспеши (соединиться) с нами: выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же ты не пойдешь с нами, то мы будем сами по­ себе, а ты сам по­ себе. - Я отвечал: «Хоть вы и будете гневаться, не могу с вами идти и нарушить крестного целования» [пр.8] .

5. Отпустив их и взяв в печали псалтырь [пр.9] , я разогнул ее, и вот­ что мне выпало: «Что унываешь, душа моя, и что смущаешься» [пр.10] и пр.

6. Собрав потом эти драгоценные слова, я расположил их по порядку и написал: «Если вам последнее (в поучении) не будет любо, то примите хоть первое.»

7. а. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на бога, ибо я буду еще славить его. [пр.10]

б. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие; - ибо делающие зло истребятся, уповающие же на господа наследуют землю. - Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, - и нет его; - а кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. - Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими; - господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его. - Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтоб пронзить идущих прямым путем. - Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. - Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых. - Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет господь. [пр.11]

Когда он будет падать, не упадет, ибо господь поддерживает его за руку. - Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. - Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. - Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек. [пр.16]

в) Помилуй меня, боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. - Враги мои всякий день ищут поглотить меня, - ибо много восстающих на меня, о всевышний! [пр.17]

г) Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. - И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! И так есть бог, судящий на земле! [пр.18]

д) Избавь меня от врагов моих, боже мой! защити меня от восстающих на меня. - Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. - Ибо вот, они подстерегают душу мою. [пр.19]

е) Ибо милость твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят тебя. - Так благословлю тебя в жизни моей; во имя твое вознесу руки мои. [пр.20]

ж) Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев. [пр.21]

з) Возвеселитеся все праведные сердцем. [пр.22]

и) Благословлю господа во всякое время; хвала ему непрестанно в устах моих, [пр.23] и пр.

8.а) Так и Василий Великий, собрав юношей, учил их иметь душу чистую, неоскверненную, тело худо, беседу кроткую и в меру слово господне; пить и есть без шума великого; при старых молчать, мудрых слушать; высшим покоряться, с равными и меньшими жить в любви; беседовать без лукавства, (стараясь) многому научиться; не оскорблять (никого) дерзким словом, не хулить (не пререкаться), не смеяться много; уважать старших, с женщинами безнравственными не беседовать; очи иметь долу, а душу горе; [пр.25] (искать) от всех чести, а не легкой власти. [пр.26]

б) Если кто из вас иным чем может угодить богу, - пусть ожидает от него награды и насладится вечными благами.

в) О владычица-­богородица! отними от убогого сердца моего гордость и дерзость, да не возношусь суетою мира сего в этой бренной жизни.

г) Научись, истинный христианин, быть делателем благочестия, научися, по евангельскому слову, управлять очами, удерживать язык, смирять ум, порабощать тело, обуздывать гнев, иметь помысл чистый и побуждение к добрым дедам, господа ради. Если обижают тебя - не мсти, ненавидят или гонят - терпи, если хулят - благословляй. [пр.27]

9. Умертви (в себе) греховные помыслы. Дайте суд сироте и право вдовице. - Тогда приидите и рассудим, говорит господь: «Если грехи ваши будут, как багряное, - как снег убелю», [пр.28] и пр.

10. Воссияет весна постная и цвет покаяния; очистим себя, братия, от всякой крови телесной и душевной. Светодавцу возопием: слава тебе, человеколюбче!

11. Разумейте, дети мои, сколь поистине милостив и многомилостив к нам человеколюбец бог (наш): мы, человеки, грешны и смертны: кто сделает нам зло, того мы готовы уничтожить и тотчас пролить кровь его; а господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши выше главы нашей терпит, - и терпит до конца дней наших, как отец, который, любя свое чадо, хотя и наказывает, но потом снова привлекает его к себе.

12. Так и господь наш указал нам избавление от греха и победу над ним тремя добрыми делами [пр.29] - покаянием, слезами и милостынею; так вот, дети мои, не тяжка заповедь божия, если этими тремя делами можно избавиться от грехов своих и не лишиться царства небесного. Умоляю вас, ради бога не ленитеся, не забывайте этих трех дел: они не тяжки; это - не одиночество, не чернечество или голод, как иные добрые терпят, - но дела не трудные, которыми вы можете снискать милость божию [пр.30] .

13. Что есть человек, что Ты помнишь о нем [пр.31] ?

14. Велик ты, господи, и чудны дела твои! Разум человеческий не может постигнуть чудес твоих. И снова скажем: велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и достойно хвалы имя твое вовеки по всей земле! И кто не восхвалит, не прославит могущества твоего и твоих великих чудес и благ, устроенных на сем свете! Как чудно устроено небо, и солнце, и луна, и звезды, тьма и свет, и земля, на водах положенная твоим, господи, промыслом! Звери различные, птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И тому чуду дивимся, как, создав человека из праха, дал различные образы человеческим лицам: если даже собрать (людей) со всего света, то не найдется совершенно похожих (друг на друга), но у каждого, по божией мудрости, свое особое лицо. И тому дивимся, как птицы небесные спускаются из воздушных пространств, попадая в наши руки, и не остаются на одной земле, но как сильные, так и слабые разлетаются по всем землям, по божию по­ велению, чтобы наполнились поля и леса: и все то дал бог на пользу людям - на снедь и веселие. Велика, господи, милость твоя на нас, что сотворил ты это угодье ради грешного человека. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, - запоют и веселят человека, а не повелишь, и, голос имея, онемеют. [пр.32]

15. Благословен еси, господи, и хвален зело, сотворивший все те чудеса и красоты! И кто не восхвалит тебя и не уверует всем сердцем и всею душою во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!

16. Дети мои! прочитав эти божественные слова, похвалите бога, давшего нам милость свою, и послушайте от худого моего разума наставления: если не все примете, то (хоть) половину.

17. Если бог смягчит сердце ваше, пролейте слезы о грехах своих, [пр.33] говоря: как блудницу, и разбойника, и мытаря помиловал, так и нас, грешных, помилуй! - и в церкви так молитесь, и ложася.

18. Если можете, ни одной ночи не пропускайте без земных поклонов; если же вам занеможется, то поклонитесь хоть трижды: не ленитесь и не забывайте, что ночным поклоном и пением человек побеждает диявола и избавляется от соделанных за день грехов. [пр.34]

19. В пути, на коне, если не будет ни с кем дела (беседы), [пр.34а] и не знаете иных молитв, повторяйте беспрестанно и втайне: «Господи, помилуй!» Лучше (на устах) эта молитва, нежели размышлять о чем-­нибудь суетном. [пр.35]

20. Всего же прежде - убогих не забывайте, но по силе­ возможности кормите их, наделяйте сироту, вдовицу судите [пр.35а] сами, а не давайте сильным погубить человека. [пр.36]

21. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убивать: если и будет повинен смерти, (все-таки) души христианской не губите. [пр.37]

22. Слово молвив, лихое или доброе, не клянитесь (в подтверждение) богом, не креститеся: нет в том никакой нужды; если же будете крест целовать к братьям или к иному - кому, [пр.38] спросите (сперва) сердце ваше, на чем можете устоять, - и на том целуйте, и, целовавши, блюдите, чтобы нарушением (клятвы) не погубить души своей.

23. С любовию принимайте благословение от епископов, священников и игуменов и не устраняйтесь от них, но любите ихъ и по мере силъ наделяйте, чтобы получить чрез нихъ милость божию [пр.39] .

24. Главное же - не имейте гордости ни в уме, ни в сердце [пр.40] ; говорите: мы смертны: сегодня живы, а завтра в гробе; и все, что ты дал нам, - не наше, а твое; ты поручил нам лишь на краткое время. И в землю (сокровищ) не хороните: то - великий грех [пр.41] .

25. Старого чтите, как отца, а молодых, как братьевъ [пр.42] .

26. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте сами; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока [пр.43] , чтобы посетители ваши не посмеялись над домом вашим и над обедом вашим.

27. На войну вышед, не ленитесь и не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью; стражу расставляйте сами и, все устроив около войска, на ночь ложитесь и раньше вставайте; оружия не торопитесь снимать с себя: не предусмотрев (опасностей) по лености, внезапно человек погибает.

28. Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них погибаетъ душа и тѣло [пр.44] .

29. Во время объезда земель своих не позволяйте бесчинствовать ни своим, ни чужим слугам ни въ селах, ни на полях, чтобы вас не проклинали [пр.45] ; (напротив) куда пойдете и где остановитесь, - напойте и накормите нуждающихся [пр.46] ; особенно же чтите иноземного [пр.47] гостя, откуда бы он ни пришел и кто бы он ни был: простой ли человек, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком, то хоть кушаньем и питьем: странствуя по всем землям, гости разносят о нас или добрую, или худую славу.

30. Больного посетите; проводите усопшего: все мы смертны; не минуйте чедовека, не приветив его и не сказав ему доброго слова [пр.48] .

31. Жен своих любите, но не давайте им власти над собою [пр.49] .

32. Главное же: превыше всего имейте страх божий (в сердце своем). [пр.50]

33. Если всего не запомните, чаще прочитывайте: и мне будет приятно и вам добро.

34. Что знаете доброго, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь: отец мой, например, дома сидя, изучил пять языков, [пр.50а]  - и в этом честь от других земель. Леность всему мать: что умеет, то забудет; чего не умеет, тому не научится. [пр.51]

35. Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего - к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане. Воздав богу утреннюю хвалу, потом, когда увидите восходящее солнце, опять прославьте бога с радостью и скажите: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой красный», - и еще: «Господи, приложи мне лето к лету, дабы я, раскаявшись во грехах и исправив жизнь мою, мог восхвалить тебя». [пр.52]

36. Потом садитесь думать с дружиною или судить людей, или отправляйтесь на охоту, или по своим землям, (а в полдень) ложитесь спать: полуденное спанье присуждено от бога: в эту пору почивают и звери, и птицы, и люди. [пр.53]

37. А теперь, дети мои, расскажу вам о трудах моих, походах и ловах, с тринадцатилетнего возраста. [пр.54]

38. а. Первый поход мой был к Ростову; шел через землю вятичей; меня послал отец, сам же он пошел к Курску… [пр.55] На зиму (1077 г.) ходил с Святополком под Полоцк; обожгли этот город; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск (р. Одров?), воюя; потом к Чернигову…

б. Всеслав пожег Смоленск; я бросился с черниговцами о двуконь, но не застал его в Смоленске; шел следом за Всеславом, пожег землю и, повоевав до Лукомля и Логожска, (повернул) воюя на Дрютеск к Чернигову…

в. В туже зиму половцы повоевали весь Стародуб; я пошел (против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их - Асадука и Саука, а дружину их избили…

г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

е. И вот ныне иду к Ростову

ж. После Рождества (спустя несколько лет после описанного) заключили мир с Аепою (половецким князем) и, взяв у него дочь [пр.56] , пошли к Смоленску, а потом к Ростову…

з. И потом, не стерпев злобы Ярослава, ходил на него к Владимиру (- Волынскому) [пр.57] .

и. Из Чернигова (многократно) ездил в Киев к отцу и делал переезд с утра до вечерен [пр.58] .

39. Всех походов совершил 83 больших, а прочих, меньших, не упомню; заключил 19 миров с половецкими князьями при отце и после отца .

40. А вот как я трудился на охоте… и вот что делал в Чернигове: коней диких в лесных дебрях вязал своими руками, по десяти и по двадцати живых коней; кроме того, и по Роси охотясь, ловил своими руками диких коней; два буйвола метали меня на рогах вместе с конем; бодал олень; два лося - один ногами топтал, а другой бодал рогами; кабан с бедра меч сорвал; медведь у колена подклад прокусил, волк (лютый зверь) вскочил на меня и опрокинул коня вместе со мною, - и бог невредимо меня сохранил [пр.60а] .

41. Много раз падал с коня; дважды разбивал голову, ранил руки и ноги, и вообще в юности много раз ранил себя, не берег жизни и не щадил головы своей.

42. Что нужно было делать моему отроку (слуге), то делал я сам, на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и холод, не давая себе покоя; [пр.61] на посадников и на бирючей не полагался, а делал сам, что было нужно; все распорядки в дому чинил сам и сам наблюдал за конюшнями, за псовой, соколиной и ястребиной охотой.

43. Последнего простолюдина и убогой вдовицы не давал в обиду сильным; сам следил за исполнением церковных обрядов и служб.

44. Не осудите меня, дети мои или иной кто, прочитавший (эти строки), - я не кичусь своей отвагой, но восхваляю бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет сохраняет от смертного часа, что он создал меня, худого, неленивым и на всякое дело способным.

45. Прочитав это поучение, поспешите на добрые дела, славя бога и святых его.

46. Не боясь смерти ни на войне, ни от зверя, делайте, дети, свое «мужеское дело», какое пошлет вам бог: и как я - и на войне, и от зверя, и от воды (подвергался опасности) и с коня падал (но не вредим остался), - так и из вас никто не может ни пострадать, ни погибнуть, если не будет повелено от бога; а если от бога будет назначена смерть, то ни отец, ни мать, ни братья отнять (из рук ее) не могут: хорошо беречься самому, но еще лучше полагаться на бога.

во всём мире, поскольку автор умер по крайней мере 100 лет назад.

Общественное достояние Общественное достояние false false

памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу. Жанр поучений детям был широко распространен в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков. Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие. Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

«ПОУЧЕНИЕ», «Поучение детям» Владимира Мономаха

памятник древнерус. лит-ры и пед. мысли. Автор - великий князь киевский, полит. и воен. деятель, писатель (1053-1125).

Произведение состоит из трех, первоначально самостоятельных частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма («Грамотицы») князю Олегу Свя-тославичу, к-рые впоследствии были объединены автором. «Поучение» сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи под 1096. Но очевидно, что окончательный вариант был написан позднее, к концу жизни Владимира Мономаха.

Жанр поучений детям был широко распространен в европ. культуре средневековья. Автор адресовал произведение своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращенный в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение полит. завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собств. жизни. Он стремился уберечь гос-во от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христ. вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков и предостеречь их от гибельной политики.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слезы и милосердие. Покаяние - это признание своих недостатков, стремление избежать ошибок, честность перед собой и людьми. Слезы - сокрушение о своих неблаговидных поступках, понимание бренности человеческой жизни. Милосердие - внимание к бедным и слабым.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное муж. дело - защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В представлении автора, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, к-рые должны были стать основой полит. единения Руси.

«Поучение» содержит многочисл. цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности. Написанное с большим лит. мастерством, оно отражает черты творческой индивидуальности автора.

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли - плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта - возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями - и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь - страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Один из самых проникновенных и нравственных памятников древнерусской литературы был составлен незадолго до смерти Владимира Мономаха и стал, по сути, духовным завещанием князя. С тех времен прошло почти 900 лет, однако призыв пожившего, опытного и мудрого человека к своим детям и внукам актуален и в наши дни.

Дети Владимира Всеволодовича Мономаха

Все потомки великого князя были рождены в двух браках. Но, к сожалению, даты появления на свет большинства из них не известны. Поэтому сейчас трудно сказать точно, кого родила каждая из жен князя. Историки предполагают, что первая супруга – дочь английского короля Гита Уэссекская родила Мономаху шесть сыновей — Мстислава, Изяслава, Святослава, Романа, Ярополка и Вячеслава.

Другая супруга – гречанка Ефимия оставила князю трех дочерей – Марию (Марицу), Евфимию и Агафию, а также двух сыновей – Юрия и Андрея. Чтобы было понятно какие переживания испытывал Мономах как родитель, нужно упомянуть, что, по крайней мере, два его сына умерли еще при жизни великого князя.

Обращение ко всем, кто прочтет последнюю волю

Поучение, ставшее настоящим духовным завещанием, безусловно, было адресовано не только кровным детям Владимира Мономаха. В своем последнем тексте великий князь обратился ко всем своим подданным и их еще не родившимся потомкам.
В этом документе Владимир Мономах старается передать детям и внукам нормы нравственности, культивируемые христианством и его собственным жизненным опытом. Он призывает всех иметь в сердце Божий страх и делать в жизни добро, ведь земные дни любого человека очень быстротечны, а уйти в мир иной, не раскаявшись в собственных грехах, очень страшно.

Князь учит потомков, что праведности можно достигнуть не только в посте и монашеской жизни. Если свершить даже маленькое дело, но сделать это с желанием помочь ближнему и большим усердием, оно обязательно будет засчитано.

Поучение изобилует практическими наставлениями. Мономах считает, что не нужно лениться и нельзя никогда пренебрегать возможностью получать новые знания. И князь приводит в пример своего отца Всеволода Ярославовича, любимого сына князя Ярослава Мудрого. Тот самостоятельно сумел выучить пять языков. И за это Всеволода очень уважали за рубежом.

А еще князь призывает оказывать почтение старшим, в военное время не расставаться с оружием и не уповать полностью на военноначальников, запрещать слугам делать вред крестьянам, а также любить свою супругу, но не наделять ее полной властью. Мономах просит детей быть верными собственным обещаниям, становиться отцами для своих народов и защищать слабых.

Мономах рассказывает о своей жизни

Детство будущего великого князя прервалось в 13-ти летнем возрасте. Именно тогда отец Владимира поставил его княжить Ростовом. И юный отрок отправился с вверенным ему войском в дальний поход – знакомиться со «своими» городами. В 60-е годы XI века это был настоящий «медвежий угол» Руси. Жившие здесь финно-угорские племена еще исповедовали язычество и занимались охотой, рыбалкой и другими промыслами. В голодные годы они выходили из подчинения христианских князей и могли напасть на проезжающие обозы. Поэтому юному Владимиру пришлось проявить немалое мужество во время первой поездки по своим владениям.

В Поучении князь рассказывает, что в жизни ему довелось совершить 83 больших похода по Руси. Он описывает свое увлечение охотой и сообщает, что в Чернигове даже умел поймать дикую лошадь голыми руками. Однако, повествуя о себе, Мономах оговаривается, что меньше всего хотел хвастать собственными смелостью и удалью. А написал о событиях своей жизни, чтобы поблагодарить Господа, который все эти годы защищал его от бед. И еще одна важная мысль – князь призывает всех быть смелыми и не бояться смерти. Потому что время окончания земной жизни определяется Волей Божьей.

Призыв к примирению и любви

Сама идея зафиксировать в слове собственную волю и рассказать о своем жизненном пути появилась у великого князя во время похода на Волгу. Он встречался с послами, которые прибыли от его братьев. Они хотели объединиться с Мономахом, выступить против сыновей князя Ростислава Владимировича и отнять принадлежащие им земли. И поставили ему условие: в случае отказа, Мономах лишится их помощи. Великий князь был очень огорчен разгорающейся междоусобной войной, пытался найти утешение в чтении Псалтыря и именно тогда решил написать текст обращения к потомкам.

Последняя часть Поучений адресована двоюродному брату Мономаха – Олегу Святославовичу. Великий князь жаждет примирения с ним и увещевает Олега покаяться. Ведь именно в междоусобной войне с Олегом Святославовичем погиб сын Владимира Мономаха – Изяслав. Великий князь и его супруга очень тяжело переживали потерю сына. Однако Мономах нашел в себе силы призвать князя Олега к миру. Он писал двоюродному брату, что живые не в силах возвратить мертвых. И то, что тот пытается добиться насилием, можно получить от родственников как знак искренней любви и расположения.

Для нас древний текст, составленный Мономахом, живой пример отеческой любви и большой государственной мудрости – проникновенные последние слова мудрого человека, которые, без условно, были услышаны его потомками.

С уважением,
Юлия Козлова

Вам будет интересно:


Как воспитать уверенного в себе человека? 7 навыков, которые позволят вам научить детей решать проблемы

нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053-1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья:
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию...
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и, увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...»

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - 1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах...

    Педагогический терминологический словарь

  • - журнал детских игр и воспитательных пособий; основан в 1880 г. в СПб., но вышел только один выпуск. Издателем и редактором был И. И. Горбунов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. поучать. 2. Наставление, назидательный совет. Родительские поучения...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОУЧЕ́НИЕ, поучения, ср. 1. Назидательный совет, наставление. «И твои останки людям милы, и укор, и поученье в них.» Некрасов. Надоели мне твои поучения. 2. Проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни...

    Толковый словарь Ушакова

  • - поуче́ние ср. 1. процесс действия по гл. поучать 2. Назидательный совет, наставление. 3. Проповедь, речь, содержащая в себе наставление о жизни. отт. Жанр древнерусской литературы, включающий в себя такую проповедь...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - поуч"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  I сущ. поручительство.     . II сущ. размышление...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Живи всяк своим добром да своим горбом! См. СВОЕ -...
  • - Своим горбком, своим домком да своим умком...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - детьми,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 не свойственный детскому возрасту недетский...

    Словарь синонимов

  • - наставление, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок...

    Словарь синонимов

"ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ" в книгах

Дать своим детям…

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Дать своим детям… В отрочестве меня согревала мечта: дать когда-нибудь своим детям то, чего мне не дали мои родители. Постепенно это стало моей навязчивой идеей: я должна дать своим детям то, чего не дали мне мои родители. А иначе как разорвать цепочку нелюбви? Точнее:

автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ.

Из книги Записки опального директора автора Гимельфарб Натан

ДЕТЯМ И ВНУКАМ СВОИМ ПОСВЯЩАЮ. Дорогие мои дети и милые внуки!После того, как мы с Вами отметили моё семидесятилетие, и пошёл отсчёт годам восьмого десятка, я стал ощущать приближение своего жизненного финала. Оглядываясь на прожитые годы, я всё отчётливее понимаю, что

«Актриса не может составить счастья своим детям…»

Из книги автора

«Актриса не может составить счастья своим детям…» В год, когда в городе Бостоне, штат Массачусетс, родился Эдгар По, в далеком от Америки английском Бирмингеме вышли мемуары известной английской актрисы Энн Холбрук. Она писала:«Актриса не может составить счастья своим

Народ дает бессмертие своим детям

Из книги Анатолий Серов автора Чалая Зинаида Акимовна

Народ дает бессмертие своим детям «Правда» писала в эти дни: «Имена Анатолия Серова и Полины Осипенко знала вся страна, знал мир. Они были знамениты, окружены славой. На них смотрели с восторгом и любовью всюду, где они появлялись. Но большевистская скромность и простота

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни

Из книги Как уцелеть среди акул автора Маккей Харви

Глава VI Как помочь своим детям преуспеть в жизни Тот, кто сидит напротив вас за обеденным столом, враждебно на вас уставившись, в недалеком времени окажется в кабинете своего возможного работодателя, который будет сидеть напротив него за своим письменным столом.Возможно,

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Самый худший совет, какой вы можете дать своим детям Если вы родились до 1930 года, то для вас слова «учись, получай хорошие отметки и найди стабильную работу» были хорошим советом. Но для большинства читателей данной книги это плохой совет.Почему? Отвечу в двух словах:

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям

Из книги Как поработить мир за 6 месяцев. 101 понятный совет для решения проблем при помощи фэншуй автора Покровский Дмитрий

10 вещей, которые нужно перестать говорить своим детям 1. Отличная работа!Почему плохо так говорить: при частых похвалах за пустяковые дела, которые дались ребенку без особых усилий, возникает привыкание к «легкой награде». А это приводит к тому, что теряется мотивация

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Поучение детям» Владимира Мономаха Особое место в жанре поучений занимает сочинение, принадлежащее перу Великого Киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125).В 1078 году отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему

Как делать подарки своим детям

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Как делать подарки своим детям Вы можете делать подарки своим детям таким образом, что это будет помогать им расти, но можете делать подарки и так, что они принесут больше вреда, чем пользы. Вот несколько советов, которые нужно иметь в виду, когда дарите что-то своим

Родители внушают чувство вины своим детям

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Родители внушают чувство вины своим детям Манипуляция «Несчастная женщина» Мать регулярно дает понять ребенку, что именно из-за него она не устроила личную жизнь: «Я бы не раз могла выйти замуж, но боялась, что отчим будет плохо к тебе относиться» или «Кому я нужна с

85. Чем родители реально могут помочь своим детям?

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

85. Чем родители реально могут помочь своим детям? Каждая душа приходит в этот мир реализовать себя, а не жертвовать собой ради другого. Чтобы не бояться за детей, нужно использовать одно средство – пространство любви между родителями. Это поистине универсальное средство

Почему родители завидуют своим детям

Из книги Искусство жить [Реальные истории расставания с прошлым и счастливых перемен] автора Гросс Стивен

Почему родители завидуют своим детям Несколько лет назад у меня была пациентка, которую я назову Амирой. В двадцатисемилетнем возрасте она попала в серьезную автомобильную аварию – машину, которой управляла Амира, занесло и выбросило на разделительную полосу на трассе

«Исповедуйтесь детям своим»

Из книги Литературная Газета 6459 (№ 16 2014) автора Литературная Газета

«Исповедуйтесь детям своим» Священник Владимир НЕЖДАНОВ МАТЕРЬ БОЖИЯ Матерь Божия тихо склонила Над землёю небесный покров, Вздоха даже не проронила, И молитва осталась без слов. И во веки веков сохранила Русь святую, Родительский Кров. ...И страдает Она о ночлеге Всех

Различные наставления детям своим, монахам

Из книги Поучения автора Великий Антоний

Различные наставления детям своим, монахам 1Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нём, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей.Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то



Поделиться